«Нелегко определить настоящие отношения между двумя философскими системами — йогой и санкхьей, но Бхагавадгита (5, 4) утверждает, что только дети и неученые люди различают санкхью и йогу как веру (знание) и дела... Йога в смысле аскетических упражнений и созерцаний, несомненно, могла существовать в Индии в очень древние времена»[11].
«Санкхья стала вполне разработанной системой уже после возникновения буддизма. Эта теория представляет собой чисто философскую и метафизическую концепцию, возникшую в сознании человека и не имеющую почти никакого отношения к объективному наблюдению. Собственно, такое наблюдение было невозможно в вопросах, находящихся за пределами досягаемости человеческого разума. Подобно буддизму, санкхья пользовалась рационалистическим методом исследования и боролась с буддизмом его же оружием, то есть с помощью доводов разума, не ссылаясь на авторитеты. Такой рационалистический подход заставлял исключать понятие о боге. Таким образом, в санкхье нет ни личного, ни безличного бога, ни монотеизма, ни монизма. Ее подход был атеистическим и подрывал основы веры в сверхъестественное. Вселенная — не творение бога, а скорее результат непрерывной эволюции, продукт взаимодействия между духом, или, вернее, духами, и материей, хотя сама эта материя является чем-то вроде энергии. Эта эволюция — процесс постоянный»[12].
Санкхью называют двайта или дуалистической философией, ибо она исходит в своих построениях из двух первопричин: пракрити, то есть вечно деятельная и изменяющая природу или энергию, и пуруша — неизменяющийся дух. Существует несметное количество пуруш, душ или чего-то вроде сознания. Под влиянием пуруши, который сам по себе инертен, пракрити начинает развиваться и ведет к возникновению мира непрерывного становления. Причинность признается, но при этом указывается, что следствие в действительности присутствует в скрытом виде в самой причине. Причина и следствие становятся неразвитым и развитым состоянием одной и той же вещи. Хотя с нашей, практической, точки зрения причина и следствие различны и определенны, но по существу они тождественны.
И так развертывается цепь аргументации, показывая, как из непроявленной пракрити, или энергии, под влиянием пуруши, или сознания, и принципа причинности природа с ее огромной сложностью и разнообразием элементов возникла, продолжает непрерывно изменяться и развиваться. Между низшим и высшим во вселенной имеются известная преемственность и единство. Вся концепция в целом метафизична, а доводы, основанные на некоторых гипотезах, длинны, сложны и построены на умозаключениях. Система йога, создателем который был Патанджали, представляет собой в основном метод дисциплинирования тела и разума, подводящий к психическому и духовному воспитанию.
«Слово “йога” сейчас хорошо известно в Европе и Америке, хотя значение его не понимают и ассоциируют со странными обычаями и, в частности, с обычаем сидеть в позе будды, уставившись на собственный пуп или кончик носа… Система далеко не ограничивается этими трюками, а основана на психологической теории, что при надлежащей тренировке ума можно достигнуть известных, более высоких уровней сознания… Таким образом, она является экспериментальной, причем указываются наилучшие условия проведения эксперимента. Предполагается, что дальнейшие стадии йоги ведут к некоему интуитивному прозрению, или к состоянию экстаза такого рода, о котором говорят мистики. Является ли это неким высшим духовным состоянием, открывающим путь к дальнейшим знаниям, или же это только род самогипноза... Даже если первое возможно, второе несомненно случается, и хорошо известно, что чрезмерное увлечение методом йога иногда приводило к печальным последствиям для разума человека»[13].
Разные школы йоги
«Параллельно с йогой Патанджали развивались и многие другие системы йоги. Их можно условно назвать “неклассическими”, потому что они исследовали темы, не представленные в “Йога-сутрах” или лишь упомянутые там. В этих системах разрабатывались, например, теории о тонком уровне телесной организации, микрокосмосе, где опытный практик обнаруживает несколько центров энергии (чакры), переплетение энергетических каналов-нади и особенно “змеиную силу” кундалини — специфическую внутреннюю энергию, пребывающую в непробужденном состоянии у основания позвоночного столба. Эта сила является главной причиной освобождения (которое теперь понимается как слияние индивидуального духа с высшим первоначалом), и потому йогину важно пробудить ее и заставить подняться через систему чакр. Способов пробуждения кундалини существует множество, вот лишь некоторые из основных: сосредоточенное созерцание, работа с внутренними психическими и физическими энергиями, повторение мантр, воздействие учителя, пранаяма, эротические ритуалы. Совокупность техник, помогающих пробудить эту важную энергию, называется кундалини-йога.
В неклассической йоге (в частности, в хатха-йоге) появляется иной религиозный идеал — освобождение при жизни (дживанмукти). Правда, подразумевается освобождение не в обычном физическом теле, а в видоизмененном, божественном. Обретение желанной мокши не отодвигается в отдаленное будущее, но происходит здесь, на земле, благодаря интенсивным психофизическим упражнениям. Эти упражнения воздействуют на потоки энергии внутри тела, перераспределяют их, концентрируя в точках, нужных йогину, так что ему удается, по крайней мере теоретически (но традиция уверяет, что и в реальности), избежать на неопределенный срок естественных процессов распада тканей тела. Проще говоря, практикующий стремится к бессмертию. В этом смысле освобождение становится буквальной победой над смертью, победой, воплощенной в тонком материальном теле “божественного” практикующего. По мнению йогинов, подобные “совершенные” остаются в мире, живя незаметно, обычно в недоступных местах Гималаев, а в нужное время приходят к людям для проповеди учения»[14].
