Термин «йога» родился в Индии и имеет около 20 словарных значений, среди них такие, как: «связывать», «соединять», «скреплять», «сцеплять» и т.д. В общем смысле йога — это «техника, совокупность методик, процесс и итог интеграции духовных, психических, а в некоторых йогах и физических потенций индивидуума, имеющий целью, по меньшей мере, завершенность и совершенность личности изнутри». Йога есть устранение неконтролируемых флуктуаций сознания.
Йога — религия, возникшая в древней Индии. На протяжении тысячелетий сложились десятки школ йоги, из которых только 19 считаются самостоятельными и оригинальными. Человек, согласно учению йоги, — частный случай соединения, «смесь» сознания и материи, души и тела. Жизненной задачей человека йога считает освобождение души из-под власти материи, тела. Наиболее известны 4 направления йоги, которые не исключают, а дополняют друг друга. Джнана-йога (метод познания) утверждает: как только разрушено незнание и достигнуто знание (конечно же, того, которому учит йога), душа, становится свободной. Карма-йога (путь действия) требует от человека полного преодоления суетных интересов жизни во имя освобождения. Бхакти-йога (путь любви к богу) связывает освобождение с любовью и преданностью божеству, божественному «абсолюту». Раджа-йога (путь господства над собственным телом) представляет собой совокупность методов физических и психических упражнений, направленных в итоге на то же освобождение.
В целом йога предлагает человеку ложный путь самосовершенствования — путь, на который увлек дьявол первого человека Адама, соблазнив его возможностью стать богом. Даже самая примитивная хатха-йога (раздел раджа-йоги), которая у нас часто преподносится как оздоровительная гимнастика, таит в себе огромную опасность для души человека, так как взращивает в ней гибельные семена гордости. Истинный путь к Богу — тот, который указывает нам Христос: путь покаяния, осознания своих грехов и предания всего себя в руки Божественного милосердия, от чего настойчиво уводит человека дьявол, укрывающийся, подобно тому как он укрылся в листьях райского дерева, во всех без исключения восточных религиях.
Йога — это не название какой-то одной методики, а, скорее, общее обозначение целой совокупности систем, которых объединяет стремление к достижению «абсолюта», однако они могут иметь немалые отличия друг от друга. Известный индийский мистик Свами Вивекананда писал: «Йога означает соединение, она стремится связать душу человека с высшей душой Бога». Также можно сказать, что «йога — это „связь“ с Абсолютом, посредством которой достигается освобождение от страданий и высшее состояние…» Йог Чинамайананда утверждал, что, занимаясь йогой, человек из червя станет «богом богов». В индуизме йогой называют практическую методику преодоления всего преходящего и воспринимают ее как путь к вечности.
Для более полного представления об этом направлении посмотрим, какие определения дают разные источники.
Учебное пособие по истории религий Народного университета так пишет о йоге: «Третья школа, йога, которая все свое внимание перенесла на религиозную практику, есть система практических средств, которыми достигается разрыв с вещественным миром, экстаз и соединение с Богом. Уже в упанишадах, особенно древних, была изложена полная теория и практика экстатических состояний. В целях вызывания экстаза рекомендовалось: продолжительная неподвижность тела, фиксирование взгляда на одной точке, повторение некоторых формул, задержание дыхания, особенные положения тела, сосредоточение внимания на некоторых словах и понятиях (таково мистическое слово «Ом») и вообще целый ряд приемов, которыми жизненные силы собирались в мысль, мысль водворялась в душу, душа в мозг, а затем в сердце»[1]. Из курса истории религий профессора протоиерея А.В. Смирнова мы находим некоторое дополнение: «Йога — это высшая ступень подвига, путь соединения с мировой сущностью Браманом-Атманом. На этом пути человек должен пройти восемь отдельных ступеней; в число подвигов входят не только средства к воспитанию нравственного характера (целомудрие, воздержание ото лжи, отречение от богатства и всякой собственности, душевная и телесная чистота), не только углубление в тайны высшего знания (изучение Вед, богомыслие), но и подавление своих чувств и сознания путем особых аскетических приемов; к таким приемам относятся: продолжительное сидение в прямом и неподвижном положении, сосредоточение внимания на одном предмете, самоуглубленное размышление с непрерывным повторением таинственного слога Ом. Этот путь, по верованию браманистов, приводит человека в такое состояние, что для него наступает полная отрешенность от телесной природы и совершенное слияние с Браманом-Атманом. На почве таких аскетических требований и развились те страшные формы физического и духовного самоистязания и самоумерщвления, о которых так много говорится в описаниях жизни индусских аскетов и которые встретили особенно благодарную почву в позднейшем индуизме»[2].
