Бюджетное планирование – начальный этап бюджетного процесса. Бюджетное послание президента на очередной финансовый год не позже марта (по законодательству). В нем определяется бюджетная политика РФ на очередной финансовый год. Составление проекта – прерогатива исполнительной власти.
Первичные документы:
1) прогноз социально-экономического развития РФ на планируемый год (падение и рост экономики, уровень инфляции, состояние налогового законодательства и планируемые его изменения, МРОТ).
2) Основные характеристики планируемого бюджета:
§ объем доходов и расходов,
§ дефицит или профицит,
3) объем государственного долга и его изменения,
4) пределы государственных гарантий, предоставляемых бюджетом и др.
Исполнительная власть готовит целый пакет документов одновременно с проектом бюджета, на очередной финансовый год составляется:
1) Прогноз консолидируемого бюджета РФ,
2) Адресная инвестиционная программа на очередной финансовый год,
3) План развития государства и муниципальных секторов экономики,
4) Структура государственного долга и источники его обеспечения,
5) Программа поддержки территории,
6) Оценка потерь от налоговых льгот,
7) Оценка исполнения бюджета за текущий год.
Порядок составления бюджета (сбора информации):
1) Минфин рассылает запросы заинтересованным ведомствам - дать оценки их доходов и расходов.
2) после сбора запросов происходит урезание явно завышенных расходов,
3) затем компоновка информации и отправление в регионы для замечаний, предложений и оценок.
4) Сводят полученные результаты и отправляют в Государственную Думу до 15 августа 24.00.
Рассмотрение и утверждение бюджета
Совместно с правительством. В конце каждого чтения происходит голосование.
Первое чтение:
1) Общая концепция федерального бюджета (основываются на общем развитии страны).
2) Основные направления налогово-бюджетной политики (рассматриваются основные принципы расчета бюджета), (централизовать – децентрализовать бюджет).
3) Проект программ государственных внешних заимствований.
4) Основные характеристики бюджета (доходы, расходы, дефицит)
Это единственный этап, когда возможен возврат проекта на доработку в правительство, на всех других этапах создаются согласовательные комиссии.
Второе чтение: Расходы и доходы расписываются по функциональной классификации (по разделам); (кому сколько выделить).
Третье чтение: Расходы и доходы расписывается по подразделам (конкретные цифры, сроки, ведомства).
Затем законопроект передается в Совет Федерации, при его несогласии созывается согласовательная комиссия. Вступает в силу после подписания президентом, немедленно публикуется.
Существуют и секретные статьи. Они рассматриваются на закрытом заседании палат Федерального Собрания РФ. Материалы к секретным статьям рассматриваются председателями палат Федерального Собрания РФ и специальными комиссиями палат.
Исполнение бюджета
Прерогатива исполнительной власти – исполнение всех бюджетов.
Происходит на основе принципа «единства кассы» - все доходы и расходы зачисляются на один счет.
Основные этапы санкционирования при исполнении расходов бюджетов:
1) составляется и утверждается бюджетная роспись,
2) доводят выделенные ассигнования до распорядителей и получателей бюджетных средств,
3) выделение средств,
4) сверка того, что выдели и того, что по плану).
Режим секвестрования.
Если происходит снижение доходов до 5%, то урезание бюджета осуществляется на местах.
Если происходит снижение доходов до 10%, то урезание бюджета осуществляется при участии главы муниципального образования.
Если происходит снижение доходов больше 10%, то урезание бюджета осуществляется при участии правительства.
Секвестр – пропорциональное снижение всех статей расходов, за исключением защищенных (заработной платы, стипендии).
Процесс исполнения заканчивается предоставлением отчета.
Классификация бюджетных доходов
Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти или органов МСУ. Они отражают ту часть национального дохода, которая подлежит централизации в бюджетной системе.
Доходы бюджета формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством РФ.
Налоговые доходы считаются уплаченными в бюджет, с момента определенного налоговым законодательством. Неналоговые доходы считаются уплаченными в бюджет, с момента списания денежных средств со счета плательщика кредитной организации.
Денежные средства считаются зачисленными в доход соответствующего бюджета с момента совершения кредитной организацией операций по зачислению денежных средств на бюджетный счет.
По своему экономическому содержанию, доходы в бюджет состоят из налоговых, неналоговых, безвозмездных перечислений.
Доходы бюджетов:
1. По экономическому содержанию:
1) налоговые доходы (налоги на доходы, на имущество, на землю, на товары и услуги (акцизы и НДС), от фонда оплаты труда (ЕСН), на право пользования природными ресурсами, на внешнюю торговлю, прочие),
2) неналоговые доходы (доходы от государственной собственности (приватизация, продажа, аренда), трансферты из негосударственных источников, штрафы, административные платежи),
3) безвозмездные перечисления (между различными уровнями бюджетной системы, между бюджетными и внебюджетными негосударственными фондами, от государственных и муниципальных предприятий, перечисление от резидентов).
2. По источникам формирования (закрепленные доходные источники, отчисления по регулирующим доходным источникам, дополнительные доходные источники, устанавливаемые самостоятельно органами МСУ).
Закрепленные доходные источники – налоги, которые на долговременной основе полностью или частично закреплены за бюджетом соответствующего уровня.
Регулирующие доходные источники – федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений в процентах в бюджет субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год на долговременной основе (не менее чем на три года).
Дополнительные доходные источники – местные налоги, которые вводятся по решению местных органов власти (налог на рекламу, аренда имущества, земли).
Собственные доходы:
1) местные налоговые и неналоговые сборы, которые могут вводить местные органы власти.
2) все доходные источники, на которые имеется собственное воздействие.
К собственным доходам не относятся все виды финансовой помощи, а финансовая помощь у нас осуществляется в форме дотаций, субвенций и субсидий.
Дотации - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.
Субвенция - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов.
Субсидия - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 391.