Татарское Султангулово . (Асекеевский район)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Деревню Султангулово (Самарская обл), указывает предание, основал татарин Султангул лет 240 назад. За ним прибыли и другие татары. В 1754 году они продали свою землю чувашам, прибывшим со стороны Чебоксар, Казани и Симбирска, а сами переселились на 40—50 верст восточнее — на территорию современной Оренбургской области, где основали дер. Татарское Султангулово.(История Чувашии «О расселении чувашей в Среднем Поволжье и Приуралье ч.2 - Страница 2»

Если датой основания Старосултангулово ("иске башкорт") можно предположительно считать 1755-56 год, то соседнее Старокульшарипово ("башкорт"), возможно, является вы-селком из него и возникло в 1757-1769 годах. По крайней мере, 5-6 июля 1769 года Н. П. Рычков проехал через обе эти деревни, обозначив их и на карте маршрута своего путешествия.

Вообще вотчинники Кипчакской волости на протяжении XVIII - первой половины XIX веков активно распродавали принадлежавшие им земли русским помещикам, припускали татарских, мордовских и чувашских переселенцев. Так, 27 февраля 1744 года служилые тарханы Башир Шарыпов и Юмагул Кильмаметев заключили договор со старшиной Надыром Уразметевым, по которому припустили на праве совместного владения в свои вотчинные земли по реке Большой Кинель с притоками 10 семей служилых татар и служилых тарханов Надыровой волости "с детьми и родственниками". В числе этих переселенцев названы Султангул Тименеев и Кульшарип Дюсметьев, имена которых носят села Старосултангулово и Старокульшарипово Асекеевского района. Первоначально, с 1744 года они обосновались на реке Анле, в нынешнем селе Султангулово Похвистневского района Самарской области…(Денисов)

 

 1757 г. - подпоручик Иван Фадеевич Пилюгин купил у башкирских старшин Загита Абдулова и Муслюма Алимкеева (по крещению Ивана Дмитриева) участок земли вдоль берегов Кинеля—от современного Пилюгина до села Троицкое Асекеевского района. Площадь купленнной земли не измерялась, межи описывались по урочищам.

 

Ландкарты по селам Асекеевского района.

 

 д.Тимашево

       

  Под защитой оборонительных сооружений были основаны и деревни Тимашево, Марково, Тоузаково.

 Свои владения в междуречье Большого Кинеля и Сарбая И.П. Толстой в 1757 г. продал И.Л. Тимашеву, который в этом же году все принадлежавшие ему местные земли с различными угодьями перепродал своему брату М.Л. Тимашеву. Деревня, основанная им первоначально, называлась Ильмени, по заливным озерам вдоль реки Большой Кинель, позднее переименована в Тимашево, по фамилии владельца.

  Первыми поселенцами стали крепостные из родового имения Тимашевых в Темниковском уезде Казанской губернии. П.С. Паллас, путешествуя по этим местам через 12 лет, в 1769 г. указал на две деревни –Тимашево и Марково.

Сельское поселение Тимашево

« В 1757 году русские дворяне Тимашевы – Иван Лаврентьевич и Михаил Лаврентьевич положили начало основания деревни, получившей первоначальное наименование «Ильмени или Тимашовая». Первое название деревни связано с происхождением от местных озер (ильменей), расположенных вдоль подошвы проходящих здесь Кинельских гор и образуемых от ежегодных весенних разливов р. Б. Кинель. А второе название указывает на местного помещика-основателя деревни М.Л. Тимашева.

  В середине XVIII в. пришли сюда наши предки – крепостные крестьяне дворян Тимашевых. Своим разумом, тяжелейшим и самоотверженным трудом, мужеством и великим терпением они основали в междуречье Большого Кинеля и Сарбая русское поселение Тимашево. Выбранное место для поселения отвечало основным жизнеутверждающим факторам:

-наличие реки и хорошей питьевой воды;

-незатопляемость местности во время весеннего половодья реки;

-возможность расширения поселения в будущем;

-большие прилегающие массивы плодородной земли, леса и сенокосных угодий;

-наличие полевого тракта из Самары в Кинель-Черкасскую слободу – Бузулук-Оренбург и Бугуруслан, проходившего по нынешней улице Ленинской и получившего в народе название «Большой дороги» как части нового участка существовавшей тогда «Большой Московской дороги» (Москва-Казань-Оренбург)

  С конца 50-х годов XVIII в. началась колонизация (заселение и освоение) земель междуречья. Через 30 лет после основания деревни была построена церковь, названная после освящения Свято-Троицкая. В 1787 году деревня получила статус села, которое стало именоваться село Троицкое (Тимашево тож). К концу XVIII в. Численность села достигла 457 человек. В XIX веке растет численность населения, и к началу 60-х годов в селе проживало более 876 человек.

  Во второй половине XIX в. в жизни села произошли глубокие социальные и экономические изменения: в 1861 году отменено крепостное право, в 1864 году священником открыта первая церковноприходская школа, началось распространение грамотности, завершено сооружение дворянско-усадебного комплекса, ставшего вместе с церковью центром местной светской и религиозной культуры.

  В середине 70-х годов XIX в. основывается английское имение Джонсона-лорда и члена английского парламента. Английской компанией во главе с Монтгомери Уокером были созданы плантации по возделыванию сахарной свеклы и в 1881 году построен сахарорафинадный завод для промышленной переработки сахарной свеклы и получения сахарного песка и рафинада.

  В 1884 году в селе открывается почта, лечебный пункт (больница).

  В 1885 году сахарный завод у английской компании покупает Удельное Ведомство Министерства Его Императорского Двора, создается крупное сельскохозяйственное имение - сырьевая база по возделыванию сахарной свеклы и её семян.