Интересную информацию дает Макс Мюллер в своей книге «Шесть систем индийской философии», когда говорит о значении слова йога: «Часто утверждали, что йога — от слова “йуг” (соединять) — первоначально обозначала соединение с божеством... Но некоторое размышление указывает, что подобная мысль не могла прийти в голову последователей санкхьи по той простой причине, что не было никого, с кем бы он мог пожелать соединиться… “Йуг” от прежнего значения “присоединять” при помощи очень старой метафоры стало обозначать “приготовлять себя к чему-нибудь, закалить себя для какого-либо дела”. Таким образом, это слово — “йуг” получило значение подготовки для трудного дела или своей собственной подготовки для других. Как у нас употребляется выражение “влезть в хомут”, то есть приготовиться к делу, и притом к труду, так и слово “йуг”… обозначает “упражняться в чем-нибудь”»[3].
Также можно обратиться к Советскому Энциклопедическому словарю: «Йога (связь, единение, сосредоточение, усилие) — учение и метод управления психикой и физиологией человека, составной элемент религиозной и философской систем Индии, ставящих целью достижение состояния “освобождения” (мокши или нирваны). Признает существование в человеке неосознаваемых сил и возможности управления — через определенную организацию психики — органическими и неорганическими процессами и телами; разработана система физических упражнений. Йога достигла известных успехов в управлении дыхательными и другими физиологическими функциями организма, в реализации желаемых психических состояний человека. Основная философская идея: соотнесенность человеческой психофизиологии и космоса (тела Вселенной)»[4].
«Индийская йога — учение, рекомендующее довольно аскетический, подчиненный дисциплине образ жизни, — состоит в управлении дыханием и в определенных физических позах, которые приводят к состоянию расслабления, способствующему медитации, при которой обычно применяется мантра, или священное изречение, которое помогает сосредоточиться. Сущность йоги не в самой дисциплине, а в медитации, которая является ее целью. Цели индийской йоги — духовные. Можно приравнять к предательству забвение этого и сохранение только физической стороны этого духовного учения, когда люди видят в ней только средство достижения телесного здоровья и красоты»[5]. К этому нужно добавить, что человек, занимающийся йогой только ради телесного здоровья, уже подготовляет себя к определенным духовным воззрениям и даже переживаниям, о которых он, несомненно, и не догадывается.
«Искусство йоги заключается в том, чтобы погрузить себя в полное безмолвие, отбросить от себя все мысли и иллюзии, отвергнуть и позабыть всё, кроме одной истины: истинная сущность человека — божественна; она есть бог, об остальном можно только молчать»[6], — так пишет известный православный писатель и богослов иеромонах Серафим (Роуз).
Таким образом, мы имеем несколько объективных определений этому слову. Для прояснения картины попробуем свести их в одно связанное, логичное, понятное, чтобы иметь полную картину того, что называется йогой.
Итак, в некоторых источниках йога называется одной из школ, на которых базируется индийская философия, в других — это совокупность упражнений, систем работы человека над собой, далее — это философская традиция индусов, учение и, наконец-то, религиозная практика. Любопытно, что этимологический разбор этого слова также имеет не одно значение: связывать, соединять, скреплять, сцеплять, сопряжение, присоединять, приготовлять себя — тем самым мы имеем указание на сущность этого направления, на задачи, цели и методы внутри него. Как бы ни разнились все источники с определением этого слова, все они прекрасно и почти одинаково передают суть этого учения.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 220.