Анализ продаж за предшествующий период
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Исследование конъюнктуры рынка в процессе планирования продаж начинается с анализа продаж в предшествующем планиру­емому периоде. Основными задачами такого анализа являются изыскание резервов наиболее полного удовлетворения покупате­лей и клиентов, увеличения объема продаж продукции, макси­мально возможного использования производственной мощности предприятия, материальных и трудовых ресурсов, повышения эф­фективности производственно-хозяйственной деятельности

В процессе анализа продаж производится оценка степени вы­полнения и динамики производства и реализации продукции, оп­ределение влияния факторов на изменение величины этих показа­телей, выявление внутрихозяйственных резервов и разработка ме­роприятий по их освоению.


Объем реализованной продукции в процессе анализа продаж может выражаться в натуральных, условно-натуральных и стои­мостных измерителях. Обобщающие показатели объема продаж продукции оценивают в стоимостных показателях.

В практической деятельности анализ продаж продукции про­водится за каждый месяц, квартал, полугодие, год. В процессе его фактические данные сравниваются с плановыми и предшествую­щими периодами. Рассчитываются: процент выполнения плана; абсолютные отклонения от плана; темпы роста и прироста (умень­шения) за анализируемый отрезок времени; абсолютное значение одного процента прироста (уменьшения) объема продаж. В про­цессе анализа определяется выполнение плана поставок продук­ции в целом по предприятию, в разрезе отдельных покупателей и видов продукции, выясняются причины невыполнения плана и да­ется оценка выполнения договорных обязательств.

Особое внимание при анализе продаж должно уделяться вы­полнению обязательств по кооперированным поставкам и экспор­ту продукции. В процессе анализа необходимо изучить также при­чины увеличения остатков готовой продукции на складах пред­приятия, а также неоплаченных остатков продукции, отгруженной покупателям. Особое внимание должно быть уделено анализу причин отказа покупателей от поставки продукции по заключен­ным договорам. Эти причины следует классифицировать на внеш­ние, не зависящие от предприятия, например, неплатежеспособ­ность покупателей, и внутренние, связанные с особенностью про­дукции и условиями ее поставки, например, качество и цена продукции, не устраивающие покупателя. Следует также выявить экономические последствия изменения условий договоров, про­изошедшие в анализируемом периоде (объемов и сроков постав­ки, цен). Такая задача может быть решена с помощью факторного анализа реализованной продукции в разрезе отдельных договоров на поставку. В процессе факторного анализа по каждому отдель­ному договору выявляется влияние на сумму прибыли уровня издержек, цен на продукцию, объема и сроков поступления пла­тежей и т.п.


Глава 2


Планирование продаж.


48


49


 


 


Объем продаж во многом зависит от внутренних возможнос­тей предприятия. Степень обеспеченности плана продаж товар­ной массой анализируется на основе баланса товарной продук­ции, составляемого в отпускных ценах и по себестоимости из­готовления продукции. Структура баланса зависит от метода определения выручки от реализации (по отгрузке продукции и по оплате отгруженной продукции). Баланс товарной продукции от­ражает взаимосвязь показателей реализации, отгрузки, выпуска и остатков нереализованной продукции. Источниками внутрен­ней информации для анализа служат следующие документы уче­та: ф. № 1 "Баланс предприятия"; ф. № 2 "Отчет о прибылях и убытках"; ведомость № 16 "Движение готовых изделий, их от­грузка и реализация"; журнал-ордер №11; карточки складского учета готовой продукции, договора на поставку продукции и др. В качестве источников внешней информации, отражающей сос­тояние внешней среды предприятия, могут быть следующие: средства массовой информации (газеты, радио, телевидение, журналы); специальные узкопрофильные издания, например специализированные журналы и газеты; статистические сборни­ки; законодательные и нормативные акты; публикуемые отчеты о финансовом положении субъектов хозяйствования; рекламная продукция, специальные выставки и ярмарки, коммерческие ба­зы данных; материалы консалтинговых фирм и др.

В процессе анализа продаж: рассчитываются и анализируются следующие показатели.

1. Абсолютный прирост (уменьшение) объема продаж в на­туральном и стоимостном выражении по сравнению с планом и предшествующим периодом. Определяется разностью между объемом продаж, достигнутым в анализируемом периоде, и планом, а также объемом продаж в предыдущем (базисном) пе­риоде.

2. Изменение номенклатуры (ассортимента) продукции. Рас­считывается как изменение удельного веса конкретного наи­менования продукции в общем объеме реализации в отчетном периоде по сравнению с аналогичными показателями плана и


базисного периода. Расчет может производиться в натуральных и стоимостных показателях.

3. Индивидуальный индекс физического объема реализован­ной продукции. Определяется отношением количества данного вида продукции, реализованной в отчетном периоде, к количеству продукции, реализованной в базисном периоде, и предусмотрен­ному планом в натуральных единицах.

4. Коэффициент соответствия ассортимента продукции струк­туре потребности в ней с) рассчитывается по формуле:

 

 

 


где Tiколичество (объем) реализованной продукции i-го вида, Т ai — емкость рынка i-го вида продукции; п — количество выпус­каемых видов продукции; m — потребное количество видов про­дукции.

Коэффициент соответствия рассчитывается для базисного, планового и отчетного периода и определяется его динамика

5. Общий стоимостной индекс продаж, определяемый по отношению к плану (/n) и базисному периоду (1Ь), рассчитывается по формулам:

где q 0, q 1, qnобъем продаж продукции в натуральном выраже­нии в базисном, отчетном и плановом периоде; С0, С1 С n — дей­ствующая цена в соответствующих периодах.


Глава 2


Планирование продаж


51


50


 


 


6. Остаток нереализованной продукции на конец анали­зируемого периода (года, квартала, месяца) рассчитывается по

формуле:

Т2+Р1 =Р1 +Г1 +Т-Р                                                          (2.4)

где Р1,Р2 — остатки нереализованной продукции на предприя­тии на начало и конец анализируемого периода; Т1, Т2 — остатки продукции, отгруженной потребителю, но не оплаченной и на­ходящейся на ответственном хранении у потребителя на начало и конец анализируемого периода; Т — объем товарной продук­ции, произведенной в данном периоде; Р — объем реализован­ной продукции за данный период.

7. Отказы покупателей от ранее заключенных договоров пос­тавки. Рассчитывается удельный вес продукции, от которой отка­зались потребители (всего и в том числе по причинам), в общем объеме продукции, предусмотренной договорами поставки, и ана­лизируется тенденция изменения данного показателя.

Аналогично анализируются причины поставки продукции сверх объемов, предусмотренных договорами, по инициативе покупателей.

8. Возврат продукции потребителями в связи с рекламация­ми (низким качеством, неукомплектованностью). Определяется удельным весом возвращенной продукции в общем объеме реа­лизации (всего и в том числе по причинам) и динамикой показа­теля за ряд лет.

9. Рентабельность продаж. Определяется отношением при­были, планируемой или фактически полученной за определен­ный период времени, к плановой или фактической полной себес­тоимости реализованной продукции.

10. Рентабельность оборота. Она характеризуется удель­ным весом прибыли в доходе предприятия от реализации про­дукции на товарном рынке по отпускным ценам предприятия за определенный период времени. Рассчитываются абсолютные значения рентабельности в отчетном и базисном периодах и их динамика.


При анализе объема продаж важно не только установить коли­чественное значение рассмотренных показателей, но и выявить причинно-следственные связи, позволяющие оценить меру влия­ния различных факторов на эффективность продаж. С этой целью все факторы, определяющие эффективность продаж, целесообраз­но свести в следующие группы:

• качество и научно-технический уровень продукции (соот­ветствие продукции мировым стандартам, объем брака, количес­тво рекламаций и стоимость зарекламированной продукции, ко­личество сертифицированной продукции, качество использован­ных сырья и материалов, квалификация работников, нарушение условий хранения, перевозки и погрузки, техническое состояние оборудования);

• ценовая стратегия (соответствие цены качеству продукции, ценовые преимущества по сравнению с товарами конкурентов, уровень издержек, уровень текущего спроса на продукцию, цено­вые скидки);

• каналы сбыта (способы транспортировки продукции, мето­ды сбыта, профессионализм и специализация посредников, систе­ма стимулирования сбыта, эффективность связи с посредниками);

• коммуникационная стратегия (эффективность рекламы, пропаганда имиджа, стимулирование спроса);

• потребители продукции (количество и концентрация, сред­няя величина разовой покупки, уровень доходов, мотивы покупок, способы потребления продукции).

Анализ указанных факторов позволяет выявить проблемы на рынках сбыта продукции. В зависимости от масштабов все про­блемы можно сгруппировать на общие и частные.

Общие проблемы порождаются нарушением баланса между спросом на продукцию и ее предложением в пределах всей тер­ритории, на которой предприятие осуществляет сбытовую дея­тельность. Как правило, общие проблемы обусловливаются не­соответствием между товарным предложением и совокупным платежеспособным спросом населения, нарушением народнохо­зяйственных пропорций, инфляционными процессами, снижени-


г


 


Планирование продаж


Глава 2


53


52


 


 


ем уровня жизни и миграцией населения, дифференциацией насе­ления в зависимости от уровня доходов и другими макроэконо­мическими факторами. К сожалению, возможности предприятия влиять на разрешение общих проблем весьма ограничены. Тем не менее, их анализ позволяет предприятию наметить пути выхода из затруднительной ситуации посредством изменения стратегии, например путем перехода на другие рынки сбыта.

