Классификация эстетических свойств товаров
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Целостность композиции отражает рациональную взаимо­связь внешних признаков с внутренней структурой и предпола­гает подчиненность главным элементам второстепенных.

Для ряда непродовольственных товаров целостность компо­зиции характеризуется организованностью объемно-простран­ственной структуры (выражает учет пропорций, масштабов, ритмичности, всех конструктивно-художественных средств композиции изделий), пластичностью (определяет выразительность объемной и элементной форм изделия), графической прорисованностью формы и элементов.

Совершенство производственного исполнения изделия определяется тщательностью покрытия и отделки поверхности, чисто­той выполнения соединений деталей, а также информационных знаков, упа­ковки.

Дизайн – способность товаров комплексно удовлетворять эстетические, эргономические, социальные, духовные потребно­сти за счет их художественного конструирования. Например, красивая форма изделий должна совмещаться с удобством использования (эксплуатации). Размеры изделий в целом или их отдельных деталей должны обеспечивать гармо­ничность формы и функциональное назначение.

Среди показателей внешнего вида, определяющих дизайн товаров, особое место занимает форма, которая обусловливает основные типы стилей в дизайне. Дизайн является составной частью определенной моды и (или) стиля товаров. Разработка дизайна товаров играет важ­ную роль в проектировании направления моды и обеспечения определенного стиля.

Стиль – способность товаров удовлетворять социальные и эстетические потребности с помощью совокупности показате­лей внешнего вида, конструктивных особенностей и деталей, которые определяются общим для конкретной группы потре­бителей мироощущением.

Стиль формируется в течение продолжительного времени под воздействием исторических, демографических, географических, национальных, корпоративных факто­ров.

Модаспособность внешнего вида товаров удовлетворять эстетические потребности, сформированные или сложившиеся в определенной социально-культурной среде на определенный, ограниченный период.

Основополагающими признаками, характеризующими это свойство, являются единичные показатели внешнего вида: фор­ма изделий в целом и (или) отдельных его частей (например, за­остренная, округлая или квадратная форма носка обуви), цвет и (или) цветовая гамма (особенно это характерно для одежды, обуви – модный цвет сезона), состояние поверхности, в том числе деталей оформления (например, наличие рюшек на платьях, блузках, фурнитуры на обуви, мебели), наличие или отсутствие отдельных функциональных деталей (например, задника у обуви, у одежды – рукавов, поясов). Названные по­казатели моды обеспечиваются путем подбора наиболее при­годных видов сырья, материалов и разработки определенной конструкции.

В отличие от стиля мода представляет собой временную общность формально-художественных средств, выражающих определенное мироощущение. В то же время при разработке моды учитывается определенный стиль. Мода распространяет­ся, как правило, на наиболее подвижные элементы вещной среды и является следствием естественного стремления людей делать все более красивыми и удобными окружающие их пред­меты, используемые товары. Эстетическое восприятие моды субъективно и связано с ее направлением, характерным для конкретного исторического периода.

М. А. Николаева «Теоретические основы товароведения», 2006. стр. 125 – 158

 Содержание

 

Вопрос 4.2.5.

Группа «ЭСТЕТИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА» потребительских свойств

Качества товаров: краткая характеристика, критерии выбора

Пункт 4.2.5.1.

Основные типы стилей в дизайне. Краткая характеристика,

Критерии выбора

 

Среди показателей внешнего вида, определяющих дизайн товаров, особое место занимает форма, которая обусловливает основные типы стилей в дизайне. Дизайн является составной частью определенной моды и (или) стиля товаров. Разработка дизайна товаров играет важ­ную роль в проектировании направления моды и обеспечения определенного стиля.

Стиль – способность товаров удовлетворять социальные и эстетические потребности с помощью совокупности показате­лей внешнего вида, конструктивных особенностей и деталей, которые определяются общим для конкретной группы потре­бителей мироощущением.

Стиль формируется в течение продолжительного времени под воздействием исторических, демографических, географических, национальных, корпоративных факто­ров.

Стиль отражает определенные особенности художественной культуры, сформировавшиеся под воздействием социально-экономических условий развития общества в конкретный исто­рический период. Изменение этих условий постепенно приво­дит к утверждению нового стиля. Существует несколько классификаций стилей эпох (сх. 12).

Ø Исторический стиль (стиль эпохи) товаров – способность товаров отражать исторически сложившуюся общ­ность средств и приемов художественной выразительности.

Исторические стили находят выражение, прежде всего в ар­хитектуре, что побуждает к созданию предметов быта (мебели, посуды, одежды, обуви), обладающих стилевым единст­вом с архитектурным пространством. Эта группа стилей в боль­шей мере охватывает непродовольственные товары, в мень­шей – пищевые продукты (в основном их внешнее оформле­ние и упаковку).

Кратко охарактеризуем наиболее распространенные истори­ческие стили:

Ø Древнеегипетский стиль характеризуется массивностью, гипертрофированными масштабами форм, лаконичностью цвето­вого оформления.

Ø  Античный (героический) стиль (лат. antiguus – древний) от­личается реалистической трактовкой пространства, конструк­цией, логикой и гармоничным единством всех форм, наличием геометрических рисунков.

Ø Готический стиль (фр. gothigue – германское племя готы) определяют устремленные вверх, удлиненные, угловатые фор­мы предметов, отличающиеся строгостью конструкции, обили­ем резьбы, скульптурных украшений. Этот стиль возник во Франции в XII в. и в позднем Средневековье распространился в Западной Европе.