  В 90-х годах XIX в. на почте действует телеграф, построены на реке Большой Кинель электростанция и новая крупная мельница на 12 поставов. В это же время на заводе формируются высококвалифицированные специалисты сахарного производства из местных крестьянских семей и квалифицированных рабочих, приглашенных из разных губерний России.

  В 1898 году через Тимашево проложена железная дорога Кротовка-Серные Воды.

  К концу XIXв. в Тимашево сложилось постоянное (коренное) население численность порядка 1000 чел. и были определены основные виды сельскохозяйственной и промышленной деятельности (сахарное и мукомольное).»

 

*****

 

 1757 г. Ясашные татары начали отправлять почтовую гоньбу безденежно, в замен чего освобождены от рекрутской повинности.

  Ямска́я гоньба́ — историческая почтовая служба в России, которая существовала с XIII по XIX века и занималась в основном перевозкой казённой корреспонденции.

  Русские слова «ямской», «ямщик» и «ям» предположительно происходят от тюркского слова jamçı (почтовый гонец[en]). Память о тех далеких временах, когда на Руси была распространена ямская гоньба, сохранилась во многих российских топонимах.

  Ямская гоньба была введена в северо-восточной Руси во времена монголо-татарского ига.

  Гоньба представляла собой систему почтовых дворов (ямов), поселение группы людей в 10–20 семей, предназначенных для смены лошадей, расположенных на расстоянии 40—50 вёрст друг от друга (расстояние дневного перегона). Ямскую повинность выполняли ямщики, которые должны были держать по три лошади.

  Татары-ямщики, состоявшие главным образом из казанских татар, по данным начала XІX в., проживали в пяти селениях Бугурусланского уезда — Наурузово, Кутлумбетево, Якупово, Тирес-Усманово, Шалты и в четырех Бугульминского уезда — Альметево, Карабаш, Дымская и Кандыз Татарский. Перечисленные деревни были «чисто» ямщицкими. На самом деле «ямские татары» были расселены гораздо шире. Так, в Бугульминском уезде в конце XVІІІ в. они, кроме отмеченных, имелись еще в 12 селениях, а в Бугурусланском уезде — в четырех.

  Самостоятельная сословная группа ямских или «чемоданных» татар, получивших свое название от самодельных кожаных сумок, в которых возили почту, указом Сената от 8 февраля 1829 г. были обращены в государственных крестьян и уравнены с ними в правах и обязанностях, но должны были поставлять государству рекрутов.

  В XVI веке для управления почтовой службой был создан централизованный государственный Ямской приказ (упоминается с 1516 года), переименованный в 1723 году в Ямскую канцелярию.

  Австрийский дипломат Сигизмунд Герберштейн так писал о русской ямской службе XVI века:

       «Великий государь, князь московский, имеет по разным местам своего княжества ямщиков с достаточным количеством лошадей, так что, куда бы ни послал князь своего гонца, везде для него найдутся лошади. Гонец имеет право выбирать коня, который ему покажется лучшим. На каждом яму лошадей меняли; в свежих не было недостатка. Кто требовал 10 или 12, тому приводили 40 или 50. Усталых кидали по дороге и заменяли другими, которых брали в первом селе.»

  Ямска́я пови́нность — государственная повинность тяглового сельского и городского населения на Руси и в Русском царстве в X — начале XVIII веков для организации перевозок лиц, состоявших на государственной службе, государственных грузов, а также дипломатов.

  Наибольшего развития она получила в Русском государстве в XVII веке как один из видов личных повинностей, установленный преимущественно для удовлетворения казённых (государственных) интересов. Повинность действовала до начала XVIII века.

 

С. Старо-Мукменево

 

Кульшарип, из племени Тамьян, примерно в 1740 г. основал нынешнее село Старо-Кульшарипово, а примерно в 1758 году его сын Мукмин основал село Старо-Мукменево. (Ренат Сафи.)

Исходя из вышеизложенного материала, дата основания села Старо-Кульшарипово ошибочна. Данное село могло возникнуть не ранее 1756 г., т.к. на карте Красильникова 1755 г. с. Старо-Кульшарипово отсутствует.

 

Тамьян (башк. Тамъян) — башкирское племя, в составе юго-восточных башкир.

Роды: БАШАЙ, КУЯН, МЕСЯГУТ, МУЛЮТ, ТАМЬЯН.

Родовые подразделения: абзан, аю, ак суйыр… (перечисление идет далее) угуз, сарт, сарбай, хуна, халбер, шагман, шакман, шагыр, шамбы, шегрэй, шэкэр.

Этническая история

Предки тамьянцев в общей волне движения кочевников известны в Приаралье и далее в Северном Причерноморье. На рубеже I—II тыс. н. э. они направились в Приуралье, в верховья Демы и Ика.

После распада приазовской Великой Болгарии в IX веке усергане мигрировали на север, в Поволжье и Предуралье, где расселились в бассейне рек Ик и Дёма, на Бугульминско-Белебеевской возвышенности. В XII—XIII вв. племя тамьян ушли на юг и заняли земли по среднему течению реки Белой, устью реки Нугуш и верховью реки Сухайля, где подверглись влиянию кипчаков.

К XVIII веку земли тамьянцев соседствовали с территориями расселения племён бурзян, кыпсак, тангаур и юрматы. Племя входило в состав Союза семи башкирских племён.

Племя тамьян этнически восходит к монгольским племенам Алтая и Центральной Азии. На формирование тамьянцев оказало влияние их пребывание в среде иранских, угорских и тюрко-печенежских племён Приаралья, Причерноморья, Восточной Европы, позже — булгар.

Территория расселения.