Сахаджа-йога
Идейным вдохновителем и международным руководителем этой секты является Нирмала Шривастава (родилась в Индии 21 марта 1923 года, в настоящее время проживает в Италии), именующая себя Шри Матаджи Нирмала Деви.
Шри Матаджи считает себя мессией, инкарнацией Бога на современном этапе. Она заявляет: «Но сегодня день, когда Я объявляю, что Я Та, Кто должен спасти человечество. Я объявляю, Я Та, Кто является Ади Шакти, Кто есть Изначальная Мать, Шакти, Желание Бога, Которая воплотилась на этой Земле, чтобы дать значение Ей Самой, этому Созданию, людям. И Я уверена, через Мою любовь и терпение, и Мои силы Я достигну этого. Я была той, Которая рождалась вновь и вновь. Но сейчас в Моей полной форме и в Моих полных силах я пришла на эту Землю не только ради спасения людей, не только ради их освобождения, но ради дарования им Царства Небесного, радости, блаженства, которые ваш Отец хочет даровать вам»[15].
Как видно из этого послания, а также других источников, Шри Матаджи претендует на создание Новой Вселенской Чистой Божественной религии («Вишва Нирмала Дхарма»), которая расценивается как «драгоценный дар человечеству», «беспрецедентное открытие», «приход новой эры Истины», «освобождение человечества на любом уровне», «установление Царства Божьего» и т.д. Суть метода Сахаджа Йога, открытого Шри Матаджи, благодаря которому постигается новая религия, состоит в пробуждении и поднятии с помощью «божественной математической формулы», «божественной энергии кундалини» и получении человеком на этой основе «самореализации». «Реализованный» человек переходит в новое «физическое, психическое, эмоциональное и духовное состояние» и должен «достичь заключительной стадии духовного бытия»[16]. Ему обещаны немыслимые блага: «стать духом», «обрести божественность», «стать спасителем всего человечества», «познать Истину» и т.д. Человеку, в случае приобщения к Сахаджа Йоге, внушается исключительность и превосходство над всеми. «Реализованный человек поднимается над всеми оковами рабства»[17]. «Эти люди получили полное просвещение. Они познали истинное крещение и в результате стали религиозными, святыми, йогами, йогинами, провидцами. Они не похожи на других людей, которые не вошли в это новое четвертое измерение, осознание, и не самоутвердились»[18]. «Начав практиковать Сахаджа Йогу, человек так высоко поднимается над другими и его благоразумие становится настолько совершенным, что ни средства информации, ни лжеучителя, ни вводящие в заблуждение методики — ничто не может сбить его с правильного пути. Сахаджа Йог наслаждается своей свободой и свободой других Сахаджа Йогов... Он становится могущественным, свободным, святым, ведущим ангельскую жизнь»[19]. «Сахаджа Йога — единственный путь, который может спасти мир, и вы должны понять свою роль в этой миссии. Это духовная революция, но ничем не надо жертвовать, вы просто должны наслаждаться»[20].
Постоянно подчеркивается, что после получение «Реализации» Сахаджа Йог становится «без всяких усилий, покаяний или постов праведным во всех отношениях, у него решаются все проблемы... Теперь не надо штудировать книги, не надо учить проповеди, не надо давать милостыню, не надо покорять горы, не надо проявлять инициативу. Все это Сахаджа — ваша спонтанность. Ибо настало время наслаждаться, и Мать дает его своим детям...»[21] «Реализация» «дается ее святейшеством Шри Матаджи Нирмалой Деви лично или через ее учеников — Сахаджа йогов, получивших ранее «Реализацию» и прошедших курс обучения в школах Сахаджа Йоги». Особо подчеркивается, что «Божественное может проявляться лишь в коллективном сознании, и в нем не может быть места для индивидуальных принципов, вероисповеданий, убеждений или Эго»[22]. «Коллективность и коллективное сознание имеют большое значение во Вселенской Чистой Религии... которая действует и проявляется в основном коллективным образом... В Сахаджа Йоге развивается коллективное сознание как новое измерение его осознание, которое должно проявиться и утвердиться в коллективе»[23]. «Коллектив» вместе с его «гуру» полностью соответствуют понятию «тоталитарная секта» или «деструктивный культ». В пользу этого говорят следующие факты:
1. Объединение членов Сахаджа Йоги основывается, с одной стороны, на активно насаждаемом и непререкаемом авторитете Шри Матаджи, обещании приобщить к рангу Избранных и Царству Божьему, а с другой — по возможности без каких-либо усилий решить их проблемы, получить земные блага, избавиться от болезней. «Задача Сахаджа Йогов — освобождение всего человечества на любом уровне. Как только мы будем иметь определенное количество людей в Сахаджа Йоге, она начнет способствовать пониманию настоящей праведности, религиозности, любви к Богу и просветленной веры в Бога». «Сатья юга (Царство Божие) должно быть установлено Сахаджа йогами...»[24]. «Это осознание (имеется в виду «Реализация») приводит в равновесие, нейтрализует, засвечивает человеческие проблемы и связывает человечество Божественным... Это спонтанное живое событие, которое происходит без прикладывания какого-либо усилия со стороны человека...»[25]
Культ Шри Матаджи и ее учения создается, используя внушение, поклонение портрету, манипуляции по так называемому пробуждению и подъему кундалини, заклинаний по типу: «Шри Матаджи, Вы Божественный Дух»; «Вы — истинный творец всего сущего»; «Шри Матаджи, укажи мне на мои проблемы»; «Шри Матаджи, благодаря Вам я Дух»; «Шри Матаджи, пожалуйста, примите мой полный отказ от всего и мою чистосердечную благодарность за то, что Вы сделали меня Сахаджа йогом»[26].
