→ Целостность композиции отражает рациональную взаимосвязь внешних признаков с внутренней структурой и предполагает подчиненность главным элементам второстепенных.
Для ряда непродовольственных товаров целостность композиции характеризуется организованностью объемно-пространственной структуры (выражает учет пропорций, масштабов, ритмичности, всех конструктивно-художественных средств композиции изделий), пластичностью (определяет выразительность объемной и элементной форм изделия), графической прорисованностью формы и элементов.
→ Совершенство производственного исполнения изделия определяется тщательностью покрытия и отделки поверхности, чистотой выполнения соединений деталей, а также информационных знаков, упаковки.
→ Дизайн – способность товаров комплексно удовлетворять эстетические, эргономические, социальные, духовные потребности за счет их художественного конструирования. Например, красивая форма изделий должна совмещаться с удобством использования (эксплуатации). Размеры изделий в целом или их отдельных деталей должны обеспечивать гармоничность формы и функциональное назначение.
Среди показателей внешнего вида, определяющих дизайн товаров, особое место занимает форма, которая обусловливает основные типы стилей в дизайне. Дизайн является составной частью определенной моды и (или) стиля товаров. Разработка дизайна товаров играет важную роль в проектировании направления моды и обеспечения определенного стиля.
→ Стиль – способность товаров удовлетворять социальные и эстетические потребности с помощью совокупности показателей внешнего вида, конструктивных особенностей и деталей, которые определяются общим для конкретной группы потребителей мироощущением.
Стиль формируется в течение продолжительного времени под воздействием исторических, демографических, географических, национальных, корпоративных факторов.
→ Мода – способность внешнего вида товаров удовлетворять эстетические потребности, сформированные или сложившиеся в определенной социально-культурной среде на определенный, ограниченный период.
Основополагающими признаками, характеризующими это свойство, являются единичные показатели внешнего вида: форма изделий в целом и (или) отдельных его частей (например, заостренная, округлая или квадратная форма носка обуви), цвет и (или) цветовая гамма (особенно это характерно для одежды, обуви – модный цвет сезона), состояние поверхности, в том числе деталей оформления (например, наличие рюшек на платьях, блузках, фурнитуры на обуви, мебели), наличие или отсутствие отдельных функциональных деталей (например, задника у обуви, у одежды – рукавов, поясов). Названные показатели моды обеспечиваются путем подбора наиболее пригодных видов сырья, материалов и разработки определенной конструкции.
В отличие от стиля мода представляет собой временную общность формально-художественных средств, выражающих определенное мироощущение. В то же время при разработке моды учитывается определенный стиль. Мода распространяется, как правило, на наиболее подвижные элементы вещной среды и является следствием естественного стремления людей делать все более красивыми и удобными окружающие их предметы, используемые товары. Эстетическое восприятие моды субъективно и связано с ее направлением, характерным для конкретного исторического периода.
М. А. Николаева «Теоретические основы товароведения», 2006. стр. 125 – 158
Содержание
Вопрос 4.2.5.
Группа «ЭСТЕТИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА» потребительских свойств
Качества товаров: краткая характеристика, критерии выбора
Пункт 4.2.5.1.
Основные типы стилей в дизайне. Краткая характеристика,
Критерии выбора
Среди показателей внешнего вида, определяющих дизайн товаров, особое место занимает форма, которая обусловливает основные типы стилей в дизайне. Дизайн является составной частью определенной моды и (или) стиля товаров. Разработка дизайна товаров играет важную роль в проектировании направления моды и обеспечения определенного стиля.
→ Стиль – способность товаров удовлетворять социальные и эстетические потребности с помощью совокупности показателей внешнего вида, конструктивных особенностей и деталей, которые определяются общим для конкретной группы потребителей мироощущением.
Стиль формируется в течение продолжительного времени под воздействием исторических, демографических, географических, национальных, корпоративных факторов.
Стиль отражает определенные особенности художественной культуры, сформировавшиеся под воздействием социально-экономических условий развития общества в конкретный исторический период. Изменение этих условий постепенно приводит к утверждению нового стиля. Существует несколько классификаций стилей эпох (сх. 12).
Ø Исторический стиль (стиль эпохи) товаров – способность товаров отражать исторически сложившуюся общность средств и приемов художественной выразительности.
