1. Геометрический смысл знака трехчлена 
 .
Теорема 1. Если в аффинной системе координат прямая 
  задана уравнением 
 , то полуплоскости с границей 
  определяются неравенствами 
  и 
 .
Сформулированная теорема, выражающая геометрический смысл знака трехчлена 
 , позволяет выяснять, лежат ли две точки по одну сторону от прямой 
  или по разные стороны. Рассмотрим простейший пример.
Задача 1. Выяснить, пересекает ли прямая 
  отрезок 
 , если 
 .
Решение. Определим знак трехчлена 
  в точке 
 .
Определим знак трехчлена 
  в точке 
 .
Следовательно, точки 
  и 
  лежат по разные стороны от данной прямой, поэтому прямая 
  пересекает отрезок 
 .
Выяснение расположения точек относительно прямой, в свою очередь, применяется при решении геометрических задач, связанных с нахождением условий, определяющих внутренние области углов, треугольников или полос.
2. Взаимное расположение двух прямых.
Теорема 2. Пусть в аффинной системе координат прямая 
  задана уравнением 
  - уравнением 
 .
1) Прямые 
  и 
  пересекаются тогда и только тогда, когда коэффициенты при 
  и 
  в их уравнениях не пропорциональны, т.е.
 ;
Чтобы найти координаты точки 
  пересечения прямых 
  и 
 , надо решить систему уравнений 
  и 
 .
2) Прямые 
  и 
  параллельны тогда и только тогда, когда коэффициенты при 
  и 
  пропорциональны, а свободные члены им не пропорциональны, т.е.
 ;
3) Прямые 
  и 
  совпадают тогда и только тогда, когда коэффициенты при 
  и 
  и свободные члены в их уравнениях пропорциональны, т.е.
 .
Рассмотрим пример применения этой теоремы.
Задача 2. Выяснить взаимное расположение прямых 
  и 
 .
Решение. Находим из уравнений прямых 
 
 .
Отношение 
  мы найти не можем, т.к. делить на 0 нельзя. Поэтому поменяем прямые местами и найдем отношения
 .
Следовательно, прямые 
  и 
  пересекаются. Отношение 
  находить уже нет необходимости.
Задача 3. Найти уравнение прямой, проходящей через точку 
  и параллельной прямой 
 .
Решение. Пусть 
  - искомая прямая.
Заметим, что задачу можно решить разными способами. Например, взяв за направляющий вектор прямой 
  направляющий вектор 
  прямой 
  (т.к. 
 , то 
 ), можно воспользоваться каноническим уравнением прямой 
 .
Но мы решим задачу, используя теорему 2.
Из теоремы 2 следует, что так как 
 , то общее уравнение прямой 
  будет иметь вид:
 ,
т.е. можно считать, что отличаться уравнения прямых 
  и 
  будут только свободными членами.
Чтобы найти С, используем то, что 
 . Подставляя координаты точки 
  в уравнение прямой 
 , найдем С: 
 .
Тогда
 .
3. Пучок прямых. Уравнение пучка прямых.
Множество всех прямых плоскости, проходящих через данную точку 
 , называется пучком прямых. Точка 
  называется центром этого пучка.
Множество всех прямых плоскости, параллельных данной прямой 
 , называется пучком параллельных прямых.
Пучок прямых определяется заданием его центра 
 , пучок параллельных прямых – заданием ненулевого вектора 
 , параллельного прямым пучка.
Теорема 3. Пусть известны в аффинной системе координат уравнения двух прямых пучка с центром в точке 
 :
 ,
 .
Тогда уравнение пучка прямых с центром 
  будет иметь вид:
 ,
  
  |  
  
  |  
  
  |  
  
  |  
  
  |  
  
  |  
  
  |  
| Рис. 60 | 
  - действительные числа, не равные нулю одновременно. Они определяют некоторую прямую 
  пучка.
 Геометрический смысл 
  и 
 : это координаты направляющего вектора 
  прямой 
  в базисе 
  (рис. 60).
Рассмотрим пример применения этой теоремы.
Задача 4. Найти уравнение прямой 
 , проходящей через точку 
  и через точку пересечения прямых 
  и 
 .
Решение. Заметим, что искомое уравнение можно найти, вычислив координаты точки 
  пересечения прямых 
  и 
  и применив уравнение прямой, заданной двумя точками. Но при решении системы уравнений прямых 
  и 
  получаются громоздкие вычисления.
Поэтому задачу лучше решить по теореме 3. Запишем уравнение пучка прямых с центром в точке 
 :
                  
 ,                (18)
где 
 .
Так как 
 , то искомая прямая принадлежит данному пучку. Найдем 
  и 
 , определяющие 
 . Так как 
 , то ее координаты удовлетворяют уравнению (18):
 
 . Подставим 
  в уравнение (18): 
 . Заметим, что 
  (действительно, если 
 , то 
  - противоречие с условием 
 ).
Разделим обе части уравнения на 
 :
 ; 
 
 .
Лекция 10
Дата: 2018-11-18, просмотров: 353.