Федеральный уровень регулирует:
- общие принципы построения и функционирования бюджетной системы,
- разграничение налогов по уровням бюджетной и налоговой системы,
- разграничение расходов по уровням системы
- устанавливает минимальный социальный стандарт,
- утверждение бюджетной классификации и бюджетной отчётности,
- вопросы ответственности за нарушение бюджетного законодательства и мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства.
В зависимости от уровня:
- порядок составления и исполнения бюджета, контроля,
- определения направлений расходования средств,
- вопросы выделения помощи из других бюджетов, в частности,
- проведения политики займов и покрытия долгов;
- установление налоговых ставок по внутренним налогам.
Тема 4. Бюджетный процесс в Российской Федерации
Бюджет – финансовый план той территории, для которой он составляется.
Бюджет – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и МСУ.
Бюджет состоит из двух частей – доходной и расходной. Оформляется в виде закона (постановления). Расход > дохода – дефицит, расход < дохода – профицит. Автоматически решаются распределительные вопросы. Бюджет имеет силу планового административного документа - любое отклонение наказуемо.
Бюджетная система РФ основана на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируется нормами права. Совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Бюджет субъекта РФ и сводного бюджета муниципальных образований, находящихся на его территории, составляет консолидируемый бюджет РФ.
Поселение – несколько населенных пунктов, объединенной общей территорией.
Годовой бюджет любого уровня составляется на один (финансовый) год. Финансовый год совпадает с календарным.
Принципы построения бюджетной системы
Бюджетная система РФ основана на принципах:
1. единства бюджетной системы РФ;
2. разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ;
3. самостоятельности бюджетов;
4. равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований;
5. полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
6. сбалансированности бюджета;
7. эффективности и экономности использования бюджетных средств;
8. общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
9. гласности;
10. достоверности бюджета;
11. адресности и целевого характера бюджетных средств.
1) Принцип единства бюджетной системы РФ — означает единство бюджетного законодательства РФ, принципов организации и функционирования бюджетной системы РФ, форм бюджетной документации и отчетности, бюджетной классификации бюджетной системы РФ, санкций за нарушение бюджетного законодательства РФ, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ, ведения бюджетного учета и отчетности бюджетов бюджетной системы РФ и бюджетных учреждений.
2) Принцип разграничения доходов и расходов между бюджетами разных уровней означает закрепление в соответствии с законодательством РФ доходов и расходов за бюджетами бюджетной системы РФ, а также определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) по формированию доходов, установлению и исполнению расходных обязательств.
3) Принцип самостоятельности бюджетов означает:
§ право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств;
§ право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления на соответствующем уровне бюджетной системы РФ самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом;
§ право органов государственной власти и органов местного самоуправления устанавливать в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах налоги и сборы, подлежащие зачислению в бюджеты соответствующего уровня бюджетной системы РФ;
§ право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субсидий и субвенций из бюджетов других уровней);
§ недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств бюджетов двух и более уровней бюджетной системы РФ, или за счет средств консолидированных бюджетов, или без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств;
§ недопустимость непосредственного исполнения расходных обязательств органов государственной власти и органов местного самоуправления за счет средств бюджетов других уровней;
§ недопустимость введения в действие в течение финансового года органами государственной власти и органами местного самоуправления решений и изменений бюджетного законодательства и (или) законодательства о налогах и сборах, приводящих к увеличению расходов и (или) снижению доходов бюджетов других уровней без внесения изменений в законы (решения) о соответствующих бюджетах, предусматривающих компенсацию увеличения расходов, снижения доходов;
§ недопустимость изъятия в течение финансового года дополнительных доходов, экономии по расходам бюджетов, полученных в результате эффективного исполнения бюджетов.
4) Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными настоящим Кодексом.
Договоры и соглашения между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, органами государственной власти и органами местного самоуправления, не соответствующие настоящему Кодексу, являются недействительными.
5) Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иные обязательные поступления, определенные налоговым и бюджетным законодательством РФ, законами о государственных внебюджетных фондах, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе РФ.
Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей полностью учитываются отдельно по доходам бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и по расходам бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, за исключением отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, предоставляемых в пределах текущего финансового года.
6) Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.
При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.
7) Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
8) Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.
Доходы бюджета и поступления из источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных кредитов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.
9) Принцип гласности означает:
а) обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления;
б) обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти, либо между законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти.
Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.
10) Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.
11) Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства РФ.
Бюджетная классификация
Это группировка расходов и доходов бюджета всех уровней бюджетной системы РФ, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов, используемых для составления и исполнения бюджетов и обеспечения сопоставимости показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.
Экономическая классификация – классификация по статьям расходов.
Бюджетная классификация является механизмом, обеспечивающим единство бюджетных систем. Бюджетная классификация вводится в действие законом РФ «О бюджетной классификации РФ».
Бюджетная классификация:
1) классификация доходов
2) классификация расходов
- классификация функционирования
- классификация ведомственная
- классификация экономическая
3) классификация источников финансирования бюджетного дефицита
- источники внутреннего покрытия дефицита (источник займа внутри страны)
- источники внешнего покрытия
4) классификация долгов
- внутренние долги
- внешние долги и внешние активы
Законодательство бюджетной классификации предусматривает, что органы власти МСУ и субъектов РФ могут производить самостоятельно детализацию бюджетной классификации при условии ненарушения общих принципов построения и единства бюджетной классификации.
Классификация доходов:
1) группы: налоговые, неналоговые доходы,
2) статьи: налоги на товары и услуги, имущество, доходы,
3) виды: налоги на прибыль, на доходы физических лиц, на наследование физических и юридических лиц.
Классификация расходов:
1) разделы: расходы на здравоохранение, образование, оборону, правоохранительная деятельность,
2) подразделы: высшее, школьное, среднее образование; ЖКХ, социальная помощь, социальная политика,
3) целевые статьи: благоустройство города, содержание и ремонт городских дорог, вывоз и уборка мусора,
4) конкретные виды расхода: содержание и ремонт дорог.
Бюджетный процесс- это регламентированная нормами права деятельность органов государственной власти, органов МСУ и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджета, проектов бюджета государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов ГВФ, а также по контролю за их исполнением.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 405.