Задатки как природные предпосылки
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

способностей личности

Кроме способностей существует понятие «задатки». Задатки – это качества, благодаря которым у человека могут успешно формироваться и развиваться способности. Без соответствующих задатков качественные способности не возможны, однако задатки это вовсе не всегда гарантия того, что у человека обязательно появятся качественные способности. Люди отличаются друг от друга по своим задаткам, и этим объясняется то, почему при равных условиях обучения и воспитания у одних способности быстрее развиваются, достигают, в конечном счете, более высокого уровня, чем у других.

Основные отличия задатков от способностей в следующем. Задатки даны (заданы – отсюда и название) человеку с рождения или возникают благодаря естественному развитию организма. Способности приобретаются в результате обучения. Для того чтобы иметь задатки, человеку не нужно предпринимать со своей стороны никаких усилий. Задатки не «требуют», чтобы человек активно включался в те виды деятельности, с которыми эти задатки связаны. Способности без активного участия человека в тех видах деятельности, к которым они относятся, не формируются.

Задатки, как и способности, могут быть различными. Есть задатки, которые связаны с общими и специальными способностями, центральные и периферические, сенсорные и двигательные.

К общим задаткам относится те, которые касаются строения и функционирования организма человека в целом или его отдельных подсистем: нервной, эндокринной, сердечно-сосудистой, пищеварительной.

К специальным относятся задатки, соотносимые с работой отделов коры головного мозга: информационного (зрительного, слухового, двигательного, осязательного и других) и мотивационного (сила или специфика эмоциональных процессов и потребностей организма).

Центральные задатки касаются анатомо-физиологического строения центральной нервной системы и внутренних органов человека.

Периферические задатки связаны с работой периферических отделов органов чувств.

Сенсорные задатки характеризуют процессы восприятия и переработки человеком информации, воспринимаемой при помощи различных органов чувств.

Двигательные задатки относятся к работе мышечного аппарата и управляющих им отделов центральной нервной системы.

Люди, даже затрачивая одинаковые усилия в той или иной деятельности, все-таки достигают различных результатов.  Различия в способностях нельзя объяснить тем, что те или иные качества передаются от поколения в поколения, от отца к сыну, от сына к внуку, как эстафетная палочка. Правда, некоторые факты как будто свидетельствуют в пользу наследственной передачи способностей. Особенно впечатляют некоторые семьи немецких музыкантов Бахов. Впервые музыкальные способности у них проявились в 1550 г. Родоначальником семьи был булочник В. Бах, после работы отводил душу музыкой и пением. У него было два сына, с них-то и начинается непрерывный ряд музыкантов Бахов, которые были известны в Германии на протяжении двух веков. В семье Бахов было около 60 музыкантов, из них более 20 выдающихся. Но всемирную славу этой семье принес композитор Иоган Себастьян Бах. В семье Моцарта пять видов музыкантов, Гайдна – два, у Иогана Штрауса – отец был тоже известным композитором. Известны династии артистов, художников моряков, врачей, педагогов и т. д.

Ребенок рождается не с готовыми способностями, а с задатками, т. е. с такими особенностями строения мозга, органов чувств, движений; которые выступают в качестве природных предпосылок развития способностей.

Задатки многозначны. Это означает, что на базе одних и тех же задатков могут возникать различные способности в зависимости требований соответствующей деятельности. Так, острая наблюдательность и хорошая зрительная память может войти в структуру способностей художника, следователя, геолога. Не повредят эти качества и десятку других профессий.

Способности и задатки взаимосвязаны друг с другом. Задатки являются предпосылками к развитию способностей, а это значит, что от задатков зависит развитие личности в целом. Разовьются ли задатки в способности, зависит не только от индивидуальных особенностей, но и от исторических условий, от потребностей общества.

 

 

Классификация способностей

Способности не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем теряется. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями такими сложными видами человеческой деятельности, как музыка, техническое и художественное творчество, математика, спорт и т. д., мы поддерживаем у себя и развиваем дальше соответствующие способности – считал отечественный ученый Б. М. Теплов.

Успешность выполнения любой деятельности зависит не от какой-либо одной, а от сочетания различных способностей. При отсутствии необходимых задатков к развитию одних способностей, их дефицит может быть восполнен за счет более сильного развития других.