2. От Сахаджа йогов требуется полное подчинение воле Шри Матаджи и абсолютное исполнение всех ритуалов. «Это должно быть религиозным обязательством — то, что вы должны слушать Меня, что бы Я ни сказала. В самом деле вы должны слушать Меня»[27]. В случае непослушания или возникновения сомнений раздаются угрозы об изгнании из секты, что расценивается как «величайшее наказание». «Сахаджа Йога не падает ни к чьим ногам, не льстит никому, не упрашивает никого. Если вы хотите быть здесь, вы должны быть безусловно, если не хотите быть здесь, вы изгоняетесь быстрее, чем вам хочется»[28].
3. Никакие обсуждения деятельности секты, а тем более критика — не допускаются. «Если кто-то пытается критиковать — просто молчите. Это молчание должно быть установлено»[29]. «Когда Я обнаруживаю Сахаджа йогов, критикующих Сахаджа йогов, Я изумляюсь! Потому что вы являетесь неотъемлемой частью одного и того же. Хорошо, Я могу критиковать, но почему вы должны (это делать)? Единственное, что вы должны делать — это любить друг друга»[30].
«Коллектив не должен никому позволять создавать группы на какой бы ни было основе»[31]. «Коллектив не должен позволять никакому члену выступать против другого члена или против лидера, но международного лидера можно информировать напрямую». «Ничего не должно скрываться, держаться в тайне»[32]. Таким образом, жесткая организация, слежка и доносительство являются одним из условий существования данной секты. Шри Матаджи поучает: «Коллектив должен располагать на основе Вселенской Чистой Религии полными сведениями о силах, действующих против духовного роста, и проявлять осмотрительность по отношению к ним»[33].
4. Претензии на исключительность и всеобъемлющий характер новой религии сопровождаются нападками на действующие основные религии (христианство, буддизм, мусульманство). «Религиозные люди становятся догматиками, она вязнут в букве писания и упускают суть, переданную пророками... Надо следовать духу Будды, а не буддизма; Христу, но не христианству»[34]. Обычаи, принятые в различных религиях, называются не иначе, как «ритуальный вздор», «глупости», «абсурдные вещи» и т.п. В России, по мнению Шри Матаджи, наиболее благоприятная почва для распространения Сахаджа Йоги, так как в «России не было религии и никогда не говорили о Боге, а теперь вдруг становитесь Просветленными»[35]. «Россияне готовы, чтобы Я пришла и дала им Самореализацию». Россияне должны стать Сахаджа Йогами! Это не только откровенная и грубая ложь, но и прямое покушение на Православие, стремление вытеснить его и навязать свои идеи посредством массированного психологического воздействия на граждан России.
5. Психическая обработка и воздействие на человека с самых первых занятий являются основным способом, чтобы дать так называемую «самореализацию». Об этом говорится достаточно откровенно в доступной нам литературе, но в проповедях тщательно скрывается. Так, в «Справочном пособии для Искателей Истины» говорится: «В данной Божественной религии есть определенные процедуры, которые поддерживают ее живой и действующей изнутри. Имеются также соответствующие методы медитации, дающие энергетическое питание человеку, и методы, позволяющие быть в состоянии медитации постоянно. И, наконец, есть пути достижения стадии, когда вы, не медитируя, все время находитесь в состоянии медитации. Человека, который подобен Божественному компьютеру, надо лишь подключить к сети питания. Современная Сахаджа Йога разработала новый метод, позволяющий дать реализацию большим массам людей»[36]. «Развитие осознанности проходит через медитацию»[37]. При этом «дух возносит вас над интеллектом в более глубокое совершенное ощущение»[38]. «В 1970 году Шри Матаджи ввела метод Сахаджа Йога, при использовании которого реализация достигается без усилий и каких-либо постов и покаяний... Дух проявляется в виде состояния наблюдения со стороны», «человек обуздывает свой аппетит через освобождение от привязанностей»[39]. Специальные упражнения и манипуляции с целью «очистки чакр» и «поднятия кундалини», медитация и молитвы, а также коллективный психоз, который охватывает людей при коллективных занятиях под руководством «гуру», делает новичков очень быстро зависимыми от секты и регулярных занятий, на которых им не просто дается «Реализация», но она быстро и прочно закрепляется.
В процессе таких психотерапевтических сеансов от человека требуется отказаться от всего, что связывает его с прошлой жизнью, с семьей, детьми, родителями и, наконец, обществом, и стать послушным рабом Шри Матаджи, доставляя ей тем самым удовольствие. «...Есть люди, которые считают, что это моя жена, это моя любимая, это есть это и всякую такую бессмыслицу. Почему вы здесь? Зачем?.. Или “мои дети, мое хозяйство, мой отец”. Все виды несчастных людей вокруг. Если вы не можете подняться выше этого, вы не можете помочь Мне...»[40] «Нужно доставлять Мне удовольствие, потому что Я есть внимание. Если Я получаю удовольствие, значит, вы выполнили задание. Но Я не могу получить удовольствие ни от мирских вещей, ни от любых дискуссий об этом, но только от вашего Восхождения»[41].
Судя по всему, для Шри Матаджи главное — это власть над человеческими душами. Не останавливается она и перед запугиванием. «...Это не очень легко быть Моими детьми, потому что Я знаю, что вы делаете. Я знаю, знаю все о вас»[42].
