В окружающем нас мире существуют не отдельные свойства предметов, которые мы получаем посредством ощущений, а сами предметы, вещи, явления. Отражение предметов в целом, в совокупности их свойств происходит на основе чувственного процесса познания более высокого уровня, чем ощущение. Таким процессом является восприятие.
Восприятием называется отражение предметов, явлений, ситуаций объективного мира в целостном виде (в совокупности их свойств и частей, элементов) в процессе воздействия их на органы чувств и в результате осознания их отличительных признаков.
Восприятие рассматривается как целостное отражение предметов, явлений, процессов, объектов и ситуаций объективного мира в их чувственно доступных временных и пространственных связях и отношениях. Восприятие обусловлено предметностью мира и результатами деятельности человека. Восприятие как образ предмета возникает у ребенка к концу 3-го месяца после рождения. Признаком возникновения образа является слежение глазами за движущимся предметом. Восприятие слова как целостного звукового и смыслового комплекса появляется примерно в один год.
Познание предметов или явлений предполагает отражение их качественной определенности, то есть познание качеств целого, а не отдельных свойств предметов или явлений. Поэтому восприятие – это уже новый, более сложный, уровень отражения окружающего мира.
Восприятие – сложный процесс приема и преобразования информации, обеспечивающий отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире. Как форма чувственного отражения предмета включает обнаружение как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нем информативного содержания, адекватной цели действия и формирования чувственного образа. Восприятие является осмысленным (включает принятие решений) и означенным (связанный с речью) синтезом разнообразных ощущений, полученных от целостных предметов и явлений, которые выступают в виде данного образа предмета или явления и складывается в ходе активности их отражения.
Восприятие – это отражение в сознание человека предметов и явлений, при их непосредственном воздействии на органы чувств, в ходе которого происходит упорядочение и объединение различных ощущений в целостные образы вещей и событий. Образ складывается в процессе восприятия, предполагает взаимную и скоординированную работу сразу нескольких анализаторных систем.
Первичный анализ, который совершается в рецепторах, дополняется сложной аналитико-синтетической деятельностью мозговых отделов анализаторов. В отличие от ощущений, в процессах восприятия формируется образ целостного предмета посредством отражения всей совокупности его свойств. Однако образ восприятия не сводится к простой сумме ощущений, хотя и включает их в свой состав.
Уже в акте восприятия всякий предмет приобретает определенное обобщенное значение, выступает в определенном соотношении к другим предметам, обобщенность является внешним проявлением осознанности человеческого восприятия. В акте восприятия проявляется взаимосвязь сенсорной и мыслительной деятельности человека.
Восприятие – познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира. Это психический процесс, заключающийся в отражении предмета или явления в целом при его непосредственном воздействии на рецепторные поверхности органов чувств. Восприятие – одна из биологических и психических функций, определяющих сложный процесс приема и преобразования информации, получаемой при помощи органов чувств, формирующих субъективный целостный образ объекта, воздействующего на анализаторы через совокупность ощущений, инициируемых данным объектом. Как форма чувственного отражения предмета, восприятие включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нем информативного содержания, адекватного формирования чувственного образа.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 255.