Оценка конкурентоспособности товара
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Конкурентоспособность — это комплексная характеристика товара, определяющая его предпочтение на рынке по сравнению с аналогичными товарами-конкурентами.

При планировании объема продаж необходимо четко пред­ставлять, почему потребитель отдает предпочтение тому или ино­му товару. Это предпочтение определяется степенью удовлетворе­ния потребностей потребителя и затратами на приобретение и ис­пользование товара. Конкурентоспособность продукции тесно привязана к конкретному товарному рынку и требованиям опреде­ленных групп потребителей. Конкурентоспособность товара — величина относительная. Под воздействием научно-технологичес­кого процесса, моды и возрастающих потребностей потребителей уровень конкурентоспособности конкретного товара постоянно снижается, что необходимо учитывать при его планировании. Поэ­тому вновь выводимая на рынок продукция должна иметь "запас" конкурентоспособности. Он должен быть тем больше, чем длин­нее жизненный цикл товара.

При планировании и оценке конкурентоспособности применя­ется система показателей, среди которых выделяют качественные и экономические.


Планирование продаж:


97


96

Глава 2

Качественные показатели конкурентоспособности характе­ризуют потребительские свойства и научно-технический уровень товара. Они подразделяются на классификационные и оценочные. Классификационные показатели характеризуют принадлежность изделия к определенной классификационной группе и определяют назначение, область применения и условия использования данно­го товара. Оценочные показатели характеризуют качество товара. Они применяются для нормирования требований к качеству и сравнения различных образцов товаров, отнесенных к одному классу по квалификационным показателям. Набор оценочных по­казателей может быть разнообразным. Однако при планировании конкурентоспособности в первую очередь следует выделять такие параметры продукции, которые характеризуют ее соответствие ут­вержденным или принятым в торговой практике стандартам качес­тва, например экологическую чистоту, безопасность для здоровья человека и т.д.

Экономические показатели конкурентоспособности характе­ризуют суммарные затраты потребителя на удовлетворение его потребности посредством данного товара, составляющие цену потребления. Цена потребления включает затраты на приобрете­ние товара (покупку, аренду) и расходы на эксплуатацию изделия в период срока его службы (ремонт, обслуживание, энергообеспечение).

Цена потребления является для потребителя решающим моти­вом покупки и основным показателем конкурентоспособности. Структура цены потребления зависит от особенностей товара. Рас­четы показывают, что расходы, возникающие в процессе потреб­ления, по многим видам изделий существенно превышают про­дажную цену. Так, в цене потребления бытового холодильника последняя занимает всего лишь 10 %, для автомобилей — в сред­нем 15 %, тракторов — 19 % [5, с. 66].

Система показателей, адекватно отражающая уровень конку­рентоспособности товара, служит важнейшим условием планиро­вания и оценки товара. Алгоритм оценки и планирования конку­рентоспособности товара представлен на рис. 2.7. Рассмотрим ос­новные этапы алгоритма.


 

 





Рис. 2.7. Алгоритм оценки конкурентоспособности товара

Начинается процесс оценки или планирования с определения цели. В зависимости от конкретных условий целями могут быть следующие:

• определение положения вновь разрабатываемого изделия в параметрическом ряду предприятия, отрасли;

• оценка перспектив сбыта изделия на конкретном рынке;

• разработка мероприятий по повышению уровня конкурен­тоспособности товара;

• установление цены на товар.

На втором этапе формируются требования к товару и выбору образца (эталона, аналога) в качестве базы для сравнения.

На третьем этапе определяется перечень параметров, подле­жащих сравнению и оценке с их количественным выражением и

 


Глава 2


Планирование продаж


99


98


 


 


установлением "весомости". При их выборе следует учитывать только те параметры, которые представляют интерес для конкрет­ного потребителя.

Показатели, определяющие конкурентоспособность товара, могут иметь для потребителя различную значимость, что находит свое отражение в иерархии показателей. Расчет значимости (коэф­фициентов весомости) осуществляется, как правило, экспертным путем в долях единицы или процентах. Их сумма должна быть рав­на единице или 100 %.

