Производственные | Потребительские | |
Технические | Трудоемкость изготовления, мате-риалоёмкость, энергоёмкость, тех-нологичность изготовления, уро-вень стандартизации и унифика-ции, производительность труда, интегральный и частные показа-тели организации производства (см. тему 4), инновационность (время жизненного цикла) про-дукции, степень патентной защи-щенности (чистоты) | Безотказность работы (наработка на отказ), сохраняемость (стабильность во времени) уровня эксплуатацион-ных свойств, эргономические пока-затели, экологичность использова-ния, безопасность и простота эксп-луатации, ремонтопригодность |
Экономические | Капиталовложения в производство (стоимость основных фондов), се-бестоимость (сумма операцион-ных затрат), оптовая цена, рента-бельность производства и продаж, приведённые затраты | Себестоимость единицы работы, выполняемой изделием (эксплуата-ционные издержки), розничная це-на изделия, длительность и стои-мость ремонта (обслуживания), срок гарантии |
свойств называются показателями качества продукции. По степени возрас-
тания числа учитываемых при их оценке свойств и сложности процедуры этой оценки (рис. 6.3) бывают:
· единичные показатели качества, характеризующие какое-либо одно свойство продукции. Из приведенных в табл. 6.2 четырех видов этих свойств к таковым относится, например, материалоемкость и срок га-рантии;
Рис. 6.3. Соотношение показателей качества продукции
· комплексные показатели качества, представляющие собой сумму (как правило) нескольких единичных его показателей. Так, сумма времени безотказной работы изделия и времени сохраняемости на надлежащем уровне его служебных свойств (там же) называется надежностью. Ва-жнейшим комплексным показателем качества продукции является так-же её себестоимость (снова см. табл. 6.2);
· интегральные показатели качества отличаются от предыдущих бóль-шим числом учитываемых свойств (см. рис. 6.3) и более сложной (нап-ример, методом средневзвешенного) процедурой их вычисления – име-ется в виду интегральный показатель организации производства (см. тему 4 и табл. 6.2)
· обобщающие показатели качества выступают оценочной базой, на ос-новании которой принимается решение об уровне какой-либо совокуп-ности свойств продукции в целом – качества производства (технологи-чность и приведенные затраты), качества ремонта (ремонтопригод-ность) или качества потребления (розничная цена единицы изделия).
Определение значений единичных показателей качества производится с помощью измерительной техники опытным путем, но есть единичные же показатели, определяемые расчетом (та же материалоемкость, например). Показатели качества следующих трех групп (см. выше) находятся только ра-счетом. Для оценки некоторых свойств продукции, например, эргономично-сти, применяются органолептический метод или экспертная оценка.
Необходимый уровень всех – измеряемых, рассчитываемых и прочих – свойств продукции призвана обеспечить, как уже указывалось, комплексная система управления качеством всей нашей страны, базирующаяся на меж-дународных стандартах ИСО серии 9000 Международной же организации по стандартизации ISO (International Standarts Organization). Первая редакция этих стандартов была разработана еще в 1987 году, а в 2015 году была вы-пущена уже пятая их редакция.
Согласно этим стандартам данная система построена в соответствии с концепцией всеобщего управления качеством, или концепцией TQM (Total Quality Management). Её управляющая подсистема – трехуровневая. Верхний иерархический уровень управления качеством продукции представлен Феде-ральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Ростех-регулирование) в составе правительства РФ, на уровне отраслей промышлен-ности – техническими отделами и инспекциями по качеству соответствую-щих министерств, наконец, нижний иерархический уровень данной управляю-щей подсистемы – это метрологическая служба предприятия (технические отделы служб главного конструктора и главного технолога, отделы стандар-тизации, унификации, сертификации и технического контроля). Данный уро-вень – самый представительный, аппарат технического контроля предприя-тия – это 3–10 % от числа рабочих. Руководитель метрологической службы предприятия – заместитель директора по качеству продукции, он же главный метролог. Управляемой же подсистемой является совокупность стадий жиз-ненного цикла продукции, образующая т.н. «петлю качества» (рис. 6.4) –
Рис. 6.4. Петля качества
замкнутую последовательность мер, определяющих качество изделий или процессов (продукции или технологии соответственно) на всех этапах этой последовательности, начиная с исследования потребности в продукте и зака-нчивая его утилизацией, как отслужившего свой срок, т.е., завершившего свой жизненный цикл.