Сахаджа йог должен порвать с прошлым, не думать о будущем и наслаждаться только настоящим моментом, находясь в состоянии сначала временной, а потом и постоянной медитации. «Искатель... должен бросить вызов своей закрепощенности, условностям и найти силы, чтобы порвать с прошлым и обрести нечто более значительное»[43]. Людям настоятельно советуют ограничить умственную деятельность и получать абсолютные знания только через вибрации, которые можно ощущать после получения «Реализации». Это позволит, по мнению Шри Матаджи, «подняться выше вашего мелкого пустякового умишка». «Ограничьте любое мышление и прекратите любое планирование, не думайте слишком много о будущем»[44], — заклинает «гуру». «Прекратите все контакты с экстрасенсами и духовными учителями, в том числе телевизионные контакты, а также чтение литературы на эту тему»[45].
6. Члены Сахаджи Йоги «не являются людьми, которые должны иметь дело с имуществом или беспокоиться о нем, о мирских вещах, вашем пропитании. Вы больше не являетесь людьми, которые должны беспокоиться о своем здоровье и вещах или о вашей личной жизни»[46]. Личная жизнь у членов секты также поставлена на контроль. «Вы вообще не являетесь людьми, вступающими в брак. Вы повенчаны с Сахаджа Йогой»[47]. Или внушается, что на «Сахаджа Йогу никто не может оказать влияние»[48]. Безответственность и бессовестность сектантов поощряется путем внушения во время медитаций, что с человека полностью снимается вина за все поступки, что он ни перед кем не несет ответственности и не имеет никаких обязательств, а также не должен быть «отягощен никакими условностями». «Сбросьте все синдромы вины и живите настоящим, ибо это ваша реальность»[49].
7. Всемерно поощряется вовлечение в секту новых членов (детей, родственников, знакомых, сослуживцев) и подача им первоначальной «Реализации». На это рассчитаны специальные вводные курсы и школы Сахаджа Йогов, в которых проводится психологическая обработка новичков с целью закрепления и удержания их в секте. Кроме того, Сахаджа Йогам внушается право воздействовать на других людей без их согласия и возможности что-либо противопоставить этому. «Превыше всего, что приобретает Сахаджа Йог, — это могущественное внимание, которое проникает в любую сферу и начинает действовать. Это означает, что если Сахаджа Йог направляет на какого-то человека внимание, оно вступает в действие — старается помочь ему преодолеть проблемы, ничего не делая внешне»[50]. Это, на наш взгляд, можно рассматривать, как прямое покушение на личную свободу и права человека.
Значительное внимание уделяется вовлечению в секту детей, беременных женщин, от которых, как утверждается, «дети рождаются уже Реализованными» (это прямая угроза генофонду нации!). Считается, что это будут особые дети. «Дети, рожденные от духовных родителей, будут великими душами золотого века»[51] и «являются членами международной семьи Сахаджа Йоги. За них несут ответственность Сахаджа йоги всего мира. Проблемы, связанные с детьми, должны решаться на глобальной основе»[52].
8. Для привлечения людей в секту в проповедях и рекомендуемой литературе большое внимание уделяется возможности избавиться от болезней и недомоганий при условии получения «Реализации», ежедневной медитации, «чистки чакр» и обязательного посещения, хотя бы раз в неделю, «коллективных занятий»[53]. «За счет использования метода Сахаджа Йоги многие люди, страдающие очень серьезными неизлечимыми болезнями, такими как рак крови и т.п., полностью излечивались»[54]. «Диабет появляется из-за чрезмерного думания и может быть излечен, если вы сможете прийти в Сахаджа Йогу»[55]. «Рак крови бывает только лишь у людей, которые слишком много думают...»[56] У «Реализованной» души «болезни и психические расстройства будут полностью ликвидированы, и таким людям не нужны будут такие заведения, как больницы»[57]. Членам секты внушается, что «ты сам себе доктор», что не надо обращаться к врачам, психологам и т.д. Более того, следуют жесткие указания: «Прекратите любое психиатрическое и психологическое лечение умственных отклонений и постепенно уменьшайте прием лекарств, выписанных вам для лечения этих отклонений»[58]. «Сахаджа Йоги могут создавать подобные себе личности из других людей, потому что у них есть способность давать самореализацию другим и лечить других людей...»[59] Поражает убогость аргументов и невежество в вопросах медицины и биологии: «Будешь много думать, получишь болезни печени и диабет»[60]; «...причиной болезни, называемой СПИД, является центральное сердце...»[61]; «Проблемы печени передаются вверх по правой стороне и раздуваются подобно шару с левой стороны головы. Так создается Эго»[62]; «Второй центр (чакра) расщепляет жировые частицы в брюшной полости с тем, чтобы заменить серые и белые клетки в головном мозге и таким образом восстанавливают способность мышления»[63].
«“Мертвые духи”, которые вызываются при гипнозе, телепатии и т.д., определяются как “белок 56 и белок 58” и вызывают такие заболевания как рак»[64]. К сожалению, такими «открытиями» изобилуют проповеди и рекомендуемая литература. Просто невероятно, что человеку, позволяющему давать подобные советы и столь невежественно объяснять людям причины болезней, Петровская академия наук и искусств в России в 1993 году присудила звание Почетного члена академии наук.
9. Исключительность учения Шри Матаджи, преданность секте, неукоснительное соблюдение указаний и ритуалов позволяет ее последователям, по мнению руководителей секты, «спасти человечество» и выполнить главную цель, которая звучит достаточно зловеще и непонятно. «Вы должны знать, что вам предстоит спасти человечество... Чтобы просвещение получило значение, мы должны просветить мир и вступить в грубую материю, не считаясь с последствиями, потому что мы есть Чистый Атма»[65]. Хотелось бы знать, с какими последствиями не собираются считаться эти «спасители человечества» во главе с Нирмалой Шриваставой?