Частные проблемы характеризуются возникновением не­соответствия между спросом и предложением отдельных видов товаров. В основе этих проблем находится несоответствие ассор­тимента и качества предлагаемых товаров и услуг структуре пла­тежеспособного спроса населения на отдельных рынках. Следует иметь в виду, что возникающие на товарных рынках проблемы, как правило, носят комплексный характер, выражающийся во взаимозависимости факторов, определяющих рыночную ситуа­цию. Это обстоятельство предопределяет необходимость все­стороннего изучения факторов в их тесной взаимосвязи и взаимо­зависимости.




























Сегментация рынка

Каждое предприятие работает не на абстрактном рынке, не на рынке вообще, а на его конкретной части (сегменте). Стремление изучить нужды конкретных потребителей приводит к необходи­мости разбить рынок на отдельные сегменты и сосредоточить свое внимание на них.

Сегмент рынка — это особым образом выделенная группа
потребителей. Сегментация позволяет в максимальной степени
удовлетворить потребности покупателей (клиентов) в разнообраз­ных товарах, обеспечивает экономию затрат предприятия на про­изводство и реализацию продукции, повышение конкурентоспо­собности предприятия, позволяет снизить или уклониться от кон­курентной борьбы путем перехода на неосвоенный сегмент рынка,
что в конечном счете обеспечивает высокое качество плановых ре­шений. Главная цель сегментации — обеспечить адресность зая­вок портфеля заказов.


Признаки (способы) выделения сегментов для различных рын­ков неодинаковы.

Например, для сегментации рынка потребительских товаров основными признаками могут быть следующие:

1. Географические (группы покупателей с одинаковыми или схожими потребительскими предпочтениями, обусловленные проживанием на конкретной территории). Географическая сег­ментация является наиболее распространенной в планировании сбыта и основана на учете климатических различий между регио­нами, особенностей культурных, национальных, исторических традиций населения, проживающего в регионе.

2. Демографические (возраст, пол, размер семьи, этапы жиз­ненного цикла). Данные признаки обусловливают особенности потребностей людей в продуктах питания, одежде, домашней об­становке, предметах отдыха.

3. Социально-экономические (род деятельности, профессия, образование, уровень дохода). Данные признаки позволяют пла­нировать выпуск и продажу товаров для людей богатых и тех, чей бюджет ограничен, товаров, удовлетворяющих как относительно простые потребности, так и сложные, интеллектуальные.

4. Психографические (образ жизни, увлечения, поступки, инте­ресы). Данная классификация основана на идее прохождения каж­дой личностью разных стадий образа жизни.

5. Поведенческие (нормы потребления товара, степень готов­ности потребителей к позитивному восприятию новых товаров, мотивы покупок). Знание мотивов поведения покупателей позво­ляет сформировать эффективную стратегию маркетинга и при­влечь новых покупателей.

Для сегментации рынка товаров производственного назначе­ния применяется меньшее число признаков. К конкретным призна­кам можно отнести следующие:

• отрасль, к которой принадлежит предприятие;

• характер применяемой для изготовления продукции тех­нологии;

• специфика организации закупок продукции;

• особенности запросов потребителей.


Глава 2


Планирование продаж


54


55


 


 


2.3.3. Выбор целевого рынка

От выбора целевого рынка в большой степени зависит объем продаж. Исследование и сегментация рынка позволяет определить наиболее перспективные для предприятия рынки и сосредоточить на них свою деятельность. Для того, чтобы правильно выбрать це­левой рынок, необходимо в процессе сегментации придерживать­ся следующих требований:

• каждый из рассматриваемых сегментов должен быть четко обозначен. Данное требование обеспечивается наличием точной и достоверной информации о емкости рынка и соответствующей ме­тодики ее измерения. Причем затраты на проведение маркетинго­вых исследований должны окупиться финансовым эффектом от политики сегментации;

• выбранный сегмент должен быть достаточно значимым, чтобы приносить прибыль;

• выбранный сегмент должен быть доступным для использо­вания эффективных методов сбыта продукции.

Исходя из указанных требований, алгоритм выбора целевого рынка в процессе планирования продаж включает следующие этапы:

• определение потенциала сегмента рынка,

• оценка доступности и существенности сегмента рынка,

• анализ возможности освоения рынка.

Потенциал сегмента рынка характеризуется его емкостью, ко­торая показывает, какое количество изделий может быть на нем продано. Изначально выделенный сегмент должен быть достаточ­но емким, чтобы покрыть издержки, связанные с внедрением и ра­ботой на нем, а также иметь перспективы роста объема продаж. Потенциал сегмента определяет величину производственных мощностей и сбытовой сети, ориентированных на данный сегмент.

Оценка доступности сегмента рынка для предприятия должна ответить на вопрос, есть ли принципиальная возможность начать продажу своих товаров на данном рынке. Для этого необходимо изучить, какие входные и выходные барьеры существуют на рын­ке, какие конкуренты работают на нем, какими конкурентными преимуществами и недостатками обладают продаваемые товары, какие установились правила торговли, можно ли использовать су­ществующие каналы сбыта продукции.


Оценка существенности сегмента предполагает выяснение то­го, насколько выделенную группу потребителей можно рассмат­ривать как реальный сегмент рынка, насколько она устойчива по основным объединяющим признакам.

Анализ возможности освоения рынка включает:

• анализ риска;

• исследование действующих на рынке норм, правил, стандартов, технических условий, систем и порядка сертификации продукции, требование которых необходимо соблюдать при работе на рынке;

• прогнозирование возможной реакции конкурентов на появ­ление на рынке товаров данного предприятия. При планировании продаж товаров на конкретном рынке предприятие должно быть уверено в том, что ответные меры конкурентов не смогут заста­вить его уйти с рынка.

Следует отметить, что указанные работы на различных сегмен­тах рынка можно проводить как последовательно, так и параллель­но. Последовательный метод анализа рынка предполагает прове­дение маркетинговых исследований на одном сегменте. При этом устанавливается очередность проведения работ. Исследования на­чинаются на первом сегменте и заканчиваются на последнем. При параллельном методе работы могут вестись одновременно на нес­кольких сегментах. Он предполагает работу предприятия на мак­симально возможном количестве сегментов рынка для того, чтобы впоследствии выбрать наиболее эффективные.

Проблемы выбора целевого рынка решаются в системе марке­тингового планирования и поэтому в данной работе рассматрива­ются схематично. Более подробно методология маркетинговых исследований рассмотрена в работе [5].













Определение емкости рынка

Определение емкости рынка производится на основе изучения нужд потребителей. Емкостью рынка называют объем реализуе­мого на нем товара в течение определенного промежутка времени в натуральном и (или) стоимостном выражении. Планирование объема продаж осуществляется в разрезе отдельных рынков' това­ров производственного назначения; потребительских товаров, ус­луг; информационного и интеллектуального продукта.


Глава 2 '


56


\ Планирование продаж


57


 


 


Емкость рынка при планировании продаж рассчитывается в денежном и натуральном выражении. Знание емкости рынка и тен­денции ее изменения позволяет оценить перспективность рынка в планируемом периоде. Например, неперспективным представля­ется рынок, емкость которого незначительна по сравнению с про­изводственной мощностью предприятия. В этом случае доходы от продаж на нем могут не компенсировать расходы на внедрение на рынок и издержки на изготовление продукции. В то же время боль­шая емкость рынка не всегда может определять планируемый объем продаж. В этом случае приходится считаться с остротой конкуренции, степенью удовлетворенности потребителей товара­ми конкурентов и другими факторами, определяющими возмож­ность освоения рынка.

Емкость рынка может быть оценена потенциальной емкостью и долей рынка. В отличие от потенциальной (максимально воз­можной) емкости рынка доля рынка отражает фактические или планируемые результаты деятельности предприятия. Она опреде­ляется как отношение объема продаж данного предприятия к по­тенциальной емкости рынка рассматриваемого товара. Этот пока­затель характеризует уровень конкурентоспособности предприя­тия, который может быть высоким, средним, пониженным и низким. Следует отметить, что доля фирмы на рынке наиболее сильно влияет на норму получаемой ею прибыли, что является на­иболее важным фактором при планировании финансовых резуль­татов деятельности предприятия

Методы расчета емкости рынка для различных товаров разли­чаются. Например, емкость рынка товаров производственного назначения рассчитывается на основе анализа тенденций развития отраслей, потребляющих планируемые товары. При отсутствии такой информации емкость рынка может быть оценена на основе анализа тенденций продаж в предшествующем периоде и их эк­страполяции на планируемый период.

При определении емкости рынка потребительских товаров анализируются факторы, формирующие спрос потребителей. Сю­да могут входить следующие: численность и половозрастная структура населения в регионе, уровень доходов и структура пот­ребительских расходов населения, политика в области оплаты труда


В ходе оценки емкости рынка важно учесть все возможные факторы, определяющие спрос, в том числе и так называемые не­контролируемые факторы, связанные с непредсказуемыми обстоятельствами во внешней среде.

Емкость рынка — показатель динамичный, складывающийся под воздействием многих факторов. В его основе лежит соотноше­ние между спросом и предложением на планируемый товар. Обоб­щающий показатель, характеризующий спрос и предложение, принято называть конъюнктурой рынка. Именно под воздействи­ем конъюнктуры складывается емкость рынка в тот или иной пе­риод. Знание конъюнктуры товарного рынка позволяет не только определить его состояние, но и предсказать характер дальнейшего развития, что является необходимым условием прогнозирования возможного объема продаж при планировании.