На предприятии главным инструментом обеспечения требуемого уров-ня качества является технический контроль – проверка соответствия про-дукции или процесса установленным техническим требованиям. Виды техни-ческого контроля классифицируются по следующим признакам, как прин-ципам его организации.
По стадиям производственного процесса различают входной конт-роль, предназначенный для проверки качества материалов, полуфабрикатов, инструмента и приспособлений до начала производства, промежуточный или пооперационный контроль, выполняемый по ходу технологического про-цесса, окончательный приемочный контроль, проводимый над готовой про-изводственной продукцией всех видов (деталями, сборочными единицами, узлами и готовыми изделиями), а также контроль транспортировки и хра-нения этой продукции.
По степени охвата продукции различают:
– сплошной или 100 %-ный контроль, применяемый:
· при ненадежности качества поставляемых материалов, полуфабрика-тов, инструментов и приспособлений;
· после операций, имеющих решающее значение для качества последую-щей обработки или сборки;
· при изготовлении изделий ответственного назначения (например, обо-ронной продукции).
– выборочный контроль, осуществляемый не для всего объема производи-мой продукции, а только по отношению к определенному его проценту. Применяется:
· при большом числе одинаковых деталей;
· при высокой степени устойчивости и стабильности технологического процесса;
· после второстепенных операций.
По месту выполнения различают:
– стационарный контроль, выполняемый в стационарных контрольных пун-ктах (например, в центральной заводской лаборатории), создаваемых:
· при необходимости проверки большого числа одинаковых видов про-дукции, которые требуют наличия в подобных пунктах производите-льной, и потому сложной измерительной аппаратуры;
· при возможности включения такого пункта в поток заключительных операций производственного процесса.
– скользящий контроль, выполняемый непосредственно на рабочих местах при:
· проверке громоздких изделий, неудобных для транспортировки;
· возможности применения простых мерительных инструментов (напри-мер, калибров).
По времени выполнения различают непрерывный и периодический кон-троль.
По способам выявления и предупреждения брака различают:
· летучий контроль, выполняемый контролером произвольно, в процессе систематического обхода закрепленных за ним рабочих мест;
· кольцевой контроль, когда за контролером закрепляется определенное количество рабочих мест, которые он периодически обходит «по коль-цу» в соответствии с жестким временным графиком;
· статистический контроль, являющийся формой периодического вы-борочного контроля (см. выше), основанного на математической ста-тистике и позволяющего обнаружить и устранить отклонения от нор-мального хода технологического процесса раньше, чем эти отклонения приведут к браку;
· текущий предупредительный контроль, выполняемый с целью предуп-реждения брака в процессе производства, включающий контроль со-блюдения технологических режимов, входной контроль используемых материалов и оснастки и т. д.
По влиянию на возможность дальнейшего использования продукции различают разрушающий и неразрушающий контроль.
По степени механизации и автоматизации различают:
· ручной контроль, выполняемый без применения какой-либо измерите-льной техники;
· механизированный контроль с использованием данной техники и мери-тельного инструмента;
· автоматизированный контроль, когда измерительная техника предста-вляет собой совокупность машин-полуавтоматов (см. раздел 1.1);
· автоматический контроль, когда в рамках «безлюдного производства» (см. тему 4) отсутствуют рабочие, выполняющие не только технологи-ческие, но и контрольные операции).
По степени связи с управлением технологическим процессом разли-чают активный или адаптивный контроль, когда отклонения от нормального хода этого процесса с помощью обратной связи автоматически корректиру-ются системой управления, и пассивный контроль, который просто фикси-рует такие отклонения.
Кроме видов существуют следующие методы технического контроля, выделяемые по его физической сути:
§ визуальный осмотр, позволяющий установить отсутствие поверхност-ных макродефектов;
§ измерение размеров заготовок и деталей с целью оценки точности вы-полнения этих размеров;
§ оценка точности геометрической формы и шероховатости поверх-ностей заготовок и деталей после обработки;
§ лабораторный анализ, имеющий целью определение химического сос-тава материалов, из которых изготавливается продукция, а также опре-деление их физических и химических свойств;
§ механические испытания для определения механических свойств этих материалов, а также для оценки прочности неразъемных сборочных сое-динений;
§ физико-технические методы исследования микроструктуры применя-емых материалов с использованием ультразвука, спектро- и рентгено-скопии, метода радиоактивных изотопов и т.д.;
§ контрольно-сдаточные испытания, проводимые для оценки эксплуа-тационных качеств изделия в целом.