На основании изложенных выше фактов, взятых из некоторых, рекомендованных для Сахаджа йогов, источников, а также оценке последствий влияния секты на людей, вовлеченных и в настоящее время состоящих в секте Сахаджа Йога, необходимо сделать следующее заключение:
1. Сахаджа Йога является агрессивной тоталитарной сектой (деструктивным культом), руководимой из-за рубежа Нирмалой Шривастава, называющей себя Шри Матаджи Нирмалой Деви. Секта действует в 65 странах мира, но особое распространение, по словам руководителей, получила в России, Болгарии, Колумбии.
2. В секте активно насаждается культ ныне здравствующего человека, именуемого Шри Матаджи, которая, по ее собственным словам, является «спасителем человечества», «Матерью всех матерей», «Желанием Бога» и т.п. Она претендует на создание новой «Вселенской Чистой Божественной Религии», что расценивается, как «драгоценный дар человечеству», «приход новой Эры Истины», «установление Царства Божьего» и т.д. Для приобщения к новой религии Шри Матаджи якобы открыла «новый метод», позволяющий с помощью «Божественной Математической формулы» пробуждать и поднимать кундалини (Божественную энергию) и на этой основе давать человеку «Самореализацию». При этом «реализованный» переходит в «новое физическое, психическое, эмоциональное и духовное состояние» и должен «достичь заключительной стадии духовного бытия». На самом же деле, по нашему мнению, Нирмала Шривастава, используя элементы восточной медицины и вероисповедания, а также спекулируя на трудностях, переживаемых нашим народом, и играя на традиционном интересе к культуре Индии и учению йогов, проводит психологическую обработку с целью контроля над сознанием человека. На этой основе происходит вовлечение, подчинение и удержание людей в секте.
3. Механизм вовлечения и удержания в секте Сахаджа Йога практически ничем не отличается от действия других тоталитарных сект. Объединение членов Сахаджа Йоги основывается, с одной стороны, на жестком, непререкаемом авторитете Шри Матаджи, обещании приобщить к рангу Избранных и Царству Божьему, а с другой стороны, на возможности без каких-либо усилий решать проблемы, получать все земные блага, избавиться от болезней и т.д. Несмотря на вроде бы декларируемую свободу и возможность выхода, секта достаточно жестко организована. С самых первых занятий человеку предлагается, как непременное условие, получить «Реализацию», что представляет собой психотерапевтический сеанс, позволяющий в дальнейшем контролировать психику человека и управлять его поведением. «Реализация дается ее святейшеством Шри Матаджи Нирмалой Деви лично или через ее учеников — Сахаджа йогов, получивших ранее “Реализацию” и прошедших курс обучения в школах Сахаджа йоги». Нирмала Деви, действительно, несколько раз приезжала в Россию и давала «Реализацию» на Публичных программах.
4. В результате психологической обработки, регулярных коллективных медитаций, молитв и песнопений, частого общения с членами секты у человека постепенно происходит деформация структуры личности: разрушается способность критически воспринимать учение секты и ее практические действия и постепенно формируется состояние, когда человеком легко управлять. Происходит разрыв или ухудшение родственных и социальных связей, в результате человек изолируется от нормальной жизни, не может адекватно оценивать людей и события, не мыслит свое существование вне секты.
Хатха-йога
«Буквальный перевод слова хатха — мощь, неистовство, насилие, необходимость, усилие. Также символизирует: ха = солнце, тха = луна; баланс или союз солнца и луны образует йогу. Хатха-йога — йога власти над телом и над физической природой человека»[66]. Согласно учению йоги, практическое изучение хатха-йоги наделяет человека идеальным здоровьем, увеличивает жизнь и дает новые силы и способности, которыми обыкновенный человек не обладает и которые кажутся почти чудесными.
«Хатха-йога, как оформившаяся система, появилась в средневековой Индии. Ее основополагающая цель — та же самая, что и у всякой исконной формы йоги: преодолеть эгоистичное сознание и постичь Я, или постичь свою изначальную природу. Однако психодуховная техника хатха-йоги особенно сосредоточена на развитии телесных задатков так, чтобы тело могло противостоять трудностям запредельного постижения. Некоторые исследователи склонны рассматривать экстатические состояния наподобие самадхи как чисто мыслительные события, что неверно. На самом деле, последние научные данные свидетельствуют о том, что именно биохимические изменения в теле имеют важное значение в получении опыта данных состояний, в свою очередь, оказывая глубокое воздействие на нервную систему. Помимо всего прочего, переживание экстатического единения происходит в телесном состоянии»[67]. Хатха-йогин, таким образом, стремится закалять тело — хорошо «обжечь» его, как говорится в текстах.
Важнее всего то, что само «просветление» затрагивает тело целиком. Вот как описывает Просветление один из современных учителей йоги: «Просветление человека — это Просветление всего тела-ума целиком. Оно является буквальным, даже телесным Просветлением, или Превращением всего тела-ума индивида полностью в Излучение, Интенсивность, Любовь, или Свет, что предвосхищает и превосходит всякие скорости явленного или невидимого света и все формы или существа, что снуют в явленном свете, будь они тонкими либо грубыми»[68].
