Финансы органически связаны с функционированием государства. Финансовая система как форма организации финансов различна в разных государствах и меняется в любом обществе в ходе исторического развития.
Финансовая система любого государства может быть представлена как совокупность сфер финансовых отношений, каждая из которых имеет свои специфические особенности в формировании и использовании фондов денежных средств целевого назначения, различной ролью в общественном воспроизводстве и связанных между собой денежными потоками в рамках существующего законодательства т.е., финансовая система – это форма организации финансового кругооборота в стране, сложившаяся исторически и оформленная национальным законодательством. Каждое звено финансовой системы – это достаточно самостоятельная, относительно обособленная группа финансовых отношений, отличающаяся от других специфическими методами и формами образования и использования денежных фондов и доходов.
Таким образом, финансовая система – это совокупность различных сфер финансовых отношений, каждая из которых формирует систему специфических форм и методов образования, распределения, и использования фондов денежных средств государства и предприятий.
Поскольку финансы – это распределительная категория, то критерием выделения в составе финансовой системы отдельных элементов следует признать характер самих этих отношений. Т.е. звенья финансовой системы выделены в зависимости от того, на каком этапе распределения, перераспределения и использования совокупного общественного продукта появляются те или иные финансовые отношения. Т.к. финансовые отношения организуются государством в законодательном порядке, в состав финансовой системы могут включаться и нефинансовые отношения (госкредит).
В общей совокупности финансовых отношений, образующих финансовую систему выделяется две крупных сферы – государственные или централизованные финансы и финансы предприятий и организаций или децентрализованные финансы .Каждая из этих сфер имеет свою организационную структуру и складывается из нескольких звеньев финансовых отношений.
Исторически исходной формой финансовых отношений являются государственные финансы, однако развитие финансовых отношений начинается в сфере предприятий материального производства, поэтому финансы предприятий сферы материального производства являются основным, базисным элементом финансовой системы, а государственные финансы играют ведущую роль в перераспределении финансовых ресурсов с целью удовлетворения общегосударственных потребностей.
Особое место в составе финансовой системы занимает страхование. Эти отношения производны от финансовых, так как они всегда связаны с перераспределением уже распределенных при помощи государства и хозяйствующих субъектов конечных доходов всех участников общественного производства.
Состав финансовой системы РФ в настоящее время имеет следующий вид.
1. Государственные финансы –
· государственный бюджет, оформленный как бюджетная система;
· система внебюджетных фондов;
· государственный кредит.
2. Финансы предприятий и организаций–
· финансы предприятий материального производства (сфера производства товарно-материальных ценностей);
· финансы предприятий, организаций и учреждений нематериального производства (сфера услуг);
· финансы учреждений и организаций непроизводственной сферы (социальная сфера);
· финансы общественных объединений и организаций.
3. Страхование –
· Самострахование;
· страхование хозяйствующих субъектов от различных страховых случаев;
· государственное страхование.
Связь между различными элементами финансовой системы осуществляется при помощи различных финансовых потоков. Поэтому налоги, сборы, пошлины и другие обязательные платежи, оформленные в налоговую систему, страховые взносы и возмещения, ассигнования из госбюджета и прочие нефондовые формы финансов можно также включить в состав финансовой системы.
Несмотря на разграничение финансовой системы на отдельные звенья по особенностям формирования, использования денежных фондов, задачам и функциям деятельности каждого звена, финансовая система – единая система. Взаимосвязь и взаимозависимость ее элементов обусловлены единой базой ее финансовых ресурсов – национальным доходом, создаваемым в сфере материального производства.
Государственным финансам принадлежит ведущая роль в обеспечении развития всех отраслей народного хозяйства; перераспределения финансовых ресурсов между отраслями экономики и регионами страны, производственной и непроизводственной сферами, формами собственности, отдельными группами и слоями населения.
Государственные финансы находятся в собственности государства в соответствии с Бюджетным кодексом, включают в себя бюджетную систему, внебюджетные фонды и государственный кредит.
Основу государственных финансов составляет бюджетная система страны. Внебюджетные фонды в разное время могут быть созданы или ликвидированы в составе государственных финансов.
В самостоятельное звено в настоящее время выделяется государственный кредит. По сути своей госкредит не является финансовой категорией, однако он представляет собой особую форму отношений между государством и юридическими и физическими лицами по привлечению денежных средств в централизованные фонды государства. Специфика госкредита как элемента финансовой системы заключается в том, что он не решает проблему изыскания необходимых финансовых ресурсов, а лишь отдаляет ее на некоторое время, зачастую усложняя ее и углубляя.
