Потребность – источник активности личности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Активность как центральная составляющая поведения человека не возникает сама по себе спонтанно, а детерминирована определенными состояниями человека как организма, социального индивида и личности, выражающими зависимость его от окружающей среды: материальной, социальной, духовной. Источником активности личности являются ее потребности.

Потребность – состояние индивида, создаваемое испытываемой им нужды в объектах, необходимых для его существования и развития, а так же выступающей источником его активности.

Потребность – осознание и переживание нужды человека в том, что необходимо для поддержания жизни его организма и развития личности.

Наличие той или иной потребности создается нарушением равновесия между организмом и средой (биологические потребности) или между личностью или обществом (социальные потребности).

А. М. Матюшкин выделил основные уровни процессов которые порождают потребности личности и выступают источником ее активности:

- нарушение во внутренней среде организма, порождающее потребность организма в чем-либо;

- нарушение, вызываемое типом взаимодействия субъекта с объектом, выступающее как изменение типа взаимодействия, как новизна ситуации, как «препятствие» на пути удовлетворения потребности; нарушение, вызывающее необходимость в новых типах активности;

- нарушение в типе деятельности, приводящие к невозможности ее выполнения сложившимися способами и вызывающие необходимость поиска новых способов выполнения деятельности.

Следующий момент активности личности при появлении потребностей – ценности. Человек направлен на что-либо, представляющее для него какое-то значение. Ценности всегда предметны – другой человек, то или иное дело, чему посвящается вся жизнь, сама личность. К этим ценностям и направлена активность личности.

Активность личности проявляется в процессе удовлетворения потребностей и, достигая цели, человек тем самым создает новые условия среды, которые в свою очередь, порождают новые потребности.

Потребности формируются и развиваются в результате влияния социальной стороны жизни. Потребности становятся главными причинами, определяющими психическое состояние, переживаний, чувств человека. В зависимости от того удовлетворяются или не удовлетворяются потребности человек переживает состояние напряжения или спокойствия.

По мере развития человека (физиологического и психического), становления его личности, развиваются, видоизменяются и его потребности. Процесс удовлетворения человеком своих потребностей связан с его взаимодействием со средой, с объектами потребностей, использованием средств и способов этого взаимодействия, что в свою очередь ведет к формированию и развитию личностных качеств и свойств личности. Из этого следует – удовлетворение потребностей человека выступает одним из важнейших условий его всестороннего развития, формирования и становления. Отсутствие у человека этой потребности (труд является источником материальных и духовных благ, культуры в целом) неминуемо ведет к уменьшению материального и духовного потенциала социума, а потребительское отношение личности к обществу – к ее деградации.

 

  5.2 Виды потребностей

Как в отечественной, так и в зарубежной психологии личности существует множество классификаций потребностей. Тем не менее, и в отечественной и в западной психологии сложились определенные традиции в классификации потребностей.

Один из первых изучал этот вопрос и выявил роль человеческих нужд американский психолог А. Маслоу. Он назвал свое учение «иерархической теорией потребностей» и изобразил его в виде пирамиды. Психолог дал определение понятия, структурировал виды потребностей, разложив их в восходящем порядке от биологических (первичных врожденных потребностей, которые направлены на осуществление физиологических нужд) и до духовных (вторичных, приобретенных, социальных). И предложил следующую классификацию потребностей:

1. Потребности физиологические (органические) – голод, жажда, половое влечение и др.

2. Потребности в безопасности – чувствовать себя защищенным, избавиться от страха, от агрессивности.

3. Потребности в принадлежности и любви – принадлежать к общности, находиться рядом с людьми, быть принятым ими.

4. Потребности уважения (почитания) – компетентность, одобрение, признание, авторитет, достижение успехов.

5. Познавательные потребности – знать, уметь, понимать, исследовать.

6. Эстетические потребности – гармония, симметрия, порядок, красота.

7. Потребности в самоактуализации – реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности.

Динамичность данной классификации потребностей заключается в том, что высшие потребности могут направлять поведение индивида лишь в той мере, в какой удовлетворены его более низшие потребности. Без удовлетворения низших потребностей невозможно достижение высшего уровня – самоактуализации.

Эти виды потребностей по А. Маслоу взаимосвязаны. Вторичные могут появиться только при условии удовлетворения низших потребностей. То есть человек не может развиваться в духовном плане, если у него не развиты физиологические потребности.

Более поздние классификации были основаны на первой версии, но немного усовершенствованы.

По своему происхождению различают:

- естественные потребности, которые связаны с необходимостью сохранения и поддержания жизни человека и его потомства. Неудовлетворение естественных потребностей ведет к гибели человека и его вырождению;

- культурные потребности, которые обусловлены уровнем развития социализации, особенностями жизни и деятельности человека. В них выражается зависимость активной деятельности человека от продуктов человеческой культуры; их корни целиком лежат в границах человеческой истории. Неудовлетворение культурных потребностей не ведет к физической гибели человека, но вызывает деградацию.

По характеру своего предмета выделяют:

- материальные потребности, в которых выявляется зависимость человека от предметов материальной культуры (потребность в жилище, одежде, предметах быта);

- духовные потребности, в которых выявляется зависимость человека от продуктов общественного сознания (потребность получать информацию, слушать музыку, видеть прекрасное и т. д.).

 

Рисунок 1 – Пирамида потребностей (по А. Маслоу)

 

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 281.