Главная цель хатха-йоги — здоровое тело. В то же время хатха-йога подготавливает физическое тело человека к перенесению всех трудностей, связанных с функционированием в нем высших психических сил — высшего сознания, воли, интенсивных эмоций и т.п. Эти силы у обычного человека не функционируют. Их пробуждение и развитие вызывает страшное напряжение и давление на физическое тело. И если оно не тренировано и не подготовлено особыми упражнениями, как это бывает в его обычном нездоровом состоянии, оно не сумеет выдержать такое давление и не справится с напряженной работой органов восприятия и сознания, которая неизбежно связана с развитием высших сил и способностей человека. Чтобы дать возможность сердцу, мозгу, нервной системе (и другим органам, роль которых в психической жизни человека мало известна, а иногда и вообще неизвестна западной науке) выдержать давление новых функций, все тело должно быть уравновешено, гармонизировано, очищено, приведено в порядок и подготовлено к новой, колоссально трудной работе, которая его ожидает.
Йогинами выработано множество правил регулирования и контролирования деятельности разных органов тела. Йогины находят, что тело нельзя предоставлять самому себе. Инстинкты недостаточно строго руководят его деятельностью, и необходимо вмешательство разума.
Одна из основных идей йоги о теле заключается в том, что в своем естественном состоянии тело вовсе не представляет собой идеального аппарата.
Хатха-йогины учатся управлять дыханием, кровообращением и нервной энергией. Они могут, задерживая дыхание, приостановить все функции тела, погрузить его в летаргию, в которой человек без вреда для себя может пробыть любое время без пищи и воздуха; и наоборот, могут усиливать дыхание и, делая его ритмичным и синхронным с биением сердца, вбирать в себя огромный запас жизненной силы и использовать эту силу, например, для лечения своих и чужих болезней. Полагают, что йогины способны усилием воли остановить кровообращение в любой части тела или, наоборот, направить туда избыток свежей артериальной крови и нервной энергии. На этом и основан их метод лечения.
Обучаясь владеть своим телом, человек в то же время обучается владеть всей материальной вселенной.
«Человеческое тело представляет собой вселенную в миниатюре. В нем есть всё — от минерала до Бога. И это для хатха-йогинов не просто образное выражение, а самая реальная истина. Через свое тело человек находится в общении со всей материальной вселенной. Вода, заключенная в его теле, соединяет человека со всей водой земного шара и атмосферы; кислород, содержащийся в его теле, соединяет человека со всем кислородом во вселенной; углерод — с углеродом; жизненный принцип — со всем живым в мире.
Совершенно ясно, почему так должно быть. Вода, входящая в состав человеческого тела, не отделена от воды вне тела, а только как бы протекает через человека; точно так же воздух, все химические вещества тела и т.д. — они просто проходят сквозь его тело.
Научившись управлять разными началами («духами», по оккультной терминологии), входящими в его тело, человек получает возможность управлять теми же началами, разлитыми во вселенной, т.е. духами природы»[69].
Вместе с тем, правильное понимание принципов хатха-йоги учит человека понимать законы мироздания и свое место в мире.
Даже элементарное знакомство с принципами и методами хатха-йоги показывает невозможность изучения йоги без учителя и без его постоянного наблюдения. Результаты, получаемые при помощи методов хатха-йоги, в равной степени являются следствием работы самого ученика и работы с ним учителя.
В других йогах это, возможно, не так ясно. Но в хатха-йоге в этом не приходится сомневаться, особенно тогда, когда изучающий хатха-йогу понял принципы асан.
Асаны — это название, которое дается в хатха-йоге особым позам тела, и йогин должен научиться принимать их. Многие из этих поз, на первый взгляд, представляются совершенно невозможными; кажется, что для их выполнения человеку нужно или совсем не иметь костей, или разорвать все связки.
Уже существует достаточное количество фотографий и даже кинофильмов, изображающих асаны; трудность этих поз очевидна каждому, кто имел возможность их видеть. Даже описания асан, которые можно найти в книгах по хатха-йоге, указывают на их трудность и практическую невозможность для обычного человека. Тем не менее, хатха-йогины осваивают эти асаны, т.е. приучают тело принимать самые невероятные позы.
«Каждый может попытаться освоить одну из самых легких асан. Это “поза Будды”, названная так потому, что сидящего Будду обычно изображают в этой асане. Простейшей ее формой является положение, когда йогин сидит, скрестив ноги, но не по-турецки, а так, чтобы одна ступня посещалась на противоположном бедре, а другое бедро — на противоположной ступне. Ноги при этом крепко прижаты к земле и друг к другу. Даже эта асана, самая простая из всех, невозможна без долгой и упорной подготовки. Однако только что описанная поза фактически не является полной асаной. Если внимательно приглядеться к статуям Будды, можно увидеть, что обе ступни у него лежат на бедрах пятками вверх. В этом положении ноги настолько переплетены, что поза кажется невозможной без сломанных костей. Но люди, побывавшие в Индии, видели и фотографировали эту асану в ее полной форме.
Кроме внешних асан существуют внутренние асаны, которые состоят в изменении различных внутренних функций, как, например, замедление или ускорение работы сердца и всего кровообращения. В дальнейшем они позволяют человеку подчинить себе целую серию внутренних функций, которые не только находятся за пределами контроля человека, но зачастую совершенно неизвестны европейской науке; иногда же она лишь догадывается об их существовании»[70].
Смысл и конечная цель внешних асан как раз и заключается в достижении контроля над внутренними функциями.
Самообучение асанам представляет собой непреодолимые трудности. Существует описание более чем семидесяти асан; но даже самые полные и детальные описания не дают указаний о том, в каком порядке их следует изучать. Этот порядок не может быть указан в книгах, ибо он зависит от физического типа человека.
