Основные категории психологии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Категориями в науке называются самые широкие понятия. В психологии такими понятиями являются «отражение» (сущность психики), «деятельность» (форма существования психики) и «личность» (субъект, обладающий психикой).

Отражение – как категория психологии, всеобщее свойство материи, способность тел к изменению в результате их взаимодействия.

В зависимости от форм существования и движения материи выделяются следующие формы отражения:

1. Отражение в неживой природе:

А – физическое отражение (столкнулись два автомобиля, при этом они изменились и отразили свойства друг друга);

Б – химическое отражение (два вещества в результате взаимодействия изменяются, отразив свойства друг друга, образуют новое вещество);

2. Отражение в живой природе:

А – физиологическое (съеденная пища после разложения на элементы идет на постройку клеток организма; новые клетки отражают состав пищи);

Б – психическое (после съеденного обеда у человека хорошее настроение; или на пути человека возникла канава, он отражает ее ширину, глубину, длину для того, чтобы принять решение о своих дальнейших действиях).

Особенности психического отражения:

- Активность – обязательно включает в себя движение (глаз пробегает по контуру предмета, рука без движений не опознает предмет).

- Избирательность – психика отражает только те внешние воздействия, которые соответствуют потребности (пример – свидетельские показания).

- Правильность (но не зеркальность) – проверкой правильности психического отражения является практика; если бы психическое отражение было неправильным, мы бы не познавали окружающий мир.

- Опережающий характер – в результате накопления опыта субъект может предвидеть ситуацию и спрогнозировать свою реакцию на нее.

Эти особенности дают возможность психике выступать в качестве регулятора поведения, обеспечивая целесообразность действий субъекта.

Психика возникла у тех живых существ, которые уже могли отражать не только биологически важные свойства раздражителя, но и незначимые свойства, сигнализирующие о жизненно важных раздражителях. Так, паук реагирует на вибрацию паутины (биологически незначимый раздражитель, сигнализирующий о наличии пищи). Простейшие животные уже проявляют такие способности.

Психика в своем развитии прошла очень большой путь от элементарного уровня у первых многоклеточных животных до сложнейшего уровня человека. Развитие психики связано с развитием нервной системы и развитием поведения живых существ. Психика имеет приспособительный характер и ее уровень зависит от условий жизни, в которых приходится осуществлять целесообразное поведение. А нервная система является физиологической основой психики, самосовершенствовалась под влиянием требований поведения и в результате развития психики.

Высшим уровнем развития психики является сознание. Оно принадлежит только человеку.

Основные свойства сознания:

- Отражение существенных связей между предметами и явлениями (животные отражали вначале отдельные свойства предметов, потом предметы целиком, потом связи между предметами).

- Наличие трудовой деятельности как формы поведения. У животных сначала был инстинкт, потом навык, потом интеллект. Это творческое и целенаправленное преобразование мира, которое стимулирует познание мира, а значит и развитие мышления и воображения.

- Изготовление, использование и хранение орудий труда указывает на наличие действий, непосредственно не подчиняющихся биологической потребности. В орудиях труда начинает передаваться опыт поколений (у животных только генетический и индивидуальный опыт), зарождается общественное обучение.

- Планомерность и преднамеренность сознания развиваются как функции предположения результата труда.

- Коллективность и сотрудничество возникают в связи с разделением труда в процессе человеческой деятельности (перед охотой люди уже так распределяют функции, что одни гонят животных, не получая от этого действия реальной пользы, а другие убивают жертву, делясь добычей с первыми).

- Появление речи как средства общения. Необходимость договариваться в процессе совместного труда и при передаче опыта стимулировала развитие речи не только как средства общения, но и как средства мышления.

- Появление самосознания как способности осознавать себя в отличие от окружающих.

Конечно, все эти особенности возникли не на пустом месте. У высших животных (на предшествующей стадии развития находятся в частности, обезьяны) имелись предпосылки на новый уровень развития. Они могли уже использовать предметы для добывания пищи (но не распределяли функции при добывании пищи), общались жестами и звуками (но это еще не являлось речью).

Следует учитывать, что психика человека значительно шире, чем сознание. Она включает в себя огромный пласт разнообразных неосознаваемых процессов, которые можно условно разделить на две группы:

- никогда ранее неосознаваемые процессы (сон, явление установки, подпороговые раздражители, бессознательное побуждение и др.);

- ранее осознаваемые процессы, но ушедшие из сознания в результате формирования навыка (письмо, чтение, ходьба); в случае необходимости (какие-то затруднения в деятельности) эти процессы могут быть возращены в сознание.

Следует различать понятия «индивидуальное сознание» (знание конкретного человека об окружающем мире и себе) и «общественное сознание «сознание общества в общественном виде или в виде отношений, например, книги, произведения искусства, мораль, наука и пр.). Общественное сознание развивается и передается от поколения к поколению (включая в себя сознание конкретных видов) и обуславливает формирование индивидуальных сознаний.

