Западные культуры | Восточные культуры (включая Россию) | Мусульманские культуры |
ИМЕЕТ ПЕРВОСТЕПЕНННОЕ ЗНАЧЕНИЕ | ||
Индивидуальность Уровень в структуре власти Мужественность Деньги (богатство) Пунктуальность Первенство Спасение, помощь Активность, настойчивость Уважение к молодежи Цвет кожи (национальность) Равенство женщин Человеческое достоинство Эффективность, качество Религия Образование Непосредственность | Материнство (женственность) Уровень в структуре власти Мужественность Мощь государства Мир Скромность Карма Коллективная ответственность Уважение к старшим Гостеприимство Сохранение среды Цвет кожи (национальность) Святость пахотной земли Патриотизм Авторитаризм | Уровень в структуре власти Мужественность Коллективная ответственность Уважение к старшим Патриотизм Религия Авторитаризм |
ИМЕЮТ ЗНАЧЕНИЕ ВТОРОЙ СТЕПЕНИ ВАЖНОСТИ | ||
Материнство (женственность) Патриотизм Авторитаризм | Уважение к молодежи Равенство женщин Человеческое достоинство Образование Непосредственность | Материнство (женственность) Мощь государства Богатство (деньги) Скромность Спасение, помощь Активность, настойчивость Уважение к молодежи Цвет кожи (национальность) Человеческое достоинство Образование Непосредственность |
ИМЕЮТ ЗНАЧЕНИЕ ТРЕТЬЕЙ СТЕПЕНИ ВАЖНОСТИ | ||
Мощь государства Мир Сохранение среды | Индивидуальность Богатство (деньги) Пунктуальность Активность, настойчивость Эффективность, качество | Пунктуальность Эффективность, качество |
НЕСУЩЕСТВЕННЫ | ||
Скромность Ответственность Уважение к старшим | Спасение, помощь Первенство | Индивидуальность Мир Карма Первенство Сохранение среды Святость пахотной земли Равенство женщин |
Отношение к предпринимательству со стороны основных сословий общества в дореволюционной России
№ п/п | Сословие | Социальная необходимость их существования | Отношение к предпринимательству | |
Начало XVIII- конец XIX века | Конец XIX - начало XX века | |||
11 | 2 | 3 | 4 | 5 |
11 | Аристократы | Олицетворение чести Российской империи. Выполнение функции защиты отечества. Носитель дворянской российской культуры. Честь офицера – символ чести Российской империи. | Офицерская служба превыше всего, поэтому отношение презрительное – «купчишки». | Вследствие разорения огромного количества дворянских родов «купец» и его предпринимательская деятельность становится символом спасения от разорения. С этого времени наблюдается стремление породниться с «купцом» как «кровно», так и «на деле». |
22 | Государственная бюрократия | Государственное управление страной | Способствовало тому, чтобы предпринимательством занималось купеческое сословие. Внутренняя торговля практически не контролировалась. К внешней торговле и производственному предпринимательству отношение утилитарное с точки зрения наполнения казны (полный регламент и контроль). Государство игнорирует необходимость в формировании положительного общественного мнения по отношению к предпринимательству | Остается утилитарное отношение. С помощью реформ открывается доступ к занятию предпринимательством всем слоям населения. Вводится дифференцированная налоговая политика. Ожесточается регламентация, контроль и опека всех видов предпринимательства, особенно производственного. Государство игнорирует необходимость в формировании положительного общественного мнения по отношению к предпринимательству |
33 | Духовенство | Поддержание духовных традиций православия | Осуждение стремления к личному обогащению, поэтому назидательное отношение к торговому предпринимательству (в православных канонах таковое присутствовало): только тот предприниматель спасется, кто использует предпринимательство, как средство творить милостыню. Богатый не спасется, ибо чем он богаче, тем менее богоугоден. | Отношение к предпринимательству остается на прежних позициях. Промышленное предпринимательство игнорируется. |
44 | Крестьяне и рабочие | Создание материальных ценностей | Отношение к предпринимательству терпимое, ибо оно способствует повышению жизнеспособности общины. | Отношение завистливое, требовательное: «делитесь с ближним», ибо «не тоже на Руси одному сытому быть». Отсутствие святости чужой собственности. |
55 | Разночинцы, мелкая интеллигенция, обнищавшее дворянство, низшие слои бюрократии | Значительной роли не играют | Испытывали свою неполноценность вследствие ненужности обществу. Чутко чувствуя настроение масс, старались самоутвердиться через унижение тех, кто по их мнению, превзошел их в чем-либо (в богатстве, власти и т.д.) | Отношение к предпринимателям принимает утилитарный оттенок. Активно способствуют формированию негативного отношения крестьянства и рабочих к буржуазии, которая представлена, как объект для выражения недовольства, агрессии и зависти к богатству у трудового народа: «эксплуататоры», «кровопийцы», «спекулянты» и т.д. |
66 | А) Купечество с начала XIX в. Б) Буржуазия с конца XIX в. | Участвуют в распределении благ общества по законам рынка. Поддерживают религиозную общину с ее традициями. С помощью благотворительности поддерживают малоимущие слои населения. Как меценаты способствуют развитию культуры и искусства. Выполняют функцию работодателей, ликвидируя безработицу. | Относятся к предпринимательству, как к деятельности, которая направлена на выживание общины. Чувствуют свою необходимость. Однако личное обогащение приносит первые «ростки» неполноценности перед обществом неимущих и удовлетворения амбиций перед аристократией. | Отсутствие «святости своей собственности». Посредством благотворительности и меценатства компенсируют комплекс неполноценности перед «родственниками-крестьянами» или дворянами(если предприниматель имеет аристократические корни). |
Вопросы для обсуждения:
1. В чем суть этики деловых отношений?
