Виды экономических кризисов, их особенности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

    Кризисы всеобщи, они присущи любой системе в живой и неживой природе, в обществе, ибо без циклов нет развития, а без развития система мертва (абсолютно мертвых, стационарно неизменных систем практически нет). И в то же время нет двух абсолютно идентичных кризисов: каждый из них индивидуален, неповторим, имеет свой набор причин и факторов, свои ни с чем не схожие черты. Это дает основание для типологии кризисов, их классификации по тому или иному основанию (критерию). Практика показывает, что кризисы неодинаковы не только по своим причинам и последствиям, но и по своей сути. Можно создать разветвленную классификацию кризисов, которая необходима и предназначена для дифференциации средств и способов управления ими. Если есть понятие и понимание характера кризиса, тогда больше возможностей снижения его остроты, сокращения времени и обеспечения безболезненности процесса выхода из него.

    Классификация кризисов:

1. По масштабам проявления:

- общие кризисы, охватывающие всю социально-экономическую систему;

- локальные кризисы, охватывающие только часть социально-экономической системы - одну или несколько подсистем.

2. По проблематике:

- макрокризисы,    охватывающие  всю народнохозяйственную систему;

- микрокризисы,   распространяющиеся на отдельную проблему или группу проблем.  Однако  кризис, будучи минимальным, по принципу «домино» может вовлечь в противоречия всю систему или весь процесс развития, поскольку  все элементы взаимосвязаны и взаимодействуют в системе,  а проблемы решаются комплексно. Когда нет управления кризисными ситуациями, нет мер локализации и снижения  остроты кризиса, или наоборот, когда осуществляется намеренная мотивация развития кризиса, тогда кризис охватывает все элементы системы.

3. По ожиданию:

- предсказуемые (закономерные) кризисы, которые могут предсказываться и возникают под воздействием объективных факторов развития - необходимости модернизации производства, бизнес-процессов, макроэкономических факторов;

- случайные (неожиданные) кризисы, возникающие  вследствие ошибок в управлении, действия сил природы, активизации социально-экономических процессов.

4. По возможности выявления (обнаружения):

- кризисы явные, протекающие заметно и просто распознаваемые;

- кризисылатентные - скрытые, развивающиеся незаметно и являющиеся  крайне опасными.

5. По воздействию:

- кризисы легкие (мягкие), которые протекают более последовательно и безболезненно;

- кризисы  глубокие – те, которые могут дестабилизировать части или всю социально-экономическую систему.

6. По времени:

- кратковременные;

- затяжные. Фактор времени чрезвычайно важен в кризисной ситуации, чем длительнее кризис, тем он проходит болезненнее и сложнее. Затяжные кризисы, как правило, связаны с отсутствием навыков управления критическими ситуациями, непониманием сути и параметров кризиса, его причин и возможных последствий.

7. По регулярности:

- регулярные (циклические или периодические) кризисы, которые повторяются с определенной закономерностью. Регулярные кризисы дают начало новому циклу, в ходе которого экономика последовательно проходит четыре фазы и подготавливает базу для следующего кризиса. Они характерны тем, что охватывают все сферы экономики, достигая большой глубины и продолжительности. Перед наступлением очередного периодического кризиса производство достигает наиболее высокого уровня, за которым уже скрываются перепроизводство и увеличение предложения;

- нерегулярные кризисы, к которым относятся промежуточные, частичные, отраслевые и структурные.

· Промежуточный кризис не дает начало новому циклу, а прерывает на некоторое время течение фазы подъема или оживления. Он менее глубок и менее продолжителен по сравнению с периодическим кризисом и, как правило, носит локальный характер. Подобные кризисы имели место в США и Канаде в 1924 и 1927 гг., а в 1953 - 1954 гг. и 1960 - 1961 гг.             

· Частичный кризис в отличие от промежуточного охватывает не всю экономику, а какую-либо сферу общественного воспроизводства. Характерным примером является банковский кризис в Германии 1932 г.