Суть четвертого этапа состоит в расчете параметрических индексов (единичных или простых, сводных) с учетом выбранных измерителей (натуральных, стоимостных, в баллах, процентах, до­лях, весах). Для этого осуществляется формирование группы ана­логов и установление значений их показателей, а затем сопостав­ление оцениваемого и базового образцов отдельно по качествен­ным и экономическим показателям.

Единичные параметрические индексы (И n е ) конкурентоспо­собности товара рассчитываются по формуле:

(2.5)

где П i — фактическая величина параметра оцениваемого изделия в натуральных, стоимостных или условных показателях; П i б — ве­личина параметра базового (эталонного) изделия; i — номер пара­метра.

Сводный параметриеский индекс (Ипс) рассчитывается от­дельно по потребительским (качественным) и по экономическим

параметрам по формуле:

 (26)

где а i — весовой коэффициент важности параметра Пi , (для сравнивае­мого и базового изделия весовые коэффициенты должны быть равны). Решение о включении того или иного изделия в планируемый ассортимент продукции принимается на основе интегрального по­казателя относительной конкурентоспособности товара.


Интегральный показатель (индекс) относительной конкурен­тоспособности товара (Ии) определяется по формуле:

                                                                     (2.7)

 

 

где Ипсjсводный параметрический индекс по потребительским параметрам; Hпсkсводный параметрический индекс по эконо­мическим параметрам.

Если Ии > 1, то оцениваемый товар превосходит по конкурен­тоспособности сравниваемый образец; если Ии < 1, то уступает; если Ии = 1, то находится на одинаковом уровне. На основании сделанного вывода принимается решение о включении оценивае­мого изделия в ассортимент продукции. В случае отрицательной оценки могут быть приняты меры по повышению конкурентоспо­собности товара. Пример расчета показателей конкурентоспособ­ности товара приведен в табл. 2.2.

Таблица 22 Расчет конкурентоспособности отечественного холодильника

Параметр

 

Весовой

Коэфф.

 

Отечественная модель

 

BOSCH

 

 

Индекс

 

значение параметра (балл)   оценка   значение параметра (балл)   оценка  
1 . Потребительские параметры                          
1.1. Функциональное назначение   0,3   10   3   10   3   1,00  
1 .2. Удобство пользования   0,2   8   1,6   8   1,6   1,00  
1.3. Надежность   0,15   8   1,2   9   1,35   0,89  
1 .4. Гарантии ремонтного об-   0,1   7   0,7   9   0,9   0,78  
служивания   0,12   10   1,2   9   1,08   1,11  
1.5. Объем холодильника   0,09   9   0,81   9   0,81   1,00  
1.6. Дизайн   0,03   8   0,24   7   0,21   1,14  
1 .7. Мощность замораживания   0,01   6   0,06   9   0,09   0,67  
1.8. Уход   1,0       8,81       9,04   0,97  
1 .9. Сводный индекс                          
2. Экономические параметры                          
2. 1 . Цена приобретения   0,6   8   4,8   7   4,2   1,14  
2.2. Расход электроэнергии   0,2   8   1,6   9   1,8   0,89  
2.3. Ремонт   0,15   6   0,9   7   1,05   0,86  
2.4. Обслуживание   0,05   9   0,45   9   0,45   1,00  
2.5. Сводный индекс   1,0       7,75       7,5   1,03  
3 Интегральный индекс           1,14       1,2   0,95  

Планирование продаж


Глава 2


101


100


 


 


Из расчета видно, что отечественная модель холодильника по потребительским параметрам уступает зарубежному аналогу: сум­марный параметрический индекс отечественной модели равен 8,81 балла; зарубежной — 9,04; сводный параметрический индекс конкурентоспособности отечественной модели холодильника по отношению к зарубежной модели составляет 0,97, что меньше единицы.

По экономическим параметрам отечественный холодильник превосходит зарубежный (сводный параметрический индекс оте­чественной модели равен 1,03).