2.3.5. Прогноз развития рынка

Конъюнктура рынка формируется и развивается под влияни­ем многих факторов, среди которых особо следует подчеркнуть экономические, политические, социальные, научно-технологичес­кие. Задача анализа рынка состоит в установлении значимости и силы влияния отдельных факторов, выявлении определяющих конъюнктуру факторов и прогнозировании их изменения в плани­руемом периоде. Таким образом, прогноз развития рынка состоит в определении условий, при которых обеспечивается наиболее. В полное удовлетворение спроса потребителей в товарах данного предприятия и создаются предпосылки для эффективного сбыта произведенной продукции

Конъюнктура рынка характеризуется определенным соотношением спроса и предложения на товары данного вида, а также уровнем и соотношением цен. Поэтому первоочередным объектом анализа является текущее состояние производства, спроса и пред­ложения, товарных запасов, условий торговли и цен.

Исследование конъюнктуры рынка целесообразно проводить на трех уровнях: общеэкономическом, отраслевом и товарном

В связи с тем, что изучение конъюнктуры связано с текущим состоянием рынка, программа исследований должна быть ориен-


г


58


Глава 2*


59


Планирование продаж


 


 


тирована прежде всего на обоснование коммерческих решений, принимаемых на уровне предприятия, когда в основном ведутся исследования конъюнктуры конкретных товарных рынков. Одна­ко при этом учитывается состояние общеэкономических и отрас­левых условий реализации.

В процессе изучения конъюнктуры товарного рынка необхо­димо установить, в какой мере деятельность производителей влия­ет на состояние рынка, на его развитие в ближайшем будущем, и какие меры следует принять, чтобы полнее удовлетворить спрос потребителей на товары, более рационально использовать про­изводственные мощности предприятия.

Комплексный подход к изучению конъюнктуры рынка предпо­лагает: использование различных, взаимодополняющих источни­ков информации; применение совокупности различных методов анализа и прогнозирования.

Наиболее часто для сбора и анализа информации применяются следующие методы: наблюдение; опрос, эксперимент, моделирование.

Эффективным методом является наблюдение, основанное на систематическом сборе информации о состоянии товарных рын­ков в сочетании с ретроспективным анализом и прогнозом следу­ющих показателей: емкости рынка, количества поставщиков одно­типной продукции; объемов сбыта в натуральном и стоимостном выражении; развития сбыта определенных групп товаров, скорос­ти сбыта; запасов продукции в каналах сбыта и др. В практике анализа конъюнктуры наблюдение дает более объективные и достоверные оценки, чем другие методы сбора информации, поскольку обеспечивает изучение поведения объекта исследования в реаль­ной обстановке и высокую представительность результатов.

Опрос представляет собой устное или письменное обращение специалиста, проводящего анализ, к работникам предприятия, пот­ребителям или клиентам с вопросами, содержание которых пред­ставляет предмет исследования. С помощью опроса можно выявить систему предпочтений при выборе товаров потребителями, причину возврата товара или отказа от покупки. Он может проводиться в форме анкетирования или интервьюирования. В практике анализа продаж опрос эффективен в сочетании с наблюдением.


Эксперимент представляет собой исследование влияния одно­го фактора на другой в реальной обстановке. Он обеспечивает при анализе рынка возможность раздельного наблюдения за влиянием различных факторов, реалистичность условий и контроль за пос­торонними факторами. С помощью эксперимента можно выявить причинно-следственные связи при изменении в контролируемых условиях одного или нескольких факторов, например, увеличение объема продаж при снижении цены.

Эксперимент может проводиться не только на реальных объ­ектах, но и на искусственных моделях. При анализе рынка наиболее часто используется экономико-математическое моделирование, ко­торое позволяет создать такие аналоги изучаемых объектов, в кото­рых отражены все важнейшие их свойства и опущены второстепенные, несущественные с точки зрения эксперимента, свойства

Подробно методы анализа рассмотрены в учебном пособии "Планирование на предприятии. Часть 1. Стратегическое планиро­вание" [6].

Достоверность оценок конъюнктуры рынка во многом зависит от качества информации, используемой при анализе конъюнкту­ры. Каждое предприятие должно иметь эффективную систему ин­формационного обеспечения, включающую общую, коммерчес­кую и специальную информацию.

Общая информация включает данные, характеризующие ры­ночную ситуацию в целом, в увязке с развитием отрасли или дан­ного производства. Источниками ее получения являются данные государственной и отраслевой статистики, официальные формы учета и отчетности.

Коммерческая информация — это данные, извлекаемые из де­ловой документации предприятия по вопросам сбыта вырабатыва­емой продукции, и получаемые от партнеров в порядке информа­ционного обмена. К ним относятся: заявки и заказы торговых орга­низаций; материалы служб' изучения рынка предприятий, организаций и учреждений торговли (материалы о движении това­ров в оптовых и розничных организациях, конъюнктурные обзо­ры, предложения по текущей замене ассортимента).

Специальная информация представляет данные, полученные в результате специальных мероприятий по изучению рынка (опро-


60


Глава


61


Планирование продаж


 


 


сов населения, покупателей, специалистов торговли и промыш­ленности, экспертов; выставок-продаж, конъюнктурных совеща­ний), а также материалы научно-исследовательских организаций

Специальная информация имеет особую ценность, поскольку содержит сведения, которые нельзя получить другим путем. Поэ­тому при изучении конъюнктуры рынка особое внимание следует уделять получению обширной специальной информации.

Для обеспечения наблюдения за товарным рынком или рын­ком сбыта предприятия необходимо создавать собственные источ­ники информации в виде магазинов-опорных пунктов, сети торго­вых посредников; специализированных потребительских панелей.

Сеть магазинов (опорных пунктов) создается предприятием для ведения наблюдения за развитием спроса населения в зон| сбыта товаров. Эта сеть должна формироваться из числа фирменных магазинов торговли, осуществляющих продажу данных това­ров в зоне сбыта и согласившихся на договорных началах наблю­дать за развитием и изменением спроса.

Сеть торговых посредников организуется службой изучения рынка предприятия для осуществления наблюдения за развитием спроса оптовых покупателей и складывающейся конъюнктурой на рынке соответствующего товара. В качестве торговых посредников целесообразно отбирать оптовые фирмы и торговые предприятия.

Потребительская панель организуется службой изучения рынка предприятия как выборочная совокупность потребителей (семей), подвергаемых повторяющимся исследованиям. Панельные исследо­вания позволяют установить тенденции в изменении потребления и потребительских оценок в результате сравнения результатов опроса. Панель формируется по правилам, обеспечивающим представитель­ность ее состава по ряду ключевых признаков (например, место жительства, пол, возраст, уровень личных доходов).

Все три источника позволяют создать надежную информаци­онную базу. Очень важно, чтобы информационная база данных, обеспечивающая процесс планирования продаж, постоянно нахо­дилась в актуальном состоянии. Поэтому процесс ее обновления должен быть систематическим Изменения в базу данных следует вносить в реальном режиме времени постоянно, а не только в пе­риод предплановой работы.


Изучение конъюнктуры товарного рынка базируется на анализе показателей, характеризующих производство и поставку товаров  этой группы, объема и структуры розничной продажи, товарных за­пасов на складах предприятия, в оптовой и розничной торговле

Служба изучения рынка предприятия анализирует данные о дина­мике производства товара в сопоставлении с заявками, и заказами оп­товых покупателей, сведения о движении товаров в розничной торго­вой сети. Анализ этих данных позволяет сделать достаточно надеж­ные выводы о тенденциях развития спроса на исследуемый товар

Сопоставляя динамику поступления, продажи и запасов по от­дельным позициям ассортимента товаров рассматриваемой группы и долю каждой из них в поступлении, продаже и запасах, необходимо определить, во-первых, сдвиги в микроструктуре спроса, во-вторых, степень соответствия ассортимента товаров потребностям рынка.

При изучении конъюнктуры товарного рынка должна быть поставлена задача не только определения состояния рынка на тот или иной момент, но и предсказания вероятного характера даль­нейшего его развития, по крайней мере, на один-два квартала, но не более чем на полтора года. Результаты анализа прогнозируемых показателей конъюнктуры рынка в сочетании с отчетными и пла­новыми данными дают возможность заблаговременно выработать меры, направленные на развитие позитивных процессов, устране­ние имеющихся и предотвращение возможных диспропорций.

По своему характеру прогноз показателей конъюнктуры явля­ется краткосрочным прогнозом. Специфика его заключается в том, что, с одной стороны, точность краткосрочных прогнозов повыша­ется по сравнению со средне- и долгосрочными за счет более пол­ной и достоверной информации о факторах и степени их влияния, а, с другой стороны, — более высокая вариация квартальных пока­зателей по сравнению с годовыми снижает эту точность

При исчислении ожидаемых показателей конъюнктуры не дол­жна ставиться задача предопределить на перспективу количес­твенные значения факторов (размеры доходов, уровень цен). Име­ется в виду, что сложившиеся к моменту прогноза условия и тен­денции в прогнозируемом периоде существенно не изменятся. Следовательно, требуется определить возможные результаты дей­ствия уже известных факторов, условий, тенденций и дать, по воз-


62

63

Глава 2

можности, точную количественную оценку этих результатов, ко­торые проявляются в изменении объема и структуры продажи и за­пасов товаров.

