Мавр Отелло – военный на службе венецианского дожа. Он любит дочь венецианского сенатора Брабанцио, она любит его, и влюбленные бегут и тайно венчаются. Но у Отелло есть заклятый враг – Яго, которому Отелло не дал лейтенантского чина, возведя в это звание Кассио. Яго клянется отомстить. В качестве своей пешки он использует влюбленного в Дездемону Родриго. Яго убеждает Отелло, что Дездемона изменяет ему с Кассио, а в качестве доказательства фигурирует платок, который Дездемона обронила. (Платок этот, принадлежавший ранее матери Отелло, мавр отдал своей жене.) Платок подобрала жена Яго Эмилия и отдала мужу, который подбросил его Кассио. Родриго пытался убить Кассио, но только ранил его, а Яго убивает самого Родриго. Однако на трупе Родриго находят обличающие Яго письма. Отелло душит Дездемону, но, узнав о страшной трагедии, Эмилия признается в том, что она подобрала платок и отдала Яго. Яго закалывает Эмилию, и она умирает рядом с Дездемоной. Узнав о том, что он убил невинную Дездемону, а виноват во всем Яго, Отелло ранит Яго и закалывается.
Яго – вот источник трагического действия в «Отелло». От Ричарда III Яго наследует умение безошибочно разбираться в людях и играть на их чувствах так, как ему угодно. Но в отличие от «Ричарда III», «Отелло» – трагедия чистого зла, а не просто добровольно вставшего на путь зла человека. «Отелло» объединяет с «Ричардом III» начало – монолог главного злодея, который излагает нам свои злодейские планы. Хотя Яго прикрывается практическими соображениями, жалуясь на то, что Отелло не дал ему лейтенантского чина, затем он признается, что его гложет подозрение, что его жена Эмилия была неверна ему с Отелло. Яго приводит столько самых разных причин своей ненависти к Отелло, что у зрителя/читателя остается впечатление, что ни одна из этих причин не является подлинным мотивом Яго.
От всех остальных героев Шекспир, кроме мавра Арона, Яго отличает и то, что он принципиально не способен на раскаяние – он вообще не способен постичь этого истинно человеческого свойства. Именно здесь он совершает свой единственный просчет – если он сам не способен на раскаяние, на колебания, то он и не принимает во внимание то, что другие на раскаяние способны. Ричард III перед Босвортской битвой испытывает угрызения совести, вызванные его многочисленными преступлениям. Макбет не может легко решиться на убийство, а леди Макбет сходит с ума, не выдержав бремени вины. Яго незнакомы колебания и сомнения Макбета, ему незнакомы муки Ричарда и безумное раскаяние леди Макбет. Ни раскаяние, ни колебания никоим образом не входят в его планы.
Источник сюжета - новелла итальянца Чинтио, написанная в 1565 году.
В «Отелло» показан конфликт между личностью и окружающим обществом. В 1 акте проходит любовь, которая борется с противодействием окружающих, находящихся во власти старых средневековых понятий. Здесь любовь сразу оказывается победоносной, и победа тем блистательнее, что она одержана над расовым предрассудком. Любовь дездемоны зародилась когда отелло рассказывал о своих подвигах. Эта любовь гибнет от столкновения с миром честолюбия и корысти, воплощенном в Яго. Отелл и Дездемона не находят поддержки в окружающих, которые морально неравноценны им: таковы безупречно честных, но слабый Кассио, ничтожный Родриго, жена Яго. Характер «ревности» Отелло согласуется с характером его любви. Это не уязвленное дворянское чувство чести, а также и не буржуазное чувство мужа-собственника, это чувство величайшего оскорбления, наносимого абсолютной правдивости и взаимному доверию, соединившим возлюбленных. Величайшее страдание отелло- утрата им веры в честностьдездемоны и в возможность честности на земле вообще.
Трагедия «Макбет» была создана Шекспиром в 1606 году, спустя три года после смерти королевы Елизаветы и вступления на престол сына казнённой шотландской королевы Марии Стюарт – Иакова I. Произведение, основанное на сюжете из шотландской истории, явилось не столько художественным, сколько политическим откликом на эпоху, в которой необходимо было развить шотландскую тему, подчеркнуть историческую дружбу Англии и Шотландии и рассказать о популярных при новом королевском дворе ведьмах и колдовстве.