Из всех потребительских и экономических параметров отечес­твенный холодильник по конкурентоспособности уступает зару­бежному аналогу. Его интегральный показатель относительной конкурентоспособности равен 0,95, что меньше нормативной ве­личины, равной 1. Из этого следует два вывода. Первый — на внут­реннем рынке, где цена играет более высокую роль, чем остальные параметры, отечественный холодильник может включаться в ас­сортимент предприятия и составить серьезную конкуренцию зару­бежному аналогу. Второй — в ассортимент экспортной продукции отечественный холодильник следует включать с большей осто­рожностью и продавать на тех рынках, которые не освоены зару­бежным аналогом. Кроме того, целесообразно предусмотреть ме­роприятия по повышению его конкурентоспособности.
















Планирование цены

Классификация цен

Цена является важнейшим фактором, определяющим объем продаж и выручку от реализации продукции. Поэтому планирова­ние объема продаж включает этап планирования цены. При уста­новлении цен предприятие должно стремиться к такому их уров­ню, который бы обеспечивал максимальный объем дохода при оп­тимальном объеме выпуска продукции и достигнутом уровне издержек производства. Цена на товар в условиях рынка складыва­ется под влиянием спроса и предложения. Однако это не исключа­ет участия государства в регулировании цен на отдельные виды то-


варов. Государственное регулирование цен осуществляется пос­редством контроля за необоснованным их завышением. С этой целью правительство может устанавливать декларирование цен на продукцию, вводить предельные коэффициенты повышения цен и предельные уровни рентабельности, исходя из экономической и социальной значимости товаров. Данные факторы существенно влияют на процесс планирования цены.

В зависимости от степени участия государства в регулирова­нии цен могут применяться три их вида: фиксированные, регули­руемые, свободные.

Фиксированные цены — это твердые, установленные госу­дарством цены, уровень которых определен в прейскурантах. Предприятие при планировании цен не вправе их изменять.

Регулируемые цены — это цены, на которые государство ус­танавливает максимальный или минимальный уровень, перехо­дить который предприятия не имеют права.

Свободные цены — это цены, уровень которых предприятие устанавливает самостоятельно, исходя из собственных соображе­ний и спроса на продукцию.

В зависимости от обслуживаемого оборота все цены подразде­ляются на отпускные цены предприятия, оптовые и розничные.

Отпускная цена предприятия — это цена, по которой пред­приятие реализует продукцию потребителям. Она включает издер­жки производства и реализации продукции (полную себестои­мость), прибыль предприятия, налог на добавленную стоимость и акцизы.

Оптовая цена — это цена, по которой оптово-сбытовые пос­редники отпускают товар розничной торговой сети и иным потре­бителям. Она состоит из отпускной цены предприятия и сбытовых наценок оптовых фирм и призвана покрыть их издержки по про­движению продукции до потребителя и обеспечить рентабельную работу.

Розничная цена — это цена, по которой розничные торговые фирмы реализуют продукцию населению и фирмам. Она включает оптовую цену (отпускную цену предприятия, если товар был за-


102

Глава 2

куплен непосредственно у изготовителя) и торговых накидок роз­ничных торговых фирм.

Анализ структуры цен показывает, что их уровень в значитель­ной степени зависит от числа каналов сбыта, участвующих в про­движении продукции от предприятия-изготовителя к конечному потребителю.

В зависимости от степени участия продавца товара в возмещении расходов на транспортировку продукции различают следующие ви­ды отпускных и оптовых цен: цена франко-станция отправления; цена франко-станция назначения; цена СИФ, ФОБ, ФАС и КАФ.

Цены франко-станция отправления и франко-станция назна­чения применяются во внутренней торговле. Первая из них означа­ет, что продавец несет расходы только на транспортировку товара до станции отправления и погрузку его на транспортное средство. Эти расходы он возмещает в цене товара, а все последующие рас­ходы по перевозке груза несет покупатель.

Цена франко-станция назначения включает расходы на тран­спортировку груза до станции потребителя товара. Последний не­сет расходы только на выгрузку товара из вагонов или судов и транспортировку груза на свой склад.