· Отраслевой кризис охватывает одну из отраслей народного хозяйства. Поводом для него могут послужить диспропорции в развитии отрасли, структурная перестройка, перепроизводство и т.д. Такие кризисы бывают национальными и международными. К последним относятся кризис мирового судоходства в 1958 - 1962 гг., кризис в текстильной промышленности в 1977 г., кризис в строительной отрасли в 2008 г.

· Структурный кризис является следствием нарушения закона пропорционального развития общественного производства. Это проявляется в значительных диспропорциях между отраслями с одной стороны, и выпуском важнейших видов продукции в натуральном выражении, необходимых для сбалансированного развития экономики, с другой. В 70-е годы ХХ века  экономику Запада парализовали энергетический, сырьевой, продовольственный кризисы.

8. По структуре отношений в социально-экономической системе, по дифференциации проблематики ее развития:

- экономические кризисы, которые  отражают острые противоречия в экономике страны или экономическом состоянии отдельной организации;

- социальные кризисы,  которые возникают при столкновении интересов различных социальных групп или образований: работников и работодателей, профсоюзов и предпринимателей и т.д.;

- организационные кризисы,  проявляющиеся как кризисы разделения и интеграции деятельности отдельных подразделений, как отделение административных единиц, регионов, филиалов или дочерних компаний;

- технологические кризисы, возникающие как кризис новых технологических идей в условиях явно выраженной потребности в новых технологиях;

- психологические кризисы, которые проявляются в виде стрессов, страхов, неуверенности, неудовлетворенности и т.д. Это кризисы в социально-психологическом климате общества, коллектива или отдельной группы;

- информационные кризисы, являющиеся следствием ситуации, в которой получаемая информация не отражает изменений, происходящих на рынке, недостаточно достоверно отражает положение дел в самой организации. Все это вызывает возникновение и увеличение различных видов потерь.

9. По непосредственным причинам возникновения:

- природные кризисы, вызванные природными условиями жизни и деятельности человека;

- общественные кризисы, вызванные  общественными отношениями во всех видах их проявления;

- экологические кризисы,  возникающие  при изменении природных условий, вызванных деятельностью человека.

Классификационные признаки  кризиса могут оцениваться и как его черты, «подсказывающие» или определяющие оценку ситуации, разработку и выбор удачных управленческих решений.

3. Виды и формы несостоятельности (банкротства)

 

Несостоятельность (банкротство) хозяйствующего субъекта - явление распространенное и типичное для стран с развитой рыночной экономикой. Несостоятельность представляет собой определенное негативное положение субъекта в системе экономических связей, характеризующееся уровнем его  неплатежеспособности по своим обязательствам. По сути, неплатежеспособность - внешний признак неэффективности деятельности организации, которая сводится к неспособности устойчиво выполнять принятые на себя финансовые обязательства.

 В статье 2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) N 127-ФЗ (ред. от 03.07.2016) дано следующее определение: «Несостоятельность (банкротство) - признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей».

(Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О несостоятельности (банкротстве)" {КонсультантПлюс})

Термин «банкрот» ( итал. «banco» - скамья, банк и «rotto» - сломанный) дословно означает сломать скамью, на которой сидел коммерсант, ведущий предпринимательскую деятельность. Отказ платить по своим долговым обязательствам из-за отсутствия средств приводил к тому, что его скамью ломали. Это обстоятельство служило сигналом прекращения деятельности коммерсанта и предупреждением остальным.

Банкротство является сложным процессом, включающим в себя:

1) рассмотрение ситуации, в которой физическое или юридическое лицо объявляется несостоятельным;

2) юридические процедуры, с помощью которых можно временно приостановить деятельность физического или юридического лица, в случае банкротства используя законодательство;

3) определение ответственности для осуществления или неосуществления необходимых действий в экономическом, финансовом, юридическом, социальном и политическом плане.