Исторические события и образы, лёгшие в основу «Макбета», были заимствованы Шекспиром из «Хроник Англии, Шотландии и Ирландии» Р. Холиншеда. При этом английский драматург существенно сократил время развития событий: объединил в один исторический момент восстание Маклональда, вторжение норвежского короля и нападение войск Капута на шотландцев и представил время правления Макбета кратким сроком в противовес реальному в семнадцать лет.
Характер главного героя – мудрый и справедливый у Холиншеда Шекспир превратил в злодейский и деспотический, но не сразу, а постепенно, показав его эволюцию под воздействием сил зла (в начале – трёх ведьм, а затем и жены). Благородный по натуре герой сбивается с пути, поверив в колдовское пророчество. Его обольщение происходит в классическом христианском стиле: ведьмы растравляют гордость полководца (прославление его как короля) и дают ложное подтверждение тому, что он им станет (предсказывают получение Макбетом титула Кавдорского тана). Приняв сказанное за неизбежную судьбу, главный герой решается на ужасное преступление (убийство короля как помазанника Божия на земле – это всё равно, что выпад против самого Бога), и опять не сразу. Первое время он колеблется, страшится, пытается пойти на попятный, но леди Макбет, как прирождённая Ева, искушает его властью, уговаривает взять своё и, когда полководец убивает короля, но не находит в себе сил подложить окровавленные кинжалы слугам, сама отправляется на место преступления, чтобы вымазать последних кровью и спрятать от всех совершённый грех.
Леди Макбет у Холиншеда описывается одной фразой, раскрывающей честолюбие женщины, её желание стать королевой и словесное воздействие на мужа, не решающегося бросить вызов судьбе. На основе прочитанного Шекспир создал яркий женский характер, сочетающий в себе тягу к злодейству и невозможность пережить совершённое преступление. Хождение леди Макбет во сне, её попытки смыть с рук кровь и разговоры вслух свидетельствуют о помрачении рассудка. Последующее самоубийство королевы указывает на резкое неприятие преступления человеческой натурой. Сильная, мужественная, способная на любой поступок ради власти леди Макбет к концу трагедии становится слабой и болезненной женщиной, между тем, как её муж, напротив, ожесточается (смерть жены он воспринимает как печальную новость, которая пришла не во время – «Что б умереть ей хоть на сутки позже! Не до печальной вести мне сегодня») и теряет всякий страх перед убийством себе подобных (на поле боя, перед Дунсинаном Макбет говорит: «Пока я жив, разумнее губить чужие жизни» и убивает всех, кто попадается под руку).
Бесстрашие Макбета отчасти объясняется его излишней верой в потусторонние предсказания. Выслушав от вызванных ведьмами призраков информацию о том, что его власть не кончится до тех пор, пока не пойдёт Бирнамский лес, а его жизни ничего не угрожает от руки рождённого женщиной, король решает, что он всемогущ и чуть ли не бессмертен. Ошибка Макбета заключается в том, что он трактует их слова буквально и воспринимает услышанное через призму обычных человеческих представлений о том, что возможно, а что нет: король никогда не видел живых деревьев, все люди, по его мнению, могут быть рождены только женщинами. Когда Макбету открывается переносное значение предупреждений призраков, он смиряется со своей судьбой и предпочитает погибнуть, нежели выставить себя на всеобщее поругание как тирана.
Образу Макбета в трагедии противопоставлены образы Банко (родоначальника нового королевского дома – Стюартов), Макдуфа (шотландского вельможи, вставшего на защиту своей родины и потерявшего из-за патриотических устремлений жену и детей) и Малькольма (старшего сына короля Дункана). Характер Банко намеренно идеализируется английским драматургом: реальный герой был другом и сообщником Макбета в убийстве короля Дункана, литературный персонаж – ничего не ведающий друг, предостерегающий полководца от попадания в сети зла.
Два ключевых убийства трагедии рисуются Шекспиром несколько иначе, чем это было в действительности: у Холиндшеда короля убивают подосланные слуги, у Шекспира сам Макбет; у Холиншеда убийство Банко происходит после пира у Макбета, у Шекспира – до. Внесённые английском драматургом изменения в первом случае подчёркивают резкое грехопадение Макбета – в одну ночь от верного подданного и благородного человека до подлого изменника и убийцы, во втором – внутренний накал страстей и необходимое продолжение колдовской тематики. Призрак Банко занимает место Макбета на пире не случайно: он предрекает скорую гибель полководца и своё будущее воцарение в лице восьми королей, один из которых (Иаков I) в показанном полководцу видении держит в руке тройной скипетр, указывающий на подчинение ему трёх стран – Англии, Шотландии и Ирландии.