Тамьянцы подразделялись на южных (по среднему течению Белой и в низовьях р. Нугуш) и северных (в верховьях Белой и в Зауралье). В XIV веке большая часть племени тамьян переселилась в горно-лесные районы Башкортостана и расселилась в верховьях Белой. Часть тамьянцев в XIV—XV веках мигрировала в Зауралье, в бассейны рек Большой Кизил и Малый Кизил. В конце XVI — начале XVIII вв. часть племени тамьян вернулась в долины рек Белая, Дёма, Нугуш и Уршак, а другая часть переселилась на юг, где были расселены по бассейнам рек Ток и Каралык.

После присоединения Башкортостана к России вотчинные земли племени составляли Тамьянскую волость Ногайской дороги. В начале XVIII века численность тамьянцев достигала более 21 тыс. чел.

В конце XVIII—XIX вв. земли тамьянцев входили в Бугурусланский, Верхнеуральский, Оренбургский и Стерлитамакский уезды, а в период кантонной системы управления — в 6-й, 7-й, 9-й и 12-й башкирские кантоны.

 

К истории села Старомукменево. Саид Гимадеев (прислано 22.03.2011г.)

 

Летом 1995 года ко мне на прием пришел представительный, солидный, лет 70-ти, еще крепкий старик. Я подумал, что он пришел с какой-то жалобой, поэтому с настороженностью его принял, попросил присаживаться поближе.

Он оценивающим взглядом посмотрел на меня и сказал, что ему от Администрации города ничего не нужно, что он Шагманов Сагит Абдурахманович, мой земляк из села Старомукменево Асекеевского района и пришел со мной познакомиться (я в то время работал заместителем Главы Администрации города Нижнекамска).

Мы обнялись, у бабая на глазах появились слезы. Пригласил Сагит бабая в комнату отдыха и за чаем мы долго беседовали. Он спросил, сколько мне лет и сколько времени я жил в своем селе, и о том, помнят ли в Старомукменеве Шагмановых. Интересовался, знаю ли я историю села, свой род.

  Я ему рассказал об истории надмогильного камня, который мой отец и Хабиров Хабибрахман привезли с места, называемого в народе Авыл Урыны, где когда-то была расположена деревня Тамьян. Когда я рассказывал, бабай некоторые мои неточности поправлял, уточнял, себе что-то записывал. Еще в начале разговора я задал Сагит бабаю интересующий меня всю жизнь вопрос: мы татары или больше башкиры. Он только и сказал: «Мы не башкиры, и не казанские татары, мы татары и всегда жили в тех местах. Мы всегда тянулись к Казани, поэтому я и мои родственники переехали жить в Татарстан, хотя я раньше проживал в Башкирии. Я, думаю, что и ты оказался в Татарстане неслучайно».

 Вот коротко то, что Шагманов Сагит бабай мне рассказал при первой встрече:

«Сейчас трудно найти чистокровного татарина или такого же башкира, все перемешались. У всех у нас по жилам течет кипчакская и ногайская кровь. Здесь больше политики. Основателями сел Тамьян (Иске авыл) и Старомукменево являются мои предки - Шагмановы племени Тамьян и мы всегда считали себя татарами. После завоевания Казани, русское государство башкирам обещало большие привилегии. Тогда мои предки непременно воспользовались этим, многие вошли в башкирское сословие. Потом обратно записались татарами, а некоторые башкирами и остались. Для меня и те и другие близки, я их считаю своими родственниками. Наше племя тамьянцев смешалось с кипчаками, а во времена Ногайской Орды и позднее нас называли ногайскими татарами. Занимая обширные территории, они жили в мире и согласии с другими племенами, а также с соседями - Казанским ханством. Ярлык на земли тамьянцам давали Казанские ханы. Безусловно, я все о своем племени не знаю, но изучал много по рассказам и записям своих родственников, соплеменников, как в Башкирии, так и в Оренбургской области. Даже общался с некоторыми людьми ученого мира Уфы и Казани. Встречался в 1987 году с Мирфатыхом Закиевом, известным историком, профессором. Однако убедился, что ученые поворачивают историю так, как выгодно политикам. На территории нынешнего Асекеевского района татары живут издавна. Но их историей казанские ученые занимаются слабо, в лучшем случае соглашаются с башкирскими учеными.

Что касается деревни Тамьян (Иске авыл) , она была расположена на склоне, напротив родника, рядом с речкой Зирекле, в 4-5 километрах севернее нынешнего Старомукменева. Со всех сторон она была окружена дубовыми лесами и горами. Она является как бы родовой деревней тамьянского племени на самой западной границе его земель. Из деревни Тамьян некоторые мои предки на месте нынешнего села Асекеево основали новое селение Тана. Чуть позже на западной ее стороне к ним переселился Асекей. Асекеево постепенно соединилось с другими мелкими селениями.

Колшарип бабай основал нынешнее село Старокульшарипово. Он был умным, дальновидным, грамотным для своего времени человеком, успешно устанавливал связи с людьми из власти. Его отец Дусмухамет в середине 30-х годов 18 века принимал участие в усмирении башкирских бунтов на юге и юго-востоке нынешнего Татарстана, и власти пожаловали ему землю. Они основали там какую-то деревню, но прожив несколько лет Колшарип уехал в родовую деревню Тамьян (Иске авыл), в 1740 году он уже основал вышеназванное село. В середине 40-х годов его отец Дусмухамет выкупил Колшарипу близлежащие к селу земли. Старшее поколение его родственников переселилось на свободные земли Оренбургской губернии на восток и юго-восток. Сын Колшарипа - Мукмен в 1758 году, когда ему не было и 18 лет, основал деревню Мукменево, нынешнее Старомукменево. Родные братья Мукмена: Габдрахман, Корбангали, Хисаметдин, Валит. Вскоре сюда переселились верные властям люди из рода Манашевых.

