Система организационного обеспечения финансового менеджмента
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Финансовый менеджмент является неотъемлемой составной частью общей системы управления предприятием. Поэтому его организационное обеспечение должно быть интегрировано с общей структурой управления предприятием. Такое сочетание позволяет обеспечить координацию действий системы финансового менеджмента с другими управленческими системами предприятий и повысить эффективность контроля за реализацией принятых решений по финансовым аспектам.

Система организационного обеспечения финансового менеджмента представляет собой взаимосвязанную совокупность внутренних структурных служб и подразделений предприятия, обеспечивающих разработку и принятие управленческих решений относительно отдельных направлений его финансовой деятельности и несущих ответственность за результаты этих решений.

Общие принципы формирования организационной системы управления предприятием предполагает создание двух центров управления по иерархическим и функциональным признакам.

Иерархическая структура центров управления предприятием предполагает выделение различных уровней управления. В настоящее время наиболее распространенными являются двух или трех уровневые системы управления, где первый уровень представлен аппаратом управления предприятием в целом, а последующие - управленческими службами его отдельных структурных единиц и подразделений.

Функциональное строение центров управления предприятием основывается на дифференциации по функциям управления или видам деятельности. При функциональном построении центров управления предприятием оба эти подхода могут быть использованы отдельно или в комплексе. Но опыт показывает, что наибольшая эффективность организационной системы финансового менеджмента достигается при условии использования функциональной строения центров управления.

Существует два основных подхода к функционального разграничения центров управления. Первый - принцип независимой деятельности функциональных центров управления; второй - принцип взаимосвязанной деятельности функциональных центров управления.

В рамках взаимодействия с другими системами управления организационное обеспечение финансового менеджмента может быть интегрировано в общую систему управления предприятием на основании перечисленных подходов. В то же время в системе организационного обеспечения финансового менеджмента используется принцип взаимосвязанной деятельности его внутренних функциональных центров управления. Это связано с высоким уровнем взаимосвязи отдельных аспектов финансовой деятельности, которые определяют необходимость комплексного подхода к разработке многих управленческих решений в этой области.

Функциональное строение центров управления финансовой деятельностью существенно отличается на предприятиях различных масштабов (малое, среднее, большое, крупное).

На малых предприятиях функциональные центры управления, как правило, не создаются. Функции этого управления в связи с незначительным объемом деятельности возлагаются на владельца малого предприятия, его директора или бухгалтера.

На средних предприятиях функции финансового управления возлагаются на специального финансового менеджера, который находится в составе функционального экономического подразделения, или на специализированный финансовый структурный отдел, который осуществляет управление всеми основными аспектами финансовой деятельности.

На крупных предприятиях функции финансового управления возлагаются на финансового директора, которому подчинены два-три функциональных структурных подразделения.

На крупных предприятиях создается наиболее диверсифицированная система функциональных финансовых структурных подразделений, которые подчинены финансовой дирекции.

Современный опыт организационного обеспечения финансового менеджмента в компаниях США и Западной Европы показывает, что в структуре комплекса специализированных финансовых служб обязательно есть бухгалтерия

Наряду с традиционной интеграцией системы финансового управления с общей системой управления предприятием в рамках единой интегрированной организационной структуры в последние годы на практике используются и другие, более прогрессивные формы такой интеграции. Одной из таких форм является концепция управления отдельными направлениями финансовой деятельности предприятия на основе “центров ответственности”. Эта концепция, разработанная американским экономистом Дж. Хиггинсом, получила широкое практическое использование в управлении формированием собственных финансовых ресурсов, денежными потоками, инвестициями и некоторыми другими аспектами финансовой деятельности предприятия.