Учитывая особенности прогноза показателей конъюнктуры, на­иболее целесообразным является применение экономико-статисти­ческих методов анализа и моделей прогнозирования (индексный, графический, метод группировок), которые предусматривают опре­деление структурных показателей путем обработки и изучения ди­намических рядов. На основе анализа динамических рядов устанав­ливается тенденция развития и распространяется на ближайшую перспективу с учетом сложившихся закономерностей в развитии ре­сурсов товаров, покупательной способности населения.

Расчеты вероятных значений показателей конъюнктуры носят многовариантный характер. Это определяется следующими обсто­ятельствами:

• любая расчетная величина носит вероятностный характер, не может быть однозначна и должна находиться в определенном интервале значений;

• один и тот же показатель может быть рассчитан с использо­ванием различных методов, позволяющих получить различные итоговые данные;

• расчеты могут, а в ряде случаев и должны, осуществляться с учетом различных условий и различных количественных значений факторов.

Результаты исследований конъюнктуры рынка в процессе пла­нирования продаж могут быть представлены в различной форме: сводных обзоров (докладов), тематических (проблемных или то­варных) обзоров конъюнктуры; оперативной (сигнальной) конъ­юнктурной информации.

Сводный обзор, или доклад. Основной документ с обобщающими показателями рынка товаров, в котором анализируются динамика об­щеэкономических и отраслевых показателей, особые условия конъ­юнктуры. Проводится ретроспектива и дается прогноз показателей конъюнктуры, освещаются наиболее характерные тенденции, выяв­ляются взаимосвязи конъюнктуры отдельных товарных рынков.

Тематический (проблемный или товарный) обзор конъюнкту­ ры. Документ, отражающий специфику конкретной ситуации или


Планирование продаж

отдельного товарного рынка. В нем выявляются наиболее актуаль­ные проблемы, типичные для ряда товаров, либо проблема кон­кретного товарного рынка.

Оперативная (сигнальная) конъюнктурная информация. До­кумент содержит оперативную информацию, которая является свое­го рода "сигналом" об отдельных процессах конъюнктуры рынка.

В плановой работе наиболее предпочтительным документом на стадии составления плана продаж является конъюнктурный обзор. Оперативная конъюнктурная информация используется для опера­тивной корректировки плана на стадии его реализации. Сводные об­зоры чаще применяются в стратегическом планировании.

Можно рекомендовать следующую структуру конъюнктурно­го обзора.

Раздел 1. Оценка конъюнктуры рынка в текущем периоде.

Такая оценка осуществляется, исходя из анализа информации о производстве, поставке, продаже и запасах товаров (конкрет­ного предприятия), ритмичности поставок, работе по обновле­нию продукции, повышению качества товаров и др. В данном разделе приводится перечень товаров, пользующихся повышен­ным спросом.

Раздел 2. Прогноз основных показателей рынка.

Освещаются основные направления развития конъюнктуры рынка на предстоящий год. В данном разделе отражаются основ­ные тенденции развития конъюнктуры рынка в прогнозируемом периоде:

• каких товаров будет недостаточно на рынке и какие могут оказаться в избытке;

• какие изменения могут произойти в продаже и товарных запасах;

• какие могут возникнуть затруднения с выполнением до­говорных обязательств под воздействием складывающейся конъ­юнктуры.

Прогноз соотношения предложения и потребностей рынка в товарах должен быть основан на балансовой увязке ожидаемого производства (поставки), прогноза потребности в товарах и необ­ходимого уровня товарных запасов. Оценка ведется по следую-


 


64


65


Глава 2


Планирование продаж


 


 


щим показателям: производство (рост, без изменения, снижение), продажа и запасы (оцениваются аналогично); спрос (ограничен­ный, стабильный, повышенный, товар в дефиците).

Раздел 3. Предложения и рекомендации. Этот раздел отражает результаты проведенного анализа и со­держит следующее:

• перечень мер, которые необходимо принять для нормализа­ции рынка сбыта (совершенствование графиков поставок, предло­жения по прямым связям, изменение зон сбыта, реклама, техничес­кое обслуживание);

• перечень товаров, выпуск которых необходимо сократить,

• перечень товаров, выпуск которых необходимо увеличить,

• перечень товаров, рекомендуемых к снятию с производства




































Планирование ассортимента продукции 2.4.1. Формирование структуры ассортимента

Важнейшим фактором, определяющим уровень и рентабель­ность продаж, является соответствие ассортимента и номенкла­ туры продукции запросам потребителей. Под номенклатурой по­нимается укрупненный перечень выпускаемой предприятием про­дукции или оказываемых им услуг. Ассортимент служит для детализации продукции на виды, типы, сорта, фасоны, рисунки. Например, в номенклатуре автомобильного завода могут выде­ляться следующие виды продукции: автомобили легковые и грузо­вые; колесные тягачи; автобусы; подъемные краны, мотоблоки, за­пасные части. В то же время ассортимент каждого вида изделия представлен различными марками машин, выделенными в соот­ветствии с их назначением, мощностью, грузоподъемностью и другими параметрами продукции.

Ассортиментная позиция — это конкретная модель, марка или размер продукции, которую продает предприятие. Набор взаимос­вязанных товаров, например, различных консервированных супов, называется ассортиментной группой. Номенклатура или товарный ассортимент включает все ассортиментные группы, предлагаемые предприятием к продаже.


При планировании номенклатура или товарный ассортимент могут характеризоваться: шириной (исходя из количества предла­гаемых ассортиментных групп или номенклатурных позиций); глубиной (исходя из количества позиций в каждой ассортиментной группе); сопоставимостью (исходя из соотношений между ассор­тиментными группами с точки зрения общности конечного пот­ребления, каналов распределения, групп потребителей и диапазо­на цен).

Широкий ассортимент при планировании позволяет дивер­сифицировать продукцию, ориентироваться на различные требо­вания потребителей и стимулировать покупки в одном месте Од­новременно он требует вложения ресурсов в различные категории продукции, что сопряжено с рядом сложностей.

Глубокий ассортимент может удовлетворять потребности различных покупательских сегментов рынка по одному товару, максимизировать использование места в торговых точках, препят­ствовать появлению конкурентов, предлагать диапазон цен и сти­мулировать поддержку дилеров. Однако он также увеличивает расходы на поддержание запасов, модификацию продукции и реа­лизацию товаров. Кроме того, в процессе планирования и изготов­ления продукции могут возникнуть трудности в дифференциации между схожими ассортиментными позициями.

Сопоставимость ассортимента влияет на процедуры плани­рования и управления. Обычно сопоставимый ассортимент плани­ровать легче, чем несопоставимый. Он позволяет предприятию специализироваться в области производства и обслуживания пот­ребителей, создавать прочный имидж предприятия и обеспечивать стабильные отношения в каналах сбыта. Однако чрезмерная спе­циализация и концентрация может сделать предприятие уязвимым перед угрозами со стороны внешней среды, колебаний в сбыте, за­медления роста потенциала в силу того, что упор делается на огра­ниченный ассортимент товаров.

Особенно широко понятие ассортимента применяется в легкой и пищевой промышленности, где каждый вид продукции имеет большее число разновидностей и исполнений, чем в машинострое­нии и металлообработке.


 


 


66


Планирование продаж


Глава 2


67


 


 


При планировании номенклатуру и ассортимент принято изме­рять количеством наименований типоразмеров продукции и соот­ношением удельных весов отдельных видов изделий (работ) в про­изводственной программе предприятия.

Номенклатура и ассортимент подвержены постоянным изме­нениям, причем ассортимент изменяется в большей степени, чем номенклатура продукции.

Планирование ассортимента, то есть количественного соотно­шения отдельных видов изделий параметрического ряда продук­ции в плане продаж, основано на жизненном цикле товара. Каж­дое изделие имеет свой жизненный цикл, характер и длительность которого зависят от множества факторов и условий.

Жизненный цикл изделия состоит из двух периодов: освоения производства и рыночного периода. Рыночный период жизненно­го цикла изделия состоит из четырех фаз: фазы внедрения (выведе­ния товара на рынок); фазы роста; фазы созревания; фазы насыще­ния и падения.

Фаза внедрения товара на рынок — это время выведения и распространения товара на рынке. Фаза характеризуется медлен­ным ростом продаж нового изделия и значительными затратами на доведение товара до потребителей, особенно если их распределе­ние осуществляется через розничную торговлю. На этой фазе предприятие чаще всего несет убытки из-за небольших объемов продажи товаров и значительных издержек на организацию рас­пределения товаров и стимулирование их сбыта. Фаза характери­зуется сильным сопротивлением локального рынка, высокими из­держками и ценой выводимого на рынок товара, незначительным количеством конкурентов, недостаточно высоким качеством това­ра, слабой информированностью потребителей, незначительным количеством покупателей.

Фаза роста — это время резкого увеличения объема продаж нового товара. Объем продаж возрастает вследствие того, что по­пулярность товара у клиентов увеличивается и расширяется круг покупателей. В то же время увеличивается количество конкурен­тов, предлагающих аналогичный товар с новыми свойствами или новой модификации, что, в свою очередь, создает возможности


для расширения рынка. Увеличение объемов производства данно­го товара приводит к снижению себестоимости и увеличению при­были предприятия. Цены на товар остаются на том же уровне или могут немного снижаться. Для увеличения объемов продаж и с целью борьбы с конкурентами предприятие в это время может принимать ряд мер, в частности: повышать качество товара, при­давать ему дополнительные свойства, выпускать новые модифика­ции товара, изменять рекламную стратегию, стимулировать сбыт и создавать новые каналы распределения товара, осваивать новые сегменты рынка, снижать цены с целью дополнительного привле­чения потребителей.