Когда появились в наших краях переселенцы, лучшие земли старомукменевцев насильно отбирались. Самые плодородные земли с северной стороны села были переданы русским помещикам, а восточные части отдали мордовским (с. Алексеевка) и русским (с. Воскресеновка) переселенцам. Росло недовольство среди местного населения, часто случались стычки, поднимались бунты. Власти из-за опасения крестьянских бунтов запрещали строить дома в Тамьяне, вынуждали жителей деревни переселиться в Мукменево (Старомукменево). Ведь деревня Тамьян существовала уже давно, проживали там наиболее активные люди и некоторые организаторы местных крестьянских бунтов были выходцами оттуда. Аксакалы из поколения в поколение передавали, что предводители восставших крестьян Тюлекей, а позже его внук Акай Кусюмов приходили с Верхнего Тамьяна и какое-то время скрывались от преследования правительственных войск именно в деревне Тамьян (Иске авыл) у своих родственников, а также в непроходимых зарослях лесов около нынешних сел Тирис-Усманово и Покровка.

Отдельные семьи уехали на новые места, на север, в сторону нынешних Белебея, Туймазы, некоторые на восточные земли. А на южных землях, от реки Большой Кинель до города Бузулука колониальные власти запретили селиться татарам и башкирам, эти земли раздавались помещикам из центральных районов России.

Переселение из деревни Тамьян продолжалось долго и тяжело (более 30 лет), так как люди не хотели покидать насиженного места. Однако, основная часть населения построила себе дома и переехала жить в Старомукменево. В эти годы некоторые старомукменевцы, скрываясь от переписчиков, на время переписей уходили в деревню Тамьян, которая по документам уже не существовала. После подавления восстания Емельяна Пугачева 1773-1775 г.г. в Тамьян прибывало много беженцев татар-тептярей и башкир, и они осели в Старомукменеве, Старокульшарипове, Старосултангулове, Асекееве. Несмотря на переселение жителей, некоторое время название Тамьянской волости сохранялось. Мукменевцы еще долгое время посещали тамьянскую мечеть, пока она не сгорела во время сильного лесного пожара, как и некоторые оставшиеся деревенские дома. Шагмановы пытались восстановить деревню Тамьян. Так, сын Мукмена Курбангали чуть южнее родника Бабай Чишмэсе построил дом и даже переселился туда. Еще несколько семей начали строить дома. Поэтому раньше родник называли Корбангали чишмэсе, а свое селение они назвали Новый Тамьян. Однако под давлением властей они вернулись в Старомукменево.

Мои предки очень много сделали для старомукменевцев. Еще Мукмен бабай одним из первых в наших краях, пригласив одного русского умельца из города Бузулук, построил со своими родственниками на реке Иреуз большой пруд и мощную по тем временам водяную мельницу. Мельница была одна на два села - Старомукменева и Старокульшарипова. Позже их стало только в нашем селе три. Эти два села всегда связывали родственные отношения, поэтому они изначально жили дружно, все большие и трудные работы выполняли вместе, совместно защищали интересы друг друга на различных инстанциях. Мой дедушка Абдурахман и отец Абдурахман с привлечением наиболее зажиточных людей села, организовали базар, где регулярно проводились ярмарки. Он был вторым по значению после базара уездного города Бугуруслана. Недалеко от территории базара, по требованию уездных учреждений, были построены бойня для скота и мясоразделочный пункт, оборудование было привезено из Самары. В ярмарочные дни в село часто приезжало уездное начальство, здесь оно 2-3 дня отдыхало, пили кумыс, угощались у богатых людей. Для деревенских их посещение считалось большой честью. Дед и отец были вхожи во многие уездные и губернские учреждения Бугуруслана и Самары. Дед, а после него и отец, все свои накопления направляли на развитие образования, содержание мечетей, медресе, мектебе. Всегда были на виду у односельчан, жили как все, ничем не отличались от других. В мектебе (школе) они сами составляли программу обучения, преподавались русский язык, математика, география и другие, прогрессивные в то время предметы. Приглашались толковые учителя из Бугуруслана. При двух медресе и мектебе работали 9 учителей. Наиболее одаренных детей направляли для продолжения учебы в села Каргалы (под Оренбургом) и Стерлебашево (сейчас в Башкирии), а трое закончили медресе в губернском городе Самара. Рядом с мектебе в отдельном помещении был организован прием больных. Здесь работал приглашенный из Бугуруслана врач-лекарь. Кроме того, мой дед занимался врачеванием, траво и кумысолечением. Летом большую часть времени проживал в просторном летнем домике недалеко от родника (Бабай чишмэсе) и принимал больных со всего округа. Сюда за врачебной помощью приезжали не только из татарских, но и из русских, мордовских, чувашских сел. В селе действовали 3 мечети, а четвертая была заложена. Но достроить ее не смогли, грянула революция 1917 года. При двух мечетях работали медресе для мальчиков, а девочки учились у абыстая в отдельном помещении.

Были в селе кожевенных, валяльных, каменных, шорных дел мастера. Женщины вязали для продажи шали, шарфы, ткали простенькие ковры, полотенца. Среди самых известных, предприимчивых людей был дед Файзулла. Его род был очень большой. Они проживали в Старокульшарипово, Асекеево, Алькино (Гали авылы). Он со своими многочисленными родственниками разработал на Тарханских горах (деревня Тарханы) карьер по добыче известкового камня. Рядом с карьером они построили несколько печей для обжига этих камней. Получали гашеную и негашеную известь, которая пользовалась большим спросом у населения. Известью белили внутренние и наружные стены домов, а также печи. Ее использовали при кладке стен сараев, складов, каменных заборов (вместо цемента). За известью приезжали почти со всех близлежащих и дальних деревень. Люди Файзуллы, там же рядом добывали камень, пригодный для возведения стен. Камни складывали они длинными рядами, высотой в 1 метр и продавали прямо с места добычи. Сыновья и внуки Файзуллы бабая осенью собирали кожсырье и шерсть в русских и мордовских селах и зимой в нескольких местах выделывали кожу. Качественно обработанную кожу отдавали мастерам из города Бугуруслан шить тулупы, шубы, ушанки. Готовую продукцию реализовывали в Бугуруслане, Самаре. Из шерсти они изготовляли для продажи валенки и войлочные ковры.

