Возникновение и развитие психологии как науки
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

История становления психологии как науки представляет собой последовательность событий и философских открытий. Все это привело к формированию психологии как самостоятельной науки, а также определило основные направления психологии. Психология очень старая и совсем молодая наука. Имея тысячелетнее прошлое, она, тем не менее, вся в будущем.

Развитие психологического знания изучает такая наука, как история психологии, основные направления психологии описаны в общей психологии. Следовательно, обратившись к истории психологии, можно проследить как формировалась философская мысль, послужившая основой для возникновения и развития психологических знаний и основных направлений психологии.

Отечественные психологи выделяют следующие этапы становления психологии как науки:

I. Донаучная психология – это познание другого человека и самого себя непосредственно в процессах деятельности и взаимного общения людей. Здесь деятельность и знания слиты воедино, обусловленные необходимостью понимать другого человека и предвидеть его поступки. Источником знаний о психике в донаучной психологии выступают:

- личный опыт, возникающий из наблюдения за другими людьми и самим собой;

- общественный опыт, который представляет собой традиции, обычаи, представления, передаваемые из поколения в поколения. В этот период представления о душе основывались на многочисленных мифах и легендах, на сказках и первоначальных религиозных верованиях, связывающих души с определенными живыми существами (тотемами). Он заканчивается примерно в VII-VI вв. до н. э., т. е. до начала объективных научных исследований психики, ее содержания и функций.

II. Философская психология – знания о психике, полученное с помощью умозрительных (философских) рассуждений; характерным для этого этапа является поиск объяснительного принципа для психических явлений, и стремление установить общие законы, которым душа должна подчиниться так же, как подчиняются все природные стихии.

III. Научная психология возникла относительно недавно – во 2-й половине XIX в. Знания в научной психологии имеют эмпирическую и фактологическую основу. Факты добываются в специально проводимом исследовании, которое использует для этого специальные методы, главными из которых являются целенаправленное систематическое наблюдение и эксперимент. Теории, конструируемые научной психологией, имеют эмпирическую основу, подвергаются (в идеале) всесторонней проверке.

Еще один подход к классификации этапов становления психологии как науки:

1-й этап – психология как наука о душе (VI в. до н. э. – XVI в.). Психология представляется в виде философских рассуждений о душе человека. Первые представления о психике были связаны с анимизмом (anima – душа), согласно которому все живое и неживое собственно и есть душа, существующая независимо от тела или предмета и управляющая ими. В философских трактатах Платона (427–347 гг. до н. э.) и Аристотеля (384–322 гг. до н. э.) она рассматривается как бестелесная форма, выступающая причиной и целью всех жизненных функций.

Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека. Анализ закономерностей развития природы привел мыслителей того времени к идее о том, что душа материальна, то есть состоит из тех же частиц, что и окружающий мир. Душа не только дает энергию для активности, но и направляет ее, то есть именно душа руководит поведением человека.

2-й этап – психология как наука о сознании (XVII в.– первая половина XIX в.). Психология оформляется как наука о сознании человека.

Дж. Локк (1632–1704), Д. Гартли (1705–1757) и ряд других мыслителей в рамках рассматриваемого периода уже полагают, что душа присуща только человеку и развивается по мере его жизни в результате усложнения ее первичных элементов посредством их ассоциаций с окружающим миром. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.

3-й этап – психология как наука о поведении (вторая половина XIX в. – начало XX в.). Психология выделяется из философии в самостоятельную науку в результате создания специальных научных учреждений (лабораторий, кафедр, институтов), изучающих психический мир человека. В это же время для изучения психических явлений начинают использоваться методы эксперимента и интроспекции (самонаблюдения). В. Вундт (1832–1920) и И. Э. Титченер (1867–1927) приходят к выводу, что человеком управляет не душа, а сознание, обладающее особой психической причинностью. Это открытие было подтверждено И. М. Сеченовым (1829-1905) в книге «Рефлексы головного мозга» (1863). Задачи психологии на этом этапе – наблюдение за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека. Мотивы, вызывающие поступки не учитывались.

4-й этап (с 10-х гг. XX в.) – предметом психологии становятся закономерности и механизмы психики человека, а также групповых психических явлений. В их основу были положены открытия российских психологов И. П. Платонова (1849–1936), В. М. Бехтерева (1857–1927) и Г. И. Челпанова (1862–1936) условно-рефлекторных связей в деятельности организма. Психология на данном этапе формировалась на базе материалистического взгляда на мир. Основой современной российской психологии является закономерное осмысление теории отражения.

 

 

Предмет и объект психологии

Термин «психология» переводится с греческого языка на русский язык как «наука о душе» (греч. psyche – «душа», logos – «учение»)

Душа – понятие, употребляемое для обозначения внутреннего мира человека, его сознания и самосознания. Внутренний мир человека чрезвычайно сложен и многообразен. Он опирается на факты нашего внутреннего субъективного опыта (наши чувства, мысли, желания, и т. д.). Помимо названных компонентов в него включены и другие формы проявления психики (поведение, неосознаваемые компоненты и т. д.).