Фаза созревания — это наступающий со временем этап за­медления темпов роста продаж товара. Замедление темпов продаж приводит к накапливанию запасов непроданной продукции и свя­зыванию оборотных средств. Это приводит к обострению конку­ренции, снижению прейскурантных цен, увеличению затрат на рекламу, росту количества льготных сделок- с потребителями. С целью создания улучшенных вариантов товара увеличиваются затраты на НИОКР. Более слабые конкуренты могут в этот период покинуть рынок. На рынке, как правило, закрепляются только сильные конкуренты, способные преодолеть трудности сбыта про­дукции.

Фаза насыщения и падения. Это время, когда отдельные группы покупателей перестают приобретать данный товар и пере­мещаются к другим модификациям товара или новым товарам. Сбыт прежнего товара в это время резко снижается и товар снима­ется с производства. Падение спроса происходит в результате на­учно-технологических изменений в данной отрасли, изменения потребности в товаре, усиления конкуренции как отечественных, так и зарубежных производителей. По мере уменьшения сбыта ряд предприятий уходит из рынка, а оставшиеся, как правило, сокра­щают ассортимент товарного предложения. Проблема состоит в том, что сохранение всей номенклатуры и ассортимента товаров, находящихся в фазе упадка, требует значительных дополнитель­ных затрат на переоценку товарно-материальных запасов, рекламу и стимулирование сбыта. Рентабельность таких товаров резко сни-


Глава 2


69


Планирование продаж


68


 


 


жается, что предопределяет необходимость снятия их с производ­ства и замены новыми товарами. Таким образом, в условиях ры­ночных отношений разработка новых товаров и услуг и связанное с ней обновление ассортимента является важнейшим средством адаптации предприятия к внешней среде.

Анализ жизненного цикла товара показывает, что объем про­даж в натуральном и стоимостном измерении по фазам жизненно­го цикла неодинаков (рис. 2.2). В фазах внедрения, роста и созрева­ния объем продаж увеличивается и достигает своего апогея в кон­це фазы созревания товара (точка в). В фазе насыщения и спада объем продаж начинает снижаться. Однако темпы роста объема продаж в этих фазах разные. В фазе роста темпы увеличения объе­ма продаж значительно выше, чем в фазе внедрения и созревания, а в фазе насыщения и спада они имеют отрицательное значение. По времени фаза созревания значительно продолжительнее ос­тальных фаз. Большинство имеющихся на рынке товаров находит­ся в фазе зрелости. Поэтому основная цель при планировании жиз­ненного цикла товара состоит в том, чтобы сократить остальные фазы и увеличить продолжительность фазы созревания и роста.

Время

Фаза            Фаза
созревания насыщения

Q

Фаза Фаза роста   

внедрения                  

Рис, 2.2. Жизненный цикл изделия

Тем не менее, падение сбыта продукции в любом случае неизбеж­но. Оно может быть медленным, быстрым или опуститься до некото­рого низкого уровня и оставаться на нем в течение многих лет. Если своевременно не снять с производства устаревший товар, то он ста-


нет препятствием на пути поисков его замены, причиной низкой рентабельности и ослабления позиций предприятия на рынке.

На стадии падения у предприятия могут быть три альтернатив­ные направления действий. Во-первых, можно сократить марке­тинговые программы, снижая тем самым количество производимых продуктов, число торговых точек и каналов сбыта. Во-вторых, ожи­вить продукт, изменив его положение на рынке, упаковку или тех­нологию сбыта. В-третьих, прекратить выпуск данного товара.

На этой фазе товарный ассортимент целесообразно концентри­ровать на наиболее хорошо продаваемых моделях, в отдельных магазинах и низких ценах. В рекламе в этой фазе подчеркивается доступность товара и низкая цена.

При планировании жизненного цикла товара удлинить стадию созревания позволяет модификация товара, рынка и маркетинго­вых средств.

1. Модификация товара. Наиболее важными направлениями модификации товара являются: повышение качества, усовершен­ствование технико-экономических параметров, изменение внеш­него вида.

Повышение качества проявляется в приобретении товаром но­вых свойств, позитивно оцениваемых покупателями. Для многих предприятий в условиях насыщенного рынка высокое качество то­вара является главным направлением товарной стратегии. Такая стратегия позволяет обеспечить высокую репутацию предприятия и завоевать сегмент покупателей с относительно высоким уровнем доходов.

Усовершенствование технико-экономических параметров изде­лия направлено на расширение круга покупателей путем удовлетво­рения их специфических запросов. Это обеспечивается внесением в изделие конструктивных или рецептурных изменений, направлен­ных на повышение надежности, производительности, безопасности, вкусовых свойств и т.п., что приводит к появлению модификаций базовой модели путем расширения ее функциональных характерис­тик. Выпуск товаров, удовлетворяющих запросы широкого круга потребителей, является не только средством увеличения объема продаж, но и инструментом в борьбе с конкурентами.


Глава 2


Планирование продаж


70


71


 


 


Изменение внешнего вида товара также является надежным средством увеличения объема продаж. Здесь играют роль многие факторы: цвет, форма, запах, исходные материалы, упаковка и др. Внесение небольших изменений во внешний вид товаров, упаков­ку, конструктивный состав, рецептуру, как правило, принципиаль­но не изменяет технологию изготовления и сырьевую базу.

Принятие решений о модификации товаров, как и других инно­ваций, должно проводиться на основе расчетов экономической эф­фективности с учетом затрат и результатов.

2. Модификация рынка. Данное направление увеличения объема продаж заключается в попытке найти новые рынки, пред­ложить новые способы применения продукции.

3. Модификация маркетинга. Это направление предусматри­вает снижение цен с целью привлечения новых покупателей и вы­хода на новые сегменты рынка, создание эффективной поддержи­вающей покупательский спрос рекламы, стимулирование сбыта посредством предоставления дополнительных услуг в послепро­дажном обслуживании.

В процессе планирования номенклатуры и ассортимента продук­ции приходится решать две взаимоисключающие, на первый взгляд не связанные, задачи: первая — сократить время освоения новых изделий; вторая — удлинить рыночный период жизни изделия.

Сокращение длительности цикла НИОКР и освоения новых изде­лий ведет к увеличению количества новых продуктов, расширению и углублению ассортимента, перенасыщению рынка товарами, паде­нию спроса на старые товары, снятию их с производства и сокраще­нию длительности жизненного цикла. Этот процесс является важней­шим условием выживания предприятия и его адаптации к внешней среде. В то же время каждое предприятие стремится удлинить жиз­ненный цикл товара и сократить тем самым суммарные издержки на производство и реализацию продукции. Однако наличие спроса на старые продукты в условиях ограниченной платежеспособности уменьшает потребность в новых продуктах, замедляет темпы прове­дения научных исследований в области освоения новых модифика­ций и перспективных товаров, что, в конечном счете, ведет к замедле­нию темпов научно-технологического развития предприятия и утрате им занимаемого положения на рынке. Основная задача планирования


состоит в том, чтобы устранить это противоречие и обеспечить опти­мальное соотношение между старыми и новыми товарами.

Основная идея планирования ассортимента состоит в следую­щем. Во-первых, эффективная ассортиментная стратегия должна быть направлена на элиминирование объема продаж и прибыли от стадий жизненного цикла изделий. Во-вторых, появление на рын­ке различных моделей параметрического ряда изделия должно планироваться в такой последовательности, чтобы величина объе­ма продаж и прибыли оставалась относительно постоянной. При­нципиальная схема планирования внедрения товаров на рынке представлена на рис. 2.3. Как видно из рис. 2.3, предприятие может планировать переход от одной стадии жизненного цикла к другой, оптимизировать ассортимент товаров, одновременно продающих­ся на рынке и различающихся по степени новизны.

Первая                        Вторая                      Третья
модификация товара модификация товара модификация товара

Q






























Время, лет

 Рис. 2.3. Примерная последовательность жизненных циклов товаров

Планирование ассортимента рекомендуется осуществлять на основе следующего подхода. Целесообразно весь ассортимент продукции, планируемый к продаже, разбить на следующие ассор­тиментные группы:

• основную, включающую товары, находящиеся в стадии рос­та и приносящие основную долю прибыли;

• поддерживающую, состоящую из товаров, стабилизирую­щих доходы от продаж и находящиеся в стадии зрелости;


Глава 2'


Планирование продаж:


72


73


 


 


• стратегическую, включающую товары, призванные обеспе­чить будущие доходы предприятия;

• тактическую, охватывающую товары, призванные стимули­ровать продажи основных товарных групп и находящиеся в стадии роста и зрелости;

• снимаемую с продажи и включающую товары, находящиеся в стадии насыщения и спада.

Маркетинг пока не выработал рекомендаций, какое количес­тво товарных групп предприятие должно одновременно произво­дить и продавать на рынке. Однако на первой стадии внедрения на рынок выводят обычно самые ходовые, базовые модели, пользую­щиеся повышенным спросом у покупателей. На стадии роста ас­сортимент и параметрический ряд выпускаемых изделий расширя­ют и к стадии зрелости выводят на рынок полный набор изделий всего параметрического ряда. В стадии спада на рынке должны ос­таваться только одна-две наиболее ходовые модели и запасные части к снимаемым изделиям. Доля основной группы товаров дол­жна составлять 75—85 % всей номенклатуры выпускаемых изде­лий. Особенно тщательно необходимо планировать снятие изде­лий с продажи, поскольку задержка со снятием устаревших това­ров снижает эффективность продаж. Это обусловливается следующими причинами:

• скоплением устаревших товаров в каналах сбыта;

• увеличением расходов на рекламу;

• увеличением трудоемкости и затрат на сбыт;

• снижением престижа предприятия и др.