Дух убитого Банко видит только Макбет. Здесь Шекспир следует поверьям своей эпохи, согласно которым призрак является конкретному человеку и остаётся невидимым для всех остальных. Зная об этом, леди Макбет пытается убедить присутствующим на царском пире вельмож в болезни мужа: припадки, по мнению королевы, более безопасное объяснение поведения Макбета, нежели подтверждение присутствия призрака, являющегося прямым указанием на совершённое главным героем преступление.
Внесение в трагедию сверхъестественного элемента в виде трёх ведьм и их предводительницы Гекаты стало отправной точкой для завязки внутреннего конфликта (стремление Макбета и его жены к власти любой ценой) и объяснения причин внезапного изменения личности верного Дункану полководца. Внешняя сторона колдовской тематики была позаимствована Шекспиром из устных преданий и демонологических трактатов, популярных в Англии на рубеже XVI-XVII веков (к примеру, ингредиенты, используемые ведьмами для варки зелья, были взяты из «Разоблачения ведьмовского искусства» (1584) Р. Скотта).
«ГАМЛЕТ» (1600-1601)
Первая запись легенды о Гамлете была сделана ещё в XIII веке. Как и в «Ромео и Джульетте», Шекспир использовал здесь старый сюжет, насытив его новым содержанием.
Датский принц Гамлет, студент Виттенбергского университета, узнает о смерти отца и возвращается на родину. Виттенбергский университет был центром гуманистической учености. Гамлет получил здесь гуманистическое образование. Он хорошо знает античность, в его речи много образов древнегреческой мифологии. Уже в первом монологе он сравнивает отца с богом солнца Аполлоном, мать – с безутешной Ниобеей, плачущей над погибшими детьми, себя – с Гераклом, знаменитым героем древности. Кроме знания античности Гамлет приобрел в Виттенбергском университете веру в человека, в разумное, справедливое устройство мира, в его красоту. Когда Горацио, друг принца, вспоминая отца, называет его «красой – королем» и восхищается его королевскими достоинствами, Гамлет отвечает:
Он человек был в полном смысле слова.
Уж мне такого больше не видать.
Это гуманистическая оценка человека.
Гамлет – носитель гуманистических идеалов. Но после приезда в Данию все его представления о жизни меняются. С самого начала он понимает, что в жизни что-то не так, что все человеческие отношения и связи перепутались и не таковы, какими должны быть. Принц поражен новым поспешным браком матери с Клавдием, братом ее прежнего мужа. Он ожидал увидеть безутешную вдову отца, а видит счастливую жену дяди. Затем Гамлет встречается с призраком отца, который сообщает, что он был коварно убит Клавдием. Гамлет притворяется безумным и пытается найти свидетельства виновности Клавдия. Бродячие актеры разыгрывают при дворе пьесу, в которой инсценировано убийство отца Гамлета. Волнение короля во время спектакля подтверждает, что он преступен.
Увиденный Гамлетом в королевском замке мир являет картину полного морального разложения. При дворе процветают интриги и шпионаж. Полоний, придворный Клавдия, подсматривает за дочерью во время ее любовного свидания с Гамлетом, посылает соглядатая следить за сыном Лаэртом в Париже. Королева соглашается допросить сына об его истинных намерениях. Полоний, спрятавшись за ковром, подслушивал разговор принца с матерью. Гамлет решил, что подслушивает король, и убил шпиона.
Клавдий хочет избавиться от Гамлета и отправляет его в Англию с письмом, которое должно послужить причиной гибели принца. Письмо везут Розенкранц и Гильденстерн, университетские товарищи Гамлета. Они готовы не только следить за принцем, но и помочь королю убить его.
В этих двух персонажах находят воплощение характерные для придворного общества беспринципность и карьеризм. Гамлет сравнивает Розенкранца и Гильденстерна с губкой, готовой впитать любое мнение короля. Ради достижения высоких должностей они охотно идут на подлость.
Гамлету удается при помощи хитрости избежать смерти и вернуться на родину. Он получает вызов на дуэль от Лаэрта, сына Полония, который хочет отомстить за смерть отца. По совету Клавдия, Лаэрт смазывает рапиру ядом и во время поединка ранит ею Гамлета. Но сам он умирает от того же яда. Королева погибает, выпив предназначенное принцу отравленное питьё. Гамлет убивает Клавдия и тоже умирает.