Цены СИФ, ФОБ, ФАС и КАФ применяются только в между­народной торговле. Цена СИФ означает, что все расходы по пере­возке груза, оплате таможенных сборов и страхованию несет про­давец товара. Цена ФОБ показывает, что продавец несет расходы на доставку и погрузку товара на борт судна, а цена ФАС включает только расходы на доставку груза до причала. Цена КАФ включает все расходы на транспортировку груза, но не содержит расходов по его страхованию.

2.6.2. Методы планирования цены

При планировании цен на продукцию в процессе обоснования объема продаж предприятия могут применять следующие альтер­нативные основные методы ценообразования: на основе издержек; с ориентацией на уровень конкуренции; с ориентацией на спрос; параметрические методы.

Рассмотрим более подробно указанные методы. Наиболее про­стым и распространенным методом, применяющимся в отечес-


 

103




Планирование продаж

твенной практике ценообразования, считается метод установле­ния цены на основе издержек производства и реализации про­дукции. Его суть состоит в том, что цена товара образуется путем добавления наценки к себестоимости товара. Его популярность специалисты объясняют следующими факторами. Во-первых, объективную основу цены составляют издержки, которые могут быть достоверно определены в отличие от таких факторов, как спрос, уровень конкуренции и т.п. Поэтому общепризнанно, что он является одним из самых справедливых методов ценообразова­ния. Во-вторых, метод уменьшает ценовую конкуренцию, пос­кольку позволяет устанавливать оптимальный, а не максимальный уровень цены. Кроме того, устанавливая таким методом цены, предприятия их не пересматривают, по мере колебания спроса, что уравнивает цены на аналогичные товары. Основным недостатком данного метода является то, что он ориентирует предприятия на максимально возможный выпуск продукции, обеспечивающий минимизацию издержек и ограниченный ассортимент, а не на удовлетворение спроса потребителей. Это ограничивает манев­ренность предприятия на рынке, поскольку его прибыль определя­ется, исходя из объема продаж по стабильным ценам, а не из воз­можных альтернативных объемов оборота при меняющихся це­нах. Кроме того, применение этого метода не позволяет дифференцировать цены по различным сегментам рынка и учитывать особенности покупательского спроса и конкуренции.

Метод установления цены на основе издержек на практике мо­жет быть реализован в следующих формах.

Метод обеспечения безубыточности основан на включении в цену прибыли, исходя из заранее установленной нормы. Расчет це­ны с использованием этого метода осуществляется в следующей последовательности. Вначале рассчитываются совокупные издер­жки производства и реализации для наиболее вероятного выпуска продукции в планируемом периоде. Затем устанавливается внут­ренняя норма рентабельности на производственные затраты и на ее основе рассчитывается необходимая сумма прибыли. После этого рассчитывается необходимая сумма выручки от реализации запланированного объема продукции, которая обеспечивает ком-


104

Глава 2

пенсацию затрат и получение данной суммы прибыли. Цена еди­ницы изделия в этом случае определяется делением выручки от реализации на планируемый объем выпуска в натуральном вы­ражении.

Следует иметь в виду, что для возмещения издержек и получе­ния прибыли необходимо реализовать объем продукции не мень­ший того количества, которое было принято при расчете цены. То же самое касается и цены: фактические отпускные цены не могут опускаться ниже запланированного уровня.

Сущность метода "средние издержки плюс прибыль" заклю­чается в прибавлении к средним издержкам на единицу продукции различных надбавок, покрывающих стоимость затрат, не учтен­ных в базовой себестоимости продукции, налоги и платежи, вклю­чаемые в цену изделия по ставкам в соответствии с действующим законодательством, а также прибыль предприятия. Величина над­бавки может быть стандартной для каждого вида товара, а также дифференцированной в зависимости от вида товара, стоимости, единицы, объемов продаж. Данный метод позволяет установить предел цены, ниже которого она не может опускаться.

