Общее представление о способностях
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Способности обеспечивают качество выполнения действий, ее успешность, т. е. от способностей зависит как эти действия выполняются.

Б. М. Теплов выделил три основных признака понятия «способность»:

- во-первых, под способностями понимаются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где дело идет о свойствах, в отношении которых все люди равны;

- во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь те, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей;

- в-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам и умениям, которые уже выработаны у данного человека.

Способности – это индивидуально-психологические особенности людей, которые являются условиями успешного осуществления данной деятельности и динамики овладения знаниями, умениями и навыками.

Психология, отрицая тождество способностей и существенно важных компонентов деятельности – знаний, умений и навыков, подчеркивает их единство. 

Между способностями и знаниями, умениями, навыками существуют сложные отношения взаимной зависимости. Так, два студента отвечают на занятии примерно одинаково. Однако преподаватель по-разному относится к их ответам. Отметка обычно измеряет не столько способности, сколько уровень знаний, умений, навыков. Благодаря способностям в той или иной сфере личность может быстро и сравнительно легко овладеть необходимыми знаниями.

Отечественный психолог А. В. Петровский образно сравнивает способности с зерном, которому еще только предстоит развиваться. Подобно тому, как брошенное в почву зерно является лишь возможностью по отношению к колосу, который может вырасти из зерна, но лишь при условии, что структура и влажность почвы, погода и т. п. окажутся благоприятными, т. е. способности человека являются лишь возможностью для приобретения знаний и умений. А будут ли приобретены эти знания и умения, т. е. превратится ли возможность в действительность, зависит от множества условий (как будут обучать, как будет организована трудовая деятельность и т. д.)

Способности – это возможность, а необходимый уровень мастерства в том или ином деле – это действительность. Эта возможность превращается в действительность в результате упорного труда. Трудолюбие, склонность к труду, связанны с той областью, в которой у человека имеются способности.

Недостаточная тяга к действиям является недостатком самой способности. При тех же умственных данных, но при более устойчивой потребности к знаниям, способности человека развивались бы гораздо полнее. Теперь становится понятна психологическая основа таких высказываний «Способный, но ленивый», «Если только я бы захотел, я бы всех за пояс заткнул», «Ему только усидчивости не хватает». Если человеку не захотелось заниматься, если он не увлекся деятельностью значит и способностей качественных не было. Не бывает способностей, оторванных от человеческого труда, от деятельности.

Способности – не только проявляются в деятельности, но и формируются в ней.

Способности обнаруживаются только в деятельности и притом только в такой деятельности, которая не может осуществляться без наличия этих способностей.

Развить в себе те или иные способности можно только при определенных условиях. Для этого, как минимум необходимо находиться в благоприятной социальной среде, то есть общаться с людьми, которые могут поделиться своими знаниями, опытом или просто дать дополнительную мотивацию для развития. Интерес и поддержка являются главным фактором развития способностей.

Итак, способности представляют собой сплав природного и приобретенного. Природные свойства являются врожденными, однако перерабатываются и развиваются в условиях воспитания, обучения и трудовой деятельности. О способностях человека можно судить, наблюдая за процессом выполнения им новых заданий, в измененных условиях, за ходом овладения новой деятельностью.

Различают несколько уровней развития способностей людей:

- одаренность – совокупность нескольких разносторонних способностей, обусловливающая успешную деятельность человека в определенной области и выделяющая его среди других лиц;

- талант – совокупность способностей, которая позволяет получать продукт деятельности, отличающийся оригинальностью и новизной, совершенством и общественной значимостью; особенность таланта – высокий уровень творчества при осуществлении деятельности;

- гениальность – высшая степень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиально новое в той или иной сфере деятельности. Творчество гениального человека имеет историческое и, как правило, положительное значение.

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 218.