Основными технико-экономическими показателями работы служ-бы технического контроля и управления качеством продукции предпри-ятия являются:
– процент сдачи годной продукции с первого предъявления и изменение этого процента по отношению к предыдущему периоду;
– динамика возвратов продукции с последующих стадий производства на доработку;
– число рекламаций (письменных претензий потребителей к качеству продукции) в адрес предприятия;
– стоимость бракованной продукции и её доля в объеме выпуска.
Стратегическое направление развития службы технического контро-ля и управления качеством продукции предприятия – это внедрение концеп-ции TQM на базе стандартов ИСО серии 9000 (см. выше). Такое заимст-вование российскими предприятиями передового опыта разных стран и инно-вационных принципов менеджмента качества позволит обеспечить конкурен-тоспособность их продукции, как на внутреннем, так и на внешнем рынке.
6.7. Организация материально-технического обеспечения предпри-ятия
Последнее из обслуживающих производств – складское хозяйство пре-дприятия – является главной составляющей службы его материально-тех-нического обеспечения (снабжения). Значимость данной службы для основ-ного производства определяется тем, что доля материальных затрат в себес-тоимости продукции машиностроения составляет 35–75 %, а удельный вес материальных запасов может достигать 50 % от общей суммы оборотных средств предприятия.
Задачами службы материально-технического обеспечения являются:
· своевременное, бесперебойное и полное обеспечение предприятия и его производственных подразделений всеми необходимыми материаль-ными ресурсами в соответствии с технологией производства;
· организация, хранение и учет материалов на складах, а также подготов-ка материалов к потреблению (выдаче);
· поддержание запаса материалов на складах не ниже минимально необ-ходимого объема (страхового запаса).
Состав данной службы включает отдел материально-технического обеспечения и складское хозяйство предприятия. Функциями отдела матери-ально-технического обеспечения являются:
– расчет потребности в материальных ресурсах и составление плана их закупок;
– анализ и установление норм расхода материалов;
– контроль проведения складских операций, а также хранения и учета материалов на складах.
Службу материально-технического обеспечения возглавляет началь-ник, подчиненный непосредственно заместителю директора крупного предп-риятия по маркетинговой деятельности или заместителю директора неболь-шого предприятия по общим вопросам.
Складское хозяйство предприятия образуют склады сырья, материа-лов, топлива, полуфабрикатов, инструмента, оборудования и запасных час-тей, готовой продукции, производственных отходов и утиля. По масштабу хранения выделяют общезаводские и внутрипроизводственные (цеховые) склады и кладовые. По конструктивному оформлению различают склады открытые (хранение, например, сыпучих материалов под открытым небом на специально оборудованных площадках), полузакрытые (с навесами) и за-крытые (в виде помещений). Техническое оборудование складов определя-ется видом хранимых материалов, их размерами и агрегатным состоянием, а также условиями хранения и существующей системой транспортного обслу-живания складского хозяйства предприятия. Таким оборудованием являются стеллажи, мостовые краны, монорельсы, краны-штабеллеры, авто- и элект-рокары, а также средства измерения (весы, счетчики, мерники и др.).
Норма расхода материала – это максимально допустимый его расход на единицу продукции (готовое изделие, сборочный узел, или деталь, см. раз-дел 2.1), работы, стоимости или времени. Действующие на машиностроите-льных предприятиях нормы расхода материалов классифицируются следую-щим образом:
§ по использованию материала в производстве – нормы расхода основ-ных и вспомогательных материалов;
§ по времени действия – перспективные (долгосрочные), годовые и опе-ративные (текущие) нормы расхода материалов;
§ по объектам нормирования – нормы расхода материала на изделие в целом, на его узел и на деталь изделия (см. выше), а также на едини-цу работы (например, на 1 000 станко- или человеко-часов), на едини-цу стоимости (например, на 1 000 руб. валовой продукции) или на единицу времени (например, годовой или суточный расход материала).
Потребность в материале каждого наименования определяется как произведение программы выпуска продукции или объема работы соответ-ствующего вида (см. выше) на норму расхода этого материала.
