ГЛАВА 3. ЙОГА КАК РЕЛИГИОЗНАЯ ПРАКТИКА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Определение слова «религия», ее критерии

 

Мы подошли к важному вопросу, что такое йога: совокупность занятий над собой, этика или это религиозная практика? Ответив правильно, мы направим ход данной работы в нужное русло и, подводя итог, дадим верный ответ на главный вопрос: йога — оздоровление организма или культовые действия?

Интересные слова мы находим на сайте Тульского Миссионерского центра: «Подчеркнем, что все виды йоги имеют религиозный характер: “…в древности все высшие достижения человека в познании, искусстве и власти были частью религии и считались принадлежащими Богу и Его земным служителям”. Нет ни одной школы йоги, которая была бы оторвана от религии. Нерелигиозных форм йоги не существует»[101].

Известный современный богослов протодиакон Андрей Кураев, отвечая на вопрос: является ли рериховское движение религиозным, в своей книге «Сатанизм для интеллигенции» приводит определение слову «религия», которое давалось на кафедре научного атеизма МГУ: «Религия характеризуется сочетанием трех характеристик — наличием религиозного учения; наличием религиозной практики (культа) и наличием религиозной организации»[102]. Аналогично пишет и философ Трубецкой в словаре Брокгауза и Ефрона: «Религия может быть определена как организованное поклонение высшим силам. Религия не только представляет собою веру в существование высших сил, но устанавливает особые отношения к этим силам: она есть, следовательно, известная деятельность воли, направленная к этим силам»[103].

И, наконец, В.А. Гараджа в книге по религиоведению пишет: «Религия — это совокупность взглядов на мир, которые чаще всего основываются на вере в бога, этот мир и самого человека сотворившего и давшего ему в “откровении” знание; религиозные верования составляют мировоззренческий, интеллектуальный компонент религии. Это, затем, совокупность действий, составляющих культ, в которых религиозный человек выражает свое отношение к богу, вступает с ним в связь в молитве, жертвоприношении и т.д. Это также совокупность норм, правил поведения, которым должен следовать человек как требованиям, предъявляемым ему богом. И, наконец, это объединения религиозных людей в те или иные организации, такие как церковь или секта, монашеский орден»[104].

Теперь мы имеем достаточное количество определений понятия «религия», с одной стороны, и определения слова «йога» — с другой, сопоставим их.

Все определения слова «религия» дают ему 3–4 критерия: учение, культ, организация. Итак, при анализе йоги мы видим, что она содержит в себе определенные религиозные учения, которые сопровождаются действиями (культом), каждый, практикующий это учение, имеет определенные нормы поведения, а также мы видим, что йогисты имеют свои организации, собрания. Таким образом, все существующие школы йог есть не практики оздоровления организма, не кружки индийской философии, не этическая система, а есть не что иное, как религиозная практика.

Йога как преданное служение

Служение божеству

В этом разделе мы будем рассматривать йогу как культовое действие, используя при этом те книги, которые являются священными для самих йогов. Как мы уже говорили, йога не представляет из себя какого-то монолитного, целостного учения, методики — это совокупность различных школ, практик, организаций, во главе которых стоят разные гуру, каждый из которых, как правило, называет себя воплощением божества. Все они, пропагандируя оздоровление, уверяют людей в том, что ничего религиозного йога не несет. Но так ли это? Мы обратимся к Бхагавад-Гите. «Для некоторых так называемых йогов занятия йогой являются средством зарабатывать деньги, однако с истинной йогой это не имеет ничего общего. Все должно быть использовано для служения господу. Кем бы ни был человек — простым тружеником, саньясином, йогом, или философом, — он всегда должен действовать в сознании бога. Только тот, кто поглощен мыслями о служении богу (Кришне) и действует в таком сознании, может стать настоящим йогом»[105]. Весьма интересно последнее предложение: «…мысли о служении Кришне…», — мы видим, как занятие йогой открыто названо служением. Далее этот же автор, говоря о ней, продолжает эту мысль.

«В Бхагавад-гите описаны 3 основных вида йоги: карма-йога, гьян-йога и бхакти-йога. Различные системы йоги подобны ступеням лестницы. Людям, находящимся на 1-й ступени лестницы йоги, надлежит трудиться. Не следует думать, что, начав заниматься йогой, человек должен прекратить всякую деятельность. В Бхагавад-гите Кришна призывает Арджуну стать йогом, но при этом участвовать в битве. Оставаясь воином, человек может в то же время стать величайшим йогом. Как этого достичь? Нужно просто сражаться ради Кришны, работать ради Кришны, есть ради Кришны, спать ради Кришны — одним словом, посвятить богу всю свою деятельность. Действуя таким образом, человек становится величайшим йогом»[106].

«Хатха-йога сложилась не позднее XII в. в результате развития физиологических ступеней раджа-йоги. В хатха-йоге особое внимание уделяется асанам (специальным позам для медитации), различным видам подробнейшего телесного очищения и пранаяме — дыхательным упражнениям.

Особым видом тантрических мантр являются так называемые биджа-мантры (“семенные мантры”). Это слоги, которые воображением помещаются в чакры для визуализации в них богов. Каждой чакре соответствует свое божество, служащее объектом внутреннего поклонения и медитации, т.е. уподобления объекту созерцания с целью в начале возобладать над ним, а затем полностью с ним отождествиться»[107]. В этих цитатах мы видим призыв сражаться ради Кришны и прямое указание на то, чем является мантра на самом деле.