     Банкротство условно делят на три вида:

- банкротство бизнеса;

- банкротство собственника;

- банкротство производства.

     Банкротство бизнеса связано с неэффективным управлением организацией, неумелой маркетинговой стратегией, нерациональным использованием ресурсов и т. п.

     Банкротство собственника обычно связано с отсутствием инвестиций в оборотный капитал для осуществления простого воспроизводства (даже при наличии спроса на продукцию на рынке) и в развитие производства для поддержания рыночной стоимости бизнеса.

     Банкротство производства возникает под влиянием первых двух видов банкротств, когда выпускается неконкурентоспособная продукция и требуется диверсификация этого производства.

    На практике все три вида банкротства сочетаются в разных пропорциях. Разделить их можно только по преимущественному фактору, определяющему природу банкротства.

 Банкротство делят  на:

- намеренное (умышленное, фиктивное, рейдерское), совершаемое в интересах лиц, в той или иной степени контролирующих организацию;

- ненамеренное (вынужденное или случайное), возникшее вне воли конкретных лиц

4. Законы и нормативные акты в области несостоятельности (банкротства)

Банкротство - комплексный правовой институт, объединяющий нормы частного и публичного, материального и процессуального права. Указанная особенность обусловила специфику нормативно-правовой базы в сфере банкротства.

С переходом России к рыночной экономике в 1992 г. был принят закон "О несостоятельности (банкротстве) предприятий". При его подготовке был использован опыт законодательного регулирования отношений с неплатежеспособным  (несостоятельным) субъектом  в США.

 По аналогии с американским законодательством Законом 1992 г. предусматривались процедуры конкурсного производства, санации и внешнего управления, которые были отнесены к реорганизационным процедурам.  Ликвидация несостоятельного должника  могла производиться и на добровольной основе. В качестве внесудебной процедуры в Законе предусматривалось мировое соглашение -  соглашение должника с кредиторами об отсрочке и (или) рассрочке долгов или скидке с долгов для продолжения деятельности предприятия.

В 1998 г. был принят новый   Закон о банкротстве, с измененной  концепцией. Правовое регулирование процедур несостоятельности (банкротства) существенно изменилось. С целью выявления финансового состояния должника и сохранности его имущества появилась процедура наблюдения. Процедурой санации являлось внешнее управление.  Ликвидационными процедурами   -  процедура конкурсного производства и внесудебная процедура. Мировое соглашение было определено как судебная процедура, в которой участвуют конкурсные кредиторы. Введены две упрощенные процедуры - банкротство ликвидируемого должника и банкротство отсутствующего должника. Правовой статус конкурсных кредиторов и уполномоченных органов по Закону существенно различался. Уполномоченные органы не участвовали в собраниях кредиторов, за исключением первого собрания.

В Законе были предусмотрены особенности несостоятельности (банкротства) отдельных категорий должников - юридических лиц: градообразующих, сельскохозяйственных, кредитных организаций, страховщиков, профессиональных участников рынка ценных бумаг.

В Законе содержались нормы о несостоятельности (банкротстве) физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей.

 Следующим этапом реформирования законодательства о несостоятельности явилось принятие Закона о банкротстве в 2002 г.

Комплексное правовое регулирование осуществляется Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", который действует с многочисленными изменениями и дополнениями. В настоящее время Закон о банкротстве 2002 г. является единственным специальным законом, регулирующим вопросы несостоятельности.

Гражданский кодекс  РФ в ст. 25 и 65 предусматривает возможность банкротства соответственно граждан и юридических лиц. В частности, в ст. 65 указаны виды юридических лиц, которые не могут быть признаны банкротами. Глава 9.1 ГК РФ регламентирует вопросы оспаривания решений участников гражданско-правовых сообществ, в частности собраний кредиторов.

Дела о банкротстве юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом РФ от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ, с особенностями, установленными Законом о банкротстве.