Различают природные, или естественные, способности (в основе своей биологически обусловленные) и специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение.

Многие из природных способностей являются общими у человека и у животных, особенно высших, например – у обезьяны: восприятие, память, мышление. В остальном по своим способностям человек и животное принципиально отличаются друг от друга. У человека, кроме биологически обусловленных, есть способности, обеспечивающие его жизнь и развитие в социальной среде. Это общие и специальные высшие интеллектуальные способности, основанные на пользовании речью и логикой, теоретические и практические, учебные и творческие, предметные и межличностные.

Общие способности включают те, которыми определяют успехи человека в самых различных видах деятельности. К ним относятся умственные способности, тонкость и точность ручных движений, развитая память, совершенная речь и ряд других.

 Специальные способности определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие. К таким способностям можно отнести музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные, художественные, творческие, спортивные и ряд других. Наличие у человека общих способностей не исключает развития специальных и наоборот. Нередко общие и специальные способности сосуществуют, взаимно дополняя и обогащая друг друга.

Теоретические и практические способности отличаются тем, что первые предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям, а вторые – к конкретным, практическим действиям. Такие способности в отличие от общих и специальных, напротив, чаще не сочетаются друг с другом, вместе встречаясь только у одаренных, разносторонне талантливых людей.

Учебные и творческие способности отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, в то время как вторые – создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений, словом – индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.

Способности к общению, взаимодействию с людьми, а также предметно-деятельностные, или предметно-познавательные, способности – в наибольшей степени социально обусловлены. К способностям первого вида относится речь человека как средство общения (речь в ее коммуникативной функции), способности межличностного восприятия и оценивания людей, способности социально-психологической адаптации к различным ситуациям, способности находить контакт с различными людьми, располагать их к себе, оказывать на них влияние и т. п.

Примеры способностей предметно-познавательного плана хорошо известны. Они традиционно изучаются в общей и дифференциальной психологии и именуются способностями к различным видам теоретической и практической деятельности.

До сих пор в психологии преимущественное внимание обращалось именно на предметно-деятельностные способности, хотя способности межличностного характера имеют не меньшее значение для психического развития человека, его социализации и приобретения им необходимых форм общественного поведения. Без владения речью как средством общения, без умения адаптироваться к людям, правильно воспринимать и оценивать их самих и их поступки, взаимодействовать с ними и налаживать хорошие взаимоотношения в различных социальных ситуациях, нормальная жизнь и психическое развитие человека были бы просто невозможными. Отсутствие у человека такого рода способностей явилось бы непреодолимой преградой как раз на пути превращения его из биологического существа в социальное.

С психологической точки зрения социальная норма поведения не что иное, как идеально воплощенное в соответствующих знаниях и требованиях способность общаться с людьми, вести себя так, чтобы быть принятым и понятым ими. Усваивая социальные нормы, человек приобретает способность эффективно взаимодействовать с людьми. С не меньшим основанием способностями могут быть названы: умение убеждать других людей, а также умение воспринимать людей и давать им верные оценки. И межличностные, и предметные способности взаимно дополняют друг друга. Благодаря их сочетанию человек получает возможность развиться полноценно и гармонично. Не отдельные способности определяют успешность выполнения какой- либо деятельности, а их удачное сочетание. С другой стороны, относительная слабость какой-нибудь одной способности может быть компенсирована другой. К примеру, слабое зрение частично компенсируется особым развитием слуха и кожной чувствительности. Способности не только совместно определяют успешность деятельности, но и взаимодействуют друг с другом, оказывая влияние друг на друга. Сочетание различных высоко развитых способностей называют одаренностью, и эта характеристика относится к человеку способному ко многим различным видам деятельности.

 

Контрольные вопросы

1. Дайте определение понятия «способность».

2. Раскройте связь способностей с успешностью выполнения деятельности.

3. Опишите задатки как природные предпосылки к развитию способностей.

4. Представьте классификацию способностей.

5. Назовите условия и предпосылки формирования способностей.

 

Темы для рефератов

 

1. Способности, задатки и индивидуальные различия людей.

2. Факторы ускоренного развития способностей.

3. Способности, одаренности и талант: взаимосвязь и различие в этих понятиях.



Дата: 2018-11-18, просмотров: 252.