«Можно сказать, что для каждого человека существует одна или несколько асан, которые он может освоить и практиковать с большей легкостью, нежели другие. Но сам человек не знает свой физический тип, не знает, какие асаны будут для него самыми легкими, с каких асан ему следует начинать. Кроме того, ему неизвестны подготовительные упражнения, разные для каждой асаны и для каждого физического типа.
Все это может быть решено для него только учителем, обладающим полным знанием хатха-йоги.
Изучение неправильно подобранной асаны вызывает почти непреодолимые трудности. Кроме того, как указывается в книгах, излагающих принципы хатха-йоги, “неправильная асана убивает человека”»[71].
Все это вместе взятое совершенно ясно доказывает, что изучение хатха-йоги, равно как и других йог, без учителя невозможно.
Главный метод хатха-йоги, который позволяет подчинить воле физическое тело и даже «бессознательные» физические функции — это непрерывная работа по преодолению боли.
«Преодоление боли, преодоление страха перед физическим страданием, преодоление постоянной жажды покоя, довольства и удобства — все это создает силу, которая переносит хатха-йогина на другой уровень бытия.
В литературе, главным образом теософской, посвященной истории принципов и методов хатха-йоги, существует следующее различие в мнениях. Некоторые авторы утверждают, что изучение йоги должно обязательно начинаться с хатха-йоги, без чего йога не дает результатов. Другие авторы утверждают, что хатха-йогу можно изучать после других йог, особенно после раджа-йоги, когда ученик уже обладает всеми силами, которые дает ему новое сознание.
Исконная хатха-йога всегда требует, чтобы к ней подходили как к психодуховной дисциплине, служащей запредельному постижению. В Хатха-йога-прадипике, наиболее известном руководстве этой школы, данное обстоятельство выражено следующим образом: “Все средства хатха-йоги предназначены для достижения совершенства в раджа-йоге. Человек, укорененный в раджа-йоге, побеждает смерть”»[72].
Данный стих выражает именно то, что хатха-йогу и раджа-йогу следует рассматривать как дополняющие друг друга, и что желание победить смерть осуществляется лишь в cамопознании. «Ибо только трансцендентное Я бессмертно и вечно. Даже “божественное” тело, составленное из тонкой материи или энергии, рано или поздно должно распасться, поскольку все плоды природы подвластны закону изменения, иначе энтропии»[73].
Раджа-йога
Раджа-йога («царская йога») также известна как «классическая йога» или просто йога. Основная цель раджа-йоги — контроль ума посредством медитации (дхьяна), осознание разницы между реальностью и иллюзией и достижение мокши (освобождения).
«Раджа-йога — это йога воспитания сознания. Человек, практически изучающий эту йогу, приобретает сознание своего Я, а вместе с ним — необыкновенные внутренние силы и способность влиять на других людей»[74].
Раджа-йога по отношению к психическому миру человека, к его самосознанию, представляет собой то же самое, что хатха-йога по отношению к миру физическому. Если хатха-йога — это йога преодоления тела, приобретения контроля над телом и его функциями; раджа-йога — это йога преодоления ума, т.е. иллюзорного, неправильного самосознания человека, йога приобретения контроля над сознанием.
Раджа-йога учит человека, прежде всего, тому, что составляет основу всей философии мира — познанию самого себя.
Раджа-йога рассматривает психический аппарат человека совсем не как идеальный, но нуждающийся в изменении к лучшему и совершенствовании.
«Задача раджа-йоги — это “постановка ума”, сознания, аналогичная “постановке голоса” у певцов. Обычная западная мысль совершенно не понимает необходимости постановки сознания, считая, в общем, что обычное сознание вполне достаточно для человека, что он и не может иметь другого сознания.
Первое, что утверждает раджа-йога, — это то, что человек совсем не знает себя, что у него совершенно ложная, искаженная идея себя»[75].
Непонимание себя — главное препятствие человека на его пути, главная причина его слабости. Представьте себе человека, который не знает своего тела, его членов, их числа и относительного положения, не знает, что у него две руки, две ноги, одна голова и т.п., — это будет точной копией нашего отношения к своему психическому миру.
«Психика человека — это система искривленных и затемненных стекол, через которые сознание смотрит на мир и на себя, получая совершенно не соответствующее действительности изображение. Главное несовершенство психики — это то, что она заставляет человека считать отдельным то, что она полагает отдельным. Человек, верящий своей психике, — это человек, который верит в поле зрения бинокля, через который он смотрит, убежденный, что то, что входит в поле зрения бинокля, отличается от того, что в него не входит»[76].
Новое самопознание достигается в раджа-йоге путем изучения принципов психического мира человека и продолжительных упражнений сознания.
Изучение принципов психической жизни показывает человеку, что для него возможны четыре состояния сознания; в индийской психологии они называются:
1. глубокий сон;
2. сон со сновидениями;
3. бодрственное состояние;
4. турья, или состояние просветления.
После этого следует изучение психических функций — мышления, чувств, ощущений и т.д., как в отдельности, так и в их взаимоотношениях; изучение снов; изучение полусознательных и бессознательных психических процессов; изучение иллюзий и самообманов; изучение разных форм самогипноза и самовнушения — с целью освобождения себя от них.
«Одна из первых практических задач, которая стоит перед человеком, начавшим изучать раджа-йогу, — это достижение способности останавливать мысли, умение не думать, т.е. совершенно сдерживать по своей воле ум, давать полный отдых психическому аппарату»[77].
