Предложение и его признаки. Принципы классификации предложений
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Ареной жизни слова и словосочетания является предложение. Предложение – это последняя структурная единица языка: в предложении человек выражает мысль и сообщает ее собеседнику, в виде предложения он и получает ответ. У человека больше нет потребности и необходимости в какой-то другой языковой единице, и он недаром создал ее. С предложения начинается речь за предложением следует текст речи.

Предложение – минимальная единица человеческой речи, представляющая собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее известной смысловой и интонационной законченностью. Предложение, конечно, еще более сложная языковая единица, чем все составляющие ее. Предложением грамматика очень тесно связана с логикой, поскольку предложение выражает мысль, оформленную в виде суждения. Предложение как отдельная и самостоятельная языковая единица характеризуется специфическими признаками, которые свойственны ему и, следовательно, всей его совокупности – речи.

 

 

Первый признак предложения – коммуникативность, сообщительная функция. Она является решающей в создании предложения. Любое слово, любая единица, произнесенные коммуникативно, становятся предложением. Стынет. Морозно. Зима. А-ах!

Второй признакпредикативность, то есть связь содержания предложения с фактами объективной действительности. В любом предложении отражается объективный мир, в нем всегда что-то сказывается, то есть не может быть предложения пустого, не выражающего связей и отношений в объективном мире. Сравн.: «Земля вертится вокруг своей оси».

Третий признак – модальность, то есть отношение говорящего к высказанному содержанию: действительность, возможность, желательность. Например: «Она играет в театре» - модальность действительная. «Она хотела бы играть в театре» - модальность желательности. «Она может играть в театре» - модальность возможности и т.д. (лат. modus – наклонение). Модальные оттенки бесчисленны. Это, в конце концов, все чувства, которые говорящий способен выразить в предложении. Модальность в языке выражается грамматически в категории наклонения, а лексически – многочисленным классом модальных частиц, вводно-модальных слов, словосочетаний и предложений. Спой-ка(модальность просьбы). Спела бы(модальность пожелания). А ну-ка спой (модальность побуждения) – во всех примерах модальность выражается частицами.

Четвертый признак – интонационное и структурное единство членов предложения. Интонацию имеет все предложение в целом, но интонация варьируется в зависимости от структуры предложения: простое оно или сложное, осложнено обособленными членами или обращением и т.д. Интонация придает предложению законченность и отдельность. Интонация в предложении. Является и дополнительным материальным средством выражения мыслей и чувств говорящего.

В целом надо сказать, что предложением, способом его интонирования и манерой говорения человек выражает всего себя – свои мысли, свои чувства, свое настроение, свои намерения и желания, даже свое здоровье. Можно сделать вывод: скажи мне что-нибудь, и я скажу, кто ты.

Критерии классификации предложений в срля.

В русском языке существуют разнообразные типы предложений, которые классифицируются по:

· цели высказывания;

· экспрессивно-эмоциональной окраске;

· модальности;

· структуре.

Выделение структурного критерия в этом ряду в какой-то мере условно, так как он отражает лишь доминирующий признак, положенный в основу классификации. В действительности же во всех случаях учитывается как структурные, так и семантические свойства предложения, и по существу все классификации выявляют структурно-семантичекие типы (виды, разновидности) предложений.

Классификация предложений по структуре

По структуре, по количеству предикативных единиц предложения могут быть:

· простые;

· сложные.

Простые предложения имеют один организующий их предикативный центр и содержат в себе, таким образом, одну предикативную единицу. Например: Печально я гляжу на наше поколенье (Л.).

Простое предложение – это единица монопредикативная.

Сложные предложения состоят из объединенных по смыслу и грамматически двух или нескольких предикативных единиц. Каждая из частей сложного предложения имеет свои грамматические составы. Так, предложение Мальчик всматривался в знакомые места, а ненавистная бричка бежала мимо и оставляла все позади (Ч.) состоит из двух частей.

Сложное предложение – это единица полипредикативная.

3. Типы предложений по функции:

В зависимости от функции (цели высказывания, коммуникативной установки) различаются предложения:

· повествовательные;

· вопросительные;

· побудительные.

Эти разновидности называются функциональными или коммуникативными типами предложений.

Повествовательными называются предложения, заключающие в себе сообщение о каком-либо факте действительности, явлении, событии и т.д. (утверждаемом или отрицаемом). Повествовательные предложения - наиболее распространенный тип предложений, они очень разнообразны по своему содержанию и структуре и отличаются законченностью мысли, передающейся специфической повествовательной интонацией: повышением тона на логически выделяемом слове (или двух и более, но при этом одно из повышений будет наибольшим) и спокойным понижением тона в конце предложения (Он был одет казаком и отрастил себе бороду.).