Центр ответственности представляет собой структурное подразделение предприятия, которое полностью контролирует те или иные направления финансовой деятельности, а его руководитель самостоятельно принимает управленческие решения в рамках этих направлений и несет полную ответственность за достижение плановых (или нормативных) показателей, характеризующих состояние финансовой деятельности этого подразделения. Как видно из этого определения, права руководителя подразделения - центра ответственности, связанного с отдельными аспектами управления финансовой деятельности в пределах этого подразделения, паритетно корреспондируют с мерой его ответственности при контроле со стороны вышестоящей структуры (органа) финансового управления.

Различия в функциональном направлении деятельности таких структурных подразделений, их места в организационной структуре финансового управления позволяет выделить четыре типа центров ответственности на предприятии: центр затрат, центр дохода, центр прибыли и центр инвестиций (рис.2.1).

Формирование системы организационного обеспечения финансового менеджмента на основе центров ответственности предусматривает следующий алгоритм действий:

Основные этапы формирования системы организационного обеспечения финансового управления на основе центров ответственности:

1. Исследование особенностей функционирования отдельных структурных подразделений с позиций их влияния на отдельные аспекты формирования и использования финансовых ресурсов;

2. Определение основных типов центров ответственности в разрезе структурных подразделений предприятия.

3. Формирование системы прав, обязанностей и меры ответственности руководителей структурных подразделений, определенных как центры ответственности.

4. Разработка и доведение центрам ответственности плановых (нормативных) финансовых заданий в форме текущих или капитальных бюджетов.

5. Обеспечение контроля выполнения установленных заданий центрами ответственности путем получения соответствующей информации (отчетов), ее анализа и установления причин отклонений.

Построение системы организационного обеспечения финансового менеджмента путем создания центров ответственности разных типов зависит от многих факторов - объемов деятельности предприятия, многофункциональности этой деятельности, численности персонала, организационной структуры производства, организационно-правовой формы деятельности и других. Поэтому определение численности и состава центров ответственности требует индивидуального исследования для каждого предприятия.

Сформированные центры ответственности должны быть укомплектованы квалифицированными менеджерами, способными не только обеспечивать выполнение установленных заданий, но и разрабатывать предложения вышестоящим органам управления по повышению эффективности формирования и использования финансовых ресурсов в рамках контролируемой ими деятельности подразделений.

На практике сочетается построение служб финансового управления предприятием по обоим признакам (иерархическая и функциональная).

 

Финансовая служба предприятия — это структурные подразделения и должностные лица, которые организуют и обеспечивают финансовую работу на предприятии. Для этого на крупных предприятиях создают специальные финансовые отделы, в состав которых входят бюро или группы: плановые, расчетные, кассовых и банковских операций, претенциозные, по мобилизации внутренних резервов и тому подобное. Основной целью финансовой службы предприятия является принятие и обоснование финансовых решений, которые соответствуют достижению предприятием его задач и целей. К основным составляющим этой цели можно отнести максимизацию прибыли и акционерного капитала предприятия, ускорение движения денежных средств, обеспечение финансовой устойчивости.

Перечень вопросов, решаемых финансовой службой предприятия в процессе осуществления коммерческой деятельности, довольно широкий и включает такие направления:

- источники финансирования - краткосрочное и долгосрочное кредитование; выпуск и приобретение ценных бумаг; лизинговое финансирование; распределение прибыли; целесообразность привлечения заемных и использование собственных средств и т. п; капитальные вложения и оценка их эффективности - доходность капитала, текущая и перспективная цена компании; оценка финансового риска; финансовое обеспечение капитальных затрат и т. п;

- управление оборотным капиталом — оптимальный размер оборотного капитала, управление краткосрочной дебиторской и кредиторской задолженностью, структура оборотного капитала;

-финансовое планирование - содержание, порядок разработки и значение финансовых планов; анализ финансовой деятельности и финансовый контроль - анализ платежеспособности, ликвидности, рентабельности, факторный анализ прибыли, анализ использования финансовых ресурсов и тому подобное.

 

 


 

 

 

 


 

 

 


 

 

 


 

 

 


                    Рис. 2.1. – Основные типы центров ответственности

 






Дата: 2018-11-18, просмотров: 255.