Деятельность – как категория психологии, человеческая активность, направленная на познание и преобразование окружающего мира и самого себя.

У животных тоже существует активность, но она называется поведением или жизнедеятельностью.

Деятельность тесно связана с сознанием:

- сознание формируется в деятельности (если не будем решать задачи, то мышление и не разовьется);

- содержанием сознания становится то, что включено в деятельность (если не будем действовать с предметом, то не будем его знать);

- сознание регулирует деятельность и ориентирует человека в условиях ее осуществления (не уяснив ситуацию, не сможем действовать);

- сознание проявляется в деятельности (по действиям человека мы судим о его психике).

Следовательно, психика человека существует в форме деятельности. Структура деятельности включает различные компоненты.

Чтобы возникла деятельность, необходимо появление потребности (переживание нужды – источник активности) и наличие какого-то препятствия, не позволяющего сразу удовлетворить эту потребность (например, вы захотели кушать, но холодильник оказался пустым).

В таких условиях возникает поисковая активность, направленная на поиск предмета, который мог бы удовлетворить потребность. Этот предмет удовлетворения потребности называется мотивом. Он будет четко направлять всю деятельность (в нашем примере таким предметом будет обед, а деятельностью – его приготовление Вами).

Деятельность состоит из действий (законченный ее элемент), которые будут подчиняться целям (осознанный образ будущего результата); чтобы приготовить обед, вы сходите в магазин (действие), купите продукты (цель).

Каждое действие состоит из операций (способы выполнения действий, подчиненные условиям и контролируемые подсознанием). При покупке продуктов Вы выбираете их на витрине, называете продавцу, открываете кошелек, достаете деньги, убираете продукты в сумку и т. д. Операции и реальные предметы выступают в качестве средств выполнения действий. В нашем примере кроме операций средствами являются время и деньги. Деятельность происходит на фоне каких-то внешних и внутренних условий (уровень развития психических качеств, функциональное и эмоциональное состояние). В нашем примере внешними условиями являются отсутствие других людей, которые могли бы это сделать, а внутренними – умение вкусно готовить и хорошее настроение.

Деятельность заканчивается результатом (успех-неуспех; потребность удовлетворена или нет) и продуктом, который может быть прямым (мы получим то, что хотели; обед приготовлен) и косвенным (мы получили то, что не ожидали; например, порезали руку, когда чистили овощи).

Следовательно, всякая деятельность включает в себя побуждающие компоненты (потребность, мотив и цель); исполнительные компоненты (действия и операции). Всякая деятельность содержит внешние компоненты (действия с предметами и людьми) и внутренние (действия восприятия, памяти, мышления, воображения, переживания).

Традиционно выделяют такие виды деятельности, как игру, учение, труд. В процессе развития личности эти виды сменяют друг друга, являясь ведущими видами деятельности для определенного возраста (в рамках этой деятельности происходит развитие психики). Вместе с тем они сосуществуют на всем протяжении жизни.

Игра – деятельность, в ходе которой не создается общественно значимый продукт, но происходит овладение миром взрослых. Мотивом игры является удовольствие от ее процесса. Эта деятельность свободная, нерегламентированная, без принуждения извне. В силу того, что игра имитирует действительность (игровое пространство и время, игровые предметы), ребенок может стать субъектом невозможной для него реальности деятельности и осваивать ее.

Учение – непосредственная подготовка личности к труду, в ходе чего происходит развитие личности умственно, физически и эстетически. Учение протекает в строгих организационных формах. Мотивами учения являются: чувство долга, ответственности, интерес к результатам и процессу учения.

Труд – главная деятельность человека, направленная на создание общественно полезных материальных и духовных продуктов. Она протекает в обязательных для человека организационных формах. Мотивами труда являются чувство долга, ответственности, материальный интерес, интерес к результату и процессу труда, привычек трудиться. Трудовая деятельность для каждой личности должна быть средством реализации всех ее способностей.

Категория личности – одна из базовых категорий психологической науки. В широком плане «личность» человека содержит интегральную целостность биогенных, социогенных и психогенных элементов.

Биологическая основа личности охватывает нервную систему, систему желез, процессы обмена веществ (голод, жажда, половой импульс), половые различия, анатомические особенности, процессы созревания и развития организма.

В основе психической основы личности лежит ее структура – связь и взаимодействие относительно устойчивых компонентов (сторон) личности: способностей, темперамента, характера, волевых качеств, эмоций и мотивации. Способности человека определяют его успехи в различных видах деятельности. От темперамента зависят реакции человека на окружающий мир – других людей, обстоятельства жизни и так далее. Характер человека определяет его поступки в отношении других людей. Волевые качества характеризуют стремление человека к достижению поставленных целей. Эмоции, мотивация – это, соответственно, переживания людей и побуждения к деятельности и общению. Ведущим компонентом структуры личности, ее системообразующим свойством является направленность – система устойчивых мотивов (доминирующих потребностей, интересов, склонностей, убеждений, идеалов, мировоззрения и так далее), определяющая поведение личности в изменяющихся внешних условиях.