Рассчитанные на основе издержек цены не учитывают очень важный, рыночный фактор — ценовую эластичность спроса. Поэ­тому они требуют корректировки, суть которой состоит в необхо­димости рассчитать, при каком уровне цены будут достигнуты объемы продаж, позволяющие возместить валовые издержки и по­лучить прибыль.

Метод установления цены с ориентацией на уровень кон­ куренции. В основе данного метода лежит тот факт, что цена мо­жет не находиться в прямой зависимости от издержек, а последние могут быть изменены в соответствии с условиями, существующи­ми на рынке. Однако из этого положения не вытекает, что издер­жки вообще игнорируются. Их уровень следует учитывать при ре­шении вопроса о выпуске нового товара, предполагаемая продаж­ная цена которого устанавливается исходя из условий рынка Рассчитанная таким методом цена может быть ниже рыночной, на уровне или выше ее в зависимости от позиции потребителей, реак-


 

105

Планирование продаж

ции на цену конкурентов, особенностей товара и представляемого сервиса. Предприятия, придерживающиеся этого метода, изменя­ют цены на свою продукцию только в том случае, если изменят це­ны конкуренты. Обычно этот метод используется на конкурен­тных рынках при установлении цены на однородную продукцию. В этом случае конкретное предприятие считает, что установивша­яся текущая цена является результатом совместного действия всех фирм данной отрасли и поэтому она позволяет достичь оптималь­ного уровня окупаемости затрат.

Применяются следующие формы реализации данного метода.

Метод текущей цены. Предприятие, реализующее одно­родные товары на рынке с высокой степенью конкуренции, фактически имеет ограниченные возможности влиять на цены. В условиях со­вершенной конкуренции равновесная рыночная цена является постоянной величиной для каждого отдельно взятого предприя­тия. Поэтому оно может повлиять на свой доход только путем изменения объема реализации. Вследствие этого при планиро­вании продаж предприятие может изменять любые параметры товара, влияющие на объем продаж, кроме цены. А при установ­лении цены оно должно ориентироваться на сложившийся на рынке их уровень.

Другой разновидностью метода установления цены с ориента­цией на уровень конкуренции является тендерное ценообразова­ ние. Применяется в тех случаях, когда несколько фирм конкуриру­ют друг с другом в борьбе за контракт. Тендер представляет собой цену, установленную фирмой-продавцом. При ее определении фирма исходит, прежде всего, из цен, которые могут предложить конкуренты, а не из уровня собственных издержек или величины спроса на товар. Естественно, что цена продавца в этом случае должна быть несколько ниже, чем предложенная конкурентами, или равная ей. Такой метод ценообразования приемлем для уни­кальных товаров и контрактов на выполнение заказов.

Метод ценообразования с ориентацией на спрос. В данном методе уровень цен ставится в зависимость от уровня спроса на данный товар. В основе этого метода ценообразования лежит не-



Планирование продаж


107


Глава 2


106


 


 


обходимость учета действия закона спроса и ценовой эластичнос­ти. Имеется в виду, что свобода в установлении цены товара огра­ничивается особенностью кривой спроса, которая отражает сло­жившуюся на конкретном рынке зависимость между ценами и спросом на товары (рис. 2.8).

К2                 К1

Количество продаж

Рис. 2.8. Кривая рыночного спроса

Из кривой спроса видно, что при повышении цены товара и не­изменных прочих условиях спрос на товар и количество продаж будет снижаться (если Ц2 > Ц1, то К2 < К1), и наоборот, снижение цены увеличит количество продаж. Мера чувствительности спроса на товары к изменениям цен измеряется с помощью показателя, который называется эластичностью спроса. Он рассчитывается от­ношением изменения величины спроса (в процентах) к изменению цен (в процентах). Если этот показатель равен или больше едини­цы, имеет место эластичный спрос, если меньше единицы — то не­эластичный спрос. Эластичность спроса влияет на возможности предприятия в изменении сложившейся рыночной цены товара. В случае неэластичного спроса предприятию выгодно повышать цену товара, так как это вызывает увеличение выручки от продаж. В случае эластичного спроса предприятию, наоборот, выгодно пони­жать цены, поскольку это ведет к увеличению выручки. Затраты на производство товара в данном случае могут не изменяться и не учи­тываются, а если учитываются, то как ограничительный фактор.