  Род Файзуллы был не только очень большой, но и дружный, трудолюбивый и весь их род жил зажиточно. С их мнением в селе приходилось считаться, в том числе и моим предкам. Даже Зариф бай, у которого землевладения простирались за рекой Иреуз до деревни Тарханы, их побаивался. Карьеры Файзуллы находились на землях Зарифа, и он резко повысил арендную плату за участок. Тогда сыновья Файзуллы объявили, что Зариф является незаконным владельцем земель и перестали вносить плату за землю. Зариф стал угрожать разорением, привозил из Бугуруслана каких-то чиновников, но люди Файзуллы доказывали обратное. Зариф жил в Асекееве и приезжал в Старомукменево на тройке лошадей с колокольчиками в сопровождении 2-3 человек. Однажды Зариф бая и его спутников, подкараулив у леса Басу Буляге, неизвестные люди сильно избили, отобрали лошадей, но самих оставили в живых. Родственники Файзуллы, проживающие в Асекееве, посоветовали Зарифу отказаться от старомукменевских земель. С тех пор Зариф бай в селе Старомукменево не показывался, и последствий никаких не было. Видимо, больше он никому за помощью не обращался. Только длинные посадки из ивы и ветлы, посаженные Зарифом в нескольких направлениях вдоль границ его земель, растут и в настоящее время. После революции мои предки, посоветовавшись с односельчанами, надеясь на то, что землю действительно дадут крестьянам, решили отметить свои земли, переселив на северную и южную границы людей своего круга. Мой родственник Шагманов Шаммас весной 1919 года, после освобождения наших мест от белых, основал деревню Шаммасовку в 8 километрах к северу от Старомукменева. Туда вслед за ним переселились несколько семей из Старомукменева. Тогда же, безземельные крестьяне, чьи предки прибыли в наше село в конце 17 века, переселились в лесистое место, чуть севернее от прежней деревни Тамьян (Иске авыл). Во время коллективизации они назвали свое хозяйство “Игенчеляр”, потом и населенный пункт стал называться пос. Игенчеляр.

Аглиуллин Валиулла и еще несколько семей основали за рекой Большой Кинель в 7-8 километрах к югу от Старомукменева деревню Новый Тамьян. За 2 года они возвели 12 домов, однако, они не успели развернуться. Лозунг «Земля – крестьянам» быстро свернули, он лишь существовал на бумаге. Началась коллективизация земель, стали создавать совхозы, и мечтам новотамьянцев не суждено было осуществиться. Жители Нового Тамьяна сопротивлялись, в итоге начались гонения, преследования жителей селения. Некоторые из них вернулись в село Старомукменево, а кое-кто покинул родные края навсегда.

Мои предки, как правило, жен брали из мишарских родов из села Стерлебашево. Мне известно, что выходцы из Старомукменева и Старокульшарипова далеко от своих сел основали несколько населенных пунктов, входящих теперь в территории Башкортостана и Татарстана. Но мне предстоит еще их уточнить».

Справка

Дед Шагманова Сагита Абдрахмановича известный в свое время в Бугурусланском уезде уважаемый всеми халфа хазрат-Абдурахман мулла Шагманов. Шагмановы в годы репрессий в 30-х годах прошлого века, укрываясь от преследований за религиозную деятельность, переехали в село Таллы (теперь в Грачевском районе Оренбургской области, юго-западнее от села Старомукменево в сторону Бузулука)…

 

Село Чеганлы.

 

По рассказам сторожилов Чеганлы основали башкиры. В 1759 году по разрешению властей из Белебеевского уезда на пустовавшие земли приехал Муртаза Нагуманов, сын Юлмета Нагуманова. В эти годы из Бугульминского уезда из с. Бишмунча приехало несколько семейство башкир. Во главе этих башкир был сын старика Айсара по имени Иштуган. Последние являются предками нынешних Сатдаровых и Файзуллиных.

Пришлые башкиры облюбовали места между речками Ик и Чаганлы по каменистому оврагу до деревни Аркаевка.

В те времена в овраге росло дерево чаган, откуда село и получило название Чаганлы.

Есть и другая точка зрения на происхождение села: переселенцы пришли из Саранского уезда Пензенской губернии, а в 1795 году – татары из деревни Тураево Бугульминского уезда.

 

 Крестьянский отход

 

Все государственные крестьяне России, в отличие, например, от помещичьих крестьян, пользовались известной свободой передвижения для удовлетворения своих хозяйственных нужд. Подобный отход мог официально оформляться в местных органах власти,  отходнику выдавались проездные документы, так называемые «паспорта» [НА РТ, ф.19, оп.1, д.205, л.4–5].

Принятая система отхода на заработки с паспортами не всегда устраивала крестьян, и иногда они отправлялись в разные районы, не имея на руках каких-либо офици-альных позволений.

Развитие товарно-денежных отношений, все более активное включение крестьянства в торговлю вели к усилению стремления этого класса к большей свободе передвижения по территории империи, поэтому в ХVIII в. довольно часто имел место отход – для торговли, привоза соли, хлеба, других продуктов, для выполнения работ по найму, отход как форма долговой кабалы, а также отход как смена места жительства.