Специалисты отмечают, что при планировании ассортимента следует избегать различного рода крайностей [5, с. 194]. Напри­мер, одностороннее стремление к разработке новых товаров или, наоборот, чрезмерная приверженность к традиционным изделиям вряд ли принесет результат. Необходима оптимизация и опреде­ленная сбалансированность структуры товарной номенклатуры. Какие бы усилия ни прилагала фирма для эффективной организа­ции работы с уже имеющимися товарами на всех стадиях их жиз­ненного цикла, существует объективная необходимость в разра­ботке новых товаров.


При планировании новых товаров следует иметь в виду, что они в краткосрочном периоде ухудшают экономические показате­ли работы предприятия, поскольку увеличивают издержки про­изводства и реализации, нарушают ритмичность производствен­ного процесса. Однако в долгосрочном периоде существует пря­мая зависимость между финансовой устойчивостью предприятия и его инновационной деятельностью. По данным журнала "Бизнес Уик", 49 % доходов компаний, лидирующих в своих отраслях по объему прибыли и приросту объема продаж, получены благодаря товарам, разработанным и запущенным в производство за послед­ние пять лет. В то же время у фирм аутсайдеров лишь 11 % объема продаж приходится на новые изделия.

Новизна товара рассматривается по отношению к новой пот­ребности, к новому потребителю, к старому товару и к новому рынку. Исходя из сказанного, при планировании портфеля заказов может применяться следующая классификация новых товаров:

• качественно новый товар (не имеющий до его появления аналогов на рынке). Создание таких товаров производится на базе новых открытий и изобретений, полученных в ходе фундамен­тальных исследований;

• усовершенствованный товар (имеющий на рынке товар-ана­лог). Такие товары осваиваются в ходе проведения прикладных НИОКР. Они удовлетворяют те же потребности, что и существо­вавшие до их появления товары-аналоги, но на принципиально иной технико-технологической базе. Например, электронные часы по отношению к механическим можно рассматривать как усовер­шенствованный товар;

• частично усовершенствованный товар (с принципиально не измененными характеристиками), например, автоматическая сти­ральная машина;

• товар рыночной новизны, который является старым товаром для прежних рынков, но новым для планируемого к освоению рынка;

• товар новой сферы применения.

Производство новых товаров — наиболее рискованная область деятельности. Специально проведенные исследования показыва-


Планирование продаж


75


74


Глава 2


 


 


ют, что из 58 серьезных идей новых товаров только 4 доводятся до разработки, 2 внедряются на рынок, и только одна приносит успех. Около 40 % потребительских товаров-новинок, 20 % — товаров производственного назначения, выведенных на рынок, терпят неу­дачу. Среди причин этого чаще всего называются:

• неверная оценка требований рынка — 32 %;

• неэффективная политика сбыта — 13 %;

• высокая цена — 14 %;

• несвоевременное начало продажи — 10 %;

• конкуренция — 8 %;

• техническое несовершенство изделий — 23 %.

При планировании сроков вывода товара на рынок решающи­ми могут быть следующие обстоятельства. Нельзя приступать к разработке нового товара лишь только после того, как покупатель отказывается покупать устаревшую продукцию. В этом случае ве­лика опасность потерять рынок. Новый товар следует выводить на рынок в момент затухания спроса. Во многих случаях сроки выве­дения товара на рынок обусловливаются необходимостью созда­ния конкурентных барьеров и борьбы с товарами конкурентов. Од­нако в этом случае необходимо принять во внимание, что новый товар борется не только с аналогичным товаром конкурента, но и с прежним собственным товаром, реализуемым на рынке, что в це­лом может уменьшить объем продаж.

Планирование ассортимента на основе концепции жизненного цикла продукта дает хорошую базу для обоснования плановых ре­шений. Однако при этом следует учитывать ряд обстоятельств, ко­торые придают процессу планирования ряд специфических осо­бенностей.

Во-первых, этапы, общая продолжительность и форма жизнен­ного цикла изменяются в зависимости от продукта, что не позволя­ет выработать стереотипных плановых решений, которыми могли бы пользоваться все предприятия.

Во-вторых, большое воздействие на жизненный цикл товара оказывают внешние факторы, такие как состояние экономики, уровень инфляции, платежеспособность покупателей и др. Они могут сократить или удлинить жизненный цикл.


В-третьих, прогнозирование жизненного цикла — дело доста­точно сложное и не имеет эффективного инструментария. Из пра­ктики планирования ассортимента можно привести немало случа­ев, когда прогнозы по ряду причин не сбываются. Например, пред­приятие может прогнозировать падение продажи и устранить маркетинговую поддержку. Однако неблагоприятные условия не наступили и если бы предприятие этого не сделало, продукты мог­ли бы не потерпеть поражения

В-четвертых, четыре основные фазы цикла, описанные выше, не имеют четких границ. В определенные моменты может оказать­ся, что продукт достиг зрелости, когда фактически он достиг вре­менной стабилизации на фазе роста. В этом случае принятые пла­новые решения по объему продаж и структуре ассортимента ока­жутся неэффективными. Следовательно, фаза продукта в жизненном цикле не может быть точно определена и трудно пред­сказать, когда начнется следующая фаза и как долго она продлится и каких уровней достигнет объем продаж.

В-пятых, одна из проблем состоит в сокращении отрезка вре­мени между появлением нового продукта и периодом его наиболь­ших продаж. Этот период жизненного цикла не поддается точному прогнозированию, что сказывается на достоверности плановых расчетов объема продаж.

В-шестых, между продолжительностью жизненного цикла продукта, объемом продаж и прибылью отсутствует количествен­но измеримое соответствие. Во время первоначального появления продукта на рынке необходимо произвести довольно значитель­ные расходы на маркетинг, освоение производства и вывод товара. В то же время низкий объем продаж не обеспечивает высокой нор­мы прибыли. По мере расширения сбыта быстро увеличиваются норма и объем прибыли. На последних стадиях роста и в период зрелости конкуренция приводит к снижению нормы прибыли и, в конечном счете, к сокращению общей массы прибыли. Однако это сокращение происходит до того момента, когда начинает падать объем продаж. Этот отрезок времени между снижением нормы прибыли и падением объема продаж при планировании длитель­ности жизненного цикла определить довольно сложно.



 


Планирование продаж


76


Глава 2


77


 


 


В-седьмых, для многих видов продукции существует возрастаю­щая обратная зависимость между стоимостью разработки и его жиз­ненным циклом. Обычно в процессе планирования возникает необхо­димость компенсировать высокие издержки на разработку продукта в более короткий срок, в течение которого продукт приносит прибыль. Решение этой проблемы становится еще более трудным, когда издер­жки на разработку возрастают и период получения прибыли отодви­гается, как, например, при производстве технически сложной продук­ции (самолеты, морские суда, электрические станции).

В-восьмых, концепция жизненного цикла продукта не позволяет точно определить время вывода продукта на рынок. Здесь большую роль играет субъективный фактор. При решении вопроса о времени вывода продукта возникает важная дилемма, суть которой состоит в следующем. Один из старых и надежных способов обеспечить необ­ходимый объем продаж и прибыли — это застать конкурента врас­плох, т.е. сократить время на разработку товара и его выведение на ры­нок. С другой стороны, длительная разработка и тщательно проведен­ные испытания уменьшают неопределенность в отношении сбыта продукта, хотя и увеличивают предпроизводственные затраты. В этих условиях нередки случаи, когда фирму, торопящуюся выйти на рынок без проведения надлежащих исследований, может ожидать куда более печальный исход, чем в случае, если бы она выждала и предоставила возможность конкурентам выйти вперед. Например, одна гигантская американская продовольственная корпорация разработала новый сорт фруктовых вафель. Они были тщательно исследованы, причем на эти исследования ушло примерно 500 тыс. долл., и все считали, что их ждет колоссальный успех. Так же думал и основной конкурент, кото­рый следил за ходом исследований и начал производство такого же продукта. Не подвергаясь испытанию на рынке, продукт стал произво­диться им в национальном масштабе, в течение 6 месяцев он побил первого конкурента и в настоящее время опережает оригинал

Тем не менее, обоснование структуры ассортимента на основе планирования жизненного цикла товара позволяет установить оче­редность замены старых товаров новыми модификациями и новы­ми товарами, что намного эффективнее сбытовой концепции, не учитывающей требования рынка, когда товар включается в ассор­тимент по мере его готовности.




























Планирование освоения новых изделий

Рассмотрение некоторых проблем формирования ассортимен­та приводит нас к неизбежному выводу, что его эффективность зависит, прежде всего, от количества новых товаров, находящихся в портфеле ноу-хау предприятия. Большинство компаний США, производящие как промышленные, так и потребительские товары, отмечают, что от 20 до 39 % текущих продаж приходится на това­ры, впервые выведенные на рынок в предшествующие пять лет. Именно новые товары позволяют своевременно изменять структу­ру ассортимента и поддерживать объем продаж на уровне, обеспе­чивающем стабильное финансовое положение предприятия. От­сюда возникает другая относительно самостоятельная, но связан­ная с формированием ассортимента, проблема планирования освоения нового продукта, которая включает не только техничес­кую разработку изделия, но и комплекс организационно-экономи­ческих мер, способствующих удовлетворению запросов потреби­телей и увеличению рентабельности предприятия.