Главным технико-экономическим показателем работы складского хозяйства предприятия является коэффициент использования площади скла-да КИПС
КИПС = SП / S
, где SП и S – полезная (непосредственно занятая хранимыми материалами) и общая (учитывающая вспомогательную площадь для проездов, проходов, для расположения весов и рабочих мест кладовщиков) площадь склада соответ-ственно.
Основным направлением совершенствования работы складского хозяй-ства предприятия следует считать сокращение затрат на приобретение, доставку, хранение и выдачу материалов. В настоящее время общеприз-нанным средством достижения подобной цели является внедрение автома-тизированных складов в составе ГПС разного уровня (см. раздел 3.2.3).
Вопросы для самоконтроля
К разделам 6.1 – 6.4
1. Состав вспомогательных и обслуживающих производств предприятия и особенности их организации.
2. Актуальность повышения уровня организации вспомогательных и обслуживающих про-изводств предприятия.
3. Централизованная и децентрализованная системы организации ремонтного хозяйства предприятия.
4. Состав и сущность работ системы планово-предупредительного ремонта оборудования.
5. Нормативы системы планово-предупредительного ремонта оборудования.
6. Показатели деятельности ремонтного хозяйства предприятия и направления его разви-тия.
7. Состав технологической оснастки и уровень затрат на её изготовление.
8. Структура инструментального хозяйства предприятия и схема внутризаводского обра-щения технологической оснастки.
9. Порядок планирования деятельности инструментального хозяйства предприятия.
10. Направления совершенствования организации инструментального хозяйства предприя-тия.
11. Задачи энергетического хозяйства предприятия и особенности его функционирования.
12. Состав и задачи подразделений общезаводского и цехового энергетического хозяйства предприятия.
13. Структура топливно-энергетического баланса предприятия.
14. Технико-экономические показатели работы энергетического хозяйства предприятия и направления совершенствования его организации.
К разделам 6.5 – 6.7
1 Структура транспортного хозяйства предприятия и виды применяемых на заводах тран-спортных средств
2. Последовательность организации транспортного обслуживания производства.
3. Технико-экономические показатели работы транспортного хозяйства предприятия и пу-ти улучшения его организации.
4. Понятие качества продукции и виды её свойств, которые определяют его уровень
5. Виды показателей качества продукции и особенности их оценки.
6. Сущность и структура комплексной системы управления качеством.
7. Виды технического контроля по стадиям производственного процесса, по степени ох-вата продукции, по месту и времени выполнения.
8. Виды технического контроля по способам выявления и предупреждения брака, по вли-янию на возможность дальнейшего использования продукции, по степени механизации и автоматизации, по степени связи с управлением технологическим процессом.
9. Технико-экономические показатели работы и направления развития службы техничес-кого контроля и управления качеством продукции предприятия.
10. Методы технического контроля и области их применения.
11. Задачи и состав службы материально-технического обеспечения предприятия.
12. Классификация норм расхода материала. Технико-экономические показатели и направ-ления совершенствования работы складского хозяйства предприятия.
Тесты
По разделам 6.1 – 6.4
1. Выделение в структуре предприятия основных и вспомогательных производств – следствие реализации принципа
· экономичности
· специализации
· гибкости
, как принципа эффективной организации производства.
2. Товарной является продукция
· основных
· вспомогательных
· основных и вспомогательных
производств.
3. Вспомогательное производство может быть
· самостоятельным хозяйствующим субъектом
· дочерним акционерным обществом предприятия
· самостоятельным хозяйствующим субъектом и дочерним акционерным обществом предп-риятия.
4. Количественные показатели реализации принципов эффективной организации производства оцениваются для
· основных
· вспомогательных
· обслуживающих
производств.
5. Рабочие вспомогательных и обслуживающих производств составляют
· менее половины
· половину
· более половины
численности рабочих предприятия.
6. Затраты на ремонт оборудования в машиностроении составляют около
· 10 %
· 20 %
· 30 %
от себестоимости продукции.
7. Отдел главного механика – структурное подразделение
· основного
· вспомогательного
· обслуживающего
производства.
8. Мелкие предприятия имеют
· децентрализованную
· централизованную
· смешанную
систему организации ремонтного хозяйства.
9. Система планово-предупредительного ремонта оборудования включает работы по его
· ремонту
· обслуживанию
· ремонту и обслуживанию.
10. В себестоимость продукции включаются затраты на
· техническое обслуживание
· малый ремонт
· техническое обслуживание и малый ремонт
оборудования.