Направленность оказывает организующее влияние не только на компоненты структуры личности (например, на нежелательные черты темперамента), но и на психические состояния (преодоление отрицательных психических состояний с помощью положительной доминирующей мотивации), на познавательные, эмоциональные, волевые психические процессы (например, высокая мотивация в развитии процессов мышления имеет не меньшее значение, чем способности).

Направленность наряду с доминирующими мотивами имеет и иные формы протекания: ценностные ориентации, привязанности, симпатии (антипатии), вкусы, склонности. Она проявляется не только в различных формах, но и в различных сферах жизнедеятельности человека. Например, можно говорить о направленности морально-политической (либеральной или консервативной), профессиональной (гуманитарной или «технической») и бытовой (человек для дома, семьи или друзей и подруг). Направленность личности характеризуется уровнем зрелости, широтой, интенсивностью, устойчивостью и действенностью.

Развитая личность обладает развитым самосознанием. Субъективно, для индивида, личность выступает как Я («образ Я», «Я-концепция»), система представлений о себе обнаруживающая себя в самооценках, чувстве самоуважения, уровне притязаний. Соотнесение образа «Я» с реальными обстоятельствами жизни индивида позволяет личности изменять свое поведение и осуществлять цели самовоспитания.

Личность представляет собой во многом жизненно устойчивое образование. Устойчивость личности заключается в последовательности и предсказуемости ее поведения, в закономерности ее поступков. Но следует учитывать, что поведение личности в отдельных ситуациях довольно вариативно. В тех свойствах, которые были приобретены, а не заложены с рождения (темперамент, задатки), личность менее устойчива, что позволяет ей адаптироваться к различным жизненным обстоятельствам, к изменяющимся социальным условиям. Модификация взглядов, установок, ценностных ориентаций в таких условиях является положительным свойством личности, показателем ее развития.

 

 

Задачи и отрасли психологии

В настоящее время наблюдается бурное развитие психологической науки, обусловленное многообразием теоретических и практических задач, встающих перед ней. Основной задачей психологии является изучение законов психической деятельности в ее развитии. В течение последних десятилетий значительно расширился круг психологических исследований, появились новые научные направления и дисциплины. Изменился понятийный аппарат психологической науки, непрерывно появляются научные гипотезы и концепции, психология обогащается новыми эмпирическими данными. Задачи психологии сводятся к следующим:

- раскрыть механизмы психики (как мы запоминаем, думаем, переживаем);

- установить закономерности функционирования психики (например, как запоминание зависит от времени суток, как быстро мы забываем);

- выявить пути развития психики (ребенок не только количественно отличается от взрослого человека, но и качественно);

- научиться управлять собственным поведением и поведением других людей.

В настоящие время психология представляет собой сложную, весьма разветвленную систему наук. В ней выделяется много отраслей, представляющих собой относительно самостоятельно развивающиеся направления научных исследований.

Основные отрасли психологии:

- общая психология – изучает психику взрослого нормального человека без профессиональной принадлежности;

- социальная психология – изучает закономерности развития в различных социальных общностях, взаимоотношениях людей в группах;

- возрастная психология – изучает закономерности развития психических процессов и свойств личности в разные возрастные периоды;

- психология труда – изучает психологические основы трудовой деятельности (проблемы профориентации);

- инженерная психология – изучает проблемы взаимодействия человека со сложной техникой;

- медицинская психология – изучает проблемы взаимосвязей врача, больного, болезни (психотерапия);

- патопсихология – изучает нарушение психики при различных психических заболеваниях.

Это далеко не полный перечень отраслей психологии. Более того, можно говорить о возрастающей тенденции дальнейшей дифференциации ее отраслей.

 

Контрольные вопросы

1. Что означает термин «психология»?

2. Дайте определение психологии как науки.

3. Что является предметом психологии?

4. Назовите этапы становления психологии как науки

5. Что такое психика?

6. Каковы основные функции проявления психики?

7. Назовите основные категории психологии.

8. Перечислите основные задачи психологии.

9. Назовите отрасли психологии.

10. Дайте характеристику различным отраслям психологии.

 

Темы для рефератов

1. Развитие психологии с древнейших времен и до середины XIX в.

2. Преобразование психологических знаний с середины XIX в. до конца XX в.

3. Становление, развитие и современное состояние психологии.

4. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза.

5. Психика и организм.

6. Мозг и психика.

7. Соотношение сознания и бессознательного.

 

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 237.