Представление как итог чувственного познания
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Итогом чувственного познания является представление. Образ представления – это исходная форма развития психической жизни личности. Среди закономерностей представления выделяют обобщенность образа представления. Психофизиолог И. М. Сеченов отметил, что из десятков тысяч образов восприятий одного и того же объекта в сознании сохраняется лишь 1–2 образа, и это свойственно единичным представлениям. Особую группу единичных представлений составляют образы в виде картины, произведения архитектуры, кинокартины и т. д. Для общих представлений главным признаком является обобщенность. Обобщенность – это выделенность признаков, которые позволяют отнести предмет или лицо к классу или группе. При этом предмет может не соответствовать эталону по ряду признаков.

Науки содержат большое число общих представлений. Они выражены как геометрические фигуры, схемы, графики, формулы. Этот класс научных представлений называется фигурными концептами. Все они имеют образно – понятийную природу.

Для представления раздражителем является слово или мысль о предмете, а не сам предмет. Представления обычно у большинства людей менее яркие, чем восприятия, но у писателей, поэтов, конструкторов, художников, композиторов представления являются тоже очень яркими образами. Зрительные представления отражают некоторые внешние качества предметов (цвет, форму). В основе слуховых представлений лежат такие свойства, как тембр, интонация, тон. Двигательно-речевые представления являются основой звуковой речи.

Качеством личности, производным от представлений, является впечатлительность. Впечатлительность – это способность человека иметь представления, различающиеся по яркости и по связи с внешним миром. Выраженность чувств в представлениях у разных людей различна.

Представления разделяют по видам анализаторов, которые в них задействованы. Разделяют зрительные представления (образ человека, предмета, пейзаж), слуховые (представление музыкальной мелодии), обонятельные (представление запаха эфира), осязательные (представление предмета, к которому прикасался ранее), двигательные (представление движений своего тела при прыжке) и др.

Деление представлений на виды по анализаторам довольно условно: при этом делении руководствуются каким-то одним признаком предмета, хотя ему свойственны и другие характеристики. Часто представления возникают на основе деятельности двух или нескольких анализаторов.

Представления формируются в процессе деятельности человека, поэтому в зависимости от профессии развивается преимущественно какой-либо один их вид: у художника – зрительный, у композитора – слуховой, у спортсмена и балерины – двигательный, у химика – обонятельный и т. д.

Представления различаются по степени обобщенности. Представления бывают единичными и общими (в отличие от восприятий, которые всегда единичны). Единичные – это представления, основанные на восприятии одного определенного предмета. Общие – представления, обобщенно отражающие ряд сходных предметов.

Представления различаются по степени проявления волевых усилий.

Непроизвольные представления возникают спонтанно, без активизации воли и памяти человека.

Произвольные представления – это представления, возникающие у человека под воздействием воли, в интересах поставленной им цели.

Представления различаются также и по продолжительности.

Оперативные представления, извлекаемые человеком из своего сознания, необходимы для обслуживания оперативных интересов его деятельности. Например, оператору радиолокационной системы, для выполнения элементов своей сложной деятельности, необходимо постоянно активизировать наборы различного рода представлений для определения типа самолета, отметка о наличии которого появилась на его дисплее локатора.

Кратковременные представления – это очень непродолжительные по времени. Например, студенту на занятиях требуется ответить на какой-то вопрос, и, пока он это делает, в его сознании функционируют нужные для этого представления, которые он потом может и забыть.

Долговременные представления, которые сохраняются в памяти человека и используются им длительное время и достаточно часто. К ним относятся, в основном, профессиональные представления.

Образы представлений (образов людей, явлений производственной и социальной жизни) в современном мире дополняется представлениями, получаемыми на основе продукции средств информационной коммуникации (телевидение, пресса, Internet и т. д.). Богатство душевного мира личности зависит от количества и разнообразия представлений, их яркости, взаимной связанности, включенности в практическую деятельность и мышление, силы эмоционального тока и чувств, вызываемых воспроизводимым в сознании образом.

 

Контрольные вопросы

1. Каково значение ощущений в жизни человека?

2. Дайте характеристику процессу ощущения.

3. Расскажите о строении и работе анализаторов.

4. Каковы основные закономерности ощущений?

5. Объясните отличие ощущения от восприятия.

6. Дайте характеристику восприятия пространства.

7. Раскройте содержание восприятие времени

8. Раскройте содержание восприятие движения.

9. Какое значение имеет внимание в жизни и деятельности человека?

10. Почему внимание рассматривают как психический процесс и как состояние человека?

11. Раскройте основные свойства внимания.

12. Почему представления являются итогом чувственного познания?

 

Темы для рефератов

1. Источники, динамика и специфики образа на ступени чувственного познания.

2. Виды ощущений, восприятий и их развитие в обучении.

3. Абсолютный и относительный пороги ощущений и чувствительности.

4. Механизмы восприятия размеров, формы и контуров предметов.

5. Внимание и его психологические свойства.

6. Психологичские теории внимания.

7. Развитие внимания.



Дата: 2018-11-18, просмотров: 245.