Глава 3. РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

 

Память как процесс рационального познания

Образы внешнего мира, которые возникают в коре головного мозга, не исчезают бесследно. Они оставляют след, который может сохраниться в течение длительного времени. Личность, ее отношение, навыки, привычки, надежды, желания, притязания существуют благодаря памяти.

Память есть психическое отражение результатов прошлого взаимодействия человека с действительностью и использование их в последующей деятельности; совокупность психических моделей действительности, построенных в результате опыта человека.

Память выступает как интегративный психический процесс, охватывающий результаты ощущений, восприятия и мышления. Память – это информационный фонд жизнедеятельности человека, способность хранить информацию и избирательно ее использовать для регулирования поведения и деятельности – это основное свойство мозга человека. На основе памяти каждый человек осуществляет свою жизнедеятельность и ориентируется в прошлом, настоящем, будущем. Память проявляет себя как запоминание информации, ее сохранения, ее воспроизведение в виде узнавания и припоминания и ее забывание.

Накопление информации в памяти человека осуществляется в двух блоках: в блоке эпизодической памяти и в блоке смысловой памяти. Эпизодическая память автобиографична, т. е. в ней хранятся разные эпизоды их жизни человека. А смысловая, или семантическая, память хранит все исторически сформированные правила логики умственных действий и построения языка.

Память связывает прошлое субъекта с настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Память – основа психической деятельности, без нее невозможно понять формирование поведения, мышления, сознания и подсознания.

Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение человеком его опыта, называется памятью.

Основным психологическим механизмом памяти являются ассоциации. Связь между раздражителями превращается в связь между продуктами памяти. Воздействие на нас одного раздражителя вызывает по ассоциации другой раздражитель по сходству, по контрасту и т. д.

Память существует в форме представлений. Представления – это образы предметов и явлений, появляющиеся в сознании человека, которые он сейчас не воспринимает, но воспринимал раньше. Представления можно разделить на пять групп по количеству органов чувств: зрительные, обонятельные, осязательные, слуховые, вкусовые.

Память есть важнейшая, определяющая характеристика психической жизни личности. Роль память не может быть сведена к запечатлению событий в прошлом, без процессов памяти невозможны актуальные действия человека.

Память обеспечивает единство и целостность личности.

 

 

Классификация видов памяти

Память включена во все многообразие жизни и деятельности человека, поэтому формы ее проявления многообразны. В качестве общего основания для выделения видов памяти выступает зависимость ее характеристик от особенностей деятельности, в которой осуществляются процессы запоминания и воспроизведения.

Виды памяти выделяются в соответствии с тремя основными критериями:

1. По характеру психической активности, преобладающей в деятельности память делят на двигательную, эмоциональную, словесно-логическую, образную.

Двигательная память – память на движение. Ее значение в том, что она служит основой для формирования практических и трудовых навыков (ходьба, письмо). Без памяти на движение мы должны были бы каждый раз учиться сначала осуществлять действие. Признаком хорошей двигательной памяти является физическая ловкость, сноровка в труде и т.д.

Эмоциональная память – это память на чувства. Эмоции сигнализируют нам о том, как удовлетворяются наши потребности и интересы. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают как сигналы либо побуждающие к действию, либо удерживающие от действия.

Словесно-логическая память – ее содержанием являются наши мысли. Мысли не существуют без языка, поэтому память на них называется не просто логической, а словесно-логической. Словесно-логической памяти принадлежит ведущая роль в усвоении знаний учащимися в процессе обучения.

Образная память – это память на представления, на картины природы, а также звуки, запахи, вкусы. Она бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной и вкусовой.

2. По характеру целей деятельности память делят на произвольную и непроизвольную.

Произвольная память формируется по мере развития мышления и воли как сознательный способ регулирования своей деятельностью. Условиями ее активизации являются:

- постановка цели и создание установки;

- владение системами мыслительных операций и мнемических приемов, что позволяет обобщать материал и устанавливать требуемые связи;

- умение создавать и поддерживать волевые усилия.

Непроизвольная память – это запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить. Условиями ее активизации являются:

- относительно новый и яркий раздражитель;

- незаконченные действия, т.к. остается психическое напряжение;

- потребности, интересы и переживания.

3. По продолжительности закрепления и сохранения материала память делят на кратковременную, долговременную и оперативную.

Кратковременная память характеризуется очень кратким сохранением материала после однократного и очень непродолжительного восприятия и немедленным воспроизведением. Время хранения информации – несколько минут (до часа).

Долговременная память характеризуется длительным сохранением материала после многократного его повторения и воспроизведения. Объем и время хранения не ограничены.

Оперативная память обслуживает непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции. Человек выполняет сложные действия по частям, удерживает «в уме» промежуточные результаты до завершения действия, а затем «отработанный» материал забывается.

 

 

Процессы памяти

К процессам памяти относят запоминание (сохранение), воспроизведение (актуализация, возобновление), а также сохранение и забывание.

Запоминание – процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее. Запоминание есть закономерный продукт действия субъекта с объектом: запоминается то, с чем действует человек. Запоминание всегда избирательно, т. е. в памяти сохраняется далеко не все, что действует на наши органы чувств. Характеристика запоминания материала определяется мотивами и способами деятельности личности.

Воспроизведение – это процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленного ранее содержания психики путем извлечения его из долговременной памяти и перевода в оперативную.

Процесс актуализации (восстановления прежде усвоенного материала) может характеризоваться различной степенью трудности или легкости протекания: от «автоматического» узнавания до мучительно трудного припоминания. Виды воспроизведения: узнавание, собственно воспроизведение, припоминание.

Узнавание – это воспроизведение объекта в условиях повторного восприятия. Узнавание связывает наш опыт с восприятием окружающих объектов и тем самым дает возможность правильно ориентироваться в окружающей действительности.

Собственно воспроизведение осуществляется без повторного восприятия того объекта, который воспроизводится.

Припоминание – это активные поиски, преодоление трудностей для того, чтобы вспомнить необходимый материал. Успешность припоминания зависит от того, насколько четко и точно осознается содержание задачи и в каких условиях оно осуществляется.

Сохранение и забывание. Сохранение не является пассивным процессом, потому что ранее усвоенный материал взаимодействует с новым. В результате этого возникают новые связи, обобщения и перекодировки.

Противоположным процессу сохранения является процесс забывания – невозможность вспомнить или искаженное воспоминание. Забывание не является только отрицательным качеством (мы используем забывание для того, чтобы не помнить неприятное).

Темпы забывания исследовал Г. Э. Эббингауз, установивший кривую забывания, в соответствии с которой максимальное количество информации забывается сразу после заучивания (первые 12 ч), а затем забывание зависит от содержания материала, его осознанности. Однако относительно осмысленный материал забывается сначала быстрее, а затем забывание замедляется.

Условия сохранения. Забывание не является лишь функцией времени. Сохранение имеет избирательный характер. Сохранение материала является функцией участия личности в деятельности. Забывание зависит от объема материала. Процент сохранения заученного материала после определенного отрезка времени находится в обратно пропорциональной зависимости от объема этого материала. Поэтому важно дозировать материал. Забывание не сводится к чисто количественному уменьшению материала. Различный материал забывается и сохраняется не одинаково. Лучше сохраняются определения, положения, менее полно – отдельные смысловые единицы.

Индивидуальные различия в процессах памяти выражаются в скорости, точности, прочности запоминания и готовности к воспроизведению материала.

 

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 339.