Переселения создавали для властей неудобства при  взимании податей, это непосредственно всегда оговаривается в текстах соответствующих законов. Часто, уходя из Казанской губернии, крестьяне жили в Оренбургской без платежа податей, за них были вынуждены расплачиваться их бывшие односельчане. Бывало и так, что подати собирались дважды – за выехавших платили односельчане, и сами они уже платили на новых местах. Все это объясняет постоянное внимание закона к миграционным процессам.  В 1761, 1765, 1768 гг. появились законы о  переселенцах различных национальностей, перешедших на жительство из Казанской в Оренбургскую губернию [ПСЗ–1, т.15, №11214; т.17, №12437; т.18, №13126].

Предписывалось строго наказывать самовольно перешедших крестьян, возвращать их на прежние места жительства (кроме тех, кто по III ревизии был уже записан на новых местах). Последних, понятно, не освобождали от платежа податей и от рекрутской повинности. Тем не менее, переселения продолжались.

В 1762 г. законодательно вновь было подтверждено запрещение самовольного перехода крестьян из губернии в губернию [там же, т.21, №15497]. В этом году значились переселенными только из Симбирского уезда в Оренбургскую губернию 747 человек ясачных крестьян, новокрещен, ясачных и служилых татар, причем 94 человека проживали без платежа податей. Переселялись целыми деревнями; жители трех деревень Симбирского уезда (Старый Тукшум, Осиновка и Белый Гремячий Ключ) в количестве 207 человек все ушли на новые земли. В этом же году администрация была вынуждена исключить из подушного оклада в Казанской губернии 2730 человек в связи с переходом их на жительство в Оренбургскую губернию.

Все сказанное свидетельствует о том, что во XVIII столетии, особенно в его второй половине, настойчивый поиск крестьянами большей свободы хозяйственной деятельности вел их на восток для освоения новых земель. Этому в большой степени способствовало и усиление феодальной эксплуатации государственного крестьянства  в Среднем Поволжье, как и во всей России. В конце - концов законодательство было вынуждено считаться  с происходящими в жизни явлениями…

Ясно видно, что тексты законов часто, закрепляя переселившихся крестьян-хозяев на новых местах, лишь формально повторяют предписание о запрете впредь подобных переселений государственных крестьян, в том числе и ясачных и служилых татар, т.е. только фиксируют уже сло-жившуюся реальную ситуацию.

Несмотря на то, что закон иногда делал определенные послабления крестьянству при рассмотрении вопросов переселения, других конкретных явлений жизни, в ХVIII в. наблюдается явное усиление феодальной эксплуатации трудящегося населения всего государства. Это проявляется и при рассмотрении повинностей государственного татарского крестьянства…26

  В Бугурусланском уезде служилыми татарами из-под Казани были основаны такие селения, как Старые Шалты (1762 г.), Абдулловский завод (1762 г.), Новое Ермаково (1782 г.), Шалтинский Выселок (1790 г.). С 1795 г. известна д. Новая Кульшарипова на р. Кинель Ереуз-елга тамак тож" (ныне село Новокульшарипово Асекеевского района Оренбургской области), в которой по пятой ревизии числилось 43 тептяря и ясачных татарина. По всей видимости, возникла она несколько раньше по припуску служилых тарханов Кипчакской волости. Косвенные данные, свидетельствуют о том, что татарское население этой деревни пришло из нынешнего села Верхняя Мактама Альметьевского района Республики Татарстан. В 1811 году население Новокульшариповой составляло 36 человек мужского пола.***

В Бугурсланском уезде, куда входили и татарские села Клявлинского района, тюркоязычное население было пред-ставлено в таком составе (по данным Генерального межевания (ЦГАДА, Ф1335): татары – 5363 человек, тептяри – 1574 человек, башкиры – 282 человек.

В этнографическом отношении среди татар Среднего Поволжья выделяются две крупные группы: казанские татары и татары – мишари. Жителей сел Татарский Байтуган, Камышла, Новое Усманово, Старое Усманово относят к казанским татарам, как по происхождению, языку, так и по самоназванию. В формировании населения этих сел принимали участие ясачные казанские татары…

В формировании населения других трех сел: Старое Ерма-ково, новое Ермаково, Балыкла, наряду с ясачными татара-ми, татарами – тектярами и башкирами активное участие приняли служилые татары – мишари, выходцы с правобе-режья Волги.

Нужно отметить, что мишарский компонент в формировании этих сел оказался подавляющим, что сказалось на языке, культурно – бытовых особенностях жителей этих сел, а также на названиях жителей этих сел со стороны казанских татар сел Татарский Байтуган, Камышла, Новое и Старое Усманово. Казанские татары называют жителей сел Балыкла, Старое и Новое Ермаково – «мишарями».

По говору, жители Балыклы, Старого Ермакова, Нового Ермакова относятся к татарам – мишарям. Однако в научной литературе мишарей по языку делят на «чокающих» и «цокающих», и это явление и служит одним из основных признаков принадлежности к мишарям, и разделения мишарей на две основные группы: на темпиковскую и аргачскую группу. Проще говоря, мишарь должен или «цокать» или «чокать». Если староермаковцы и новоермаковцы «чокают» в произношении слов, то представители третьего села из неказанских татар – Балыклы не «цокают» и не «чокают». Получается, однако, интересная картина. Жители сел казанских татар на вопрос о мишарях в первую очередь называют балыклинцев, а уже потом, как бы невзначай, жителей Старого Ермакова и Нового Ермакова: «Ах, да ведь они тоже мишари». В первую очередь мишарями казанские татары считают балыклинцев, видимо, потому, что язык балыклинцев дей-ствительно «жестче», чем у ермаковцев. Это отмечается и в материалах этнографической экспедиции 1979 года.

