Согласно бюджетному законодательству расходы бюджетов разных уровней имеют различную целевую направленность.
Исключительно из федерального бюджета финансируются следующие функциональные виды расходов:
§ обеспечение деятельности Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, другие расходы на общегосударственное управление по перечню, определяемому при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год;
§ функционирование федеральной судебной системы;
§ осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах (финансовое обеспечение реализации межгосударственных соглашений и соглашений с международными финансовыми организациями, международного культурного, научного и информационного сотрудничества федеральных органов исполнительной власти, взносы РФ в международные организации, другие расходы в области международного сотрудничества, определяемые при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год);
§ национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;
§ фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
§ государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;
§ государственная поддержка атомной энергетики;
§ ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;
§ исследование и использование космического пространства;
§ содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти РФ;
§ формирование федеральной собственности;
§ обслуживание и погашение государственного долга РФ;
§ компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством РФ за счет средств федерального бюджета;
§ пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;
§ проведение выборов и референдумов РФ;
§ федеральная инвестиционная программа;
§ обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней;
§ обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;
§ финансовая поддержка субъектов РФ;
§ официальный статистический учет;
§ прочие расходы.
Совместно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов РФ и средств местных бюджетов финансируются следующие функциональные виды расходов:
1. государственная поддержка отраслей промышленности (за исключением атомной энергетики), строительства и строительной индустрии, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов;
2. обеспечение правоохранительной деятельности;
3. обеспечение противопожарной безопасности;
4. научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно-изыскательские работы, обеспечивающие научно-технический прогресс;
5. обеспечение социальной зашиты населения;
6. обеспечение охраны окружающей природной среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов, обеспечение гидрометеорологической деятельности;
7. обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба;
8. развитие рыночной инфраструктуры; .
9. обеспечение развития федеративных и национальных отношений;
10. обеспечение деятельности избирательных комиссий субъектов РФ в соответствии с законодательством РФ;
11. обеспечение деятельности средств массовой информации;
12. финансовая помощь другим бюджетам;
13. прочие расходы, находящиеся в совместном ведении РФ, субъектов РФ и муниципальных образований.
Исключительно из бюджетов субъектов РФ финансируются следующие функциональные виды расходов:
§ обеспечение функционирования органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ;
§ обслуживание и погашение государственного долга субъектов РФ;
§ проведение выборов и референдумов субъектов РФ;
§ обеспечение реализации региональных целевых программ;
§ формирование государственной собственности субъектов РФ;
§ осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ;
§ содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов РФ;
§ обеспечение деятельности средств массовой информации субъектов РФ;
§ оказание финансовой помощи местным бюджетам;
§ обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень;
§ компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти субъектов РФ, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов местных бюджетов:
§ прочие расходы, связанные с осуществлением полномочий субъектов РФ.
Исключительно из местных бюджетов финансируются следующие функциональные виды расходов:
1. содержание органов местного самоуправления;
2. формирование муниципальной собственности и управление ею;
3. организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, других учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;
4. содержание муниципальных органов охраны общественного, порядка;
5. организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства;
6. муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;
7. благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований;
8. организация утилизации и переработки бытовых отходов (за исключением радиоактивных);
9. содержание мест захоронения, находящихся в ведении муниципальных органов;
10. организация транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;
11. обеспечение противопожарной безопасности;
12. охрана окружающей природной среды на территориях муниципальных образований;
13. реализация целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления;
14. обслуживание и погашение муниципального долга;
15. целевое дотирование населения;
16. содержание муниципальных архивов;
17. проведение муниципальных выборов и местных референдумов;
18. финансирование реализации иных решений органов местного самоуправления и прочие расходы, отнесенные к вопросам местного значения, определяемые представительными органами местного самоуправления в соответствии с бюджетной классификацией РФ.
Сбалансированный бюджет.
Это баланс дохода и расхода. В последнее время под сбалансированностью бюджета стали понимать соответствие объема доходной части бюджета, то есть финансовых возможностей территории с возложенными на органы власти обязанностями.
Дефицит бюджета, как отражение несбалансированности может проиллюстрировать дефицит (% к объему доходов).
Чтобы урегулировать вопросы сбалансированности бюджетов в бюджетном кодексе были введены некоторые параметры по регулированию показателей. Каждый уровень бюджетной системы регламентируется: какой он может иметь параметр по данному показателю.
Регуляция дефицита бюджета:
1) федеральный уровень – размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга России в соответствующем финансовом году,
2) субъекты РФ – размер дефицита бюджета субъекта не может превышать 15% объемов доходов, но без учета финансовой помощи из федерального бюджета,
3) местный уровень – не может превышать 10% объемов доходов, но без учета финансовой помощи из федерального бюджета, и бюджетов субъектов РФ.
Долги:
1) федеральный уровень – долговые обязательства России, то есть федерального бюджета, погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа и не могут превышать срока в 30 лет,
2) субъекты РФ – долговые обязательства такие же, как и у федерального уровня,
3) местный уровень – долговые обязательства не могут превышать срока в 10 лет.
Планирование расходов местных бюджетов
Формирование расходов бюджета базируется на нормативах минимальной бюджетной обеспеченности.
Минимальная бюджетная обеспеченность - минимально допустимая стоимость государственных или муниципальных услуг в денежном выражении, предоставляемых органами государственной власти или органами местного самоуправления в расчете на душу населения за счет средств соответствующих бюджетов.
Расчет минимальной бюджетной обеспеченности основывается на минимальных государственных социальных стандартах.
Минимальный государственный социальный стандарт - государственные услуги, предоставление которых гражданам на безвозмездной и безвозвратной основах за счет финансирования из бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов гарантируется государством на определенном минимально допустимом уровне на всей территории РФ.
Объектами государственной социальной стандартизации являются:
1) оплата труда
2) государственные пенсии
3) пособия и социальные выплаты
4) льготные бесплатные социальные услуги, оказываемые государством и муниципальными учреждениями, а также другие гарантии социальной защиты.
Последовательность планирования: минимальный государственный социальный стандарт, затем минимальная бюджетная обеспеченность, затем минимальный бюджет.
Органы власти субъектов РФ и МСУ могут откорректировать минимальную бюджетную обеспеченность, но только в сторону увеличения и только за счет своих средств. 40% расчетов невозможно посчитать. Ответственность за сбалансированность местных бюджетов лежит на субъекте.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 391.