В процессе планирования освоения новых изделий необходи­мо установить, почему одни товары отвергаются рынком, в то вре­мя как другие товары длительное время пользуются спросом у по­купателей.

Вероятность неудачи новой продукции — это фактор, сопро­вождающий процесс освоения новых изделий «а любом предприя­тии. Анализ отечественных и зарубежных данных по всем отрас­лям промышленности показывает: вероятность того, что новая идея превратится в коммерческий успех, обычно равна 0,01 (веро­ятность измеряется в пределах 0—1). Например, американская "Ассоциация производителей фармацевтических товаров" сооб­щает, что из 168 тыс. препаратов, испытанных в лабораториях в те­чение одного года, лишь 28 превратились в лекарственные препа­раты, появившиеся на рынке. Компания "Джем Уитни энд компани" сообщает, что из 2100 вновь предложенных изделий лишь 17 были расценены как заслуживающие внимания; из них 2 достигли заметного успеха, 5 — умеренного, 6 — находились на грани про­вала, для трех еще рано было давать оценку и одно было явной неу­дачей, несмотря на то, что оно было рекомендовано к производ-


Планирование продаж


Глава 2


78


79


 


ству[3,с 302] Многие зарубежные исследователи при планирова­нии НИОКР по созданию новых товаров рекомендуют следующие нормативы вероятности для идей, которые вносятся в план компа­нии и являются, по предварительным оценкам, достаточно привле­кательными, вероятность коммерческого успеха составляет около 0,025. Для изделий, прошедших рыночные испытания и выведен­ных на рынок, вероятность успеха, обеспечивающего запланиро­ванную рентабельность, составляет не более 0,2

Высокий процент неудач новой продукции обнаруживается как в крупных, так и в мелких компаниях, как в тех, которые имеют большой опыт в своей отрасли, так и малоопытных. Среди причин неудач, постигающих новые продукты, называют следующие

• недостаточный анализ рынка,

• дефекты самого продукта,

• более высокие, чем предполагалось, издержки,

• нечеткое определение сроков,

• конкуренция,

• недостаточное усилие в области маркетинга,

• слабость сбытового подразделения,

• недостатки в распределении

Американские источники свидетельствуют, что более 50 % из 87 опрошенных компаний называют первые три фактора домини­рующими Примерно одна треть из них заявила, что первый фак­тор является главным при определении причин неудач новых про­дуктов, 25 % в качестве основной причины назвали второй фактор и 15 % назвали третий фактор. Безусловно, каждый из этих факто­ров нужно рассматривать в разных аспектах. Например, недоста­точный анализ рынка фактически может означать неточный про­гноз рынка, ошибочный выбор целевых сегментов, ошибочную оценку возможностей конкурентов, недостаточное проведение рыночных тестов или неблагоприятное влияние окружающей сре­ды, которую предприятие не может контролировать. Одной из причин в данном случае может быть экономический спад

Большинство проблем, возникающих в связи с разработкой но­вых продуктов, по своему характеру являются организационными Обследование сотен американских компаний показало, что в 84 %


из них наиболее важными проблемами были проблемы планиро­вания и организации производства новых продуктов, а не тех­нико-технологические проблемы, связанные с особенностями про­дуктов

При планировании ассортимента обычно считают, что разра­ботка новой модели продукта является мероприятием, связанным с малым риском, особенно если она разрабатывается на основе уже хорошо известного продукта, на готовой производственной ли­нии, и совершенно ясно, что данное изменение необходимо и при­емлемо для покупателей Риск будет увеличиваться в прямой зави­симости от степени новизны продукта и от того, насколько техно­логия его производства и распределения отличается от опыта предприятия в этой области Риск увеличивается, если фирма хо­чет поместить продукт на рынок, но не знакома со структурой его распределения, или у нее нет знаний специальных способов или технологии производства, или она ведет разработку продукта, тре­бующего новых, более совершенных инженерных навыков, кото­рые в данной компании отсутствуют, или же принимает решение о производстве какого-либо продукта для сбыта за границей, но ни­когда не производила и не продавала его у себя в стране

Можно принять как за своего рода непреложный закон разра­ботки новых продуктов, что чем больше этот продукт отличается от тех, которые в настоящее время предприятие производит и про­изводство которых тщательно изучено, тем больше вероятность того, что он не принесет прибыли. И прежде чем отступать от этого правила, основанного на опыте, фирма должна быть уверенной в вероятности успеха

Из общего правила, состоящего в сокращении длительности жизненных циклов продуктов, существуют исключения. Для мно­гих продуктов их долговечность кажется неограниченной, напри­мер для хлебобулочных изделий, шоколада, пива Ниже приводят­ся несколько причин долговечности, позволяющие в плановом по­рядке удлинять цикл продуктов

• соответствие продукта основным насущным потребностям или реальным желаниям покупателей продукт все еще использу­ется по своему первоначальному назначению, независимо от того,


80


Глава 2'


Планирование продаж


81


 


 


должен ли он быть вкуснее, заживлять быстрее или чистить более тщательно. В основе приверженности покупателей к продукту ле­жат традиции;

• графический торговый знак. Каждый продукт должен иметь легко опознаваемый и запоминающийся торговый знак, с которым в сознании покупателя отождествляется сам продукт. Например, американская фирма изменила упаковку средства для полоскания рта "Листерин", чтобы сделать ее более нарядной и привлекатель­ной. Сразу же упал объем продаж и не увеличивался до тех пор, по­ка компания не вернулась к старой, легко опознаваемой упаковке,

• надежность: незначительные изменения в самом продукте, названии или торговом знаке могут подчеркивать качество и на­дежность продукта, что может быть мотивом покупок и причиной устойчивого спроса;

• реклама: благодаря ей информация о продукте переходит от одного поколения к другому, и таким образом название продукта превращается в повседневное слово, ассоциируясь с жизненной необходимостью;

» наличие многочисленных каналов сбыта, массовое распре­деление предметов широкого потребления, продажа с доставкой на дом способствует сбыту многих старых продуктов;

• низкая цена;

• прибыльность: продукты продолжают существовать не из-за своего названия, а потому, что приносят прибыль.

Основным фактором успеха нового продукта является наличие на предприятии эффективной системы планирования, охватываю­щей все этапы разработки продукта.

В табл. 2.1 показано, как основные этапы разработки нового продукта связаны с временным лагом планирования.

На этапе разработки идей определяются интересующие пред­приятие области, вырабатываются идеи для исследования и собира­ются предложения. Всеобъемлющий процесс планирования пред­приятия должен являться основным источником направления поиска нового продукта. Обычными источниками идей являются покупате­ли, конкуренты, потребители, научно-технические разработки.


Таблица 2.1 Последовательность этапов разработки нового продукта

Этапы разработки нового продукта

Формы планирования

стратегическое среднесрочное краткосрочное

1 Разработка идей                               +                         +                             

2 Отбор идей                                       +                         +                         +

3 Анализ конъюнктуры                         +                         +                         +

4 Разработка                                      +                         +                         +

5 Испытания                                                                                                       +

6 Освоение рынка                                                                                                +

Многие предприятия разрабатывают какой-либо продукт и соз­дают спрос на него (например, такой продукт, как новый сорт мыла, наименования духов). Предприятия могут также предвидеть спрос на какой-либо продукт в будущем, который они должны удовлет­ворять и к удовлетворению которого должны подготовиться.

Внутренние стимулы к производству какого-либо продукта могут возникнуть в результате изучения сильных и слабых учас­тков в производстве продукции. Например, на предприятии могут обнаружиться неиспользуемые мощности. Для использования этих мощностей может быть налажено производство еще одного продукта, цена которого будет конкурентоспособной в силу того, что на освоение его производства не придется нести все расходы, связанные с установкой машин и оборудования.

Предприятие может иметь законченную производственную линию для нескольких вариантов продукта. Иногда это создает намного большие преимущества, чем, если бы производился один вариант продукта. Предприятия или источники сырья могут быть расположены в таких районах, которые могут сделать возможным для компании прибыльно эксплуатировать какой-то определен­ный рынок. Предприятие может располагать ценным патентом, та­лантливыми сотрудниками в области исследований, уникальным управленческим опытом или иметь свободные денежные средства, что дает возможность успешно развиваться.



82


83


В реальном процессе планирования продукции идеи могут, быть систематизированы как по видам продукции, так и по отдель­ным продуктам. Как это часто бывает, идеи постоянно поступают из многих источников, и это заставляет вносить значительные из­менения в стратегические планы.

Одним из первых шагов при разработке идеи продукта являет­ся определение области интересов компании. Идеи проще разраба­тывать, имея перед собой определенную цель, продукт, район рын­ка или область техники. Безусловно, появление новых привлека­тельных идей стимулируется высокой ожидаемой прибылью. Чем точнее определены области интересов компании, тем яснее пути разработки новых идей.

Следующим этапом процесса планирования продукта является отбор идей.

Доходность продуктов зависит от целого ряда факторов: 1) конкурентоспособности нового продукта, 2) доли рынка, кото­рую с его помощью можно захватить, 3) разницы между ценой и издержками. Ввиду того, что все эти факторы нельзя с увереннос­тью определить количественно, необходимо в процессе разработ­ки продукта и его продвижения на рынок постоянно анализиро­вать элементы, составляющие эти факторы. Ни одной компании не под силу проведение такого анализа, расходы будут слишком вы­соки. Поэтому каждая идея должна проходить процесс отбора, как это показано на рис. 2.4.