Встает вопрос: почему у балыклинцев нет характерного, как это считает автор книги «Татары – мишари» - Р. Г. Мухамедова, «цоканья» или «чоканья» в произношении слов? По всей видимости, жители сел Балыкла и Новое Ермаково, в большинстве своем были служилыми татарами – мишарями из разных мест правобережья Волги, что и положило отпечаток на язык этих сел…27

 

*****

 

 Во второй половине ХVIII века на территорию нынешнего Абдулинского района переселились чуваши из Симбирской, Уфимской, Казанской губерний, образованы 11 чувашских поселений: Сумелли, Учаллы, Утенкэль, Васькино, Захаркино, Артемьевка, Исайкино, Васильевка, Нижний Курмей, Николькино, Верхний Курмей.

Национальные особенности переселенцев сказывались при выборе ими мест под жилье. Представители чувашского народа обустраивались вблизи лесов, а нередко в самих лесах, где они помимо земледелия могли заниматься бортничеством и охотой.

Самое многочисленное население второй половины XVIII века образовано переселенцами чувашами из Пензенской губернии (Степановка № 2). В списках населенных мест Самарской губернии за 1859 год в Сумели числится 96 дворов, 796 жителей, официальное название Степановка. Заложив село, поселенцы чуваши припустили к себе новых жителей – мордву.

 

Исайкино – языческое название Исъел – Иссел основано на реке Мочегай во второй половине 18 века. Первыми жителями села были Исай, Самар, Усман, которые переселились из Похвистневского района, с. Стюхино.

Первые поселенцы долго искали безопасное место для проживания (с большой реки ушли – побоялись, дети утонут, здесь бандиты). В долине реки Исай образовал село Исайкино, в 3-х км от него поселился Усман (Усманкино), Артамоновка, Ключевка) в 6 км Самаркино основал село Самаркино Асекеевского района.

В экономических примечаниях к планам генерального межевания по Бугурусланскому уезду Уфимской губернии, составленных в конце XIII века упоминается дер. Исайкино: «Старая и Новая Исайкины из чуваш новокрещенных, 30 дворов, по 5 ревизии душ мужеска 81, женска 82. Селениями положение имеет Старая Исайкина ключа Карманского на левой стороне и Новая Исайкина онаго же ключа на правой стороне, а речки Мочагая по течению на левых сторонах…

… На речке Мочагаю состоят мукомольные мельницы о двух и одному поставах, на коих помол хлеба производится. Из посеянного хлеба лутче родится рожь, овес и полба, а протчия семена средственны».

А однодворцы из мордвы и чуваш новокрещенные и русские ясашные крестьяне состоят на повоенном казенном окладе, промышляют хлебопашеством и скотоводством. (ф. 1355. Экономические примечания к планам генерального межевания, оп. 1, № 1876

В 1859 году в деревне Исайкино было 55 дворов, 400 жителей. В 1891 году построена церковь, сгорела в 1907 году.

 

Нижний Курмей.

 

Во второй половине XVIII века на самом живописном месте, вблизи родников и рек (Аю-бакир, Курмейка) недалеко от леса расположилось село Нижний Курмей. В 1859 году в селе проживало 665 человек, имеется 79 дворов.

История происхождения названия «Курмей происходит от тюркского слова «хорми», т.е. «невысыхающий». Чуваши поселились на берегу маленькой речки Аю-Бакир, которая никогда не пересыхала из-за наличия многочисленных родников вдоль всей речки.

В 8 километрах к северу расположена деревня Верхний Курмей по реке Курмейка – живут мордва и чуваши.

Нередки были столкновения между деревнями Нижний Курмей, Алферовка, Егорьевка за овладение плодородными землями.

 

Малый Сурмет

 

Во второй половине XVIII века новокрещеные мордва из Курской, Тамбовской, Нижегородской губернии попросились в татарскую деревню, жители которой переселились из Крымсараево Бугульминского уезда.

 Жители деревни Рахматулла и Хусаин выделили вновь прибывшим переселенцам земли, определили арендную плату.

В материалах «Экономического примечания к планам Генерального межевания Самарской губернии» (1798-1848 годы) отмечено, что населенного пункта с названием Сурмет не значится, имеется Андреевка, Подлесная (ФГАДА, ф. 1355, оп. 1, ед. хр. 1874).

В данной деревне Подлесной 29 дворов, количество душ «новокрещенных мордвов» по пятой ревизии - мужеска полу – 161, женска – 82, на лицо: мужеска- 190 , женска – 238.

В архивных данных за 1859 год в Малом Сурмете числится 75 дворов, количество душ 665 (списки населенных мест Самарской губернии). (СП6, 1861)

 

Деревня Большой Сурмет основана во второй половине XVIII века мордвой с эрзянским языком. По легенде, до прибытия поселенцев – мордвы в этих местах пас свои табуны лошадей и овец балахинский князь Сувермет. Его самого никто не видел, но пастухи время от времени появлялись на шустрых конях, в ярких шапках, отороченных лисьим мехом. Очевидно, от его имени и пошло название реки Сурметка.

«Крестьяне состоят на положенном казенном оброке. Промышляют хлебопашеством. Зажитно-средственны. Женщины сверх полевой работы упражняются в рукоделии, прядут лен, посконь и шерсть, ткут холсты и сукна для себя и на продажу». (РГАДА ф. 1355 Экономические примечания. Уфимская губерния, Бугурусланский уезд, 1876 г, л. 91).

«В 1859 году в деревне Большой Сурмет проживало 1253 человека, было 126 дворов. На речке Сурмете стояли три мукомольные мельницы, все три об одном поставе, которые действие имеют во все годовое время, кроме разлития вешней воды».