11. Средний ремонт оборудования, проводимый с периодичностью более года, оплачивается за счет
· общепроизводственных расходов
· амортизационных отчислений
· общепроизводственных расходов и амортизационных отчислений.
12. За счет амортизационных отчислений осуществляется
· средний
· капитальный
· средний и капитальный
ремонт оборудования.
13. Плановыми являются
· малые
· средние и малые
· капитальные, средние и малые
ремонты оборудования.
14. Длительность межремонтного цикла – это период времени между двумя очередными
· капитальными ремонтами
· модернизациями
· капитальными ремонтами или модернизациями
оборудования.
15. Виды оборудования различаются между собой
· категорией
· группой
· категорией и группой
ремонтной сложности.
16. Съем ремонтной продукции с 1 м2 площади ремонтных подразделений – показатель
· экономической эффективности
· качества
· экономической эффективности и качества
деятельности ремонтного хозяйства предприятия.
17. Централизация ремонтного производства позволяет повысить показатели
· экономической эффективности его работы
· качества его работы
· экономической эффективности и качества его работы.
18. Какое выражение является верным?
· станочные приспособления – часть технологической оснастки
· технологическая оснастка – разновидность станочных приспособлений
· понятия «станочные приспособления» и «технологическая оснастка» означают одно и то же.
19. В инструментальном хозяйстве предприятия задействовано до
· 10 %
· 15 %
· 20 %
численности его производственного персонала.
20. Для единичного и мелкосерийного производства затраты на технологическую оснастку сос-тавляют до
· 5 %
· 15 %
· 30 %
от стоимости оборудования.
21. Инструментальное хозяйство подчиняется главному
· технологу
· инженеру
· конструктору
предприятия.
22. Инструментальный отдел (управление) занимается
· планированием объема
· изготовлением
· приобретением
технологической оснастки.
23. Расход технологической оснастки определяется
· технологией изготовления и объемом производства продукции
· объемом производства продукции и ресурсом работы оснастки
· ресурсом работы оснастки и технологией изготовления продукции.
24. Использование универсально-сборных и универсально-наладочных приспособлений позво-ляет снизить трудоемкость
· изготовления
· восстановления
· изготовления и восстановления
технологической оснастки.
25. Энергетическое хозяйство предприятия вырабатывает
· энергоресурсы
· энергоносители
· энергоресурсы и энергоносители.
26. Более высокий, по сравнению с другими вспомогательными и обслуживающими производ-ствами, уровень затрат энергетического хозяйства обусловлен
· большими объемами потребляемых энергоносителей
· суточной неравномерностью потребления энергии
· большими объемами потребляемых энергоносителей и суточной неравномерностью пот-ребления энергии.
27. Энергия, потребляемая на производственные нужды, обеспечивает работу
· активной
· пассивной
· активной и пассивной
части основных фондов предприятия.
28. На сторону энергетическое хозяйство завода не отпускает
· механическую
· электрическую
· тепловую
энергию.
29. Нормы расхода энергии устанавливаются на единицу продукции в
· стоимостном
· натуральном
· стоимостном и натуральном
выражении.
30. Душевая норма потребления энергии – это её расход на
· единицу площади помещения
· единицу объема помещения
· человека.
31. Результатом энергоресурсосбережения является
· увеличение приходной
· уменьшение расходной
· увеличение приходной и уменьшение расходной
части топливно-энергетического баланса предприятия.
По разделам 6.5 – 6.7
1. Транспортное хозяйство предприятия перевозит грузы
· внутри
· за пределами
· как внутри, так и за пределами
этого предприятия.
2. Вес перевозимых транспортным хозяйством предприятия грузов может быть
· равен весу
· больше веса
· равен весу или больше веса
продукции этого предприятия.
3. Безрельсовым является
· водный
· воздушный
· водный и воздушный
транспорт предприятия.
4. Транспортеры перемещают грузы
· горизонтально и наклонно
· наклонно и вертикально
· вертикально и горизонтально.
5. Транспортное хозяйство предприятия подчиняется заместителю директора по
· финансовой
· коммерческой
· производственной
деятельности.
6. Маятниковый двусторонний маршрут является
· межцеховым
· внутрицеховым
· внешним.
7. По шахматной ведомости определяется грузопоток
· цехов
· складов
· предприятия.