 «Душа, непоколебимо преданная мне, обретает истинный мир и покой, ибо отдает Мне все плоды своего труда. Тому же, кто не находится в союзе со Всевышним, кто движим желанием наслаждаться плодами своего труда, уготовано рабство»[108]. Опять встречаем «душа, преданная мне».

«Развив в себе сознание Кришны, человек сразу осознаёт свою духовную природу и затем в процессе преданного служения постигает Верховного Господа. Достигнув совершенства в преданном служении, он утверждается на духовном уровне и обретает способность ощущать присутствие Господа в любой своей деятельности. Такое состояние называют высшей ступенью освобождения»[109]. «Определенно, такие преданные также приходят прямо ко Мне»[110].

«Те преданные, которые постоянно думают обо Мне с рвением, искренностью и [таким образом] устойчиво поклоняются Моему проявлению в той или иной форме, прочно установлены в Йоге»[111]. Теперь мы видим, какое главное условие успешного занятия йогой. Конечно, необходимо следить за дыханием, положением своего тела, но, судя по данным цитатам, все это вторично, на первом же месте стоит преданность богу, ревностное служение ему, искреннее поклонение. О том, что йог должен служить Кришне и что его вознаграждение зависит от степени его преданности ему, мы можем найти в 4-й главе 11-м тексте Бхагавад-Гиты с комментариями Свами Прабхупада.

«В какой мере каждый из них предается Мне, так Я и вознаграждаю его. Все люди, о сын Притхи, всегда следуют по указанному Мной пути. КОММЕНТАРИЙ: Каждый из нас ищет Кришну его разных аспектах и проявлениях. Частично осознать Верховную Личность Бога можно, осознав Его безличное сияние, брахмаджьоти или вездесущую сверхдушу, пребывающую во всем сущем и даже в атомах. Однако полностью осознать Кришну могут только его чистые преданные. Таким образом, Кришна является целью поисков каждого живого существа, и каждый постигает его в той форме, в какой желает постичь. В духовном мире также Кришна, отвечая на трансцендентные чувства своих чистых преданных, относится к ним так, как хотят того сами преданные. Одни из них видят в Кришне верховного повелителя, другие — своего близкого друга, третьи относятся к нему как к сыну, а четвертые — как к возлюбленному. Каждого из них Кришна вознаграждает в равной степени соответственно силе и глубине их любви к нему. Те же самые типы взаимоотношений существуют и в материальном мире, где господь в равной мере отвечает на чувства тех, кто поклоняется ему в том или ином качестве. Чистые преданные как в материальном, так и в духовном мире общаются с ним как с личностью и имеют возможность непосредственно заниматься любовным служением господу, которое является для них источником трансцендентного блаженства. Что же касается имперсоналистов, стремящихся уничтожить свою индивидуальность и тем самым совершить духовное самоубийство, Кришна и им помогает достичь желанной цели, поглощая их своим сиянием. Отказываясь признать существование вечной, исполненной блаженства личности бога и разрушая свою индивидуальность, имперсоналисты лишают себя возможности насладиться нектарным вкусом трансцендентного служения господу. Те из них, чье положение в безличном бытии весьма непрочно, возвращаются в материальный мир, чтобы реализовать дремлющее в них желание активной деятельности. Лишенные доступа на духовные планеты, они снова получают возможность действовать на планетах материального мира. Тех, кто занимается кармической деятельностью и выполняет предписанные им обязанности, господь, который является ягьешварой, вознаграждает желанными плодами их труда, а йоги, стремящиеся обрести мистические силы, также получают их от верховного господа. Иными словами, успех деятельности каждого живого существа зависит от милости господа, и все методы духовного самосознания — не что иное как различные этапы одного и того же пути. Поэтому до тех пор, пока человек не достигнет высшей ступени совершенства в сознании Кришны, все его усилия останутся незавершенными, как сказано в «Шримад-Бхагаватам» (2.3.10): «акамах сарва-камо вамокша-кама удара-дхих тиврена бхакти-йогенайаджета пурушам парам», — свободен ли человек от желаний (как в случае с преданными господа), стремится ли он насладиться плодами своего труда или хочет достичь освобождения, он должен неустанно поклоняться верховной личности бога, ибо только так можно достичь высшего совершенства и обрести сознание Кришны»[112].

«Так йог, обуздавший ум и чувства и постоянно занимающийся йогой, очищается от всей материальной скверны и обретает высшее блаженство в трансцендентном любовном служении господу.

КОММЕНТАРИЙ: Достичь духовного самосознания — значит осознать свое изначальное положение во взаимоотношениях со всевышним. Индивидуальная душа — неотъемлемая частица верховного господа, и ее предназначение заключается в том, чтобы заниматься трансцендентным служением господу»[113]. Во всех этих витиеватых формулировках необходимо обратить свое внимание на то, что всякий, желающий заниматься йогой, конечно же успешно, должен служить, служить богу, не христианскому Единому, Творцу всяческих, а тому, которого проповедует тот или иной гуру. Доказательством тому является трактовка йоги Ведантой.

«Йога направлена на всестороннее развитие человека и, главным образом, на рост сознания (сознание, божественное знание), внутренней культуры любого человека. Слово «йога» в переводе с санскрита означает «союз, единение, связь, соединение, гармония». Веданта трактует термин «йога» как единение души человека с Абсолютным Духом, Богом. По представлению наших предков все проникнуто Верховным Вселенским Духом (Параматмой), частью которого является душа отдельного человека (дживатма). Система йоги получила такое свое название, потому что учит людей, как на практике дживатму можно приблизить, соединить или слить с Параматмой»[114]. Таким образом, мы видим, что изначальной целью этой практики является соединение души человека с тем божеством, которому человек покланяется, занимаясь ею.

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 215.