Системы государственных финансов не возможно отделить от системы управления государством. Главный вопрос построение государственного управления государством – вопрос о степени децентрализации, т.е. полномочия регионов относительно государства. Разумной границей относительного влияния «сверху вниз» является некая модель построения государства (федеративная, унитарная). Практика показывает, что построение моделей в чистом виде не существует, а бывает некий симбиоз моделей.
Унитарное государство:
1) большая власть центра,
2) монархический и диктаторский режим,
3) компетенция и существование этих образований зависит от центра.
Внутри государства предполагается деление на:
1) централизованное (местная автономия отсутствует, а права на местах осуществляют люди из центра),
2) относительно децентрализованное (территориальные единицы носят административный характер, есть границы, назначаются главы),
3) децентрализованное (конституционное распределение полномочий).
Федеративная моделей используется основном крупными государствами.
1) исключительно федеративная компетенция (исключительно федеративные органы определяют судьбу государства)
2) исключительная компетенция субъектов федерации
3) совместная компетенция федерации и её субъектов.
Экономическая роль и функции государства:
1. Регулирующая (регулирует область предпринимательства, рынок, регуляторы – налоги; внешнеэкономическая деятельность).
2. Перераспределительная (перераспределяет процессы между территориями, муниципалитетами, отраслями экономики, категориями населения).
3. Социальная (налоговые льготы, выплата пенсий, образование, здравоохранение, пенсионное обеспечение).
4. Контрольная (налоговые, правоохранительные органы, все виды инспекций, счётная палата антимонопольный комитет).
Государственная и муниципальная собственность
Государственное имущество:
1) имущество, принадлежащее на праве собственности РФ
2) имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ.
Казна – имущество, не закрепленное за каким-либо предприятием или учреждением (бюджет).
Другое имущество закрепляется в форме:
1) хозяйственного ведения (закрепляется за предприятиями),
2) оперативного управления (в ведении учреждений, здравоохранение, образование).
Государственные и муниципальные финансы – это совокупность экономических отношений по поводу формирования, распределения и использования централизованных фондов финансовых ресурсов.
Материальную основу финансов составляет денежный оборот.
Состав государственных и муниципальных финансов:
- бюджетная система
- система внебюджетных фондов
- система государственных и муниципальных кредитов
Правовые основы финансов. Финансовое право.
Финансовое право – отдельная отрасль права, основная часть бюджетно-налоговая.
Бюджетный, налоговый кодекс.
Закон о банке и банковской деятельности.
Закон о ЦБ.
Вопросы ценообразования.
Антимонопольное регулирование.
Таможенное право.
Бюджетное законодательство
- служит целью финансового регулирования,
- устанавливает общие принципы и правовые основы функционирования бюджетной системы РФ,
- устанавливает правовое положение субъектов бюджетных правоотношений,
- устанавливает порядок регулирования бюджетных отношений,
- определяет основы бюджетного процесса в РФ и её регионах,
- устанавливает основание и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства.
Законодательство: бюджетный и налоговый кодекс, ежегодные законы о бюджете, ежегодное бюджетное послание президента Федеральному Собранию, программы развития.
В случае противоречия между бюджетным кодексом и нормативно-правовыми актами, регулируемыми бюджетными правоотношениями, применяется бюджетный кодекс. Если междугородным договором в России установлены другие правила, чем те, которые предписаны бюджетным законом, то применяются международные договоры. Акты бюджетного законодательства обратной силы не имеют и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Закон о бюджете на очередной год вступает в силу со дня его подписания главой администрации или президентом и публикуется немедленно.
Ответственность за нарушение бюджетного законодательства:
Нарушением признаётся неисполнение или ненадлежащее исполнение, установленное порядком составления, утверждения, исполнения и контроля.
Основания применения мер воздействия:
1) неисполнение закона о бюджете,
2) нецелевое использование бюджетных средств,
3) неперечисление этих средств получателю,
4) непредставление отчётов об использовании средств бюджета,
5) финансирование расходов, не включенных в бюджетную роспись,
6) финансирование расходов в размерах, не соответствующих нормативам финансовых затрат,
7) несоблюдение предельных размеров бюджетного дефицита и бюджетных долгов, др. основания.
Меры воздействия: предупреждение, блокирование счетов, наложение штрафов, применение налогового законодательства.
Органы, имеющие право, проводят проверки и налагают санкции (местные финансовые органы, органы федерального казначейства, контрольно-ревизионное управление, органы территориального управления).
Дата: 2018-11-18, просмотров: 496.