8. Абсолютным показателем работы транспортного хозяйства предприятия является
· доля транспортных услуг в структуре себестоимости продукции этого предприятия
· объем транспортных работ
· коэффициент использования пробега транспортных средств.
9. Производственными могут быть
· экономические
· технические
· экономические и технические
показатели качества продукции.
10. Трудоемкость изготовления продукции – это
· технический
· экономический
· технико-экономический
показатель её качества.
11. Производственным техническим показателем качества продукции является
· уровень стандартизации и унификации
· рентабельность производства и продаж
· ремонтопригодность.
12. Расположите показатели качества продукции по степени уменьшения количества учитыва-емых её свойств
· единичные, интегральные, комплексные
· интегральные, комплексные, единичные
· комплексные, единичные, интегральные.
13. Измерением определяются
· комплексные
· единичные
· интегральные
показатели качества продукции.
14. Управление качеством продукции в нашей стране – задача органов
· исполнительной
· законодательной
· исполнительной и законодательной
государственной власти.
15. «Петля качества» – это
· объект
· субъект
· объект и субъект
управления качеством продукции.
16. С ростом устойчивости и стабильности технологического процесса процент контроля про-дукции
· растет
· снижается
· не изменяется.
17. На рабочем месте выполняется
· кольцевой
· скользящий
· кольцевой и скользящий
технический контроль.
18. Кольцевой технический контроль может быть
· только неразрушающим
· только разрушающим
· и неразрушающим, и разрушающим.
19. Автоматизированный технический контроль может быть
· только ручным
· только механизированным
· и ручным, и механизированным.
20. По принципам организации выделены
· виды
· методы
· виды и методы
технического контроля.
21. Абсолютным технико-экономическим показателем работы службы технического контроля и управления качеством продукции предприятия является
· процент сдачи годной продукции с первого предъявления
· число рекламаций в адрес предприятия-изготовителя
· доля бракованной продукции в объеме её выпуска.
22. Удельный вес материальных запасов может составлять
· треть
· половину
· две трети
суммы оборотных средств предприятия.
23. На мелких предприятиях служба материально-технического обеспечения подчиняется за-местителю директора по
· общим вопросам
· производству
· маркетинговой деятельности.
24. Складское хозяйство предприятия образуют склады
· материалов
· производственных отходов
· материалов и производственных отходов.
25. Открытый склад может быть
· цеховым
· общезаводским
· цеховым и общезаводским.
26. Размерами хранимых материалов определяется вид
· транспортного
· мерительного
· транспортного и мерительного
складского оборудования.
27. Перспективными (долгосрочными) могут быть нормы расхода
· основных
· вспомогательных
· основных и вспомогательных
материалов.
28. Объектом нормирования расхода материала может быть единица
· времени
· работы
· времени и работы.
29. Коэффициент использования площади склада всегда
· меньше единицы
· больше единицы
· равен единице.
Литература
1. Машиностроение. Терминология: Справочное пособие. – Выпуск 2. – М.: Издательство стандартов, 1989. – 432 с.
2. Новицкий Н.И. Организация производства: учебное пособие / Н.И. Новицкий, А.А. Го-рюшкин; под ред. Н.И. Новицкого. – М.: КНОРУС, 2010. – 352 с.
3. Организация производства и управление предприятием: Учебник / О.Г. Туровец, М.И. Бухалков, В.Б. Родинов и др.; Под ред. О.Г. Туровца. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 506 с.
4. Акбердин Р.З. Организация и планирование ремонтного хозяйства // Справочник эко-номиста, 2004, № 4 (10) – с. 16–20.
5. Акбердин Р.З. Организация и планирование инструментального хозяйства // Справоч-ник экономиста, 2004, № 3 (9) – с. 13–20.
6. Акбердин Р.З. Организация и планирование энергетического хозяйства // Справочник экономиста, 2004, № 5 (11) – с. 19–22.
7. Акбердин Р.З. Организация и планирование транспортного хозяйства // Справочник экономиста, 2004, № 6 (12) – с. 18–22.
8. Акбердин Р.З. Организация и планирование складского хозяйства // Справочник экономиста, 2004, № 7 (13) – с.18–21.
9. Кудряшов Р.Б. Планово-предупредительный ремонт и его роль на производстве // Спра-вочник экономиста, 2014, № 4 (130) – с. 55–60.
РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ
ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА
Дата: 2018-11-18, просмотров: 259.