Эта способность останавливать мысли считается необходимым условием для пробуждения некоторых дремлющих в человеке сил и способностей; умение не думать — необходимое условие подчинения бессознательных психических процессов воле. «Только овладев умением останавливать ход своих мыслей, человек может приблизиться к тому, чтобы слышать мысли других людей, слышать все голоса, непрерывно звучащие в природе, голоса “малых жизней” его собственного тела, голоса “больших жизней”, в которые входит он сам. Только умея создавать пассивное состояние своего ума, человек может надеяться услышать голос безмолвия, который единственно способен раскрыть человеку скрытые от него истины и тайны»[78].
«Кроме того — и это первое, что достигается, — научившись по желанию не думать, человек получает возможность сократить бесполезную и ненужную трату психической энергии, уходящей на ненужное мышление. Ненужное мышление — одно из главных зол нашей внутренней жизни. Как часто бывает, что в ум попадает какая-нибудь мысль, и ум, не имея сил отбросить ее прочь, переворачивает ее вновь и вновь бесконечное число раз, как ручей переворачивает лежащий на дне камень.
Это особенно часто бывает, когда человек взволнован, обеспокоен или оскорблен, когда он чего-то опасается, что-то подозревает и тому подобное. Люди не знают, какое огромное количество энергии тратится на это ненужное верчение в уме одних и тех же мыслей, одних и тех же слов. Люди не знают, что человек, сам того не замечая, в течение часа или двух может тысячу раз повторить какую-нибудь глупую фразу или отрывок стихотворения, беспричинно поразившие его ум.
Когда ученик научится не думать, его учат думать — думать именно о том, о чем он хочет думать, а не о том, что ему приходит в голову. Это метод сосредоточения. Полное сосредоточение ума на одном объекте и способность не думать в это время ни о чем другом, не отвлекаться случайными ассоциациями дает человеку огромные силы. Он может тогда заставить себя не только не думать, но и не чувствовать, не слышать, не видеть происходящего вокруг; может не испытывать неудобств — ни жары, ни холода, ни страданий; может одним усилием ума сделать себя нечувствительным к любой, даже самой сильной боли. Это объясняет теорию, согласно которой хатха-йоге легче обучаться после раджа-йоги.
Следующая, третья ступень — медитация. Человека, изучившего сосредоточение, учат пользоваться им, т.е. медитировать, углубляться в данный вопрос, рассматривать разные его стороны, находить соотношения и аналогии со всем, что человек знает, что он раньше думал или слышал. Правильная медитация раскрывает человеку бесконечно много нового в вещах, которые он, казалось бы, знал, открывает ему такие глубины, о которых раньше ему не приходило в голову и подумать, а главное — приближает к “новому сознанию”, проблески которого, как зарницы, постепенно начинают вспыхивать среди размышлений ученика, освещая на мгновение бесконечно далекие горизонты.
Следующая, четвертая ступень — созерцание. Человека учат, задав себе тот или иной вопрос, углубляться в него, не думая; или даже совсем не задавать никакого вопроса, а углубляться в какую-нибудь идею, в образ, в картину природы, в явление, в звук, в число»[79].
Вместе с тем, предметом сосредоточения, размышления и созерцания раджа-йога ставит «Я» человека. «Научив человека сберегать свои умственные силы и направлять их по желанию, раджа-йога требует от него, чтобы он направил их на познание самого себя, на познание своего истинного “Я”»[80].
Изменение самосознания и «самоощущения» человека — вот главная цель раджа-йоги. Она стремится к тому, чтобы человек реально ощутил и осознал в себе возвышенное и глубинное, через которые он соприкасается с вечностью и бесконечностью, т.е. чтобы человек почувствовал себя не смертной, временной и крохотной пылинкой в бесконечной вселенной, а бессмертной, вечной и бесконечной величиной, равной всей вселенной, каплей в океане духа — но такой каплей, которая вмещает в себя целый океан. Расширение «Я» по методам раджа-йоги — это и есть сближение самосознания человека с самосознанием мира, переведение фокуса самосознания с маленькой отдельной единицы на бесконечность. Раджа-йога расширяет человеческое «Я», перестраивает его взгляд на самого себя и его самоощущение.
«В результате человек достигает состояния небывалой свободы и силы. Он не только в совершенстве владеет собой, но и может владеть другими. Он может читать мысли других людей как вблизи, так и на расстоянии, внушать им свои собственные мысли и желания и подчинять их себе. Он способен достичь ясновидения, читать прошлое и будущее»[81].
Все это наверняка покажется западному человеку фантастическим и невозможным; но многое «чудесное» на деле вовсе не так невозможно, как оно представляется на первый взгляд. В методах раджа-йоги все основано на понимании непостижимых для нас законов, на строго последовательном и постепенном характере работы над собой.
Важное место в практике раджа-йоги занимает идея «отделения себя», или «непривязанности». За ней следует идея отсутствия в человеке постоянного ядра и единства; далее — идея несуществования отдельности человека, отсутствия какой бы то ни было разницы между человеком, человечеством и природой.
Изучение раджа-йоги невозможно без постоянного и непосредственного руководства учителя. До того, как ученик начинает изучать себя, учитель сам изучает его и определяет путь, которым ученик должен следовать, т.е. намечает порядок последовательных упражнений, которые необходимо выполнять ученику, — потому что упражнения для разных людей не могут быть одними и теми же.
«Цель раджа-йоги — приблизить человека к высшему сознанию, доказать ему возможность нового состояния сознания, подобного пробуждению после сна. Пока человек не знает вкуса и ощущения этого пробуждения, пока его ум все еще погружен в сон, раджа-йога стремится сделать понятной для него саму идею пробуждения, повествуя о людях, достигших пробуждения, обучая человека постигать плоды их мысли и деятельности, которые совершенно не похожи на результат деятельности обычных людей»[82].
Дата: 2018-11-18, просмотров: 268.