Вопросительными называются предложения, имеющие своей целью побудить собеседника высказать мысль, интересующую говорящего.(Зачем тебе в Петербург? Что ты теперь скажешь себе в оправдание?)

Грамматические средства оформления вопросительных предложений следующие:

1) вопросительная интонация – повышение тона на слове, с которым связан смысл вопроса (Разве ты песнею зазывала счастье? - Разве ты песнею зазывала счастье? - Разве ты песнею зазывала счастье?);

2) словорасположение – обычно в начало предложения выносится слово, с которым связан вопрос (Не град враждебный ли горит?);

3) вопросительные слова – вопросительные частицы (разве, неужели, что ли), наречия (откуда, где, когда), местоимения (кто, что, чей, кого) (Неужели нет на свете женщины, которой вы хотели бы оставить что-нибудь на память? Откуда зарево блестит? (Л.); Кого твой стих боготворил?).

Вопросительные предложения делятся на:

· собственно-вопросительные;

· вопросительно-побудительные;

· вопросительно-риторические.

 

Собственно-вопросительные предложения заключают в себе вопрос, предполагающий обязательный ответ (Вы сделали работу? Он уже пришёл?)

Вопросительно-побудительные предложения заключают в себе побуждение к действию, выраженное посредством вопроса (Итак, может быть, наш прекрасный поэт продолжит прерванное чтение? Не поговорить ли нам сначала о делах?).

В вопросительно-риторических предложениях содержится утверждение или отрицание. Эти предложения не требуют ответа, так как он заключен в самом вопросе. Вопросительно-риторические предложения особенно распространены в художественной литературе, где являются одним из стилистических средств эмоционально окрашенной речи. (Я хотел дать себе полное право не щадить его, если бы судьба меня помиловала. Кто не заключал таких условий с своей совестью? Желанья... Что пользы напрасно и вечно желать? Но кто проникнет в глубину морей и в сердце, где тоска, но нет страстей?).

Некоторые ученые (Н. С. Валгина, Розенталь) называют своеобразной разновидностью вопросительных предложений, близких к собственно-вопросительным, вопросительно-утвердительные, которые, будучи обращенными к собеседнику, требуют лишь подтверждения того, что высказано в самом вопросе. (Так вы едете? Это уже решено?)

Вопросительно-отрицательные, которые могут заключать в себе отрицание того, о чем спрашивается (Что же вам тут может нравиться? Кажется, это не особенно приятно.? А если бы и заговорил... Что нового может он рассказать?.).

И вопросительно-утвердительные, и вопросительно-отрицательные предложения могут быть объединены в вопросительно-повествовательные, поскольку они носят переходный характер от вопроса к сообщению.

Побудительными называют предложения, выражающие волеизъявление говорящего.

Они могут выражать:

1) приказ, просьбу, мольбу (- Молчать! ты! - злым шепотом воскликнул Объедок, вскакивая на ноги. - Поезжай, Петр! - командовал студент. - Дяденька Григорий... наклонись-ка ухом. - А ты, голубчик, не ломай его...);

2) совет, предложение, предостережение, протест, угрозу (Оригинальная баба эта Арина; вы заметьте, Николай Петрович. Питомцы ветреной судьбы, тираны мира! Трепещите! А вы, мужайтесь и внемлите, восстаньте, падшие рабы! Смотри, чаще руки-то мой, - берегись!);

3) согласие, разрешение (Как хочешь, так и поступай; Можешь идти куда глаза глядят);

4) призыв, приглашение к совместному действию (Ну, вот и давай стараться во всю силу победить болезнь. Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!);

5) желание (Дать бы ему сажи голландской с ромом).

Грамматическими средствами оформления побудительных предложений являются:

1) побудительная интонация;

2) сказуемое в форме повелительного наклонения, в том числе формы совместного действия;

3) специальные частицы, вносящие побудительный оттенок в предложение (давай, давайте, ну-ка, да, пусть);

4) форма сослагательного наклонения в значении побудительного (Почитали бы вы эту книгу)

5) инфинитив (Молчать)

6) форма прошедшего времени в сочетании с частицей чтобы(Чтобы он не приходил больше сюда)

7) междометия («Шабаш» - крикнул кто-то)

4. Виды предложений по экспрессивно-эмоциональной окраске.

По экспрессивно-эмоциональной окраске предложения делятся на:

· восклицательные;

· невосклицательные.

Восклицательные предложения выражают эмоции говорящего, что передаётся специальной восклицательной интонацией. Восклицательными могут быть и повествовательные, и вопросительные, и побудительные предложения:

Он встретил смерть лицом к лицу, как в битве следует бойцу! (повествовательно-восклицательное);

- Кто б Измаила смел спросить о том?! (вопросительно-восклицательное);

Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы! (побудительно-восклицательное).