2. Как связаны между собой общечеловеческая и профессиональная этика?
3. Каковы задачи профессиональной этики деловых отношений?
4. Какие-факторы, под влиянием которых складывается комплекс этических норм и представлений каждого человека, можно считать постоянными и какие – временными?
5. Назовите принципы, действующие в сфере современных деловых отношений.
6. Как влияет общественная среда (культура, политика, научно-технический прогресс, демография, особенности исторического развития) на формирование принципов этики деловых отношений?
7. Каковы направления дальнейшего развития этических требований в деловой сфере?
Раздел 2. Этика делового красноречия
Если у Вас задатки блестящего оратора?
- Задумываетесь ли вы когда-нибудь, о чем размышляют другие, когда вы говорите? Пытаетесь ли вы бессознательно поставить себя на их место?
- Действительно ли вам нравится помогать другим решать их проблемы?
- Какое слово вы чаще употребляете «вы» или «я»?
- Видели ли вы когда-нибудь теледебаты (или какие-нибудь другие дискуссии)? Не приходило ли вам в голову мысль: «Я бы тоже не прочь попробовать»?
- Когда вы смотрите по телевизору передачу, в которой группа специалистов обсуждает какую-нибудь проблему, случается ли так, что вы можете ответить на вопрос ведущего раньше их?
- Хорошая ли у вас память?
- Любите ли вы настольные игры наподобие «Монополии»? Способны ли сами придумать такую игру?
- Ощущаете ли вы, что чувствуют другие?
- Бывает ли с вами так, что в разгаре оживленного спора вы иногда начинаете защищать иную точку зрения только потому, что вам нравится спорить?
- Можете ли вы прекратить путаный, бестолковый разговор, ухватив главное и высказав это так, что все поймут и согласятся с вами?
- Полны ли вы энергии? Кажется ли вам, что другие говорят слишком медленно?
- Прислушиваетесь ли вы когда-нибудь к собственному голосу просто из интереса: как он звучит?
- Видели ли вы когда-нибудь себя в кинофильме или видеозаписи: как вы держитесь,
- как двигаетесь, как выглядите со стороны?
- Если в вас что-то от заводилы? Случается ли вам первым начинать аплодировать?
- Любите ли вы рассказывать другим то, что знаете сами? Получился бы из вас хороший преподаватель?
- Способны ли вы мыслить зрительными образами? Представляются ли вам, когда вы говорите воображаемые картины?
- Способны ли вы прямо сейчас, взглянув в окно, более или менее подробно описать, что увидели?
- Интересно ли вам выполнять упражнение, предложенное в предыдущем вопросе?
- Хороший ли вы вербализатор? Можете ли вы, переварив обширный материал, изложить его простым, понятным языком?
- Любите ли вы чувствовать себя хозяином положения?
- Способны ли вы держать себя в руках, оказавшись в трудном положении? Можете ли вы спокойно отвечать на провокационные вопросы?
- Нравится ли вам демонстрировать другим свою работу и объяснять как вы это сделали?
- Нравится ли вам наглядно демонстрировать то, о чем вы говорите? Хочется ли вам «разыграть» то, что вы описываете?
- Оптимист ли вы или сразу отступаете перед трудностями?
- Приходилось ли вам выступать в школьных спектаклях?
- Смотрите ли вы людям в глаза, когда к ним обращаетесь?
- Смотрите ли вы людям в глаза, когда они обращаются к вам?
- Поворачиваются ли участники совещания в вашу сторону, когда наступает время подводить его итоги?
Если вы ответили «да» по крайней мере, на половину вопросов, у вас неплохие шансы стать первоклассным оратором. Если ваш результат не столь хорош, не все еще потеряно. Вы, во всяком случае, не лукавите сами с собой, а это, в конечном счете, самое главное. И если вы все же не отступитесь, считайте, что получили дополнительное очко за настойчивость.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 342.