Из книги Матякина Н.И. «У подножия Цихан-горы»: «На сурметских землях научились выращивать хорошие урожаи ржи, пшеницы, гречихи, проса и подсолнуха. Обмолачивать деревянными цепями приходилось в овинах до снегов. Очищали зерно до полной кондиции огромным круглым решетом, подвешенным к перекладине овина. Только после этого засыпали в сусеки амбаров, везли молоть на мельницу, чтобы испечь из свежей муки караваи – необыкновенно душистые и вкусные.

Конопля одевала крестьян в крепкую, белоснежную одежду. Ткали полотно почти в каждом доме. Мастера шили из полотна шерстяного с конопляными нитками чапаны с толстым воротником для работы в зимнюю стужу. Очень надежная была одежда.

По первым морозцам рубили в больших корытах капусту, солили целыми кадушками.

По осени начинали резать скотину на мясо. Через несколь-ко домов ощущался запах угощения – цемара (сало соленое в тесте, подаваемое в бульоне)».

 

Каждый крестьянский двор сеял коноплю и лен. Выращивание этих культур было настоятельной практической потребностью для каждой сельской семьи, так как из них вырабатывалось домашнее полотно, служившее для изготовления домашней одежды и многих предметов домашнего и хозяйственного обихода. Нижнее белье, некоторая верхняя одежда, портянки, скатерти, полотенца, половики и т. д. — все это ткалось и шилось в домашних условиях из льняного и посконного (конопляного) полотна собственного изготовления. Только самые богатые жители села носили белье из фабричного полотна, да и то не все и не всегда. Большинство же ходило в холстинном, т. е. изготовленном из холста собственного производства, домотканины.

Если льняное волокно и посконь конопли шли на изготовление домашнего холста, главным образом одежды, то пенька из моченцев — женских особей конопли, подвергавшихся вымачиванию в воде, использовалась для выделки грубой ткани — мешковины из которой шились мешки и веретье. Последнее представляло  собой сшитое из нескольких кусков этой ткани полотнище размером примерно 3x3 м, которое предназначалось к использованию при перевозке зерна не в мешках, а насыпью. В таких случаях повозка или сани — розвальни застилались соломой или сеном, поверху расстилалось веретье, на которое уже насыпалось зерно. Края веретья завертывались и скреплялись, зашпиливались шпильками из таволги или чилиги. Таким образом, зерно перевозилось, например, с тока в амбар, а также доставлялось на базар.

Из той же пеньки изготовлялись веревки, дратва, отходы от ее переработки — охлопья — употреблялись для конопачения срубов при строительстве домов.

Лен и коноплю сеяли на низких местах, где-либо около речки, на задах, у огородов, в большинстве случаев вблизи от двора. Полевую пахотную землю под эти культуры не занимали. Засевали отдельными полосами и сравнительно мало — по шесть—восемь соток по нынешним меркам — ровно столько, сколько требовалось полотна, чтобы одеть семью и удовлетворить потребность хозяйства. Из конопляного семени выделывалось замечательное по вкусу и аромату растительное масло, которое было очень питательным и здоровым продуктом в крестьянском рационе.

Возделывание льна и конопли и их переработка было уделом женщин. Хозяин вспахивал землю и засевал эти культуры, а все остальные работы по уходу и уборке, а затем и переработке было делом умелых и неустанных женских рук. Сушка, обработка на мялках, чесание, прядение и, наконец, тканье — все это делали исключительно женщины. И следует отметить, что многие и многие из них были в этом великими искусницами. Выпрядая из льняного волокна тонкую и очень ровную нить, они затем на простейшем до примитивности ткацком стане, производства местного сельского плотника, умели выделывать замечательно тонкое и мягкое полотно, украшать его в иных случаях ткаными и даже цветными узорами.

Переработка льна и конопли, превращение их в волокно, а затем в ткань — процесс длительный и весьма трудоемкий. Он складывался из многих последовательных операций — сушка снопов, обработка на мялках, чесание, прядение, тканье — и каждая из них требовала уйму времени и много ручного физического труда. Для каждой из этих операций были нужны орудия и приспособления — мялки, гребни двух размеров, прялки, скалочники, мотушники, юрки, ткацкий стан. И весь набор этого инвентаря имелся у каждой уважающей себя хозяйки и передавался из поколения в поколение по наследству от матери к дочери, от свекрови к снохе»…

 

 1762 годом можно датировать возникновение села Каменногорское. В этом году капитан Шешминского драгунского полка Борис Федорович Мертваго купил за 70 рублей у башкир Кыр-Иланской волости Казанской дороги обширнейший участок земли по реке Большой Кандыз. В 1811 году при генеральном межевании этот участок составил свыше 11 600 десятин. В этом или следующем году на купленной земле стали селиться крепостные крестьяне Мертваго.

  Деревня получила название "Мертовщина" по фамилии владельца. Еще до востания Емельяна Пугачева в деревне была построена деревянная церковь во имя Бориса и Глеба, и бывшая деревня стала именоваться селом Борисоглебский тож. В канун восстания Е. Пугачева в селе Борисоглебский (по данным П. И. Рычкова) было 20 дворов и 139 человек мужского пола.

  Помещик Б. Ф. Мертваго и его жена имели имение в Симбирской губернии. Возможно, что первые жители села Борисоглебова были переведены именно из этого имения.

  В последней четверти XVIII века помещик Мертваго неподалеку от этого села основывает новую деревню, которой дает название - Сельцо Новополье. Как свидетельствуют факты, в 1795 году здесь насчитывалось уже 57 дворов с населением 429 человек. С построением в Новополье каменной церкви в 1808 году во имя Архангела Михаила сельцо стало именоваться селом Михайловским, Ново-Мертовщина тож. (В советское время Старая Мертовщина или Старая Мертовка получила название Каменногорское).

 

 На территории губернии в 1762 году проживало 472 тыс. человек. Плотность населения была крайне невелика.

 

 

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 716.