Наиболее простой принципиальный подход к оценке идей при­веден на рис. 2.5.

При использовании этого метода необходимо задать несколько стандартных вопросов. Замысел состоит в том, чтобы определить пригодность идеи для дальнейшей разработки. Каждый ответ на тот или иной вопрос обозначается точкой по ту или другую сторону пунктирной линии. Если этих точек больше по левую сторону ли­нии, то идея передается для дальнейшего рассмотрения. Если их больше по правую сторону, то ее рассмотрение на некоторое время откладывается. Несмотря на свою простоту, это очень эффективный и экономичный метод отбора идей. По этому же принципу возмож­но отобрать наиболее перспективные идеи путем группировки отве­тов по колонкам "очень хорошо" и "хорошо".


Рынок и ожидаемая прибыль


 


Глава


84


Планирование продаж


85


 


 



Рис. 2.5. Подход к оценке идей


Факторы

Факторы роста Уникальность продукта Экспортные возможности Преимущество во времени перед конкурен­тами

Продолжительность цикла жизни Трудность имитации продукта конкурентом

Рыночные факторы Взаимосвязь качества и цены Связь с существующим рынком компании Способность компании наладить обслужива­ние при эксплуатации продукта покупателем Соответствие каналам распределения компании Изменения, необходимые с точки зрения по­купателя, стиля, формы и качества продукта Степень воздействия на имеющегося поку­пателя Полнота ассортимента и типажа

Факторы исследований и разработки технологии Возможность использования имеющегося опыта и кадров

Возможность использования стандартного оборудования компании

Факторы производства Возможность использования резервного оборудования

Возможность использования процессов, известных компании

Возможность использования неиспользуе­мых мощностей

Возможность использования особой техно­логии, которой располагает компания

Финансовые факторы Финансовые ресурсы могут быть приобре­тены компанией

Необходимые финансовые ресурсы соответ­ствуют имеющемуся капиталу Расходы на разработку приемлемы


Следующим шагом в проведении этого анализа является ана­ лиз идей по степени их важности для компании. Основным крите­рием здесь может служить будущая прибыльность продуктов.

После анализа по степени прибыльности идеи могут оцени­ваться по другим основным характеристикам, учитывая факторы роста, рыночные факторы, факторы исследований и разработки технологии, факторы производства и финансовые факторы.

Если продукт проходит через это первое "крупное сито", то за ним проводится анализ конъюнктуры рынка. На данном этапе мо­жет быть создана специальная группа для изучения рынков, цен, характеристик продукта и других факторов, чтобы определить, бу­дет ли продукт настолько прибыльным, как это требуется, и будет ли он соответствовать другим требованиям, определяемым фир­мой. В это время определяются техническая осуществимость и особые свойства продукта. Если продукт выдержит и это испыта­ние, данный этап может быть закончен выработкой подробного плана будущей разработки продукта.

Следует отметить, что на каждом этапе рассмотрения вопроса о производстве продукта оценка рынка должна превалировать над другими факторами.

Когда эти факторы изучены и оценены, становится возможным определить потоки денежных средств, включая доходы и расходы за длительный период. Если продукт очень важен для компании, необходимо определить движение этих средств на весь его жиз­ненный цикл. Такие расчеты должны производиться для большин­ства продуктов, хотя бы для того, чтобы определить размер прибы­ли на капиталовложения. Для продуктов, разработка и внедрение которых требуют вложения основного капитала, такой анализ дол­жен быть еще более тщательным.

Этап научно-технической разработки завершается изготовле­нием прототипа. По мере прохождения этого этапа продукт непре­рывно подвергается экономическому анализу и доработке вплоть до создания прототипа, годного для испытаний.

После этого полезным шагом будет испытать продукт на ог­раниченном рынке и посмотреть, следует ли начинать его про­изводство в национальном масштабе.

В период проведения пробных продаж можно продолжить ла­бораторное испытание, экономический анализ, определить струк-


 


87


86                                                                                                                                                                                Глава 2

туру издержек и принять окончательные решения по проекту, про­изводству, маркетингу и финансированию.

Следующий шаг — освоение рынка, что означает реальное производство продукта и координацию других функциональных видов деятельности, с тем, чтобы новый продукт получил призна­ние на рынке.

Фактическая последовательность шагов в конкретной обста­новке будет, безусловно, отличаться от вышеприведенной, однако основной их перечень должен соблюдаться — ни один из них нель­зя отбросить или обойти и на каждый необходимо обратить внима­ние. Многие продукты потерпели неудачу, например, из-за того, что 99 % ассигнований выделялось на техническую разработку продукта и лишь 1 % отводился на анализ рынка.

Во всех процессах планирования разработки нового продукта должны участвовать специалисты по реализации, исследованиям, производству, финансам. Каждый из них рассматривает проблему с различных точек зрения. Сотрудники отделов реализации и марке­тинга ориентируются на рынок и весьма заинтересованы в стабиль­ном сбыте; исследовательский персонал больше интересуют техни­ческие стороны вопроса, осуществимость проекта, его стоимость. Производственники концентрируют свое внимание на оборудовании и механизмах, на оптимизации их использования, на конструктивных особенностях нового продукта, а работники финансовых служб заин­тересованы главным образом в финансовых результатах нового про­дукта, в частности, в условиях поступления наличных средств и ко­нечном доходе на вложенный капитал. Чем тщательнее ими будут проведены экспертные оценки, тем больше будут разниться их оцен­ки данного продукта. Правильная организация деятельности этих специалистов и есть основной способ решения данной проблемы

На практике при составлении плана указанные типовые этапы освоения нового продукта могут иметь различную форму реализа­ции, что находит свое выражение в технологическом процессе ос­воения нового изделия. В нем типовые этапы могут разбиваться на более мелкие работы, учитывающие специфику планирования на предприятии. На упрощенном графике (рис. 2.6) представлен про­цесс освоения нового продукта, являющийся предметом планиро­вания и охватывающий период с момента появления замысла до проведения пробных продаж и вывода товара на рынок.


88


89


Глава 2


Планирование продаж


 


 


График отражает попытку показать последовательность опера­ций по выпуску нового продукта на рынок Моменты завершения этапов обозначены кружками, которые именуются "событиями", а отрезки времени между специфическими событиями изображены в виде стрелок и называются "работами".

Событие, происходящее в определенный момент, может зави­сеть как от единственного события, так и от комплекса предшес­твующих взаимосвязанных событий. Ни одно событие не может иметь места без завершения предшествующих операций

Из графика видно, что самый длительный полный цикл плани­рования новой продукции включает следующую последователь­ность событий: 1,2,3,4,5,6,7,8,9, 10, И, 12. На графике он изоб­ражен жирной линией. Цикл охватывает период с момента приня­тия решения о необходимости производства изделия до момента выпуска его на национальный рынок при условии, что все этапы планирования продукции совершаются в строгой последователь­ности. Задержка в выполнении любой операции на этом пути ведет к отставанию от графика процесса планирования.

Однако предприятие может также пренебречь такими мерами предосторожности, как испытание изделия с помощью потребите­лей (события 1, 2, 3, 4) или пробная продажа (события 5, 6, 7, 8, 9, 10), и принять решение о незамедлительном выпуске изделия на ры­нок (события 1, И, 12). С целью упрощения сетевого графика все возможные варианты освоения нового изделия на нем не показаны. Например, решение о выпуске изделия на рынок (событие 11) может быть принято после проведения испытаний (событие 4) В этом слу­чае на графике следует провести линию из события 4 в событие 11. Во всех этих вариантах цикл освоения нового изделия значительно сокращается. Так, руководствуясь соображениями конкурентоспо­собности, оно может не ждать почти два года, когда его новый товар начнет реализовываться по всем территориям. Стремясь к укрепле­нию своего престижа, оно может предпочесть вариант опережения конкурентов с выходом на рынок. Однако, как свидетельствует опыт, наибольший рыночный успех с новым товаром приходит обычно к изготовителям, которые последовательно проходят весь цикл планирования, при этом потери от сокращения цикла могут быть значительными. Этот упрощенный сетевой график в примене-


нии к планированию ассортимента продукции может быть исполь­зован для того, чтобы при расчете времени на весь цикл учесть вари­ации времени, необходимого для каждой операции, т.е. определить наиболее вероятный и оптимальный сроки завершения цикла.

Сетевые графики планирования ассортимента в процессе обос­нования производственной программы потребностями рынка позво­ляют определить время с момента появления замысла продукта до начала его реализации по всем рынкам сбыта при широком соблю­дении последовательности этапов, входящих в планирование ассор­тимента. Длительность всего цикла может быть сокращена, но при условии привлечения дополнительных ресурсов и приложения до­бавочных усилий на критических этапах (например, при исследова­нии рынка или проведении пробных продаж). Из данного подхода следует, что минимальное требование для обеспечения успеха сво­дится к надлежащей, компетентной оценке коммерческой целесооб­разности и финансовых результатов данного технического начина­ния. Этому способствуют работы, выполняемые в процессе плани­рования освоения нового изделия. Ниже приведены методические и организационные мероприятия, дополняющие и уточняющие эта­пы, приведенные в табл. 2.1, в процессе их реализации.

Разработка идей.











































Дата: 2018-11-18, просмотров: 341.