Грамматические средства оформления восклицательных предложений следующие:

1) интонация, передающая разнообразные чувства: радость, досаду, огорчение, гнев, удивление и др. (восклицательные предложения произносятся более высоким тоном, с выделением слова, непосредственно выражающего эмоцию) (Прощай, письмо любви, прощай!; Кума-то, видно, басурманка! Постой, голубушка моя!; Явись, вдохни восторг и рвенье полкам, оставленным тобой!);

2) междометия, например: Ах, этот человек, всегда причиной мне ужасного расстройства!; ...И, увы, мое шампанское торжествует над силою магнетических ее глазок!, Ух! хорошо здесь подают! Ахти, хорошо!; Тьфу, господи, прости! Пять тысяч раз твердит одно и то же!;;

3) восклицательные частицы междометного, местоименного и наречного происхождения, сообщающие высказываемому эмоциональную окраску: ну, о, ну и, куда как, как, какой, что за и др., например: Ну что за шейка! Что за глазки!; Ну вот вам и потеха!, Куда как мил!; Толь дело Киев! Что за край!; Фу ты, какая! Слова ей не скажи!.

Невосклицательное – предложение, не имеющее дополнительной эмоциональной интонации.

5. Система структурно-семантических типов простого предложения:

а) по модальности.

По характеру предикативных отношений предложения делятся на:

· утвердительные;

· отрицательные.

Предложение называется утвердительным, если устанавливаемая в нем связь между предметом речи и тем, что о нем высказывается, осознается как реально существующая (В продолжение двух дней мои дела ужасно продвинулись – выражается наличие связи между представлением о делах как предмете речи и тем, что о них говорится, – продвинулись).

Предложение называется отрицательным, если эта связь отрицается, т.е. осознается как не существующая в реальности (К счастью, по причине неудачной охоты, наши кони не были измучены выражается отсутствие связи между предметом речи и его признаком, т.е. отрицается принадлежность данного признака данному подлежащему).

Грамматически отрицание обычно выражается частицей НЕ, а утверждение – ее отсутствием.

Отрицание может быть:

· полным;

· частичным.

Полное отрицание достигается постановкой частицы не перед сказуемым, такое предложение называется общеотрицательным.

Частица не перед другими членами предложения выражает частичное отрицание. Такие предложения называются частноотрицательными, так как в целом они заключают утверждение. Например, в предложении «Но Кочубей богат и горд не долгогривыми конями, не златом, данью крымских орд, не родовыми хуторами, прекрасной дочерью своей гордится старый Кочубей» (П.) утверждается принадлежность данного признака богат и горд данному подлежащему Кочубей и отрицается лишь то, что Кочубей богат златом и конями. В предложении «Меж нами речь не так игриво льется» (П.) отрицание относится к обстоятельству так и в определенном отношении ограничивает утверждение, выраженное предложением в целом.

Не лишает предложение общего утвердительного смысла и отрицание, стоящее перед подлежащим, например: «Здравствуй, племя младое, незнакомое! Не я увижу твой могучий поздний возраст...» (П.).

Таким образом, категория отрицания непосредственно связана с категорией сказуемости: «Именно только отрицание, стоящее при сказуемом, делает все высказывание отрицательным, отрицание же, стоящее при другом каком-либо члене, не колеблет общего утвердительного смысла высказывания» (А. М. Пешковский «Русский синтаксис в научном освещении»).

Однако частица не даже при сказуемом не всегда служит признаком отрицательного предложения. Предложение лишается отрицательного смысла:

· во-первых, при повторении частицы не, например: Я не мог не засмеяться (П.); - предложение с двойным отрицанием, т.е. оно утвердительное.

· во-вторых, при приобретении частицей НЕ других оттенков значения, например: предположения - Обрыскал свет, не хочешь ли жениться? (Гр.); обобщения - Кто не проклинал станционных смотрителей?(П.); опасения - Как бы чего не вышло! (Ч.); одобрения - Ну чем не работа!; необходимости - Как мне не плакать!

В качестве отрицательной частицы может выступать частица НИ, вносящая дополнительно усилительный оттенок значения: В гостиной ни души (Ч.).

Усиление отрицания достигается и при помощи отрицательных местоимений и наречий: Ничто не предвещало непогоды.

Частица НИ не всегда выражает отрицательное значение: она может выступать и только как усилительная частица при передаче утвердительного смысла. Это характерно для частей сложного предложения, имеющих уступительный оттенок значения: Но как бы ни говорили девушки по всему белу свету, все становится милым в их устах (Фад.).