Психология – это наука о закономерностях возникновения, развития и механизмах проявления психики и сознания человека.

В настоящее время вместо понятия «душа» психологи используют понятие «психика». Предметом психологии является психика.

Психика – свойство высокоорганизованной материи (мозга) отражать окружающий мир и на основе полученного образца целесообразно управлять поведением живого существа.

Психика – это свойство головного мозга, обеспечивающее человеку и животным способность отражать воздействие предметов и явлений реального мира.

Основные функции психики: отражение воздействий окружающей действительности, регуляция поведения деятельности, осознание человеком своего места в окружающем мире.

Психическое отражение действительности имеет свои особенности:

- во-первых, это не мертвое, зеркальное, одноактное отражение, а процесс, постоянно развивающийся и совершенствующийся, создающий и преодолевающий свои противоречия;

- во-вторых, при психическом отражении объективной действительности любое внешнее воздействие (т. е. воздействие объективной действительности) всегда преломляется через конкретные состояния человека. Поэтому одно и то же внешнее воздействие может по-разному отражаться разными людьми и даже одним и тем же человеком в разное время и при разных условиях;

- в-третьих, психическое отражение – это правильное, верное отражение действительности. Возникающие образы материального мира являются снимками, слепками, копиями существующих предметов, явлений, событий.

Субъективность психического отражения, характерное для человека активное преображение отражаемого, ни в какой мере не отрицает объективную возможность правильного отражения окружающего мира.

Психика, сознание человека, с одной стороны, отражают воздействие внешней среды, адаптируются к ней, а с другой стороны – регулируют этот процесс, составляя внутреннее содержание деятельности и поведения. Последние не могут не опосредоваться психикой, так как именно человек с помощью ее осознает мотивы и потребности, ставит перед собой цели и задачи деятельности, вырабатывает способы и приемы достижения результатов. Поведение же при этом выступает внешней формой проявления деятельности.

Осознание человеком своего места в окружающем мире – функция психики, которая с одной стороны, обеспечивает правильную адаптацию и ориентацию человека в объективном мире, гарантируя ему правильное осмысление всех реалий этого мира и адекватное к ним отношение. С другой стороны, с помощью психики, сознания человек осознает себя как личность, наделенную определенными индивидуальными и социально-психологическими особенностями, как представителя конкретного общества, социальной группы, отличающегося от других людей и находящегося с ними в своеобразных межличностных отношениях.

Психика многообразна в своих формах и проявлениях,  включает психические процессы, психические свойства и психические состояния.

Психические процессы – динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений. Психический процесс – это течение психического явления имеющего начало, развитие и конец, проявляющееся в виде реакции. При этом нужно иметь в виду, что конец психического процесса тесно связан с началом нового процесса. Отсюда непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека.

Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды. Психические процессы подразделяются на познавательные – к ним относятся ощущения и восприятия, представления и память, мышление и воображение; эмоциональные – активные и пассивные переживания; волевые – решение, исполнение, волевое усилие и т. д.

Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.

В сложной психической деятельности различные процессы связаны и составляют единый поток сознания, обеспечивающий адекватное отражение действительности и осуществление различных видов деятельности. Психические процессы протекают с различной быстротой и интенсивностью в зависимости от особенностей внешних воздействий и состояния личности.

Высшими и устойчивыми регуляторами психической деятельности являются свойства личности.

Под психическими свойствами следует понимать устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека.

Свойства личности многообразны и их нужно классифицировать в соответствии с группировкой психических процессов, на основе которых они формируются. А значит, можно выделить свойства интеллектуальной или познавательной, волевой и эмоциональной деятельности человека.

Психические свойства не существуют вместе – они синтезируются и образуют сложные структурные образования личности, к которым необходимо отнести: жизненную позицию личности (систему потребностей, интересов, убеждений, идеалов, определяющую избирательность и уровень активности человека); темперамент (систему природных свойств личности – подвижность, уравновешенность поведения и тонус активности – характеризующую динамическую сторону поведения); способности (систему интеллектуально-волевых и эмоциональных свойств, определяющую творческие возможности личности); и наконец, характер, как систему отношений и способов поведения.

Под психическим состоянием следует понимать определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышен­ной или пониженной активности личности.

Каждый человек ежедневно испытывает различные пси­хические состояния. При одном психическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и про­дуктивно, при другом – трудно и неэффективно.

Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки, физиологичес­ких факторов, хода работы, времени и словесных воздей­ствий (похвала, порицание и т. п.).

Наиболее изученными являются: 1) общее психичес­кое состояние, например внимание, проявляющееся на уровне активной сосредоточенности или рассеянности, 2) эмоциональные состояния, или настроения (жизнера­достное, восторженное, грустное, печальное, гневное, раз­дражительное и т. д.). В настоящее время проводятся исследования об особом, творческом, состоянии личности, которое на­зывают вдохновением.

 

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 221.