Сложно говорить о возникновении этого направления, об истории, основателях, так как религиозное учение полуострова Индостан представляет собой лоскутки, разнящиеся между собой верованием, культом, этикой. Помимо разных представлений о мире внутри индуизма существуют разные школы йоги. Но и эти разветвления имеют свое единое начало. «Истоки этих религиозно-мистических направлений очень архаичны. Если говорить о йоге, то, возможно, уже во времена Протоиндийской цивилизации (около XXIII–XVIII вв. до н.э.) были известны некоторые психотехники, сопоставимые с йогическим созерцанием и работой с телом. Достаточно вспомнить известное изображение «Протошивы» (бога, напоминающего более поздние образы Шивы), сидящего в йогической позе в окружении диких зверей. В принципе, элементы того, что позже в Индии было названо йогой, можно обнаружить во многих других древних религиях, с их многочисленным пантеоном божеств, ритуализмом, узким слоем жрецов-интеллектуалов, идеей сакральной царской власти. Но только в Индии эти элементы, обогащенные аборигенным влиянием, привели к формированию систематических техник йоги»[7].
Развитие йоги представляет большой интерес, так как с самого начала те зачатки, из которых стало развиваться данное направление, были напрямую связаны с культом. «Первоначально ведическое общество не испытывало большой необходимости в этих техниках. Но сама ритуальная практика жреческого сословия сыграла не последнюю роль в оформлении йоги. Ритуал имел для ариев огромное значение; даже вселенная, с их точки зрения, появилась как следствие ритуального жертвоприношения. Сложная и изощренная ритуальная деятельность могла натолкнуть жрецов на некоторые полезные наблюдения, скажем, на обнаружение связи между повторением гимнов Ригведы или пением мелодий Самаведы и регулированием вдоха и выдоха, а это уже первый шаг к пранаяме, йогической технике управления дыханием. Эти наблюдения впоследствии могли оформиться в самостоятельную область священного знания. В поисках путей повышения эффективности ритуала (а действительность его зависела от безупречного исполнения) жрецы обращали все более пристальное внимание на свое тело — ведь издревле оно считалось уменьшенной копией космоса: все, что человек мог видеть вокруг, он мог видеть и в самом себе. Созерцая себя, знатоки ритуала приходили к идее “тонкого тела”, к пониманию различных уровней сознания, наконец, к осуществлению бытия универсальной божественной сущности Брахмана. Естественным путем внешний, обычный ритуал жертвоприношения превращался во “внутренний” ритуал символического принесения практикующим в жертву самого себя ради обретения высших духовных состояний. Но подобный ритуал напоминает религиозный обряд весьма отдаленно; он больше похож на процесс мистического познания высшей реальности через уподобление ей. Так ритуал становился знанием»[8].
Данная цепь постепенных превращений работы с дыханием, затем с телом; развитие знания о «тонком теле» и разных уровней сознания; «достижения божественного бытия»[9] — и есть история формирования йоги. «Обычное представление о йоге связывают с именем Патанджали. Почти ничего не известно об этом человеке, основоположнике классической йоги, или патанджала-йоги, как ее именуют в Индии. Жизнь его датируется весьма приблизительно, II–IV вв. н.э. Впрочем, самого Патанджали лучше считать не основателем новой традиции, а лишь систематизатором учений, сложившихся задолго до него… Он собрал воедино циркулировавшие в кругах мистиков и аскетов различные способы самотрансформации и сформировал на их основе свою систему, авторитет которой во все последующие эпохи был непревзойденным»[10].
Дата: 2018-11-18, просмотров: 251.