Грамматическим признаком отрицательного предложения может служить специальное отрицательное слово НЕТ, выполняющее функцию главного члена в безличном предложении: Сильнее кошки зверя нет (Кр.); Ему нет равной реки в мире (Г.).

Отрицание может быть выражено и без участия специальных лексических средств - с помощью интонации, словопорядка, некоторых эмоциональных частиц. Такие конструкции характерны для стиля разговорного, сопровождаются субъективно-модальными значениями. Они всегда экспрессивны. Например: Куда уж мне плясать (М. Г.); Как же, дожидайся, буду я молчать! (А. Остр.); Так и буду я вас ждать! Тоже мне командир нашелся!

б) по возможности синтаксической членимости;

По возможности синтаксической членимости простые предложения делятся на:

1) членимые, то есть имеющие члены предложения;

2) нечленимые (слова-предложения), то есть лишенные способности выделять в своем составе члены предложения (Эх! Конечно. Ну. Да. Нет.). Нечленимые предложения состоят или из одного незнаменательного слова, отсюда традиционное название «слова-предложения», или из сочетаний частиц, модальных слов и междометий.

Среди нечленимых предложений различают:

· утвердительные (Да, Конечно);

· отрицательные (Нет, Еще чего);

· вопросительные (Неужели? Разве?,

· побудительные: Давай, Вон! Ну! Тш-ш!);

· эмоционально-оценочные (Ура! Увы! Э-э-эх!)

Среди нечленимых слов-предложений есть большое количество так называемых этикетных слов типа Спасибо, Пожалуйста, До свидания и т.п., которые некоторыми учеными рассматриваются в составе междометий. Слова-предложения употребляются в диалогической речи. Они свойственны только разговорному языку.

Нечленимые предложения следует отличать от некоторых односоставных и неполных предложений. Например, предложения Весна. Вечер. Светает. не относятся к нечленимым, так как, во-первых, в их составе выделяются члены предложения, чего не наблюдается в составе слов-предложений, и, во-вторых, их образуют знаменательные слова, а не частицы, междометия и модальные слова, которые не являются членами предложения.

в) по наличию одного или двух главных членов предложения;

Членимые предложения по наличию одного или двух главных членов предложения могут быть:

односоставными, то есть имеющими один главный член в качестве организующего центра предложения (Кому-то принесли от мастера ларец);

двусоставными, то есть имеющими два главных члена в качестве организующих центров предложения (Люблю отчизну я, но странною любовью!).

г) по наличию или отсутствию второстепенных членов предложения.

По наличию или отсутствию второстепенных членов предложения выделяют:

· распространенные предложения;

· нераспространенные предложения.

Распространенные предложения – предложения, имеющие, наряду с главными, второстепенные члены (Ночною дымкою даль заволокло.).

Нераспространенные предложения – предложения, имеющие только позиции главных членов – подлежащего и сказуемого (Она не ответила и отвернулась. Бессонница.).

д) по структурной и семантической полноте.

В соответствии со структурной и семантической полнотой предложения делятся на:

1) полные;

2) неполные.

Полные предложения – предложения, включающие все необходимые члены данной структуры предложения.

Неполные предложения – предложения, в которых один или несколько необходимых членов данной структуры предложения опущены по условиям контекста или обстановки (Ермолай стрелял, как всегда, победоносно, я — довольно плохо, по обыкновению (И. Тургенев). Во второй части этого сложного предложения пропущено сказуемое стрелял, которое легко восстанавливается из предыдущего предложения).

Неполными могут быть как двусоставные, так и односоставные предложения.

Неполные предложения характерны прежде всего для разговорной речи и широко используются в художественной литературе при передаче диалога:

1) — А дом этот давно стоит?

— Давно. (И. Тургенев)

2) — Вы прочитали?

— Что?

— Записку (К. Федин).

Ответная реплика в первом примере — неполное предложение, в котором опущено подлежащее, сказуемое и определение.

Во втором примере все три реплики являются неполными предложениями: в первой реплике пропущено дополнение, в двух других — грамматическая основа.

е) по наличию или отсутствию осложняющих членов предложения.

По наличию или отсутствию осложняющих членов предложения бывают:

· осложненные;

· неосложненные.

Осложненные – предложения, имеющие осложняющие конструкции: однородные и обособленные члены, вводные слова, вставные конструкции, обращения (Деревья, дома, скамейки в парке были занесены снегом.).

Неосложненные – предложения, не имеющие осложняющих конструкций (И опять звезда играет в легкой зыби невских волн...).

Дата: 2018-09-13, просмотров: 1793.