Задачи, особенности организации и структура вспомогательных и обслуживающих производств
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Выделение в структуре современного предприятия основных, вспомо-гательных и обслуживающих производств есть следствие единичного раз-деления труда. Именно оно определяет задачи каждого из этих производств, указанные в разделе 1.1.

Особенностями организации вспомогательных и обслуживающих про - изводств, отличными от организации основного производства, можно назвать следующие:

· продукция этих производств (энергия, инструмент, ремонтные и тра-нспортные услуги и др.) является в настоящее время такой же товарной продукцией предприятия, как и продукция основного производства. В це-лях повышения доходности своей деятельности предприятия продают на сторону товары и услуги любых производств, если на эти товары и услуги есть внешний спрос;

· следствием выше сказанного является преобразование подразделений вспомогательных и обслуживающих производств предприятий в самос-тоятельные специализированные хозяйствующие субъекты или в доче р -ние акционерные общества, которые строят свои отношения с подразде-лениями основного производства на договорной основе. Понятно, что по-добная реструктуризация, а, точнее, разукрупнение существующих пред-приятий экономически целесообразно только при условии достаточно бо-льшого объёма заказов на продукцию таких вновь создаваемых экономи-ческих субъектов;

· существенное отставание по уровню организации производства от ос- новных подразделений предприятия. Имевшая место на протяжении мно-гих лет недооценка роли вспомогательных и обслуживающих произ-водств в решении задачи повышения эффективности деятельности предп-риятия в целом привела к тому, что в настоящее время на них не внедре-ны передовые методы организации производства (см. тему 3), не анализи-руется уровень этой организации на предмет поиска резервов её улучше-ния (см. тему 4 и раздел 5.1) и т.д.

Последняя особенность является проблемой, настоятельно требующей скорейшего решения, так как вспомогательные и обслуживающие произ вод -ства сейчас представляют собой весомый элемент инфраструктуры предп - риятия, без удовлетворительной работы которого вообще невозможен нор - мальный ход производственного процесса. Так, в машиностроении числен-ность рабочих вспомогательных и обслуживающих производств составляет 54 % всех рабочих, но в зависимости от размера предприятия структуры этих производств могут быть разными. На крупных заводах, например, все вспомогательные и обслуживающие производства представлены отдельными функциональными службами (главного механика, главного энергетика, глав-ного метролога и т.д.) или, как уже указывалось, соответствующими дочер-ними предприятиями. Наиболее распространенными (их имеют 97 % маши-ностроительных заводов) и крупными (численность работающих в одном це-хе достигает 600–700 человек) являются инструментальные и транспортные цеха. Более того, на очень крупных предприятиях с годовым грузооборотом более 1,5 млн. тонн только транспортных цехов необходимо иметь три – же-лезнодорожный, автотранспортный и внутризаводского безрельсового транс-порта. Аналогично, служба главного механика крупного предприятия имеет в своём составе отдельные цеха по ремонту механической, электрической и электронной частей оборудования. С уменьшением объёма производства наб-людается объединение различных видов вспомогательных и обслуживаю-щих производственных процессов в одном производственном подразделении. Так, на средних и мелких машиностроительных заводах наиболее часто в од-ном цехе выполняются работы по ремонту оборудования и по обеспечению энергоснабжения предприятия. Но в любом случае структура и размер вспо - могательного или обслуживающего производства определя ю тся экономиче- ской целесообразностью.

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 247.