Реалии российского бизнеса дают простор для возможности использования процедур банкротства за пределами его прямого назначения в целях:

1) личного обогащения собственника или управляющего лица, который осуществляет умышленное банкротство, намеренно искажая реальное финансовое положение предприятия;

2) ухода от налогов;

3) уклонения или отсрочки от уплаты кредиторской задолженности;

4) как составного элемента стратегии ведения корпоративных войн, уничтожения конкурентов, рейдерских захватов и т.п.

Поскольку на практике нормы законодательства о банкротстве зачастую используются для достижения противоправных целей, Кодексом административных правонарушений  РФ предусмотрены статьи 14.12 "Фиктивное или преднамеренное банкротство", и  14.13 "Неправомерные действия при банкротстве". Уголовный       кодекс  РФ  содержат составы преступлений в сфере банкротства (ст. 195, 196, 197).

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере банкротства, выступает Минэкономразвития России. 

Минэкономразвития России утверждает федеральные стандарты профессиональной деятельности арбитражных управляющих и деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Проекты стандартов разрабатывает национальное объединение саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

В качестве национального объединения саморегулируемых организаций арбитражных управляющих выступает Российский союз саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

В регулировании несостоятельности хозяйствующих субъектов большое значение имеют  подзаконные нормативные правовые акты, такие как :

- Постановление Правительства РФ от 25 июня 2003 г. N 367 «Об утверждении правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа»;

- Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 855 «Об утверждении временных правил проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства»;

- Постановление Правительства РФ от 22 мая 2003 г. N 299 "Об утверждении Общих правил подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего";

- Постановление Правительства РФ от 20 октября 2010 г. N 851 "О порядке осуществления расчетов в целях погашения учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника - унитарного предприятия и (или) третьим лицом требований к должнику об уплате обязательных платежей в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве";

- Приказ Минэкономразвития России от 1 сентября 2010 г. N 402 "О Порядке возмещения арбитражному управляющему расходов на уведомление кредиторов о предъявлении требований уполномоченного органа к должнику";

- Приказ Минэкономразвития России от 5 апреля 2013 г. N 178 "Об утверждении Порядка формирования и ведения Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц и Единого федерального реестра сведений о банкротстве и Перечня сведений, подлежащих включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве»;

- Приказ Минэкономразвития России от 20 февраля 2012 г. N 72 "Об утверждении Федерального стандарта профессиональной деятельности арбитражных управляющих "Правила ведения Реестра требований о передаче жилых помещений" ;

- Приказ Минэкономразвития России от 18 декабря 2012 г. N 799 "Об утверждении Федерального стандарта деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих "Правила проведения стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего;

- др.

Иные федеральные органы исполнительной власти также уполномочены регламентировать отдельные аспекты банкротства. Например, Минюстом России изданы Приказы от 14 августа 2003 г. N 195 "Об утверждении типовых форм отчетов (заключений) арбитражного управляющего", от 21 февраля 2011 г. N 22н "Об утверждении форм документов, применяемых в целях реализации прав третьих лиц на погашение требований к должнику в ходе процедур банкротства".

В систему правового регулирования несостоятельности входят также федеральные законы:

- Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях", поскольку арбитражные управляющие в обязательном порядке должны быть членами саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

- Федеральный закон от 9 июля 2002 г. N 83-ФЗ "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных производителей", которым регулируется процедура реструктуризации долгов сельскохозяйственных производителей, принципы реструктуризации, сроки процедуры.

- Федеральный закон от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", поскольку введение конкретной судебной процедуры банкротства является основанием для приостановления либо прекращения исполнения исполнительных документов по имущественным взысканиям.

Закон о банкротстве соприкасается с положениями Налогового кодекса РФ, потому что   в обязательные платежи, задолженность по которым при наличии установленных в Законе № 127-ФЗ  условий позволяет возбудить производство по делу о банкротстве, включаются налоги, сборы и иные обязательные взносы в соответствующие бюджеты (ст. 2).