Финансы предприятий и организаций составляют основу финансов государства. Они являются составляющей экономического базиса государства, обслуживают процесс создания и распределения ВВП и НД и являются главным фактором формирования централизованных денежных фондов. От состояния финансов предприятий зависит обеспеченность централизованных денежных фондов финансовыми ресурсами. В свою очередь предприятия и организации активно используют финансовые средства бюджета, государственного кредита, страхования.
В условиях рыночной экономики на основе хозяйственной и финансовой независимости предприятия осуществляют свою деятельность на началах коммерческого расчета, целью которого является обязательное получение прибыли. Они самостоятельно распределяют прибыль, формируют и используют фонды производственного и социального назначения, изыскивают необходимые средства для расширенного производства продукции, используя кредитные ресурсы и возможности финансового рынка.
Финансы предприятий материального производства включают следующие группы финансовых отношений:
· отношения, связанные с первичным распределением стоимости ВВП, с формированием первичных доходов и образованием целевых фондов внутрихозяйственного назначения;
· отношения с вышестоящими управленческими структурами в рамках внутриотраслевого перераспределения финансовых ресурсов;
· отношения с государством при образовании бюджетных и внебюджетных фондов и их использовании;
· отношения между предприятиями, связанные с перераспределением чистой прибыли (уплата и получение штрафов, внесение паевых взносов и получение в результате этого прибыли, покупка акций и получение дивидендов и т.п.);
· отношения со страховыми организациями;
· отношения с организациями непроизводственной сферы (спонсорство, благотворительность, предоставление дополнительных медицинских услуг членам трудового коллектива за счет прибыли, подготовка кадров и повышение их квалификации и т.п.).
Специфика финансов предприятий, организаций и учреждений нематериального производства заключается в том, что появление этих отношений связано с процессом перераспределения стоимости, созданной ранее в материальном производстве. Предприятия и организации этой группы (жилищно-коммунальные, бытовые, торгово-сбытовые, финансово-кредитные и т.п.) предоставляют услуги на основе коммерческого расчета. Полученный ими доход от продаж услуг распределяется аналогично распределению чистого дохода, созданного в материальном производстве. Однако источником доходов в этой сфере являются финансовые ресурсы, сформированные в процессе перераспределения чистого дохода, созданного в сфере материального производства. Поэтому в современной литературе обычно финансы предприятий и организаций и материального и нематериального производства (всего общественного производства) объединяются в одну группу – финансы коммерческих предприятий и организаций.
Финансы учреждений и организаций непроизводственной сферы появились в связи с необходимостью социального развития общества. Финансы непроизводственной сферы складываются в результате конечного перераспределения национального дохода через систему государственных финансов. Их функционирование происходит за счет общегосударственных средств. В условиях рыночной экономики финансы этой сферы деятельности имеют свою специфику. При дефиците государственных финансовых ресурсов многие учреждения и организации народного образования, науки, культуры, здравоохранения оказывают платные услуги населению и, следовательно, зарабатывают собственные доходы. Однако прибыль, полученная в результате этой деятельности, не является самоцелью и используется на осуществление основной цели и развитие учреждения, организации в строгом соответствии с уставными документами. Особенностью финансов этой сферы является и то, что в структуре затрат на осуществление уставной деятельности велика доля заработной платы, которая и является основным объектом финансовых отношений.
Финансы общественных объединений и организаций изначально создаются за счет вступительных, а функционируют за счет членских взносов. Расходуются на осуществление уставной деятельности, а не на получение доходов отдельными членами объединения. Эти организации объединяют людей по общим целям и интересам (напр., политические партии, профессиональные союзы, научные, творческие или спортивные объединения, садово-огородные товарищества и т.п.).
Особое место в составе финансовой системы занимает страхование, т.к. страховые отношения присутствуют в каждом ее элементе.
При внутреннем перераспределении доходов хозяйствующих субъектов и государства на микро- и макроуровне с целью возмещения возможного ущерба и покрытия различных убытков создаются резервные фонды. Такие финансовые отношения называются самострахованием. Финансы страховых компаний попадают в систему"Финансы предприятий и организаций", а государственное страхование, осуществляемое с позиций общественной целесообразности – в систему "Государственные финансы".
Специфика страховых отношений сводится к следующему:
· нанесенный материальный ущерб распределяется между всеми участниками страхования;
· распределение нанесенного ущерба носит замкнутый характер;
· средства в страховой фонд мобилизуются на возвратной основе;
· ущерб распределяется как между территориальными единицами, так и во времени.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 489.