Ø Ренессансный стиль (стиль Возрождения) характеризуется соразмерными человеку формами, удобством и изяществом кон­струкций, появлением яркого национального колорита в пред­метах быта. Определенные элементы этот стиль заимствует у античного стиля, хотя и в новой, более усовершенствованной форме (например, колонны – типичный элемент античного стиля используются для украшения мебели, но более изящных форм).

Ø Барокко (от ит. bагоссо – вычурный) – стиль, отличающий­ся декоративной пышностью, вычурностью, живописностью, тяжеловесностью, иррациональностью, динамическими, слож­ными формами, наличием ярких цветов с обилием золота в оформлении предметов быта.

Ø Классицизм – стиль, сформированный при новом обраще­нии к античному и ренессансному стилям с дальнейшим их со­вершенствованием на основе достижений науки и техники того времени. Термин «классический» (от лат. classicum) обозначает первоклассный, образцовый, при этом за образец был взят ан­тичный стиль. Классический стиль возник в период перехода от феодального строя к буржуазному. Его характерные черты — строгость, логичность конструкции, рационализм и ясность пропорциональных членений формы, сочетающихся с функ­циональным назначением, симметрия, статика, отсутствие вы­чурности и излишнего внешнего оформления, замкнутость композиции, спокойные цвета и их сочетания. Разновидностя­ми позднего классицизма являются стиль ампир, русский клас­сицизм: екатерининский и александровский.

Схема 12

Классификация стилей

Ø Модерн (от фр. moderne – современный) – стиль, противопоставляющий себя классицизму и отличающийся стремлением к целостности, лаконизму форм, подчеркиванию структурных элементов и использованию новых материалов, конструкций, необычных декоративных эффектов. Этот стиль возник в евро­пейском искусстве конца XIX – начала XX вв.

Ø Конструктивизм (лат. constructio – построение) – стиль, основной установкой которого было сближение искусства с практикой индустриального быта по линии формы. Характер­ными признаками этого стиля являются геометризация конту­ров, функционально оправданное конструирование и исполь­зование в качестве рисунков индустриальных пейзажей, пред­метов труда. Этот стиль возник в начале XX в. в противовес классицизму.

Ø Географический стиль – способность товаров от­ражать определенную постоянную общность средств и прие­мов художественной выразительности, сформированной под воздействием культурной среды отдельных регионов земного шара.

По географическому признаку принято выделять:

Ø Европейский стиль характеризуется показателями внешнего вида, в значительной мере соответствующего функциональному назначению и антропометрическим характеристикам европей­ского потребителя. За исключением отдельных проявлений мо­ды данному стилю присущи лаконичность форм, их подчинен­ность содержанию изделия, отсутствие резких цветовых кон­трастов и пышных деталей внешнего оформления. Этот стиль сформировался под воздействием классицизма и модерна в странах Западной Европы.

Ø Восточный стиль определяется наличием ярких красок с контрастной цветовой гаммой, множеством деталей внешнего оформления (например, на одежде – вышивки, пуговиц, укра­шений). В нем много заимствований из национальных стилей восточных стран. Такой стиль наиболее часто встречает­ся у товаров, импортируемых из азиатских стран (например, одежда, обувь, украшения).

Ø Латиноамериканский стиль достаточно близок к восточному стилю, особенно по цветовой гамме, но отличается большей сдержанностью в деталях внешнего оформления. Этот стиль возник под воздействием индейской и испанской культур. Он имеет ограниченное распространение – в основном в странах Латинской Америки и импортируемых из них товаров.

Ø Североамериканский стиль близок к европейскому стилю, хо­тя и отличается от него большей простотой формы и конструк­ции. В то же время данный стиль предоставляет большую сво­боду во внешнем виде и конструкции изделий.

Ø Национальные стили – способность товаров отра­жать через их внешнее оформление вкусы и предпочтения по­требителей определенной страны. Характерными признаками национальных стилей могут быть определенная цветовая гамма, рисунки, конструктивные особенности изделий или их отдельных элементов. В товарах национальный стиль может быть доминирующим (например, русские матрешки, изделия из Хохло­мы, Гжели) или в виде отдельных элементов (например, вышивка на одежде в русском стиле).

Ø Социальные стили – способность товаров через внешний вид, конструкцию и используемые материалы, сырье, а также определенные детали оформления отражать причаст­ность потребителя к определенной социальной группе людей, и (или) организации, и (или) образу жизни.

По сути, социальные стили являются стилями жизни людей в социуме и их можно подразделить на:

Ø Индивидуальный стиль отражает вкусы и предпочтения кон­кретного потребителя, предназначенные для обеспечения опре­деленного образа жизни.

Различают такие индивидуальные стили, как деловой, спор­тивный, вечерний. Кроме того, все демографические стили (молодежный, подростковый, детский) также являются индивидуальными.

Индивидуальный стиль формируется конкретным потреби­телем и во многом определяет его запросы.

Ø Коллективный стиль формируется в определенных социаль­ных группах людей под воздействием общественного мнения, корпоративной (фирменной) культуры и специально создается для обеспечения имиджа организаций или отдельным людям, причастным к коллективу.

Ø Фирменный стиль – единый четко выраженный стиль, опре­деляющий имидж фирмы и выпускаемых ею товаров. Одно из главных его назначений – укрепление с помощью дизайна престижа фирмы, усиление «узнаваемости» своих товаров для удержания определенного сегмента рынка.

М. А. Николаева «Теоретические основы товароведения», 2006. стр. 125 – 158

Содержание

 

Вопрос 4.2.6.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 674.