Согласно п. 3 ст. 6 Закона о банкротстве требования уполномоченных органов об уплате обязательных платежей принимаются во внимание для возбуждения производства по делу о банкротстве, если такие требования подтверждены, в частности, решениями налогового органа о взыскании задолженности за счет денежных средств или иного имущества должника.

Для решения возникающих спорных вопросов весьма важны акты Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

 

 

Признаки банкротства

.

    В определении несостоятельности (банкротства) выделены следующие признаки:

1) неспособность в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по гражданско-правовым денежным обязательствам и (или) по обязательным платежам, а также требования работников и бывших работников о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда;

2) удостоверение факта такой неспособности арбитражным судом.

             Неплатежеспособность является, с одной стороны, признаком несостоятельности, т.е. в вероятностной форме отражает неспособность должника выполнить все имеющиеся у него обязательства ввиду недостаточности имущества, а с другой стороны, основанием для введения процедур банкротства.

Понятие "неплатежеспособность" может быть охарактеризовано с помощью следующих признаков:

1) прекращение платежей (фиксируется банком, в котором должник имеет банковский счет: при недостаточности денежных средств на счете банк осуществляет расчеты в порядке очередности, установленной ст. 855 ГК РФ, или приостанавливает расчеты). Внешнее проявление прекращения платежей:

- невыплата заработной платы, налогов, взносов в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Фонд обязательного медицинского страхования;

- неплатежи за переданные товары, произведенные работы, оказанные услуги

- протесты большинства векселей и чеков, выданных должником;

- обращения взыскания на имущество должника, не исполнившего свои обязательства;

- заявления самого должника о неспособности исполнить обязательства;

- бегство должника от своих кредиторов и т.д.

 Только неисполнение наступивших по сроку платежей может создавать состояние неплатежеспособности Срок исполнения гражданско-правовых обязательств, если он не согласован сторонами, определяется по правилам ст. 314 ГК РФ. Для исполнения публичных обязанностей срок платежей устанавливается НК РФ, ТК РФ и др.;

2) длящийся характер прекращения платежей (срок по общему правилу составляет 3 месяца). При этом необходимо разграничивать неплатежеспособность как основание введения процедуры несостоятельности и просрочку исполнения должником обязательств, обязанностей. Для некоторых должников может быть установлен иной срок неплатежей, имеющий значение для возбуждения дела о банкротстве должника. Так, для кредитных организаций этот срок составляет 14 дней (ст. 189.8), для стратегических организаций - 6 месяцев (п. 3 ст. 190 Закона о банкротстве).  Критериями разграничения указанных понятий выступают прежде всего срок, а также невозможность исполнения обязательства вследствие недостаточности имущества

3) недостаточность имущества для исполнения обязательств и (или) публичных обязанностей. Условный размер неисполненного или исполненного ненадлежащим образом обязательства и (или) обязанности, свидетельствующий о неблагополучном имущественном состоянии должника для юридических лиц составляет не менее 300 тыс. руб., а для должника-гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, - не менее 500 тыс. руб.

Арбитражный суд устанавливает состояние неплатежеспособности должника в судебном заседании, назначенном после подачи заявления в суд о признании должника несостоятельным.

Внутренним содержанием несостоятельности (банкротства) как сложного экономического явления является неэффективность бизнеса, а внешней формой - его неплатежеспособность. Любое изменение внешней формы - неплатежеспособности бизнеса производно от изменений внутреннего содержания - эффективности бизнеса.

Развитие банкротства проходит три стадии: скрытое банкротство, финансовая неустойчивость и очевидное банкротство.

На стадии скрытого банкротства происходит снижение «цены организации», т. е. снижение балансовой прибыли на один рубль стоимости обязательств, что означает снижение прибыльности организации или увеличение суммы обязательств.

Вторая стадия – финансовая неустойчивость, которая характеризуется возникновением трудностей  с выполнением краткосрочных обязательств.

Третья стадия – очевидное банкротство, означает явную неспособность организации оплатить свои долги.

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 288.