С самого начала трагедии гуманист Гамлет противостоит окружающему обществу. Говоря о средневековой Дании, Шекспир изображает нравы современной ему Англии.
Дания показана Шекспиром как абсолютистское государство. Наиболее ярко образ такого государства возникает в словах Розенкранца о короле:
…То как бы колесо,
Поставленное на вершине горной,
К чьим мощным спицам тысячи предметов
Прикреплены; когда оно падёт,
Малейший из придатков будет схвачен
Грозой крушенья.
Клавдий охарактеризован как король нового типа. Отец Гамлета придерживался старых феодальных норм правления, решая споры с другими владыками в рыцарских поединках. Клавдий в таких случаях прибегает к дипломатическому давлению, к помощи государственной машины.
В столкновении гуманиста Гамлета с миром Клавдия, миром абсолютизма и подлости, заключается внешний конфликт трагедии. В этом новом мире нет места гуманистическим идеалам, в которые верит Гамлет. От столкновения с жестокой действительностью взгляды Гамлета меняются, рушатся его гуманистические представления о мире и человеке. Очень ярко изменение взглядов принца проявляется в разговоре с Розенкранцем и Гильденстерном сразу после их приезда в Данию. Гамлет рассказывает им о том, что утратил весёлость и привычку к занятиям. Раньше принц считал землю цветником мироздания, небо – царственным сводом. Теперь они кажутся ему бесплодной скалой и скоплением вредных вонючих паров. Очень изменилось и представление Гамлета о человеке. Раньше он ценил его очень высоко: «Какое чудо природы человек! Как благородно рассуждает! С какими безграничными способностями! Как точен и поразителен по складу и движениям! Поступками как близок к ангелам! Почти равен Богу – разумом! Краса Вселенной! Венец всего живущего!» В словах Гамлета содержится полная ренессансная концепция человека. Так принц думал раньше. Но знакомство с действительностью, где господствуют законы эгоизма и корысти, приводит принца к новым мыслям о человеке. Теперь человек для Гамлета – всего лишь горсточка праха.
Судьба Гамлета, изменение его взглядов отражают кризис гуманистических представлений, столкнувшихся с исторической реальностью начала XVII века.
Шекспир рассказывает в трагедии не только о борьбе Гамлета с внешним миром, но и о его внутренней борьбе. В его душе борются активное и пассивное начало. Это внутренний конфликт трагедии. У Гамлета есть очень серьёзные причины для борьбы с Клавдием и его миром, но Гамлет долго медлит, колеблется, прежде чем начать борьбу. Некоторые критики пытаются объяснить медлительность Гамлета его меланхолией, склонностью к самоанализу, разрушающими его волю. Это неверно.
Гамлета никак нельзя считать человеком, неспособным к активным действиям, человеком со слабым характером. Принц предстаёт в трагедии как всесторонне развитая, гармоничная, активная ренессансная личность. После того, как Гамлет притворился безумным, Офелия говорит о нём:
О, что за гордый ум сражён! Вельможи,
Бойца, учёного – взор, меч, язык;
Цвет и надежда радостной державы,
Чекан изящества, зерцало вкуса,
Пример примерных…
Гамлет умён и склонен к философским обобщениям. Его реплики всегда точно характеризуют суть явления. За частными событиями он видит общую закономерность. Гамлет смел, деятелен, способен на решительные поступки. Он не колеблясь вступает в разговор с Призраком. Разгадав, зачем его посылают в Англию, принц быстро принимает ответные меры и отправляет вместо себя на смерть предателей Розенкранца и Гильденстерна. Гамлет – умелый фехтовальщик, он постоянно упражняется в этом искусстве и вполне проявляет его в финальной сцене трагедии.
Датский принц обладает всеми качествами борца. И всё же он медлит, колеблется между стремлением бороться со злом и пониманием, что победить зло он не может.
Причина колебаний Гамлета состоит в том, что он знает свой мир. Он понимает, что со смертью Клавдия ничего не изменится. И в то же время как человек истинно благородный Гамлет не может мириться с окружающим злом. Но он хорошо осознаёт, что сила не на его стороне. Шекспир отразил в своей трагедии вечную ситуацию выбора между отказом от идеалов – и жизнью и борьбой за них – и смертью. Величие Гамлета, значение шекспировской трагедии для последующих поколений заключается в том, что Гамлет избирает борьбу.
Дата: 2018-09-13, просмотров: 917.