Разновидностью данного метода является метод установления цены, исходя из ощущаемой ценности товара, в основе которого лежит субъективная оценка покупателем ценности товара или ус­луг, предлагаемых предприятием. Считается, что потребитель ус­танавливает соотношение между полезностью товара и ценой. Эта закономерность обусловлена тем, что для некоторых престижных товаров кривая рыночного спроса может отличаться от формы, изображенной на рис. 2.8. Эта тенденция изображена на рис. 2.9. В этом случае, если Ц2 > Ц1, то К2 > К1. Такое соотношение объясня­ется тем, что потребители товаров повышение цены могут истол­ковать как повышение качества товаров, которое является в дан­ном случае доминирующим. Однако и для этой группы товаров це­ны не могут быть безграничными, поскольку с некоторого уровня цены спрос на товар начинает сокращаться.

К2 К3

Количество продаж





Рис. 2.9. Кривая спроса престижных товаров

Этот метод позволяет определять верхний и нижний пределы цены. Верхним ее пределом является цена, которую согласен зап­латить за предлагаемый товар самый богатый покупатель, а ниж­ним пределом является себестоимость производства и реализации продукции. Величина цены в этих пределах зависит от ряда факто­ров: остроты конкуренции, маркетинговой стратегии, выбранного сегмента рынка.


109


Планирование продаж


Глава 2


108


 


 


В основе параметрических методов ценообразования лежит зависимость цены от различных параметров изделия, важнейшее место среди которых занимают показатели качества товара. Дан­ные методы широко применяются для установления цен на раз­личные модели внутри параметрического ряда изделия. При этом цена базовой модели рассчитывается с помощью метода, ориенти­рованного на издержки или с помощью других методов, а цены на модели параметрического ряда рассчитываются с помощью раз­личных коэффициентов, отражающих зависимость между ценой изделия и его параметрами. Первоначально зависимость цены ба­зовой модели от параметров определяется на основе обработки статистической информации. Затем по результатам многочислен­ных наблюдений рассчитываются корректирующие базовую цену коэффициенты. При этом могут применяться различные подходы к установлению зависимости между ценой и параметрами изделия. Например, цена изделия может делиться на мощность, производи­тельность, массу, скорость или величину другого параметра, счи­тающегося основным. Полученная при этом удельная цена едини­цы главного параметра используется для расчета цен аналогичных изделий с другими величинами главного параметра.

При расчете цен таким методом следует иметь в виду, что зна­чения цены и главного параметра изменяются непропорциональ­но: удельная цена по мере роста параметра снижается, что находит свое отражение в расчетных формулах. Французская фирма "Берим" предложила следующую формулу для расчета цены:

(2.8)

где Ц— искомая цена изделия; П,Пб — значение параметра изде­лия, цена которого рассчитывается, и базового изделия соответ­ственно; Цб — цена базового изделия; п — показатель, учитываю­щий характер зависимости удельной цены от изменения главного параметра.

Значение коэффициента п устанавливается эмпирическим пу­тем. Например, для пропашных тракторов п — 0,72, для экскавато­ров — 0,8.


Данная формула применима, если разброс главного параметра двух сравниваемых товаров не превышает 30—50 %

При расчете цен сложно-технических изделий могут приме­няться зависимости, основанные на количестве параметров, более двух. В этом случае используются многофакторные корреляцион­но-регрессионные модели.

2.6.3. Технология планирования цены

Процесс ценообразования при планировании продаж включает ряд последовательно выполняемых процедур: выявление ценообразующих факторов; постановка целей; выбор метода ценообразо­вания; разработка ценовой стратегии предприятия (рис. 2 10)

Выявление ценообраэующих факторов

Постановка целей

Выбор метода ценообразования

Разработка ценовой стратегии и определение цены

Рис. 2.10. Технологический процесс планирования цены

Рассмотрим содержание этапов.














Дата: 2018-11-18, просмотров: 292.