Исторические стили находят выражение, прежде всего в архитектуре, что побуждает к созданию предметов быта (мебели, посуды, одежды, обуви), обладающих стилевым единством с архитектурным пространством. Эта группа стилей в большей мере охватывает непродовольственные товары, в меньшей – пищевые продукты (в основном их внешнее оформление и упаковку).
Кратко охарактеризуем наиболее распространенные исторические стили:
Ø Древнеегипетский стиль характеризуется массивностью, гипертрофированными масштабами форм, лаконичностью цветового оформления.
Ø Античный (героический) стиль (лат. antiguus – древний) отличается реалистической трактовкой пространства, конструкцией, логикой и гармоничным единством всех форм, наличием геометрических рисунков.
Ø Готический стиль (фр. gothigue – германское племя готы) определяют устремленные вверх, удлиненные, угловатые формы предметов, отличающиеся строгостью конструкции, обилием резьбы, скульптурных украшений. Этот стиль возник во Франции в XII в. и в позднем Средневековье распространился в Западной Европе.
Ø Ренессансный стиль (стиль Возрождения) характеризуется соразмерными человеку формами, удобством и изяществом конструкций, появлением яркого национального колорита в предметах быта. Определенные элементы этот стиль заимствует у античного стиля, хотя и в новой, более усовершенствованной форме (например, колонны – типичный элемент античного стиля используются для украшения мебели, но более изящных форм).
Ø Барокко (от ит. bагоссо – вычурный) – стиль, отличающийся декоративной пышностью, вычурностью, живописностью, тяжеловесностью, иррациональностью, динамическими, сложными формами, наличием ярких цветов с обилием золота в оформлении предметов быта.
Ø Классицизм – стиль, сформированный при новом обращении к античному и ренессансному стилям с дальнейшим их совершенствованием на основе достижений науки и техники того времени. Термин «классический» (от лат. classicum) обозначает первоклассный, образцовый, при этом за образец был взят античный стиль. Классический стиль возник в период перехода от феодального строя к буржуазному. Его характерные черты — строгость, логичность конструкции, рационализм и ясность пропорциональных членений формы, сочетающихся с функциональным назначением, симметрия, статика, отсутствие вычурности и излишнего внешнего оформления, замкнутость композиции, спокойные цвета и их сочетания. Разновидностями позднего классицизма являются стиль ампир, русский классицизм: екатерининский и александровский.
Схема 12
Классификация стилей
Ø Модерн (от фр. moderne – современный) – стиль, противопоставляющий себя классицизму и отличающийся стремлением к целостности, лаконизму форм, подчеркиванию структурных элементов и использованию новых материалов, конструкций, необычных декоративных эффектов. Этот стиль возник в европейском искусстве конца XIX – начала XX вв.
Ø Конструктивизм (лат. constructio – построение) – стиль, основной установкой которого было сближение искусства с практикой индустриального быта по линии формы. Характерными признаками этого стиля являются геометризация контуров, функционально оправданное конструирование и использование в качестве рисунков индустриальных пейзажей, предметов труда. Этот стиль возник в начале XX в. в противовес классицизму.
Ø Географический стиль – способность товаров отражать определенную постоянную общность средств и приемов художественной выразительности, сформированной под воздействием культурной среды отдельных регионов земного шара.
По географическому признаку принято выделять:
Ø Европейский стиль характеризуется показателями внешнего вида, в значительной мере соответствующего функциональному назначению и антропометрическим характеристикам европейского потребителя. За исключением отдельных проявлений моды данному стилю присущи лаконичность форм, их подчиненность содержанию изделия, отсутствие резких цветовых контрастов и пышных деталей внешнего оформления. Этот стиль сформировался под воздействием классицизма и модерна в странах Западной Европы.
Ø Восточный стиль определяется наличием ярких красок с контрастной цветовой гаммой, множеством деталей внешнего оформления (например, на одежде – вышивки, пуговиц, украшений). В нем много заимствований из национальных стилей восточных стран. Такой стиль наиболее часто встречается у товаров, импортируемых из азиатских стран (например, одежда, обувь, украшения).
Ø Латиноамериканский стиль достаточно близок к восточному стилю, особенно по цветовой гамме, но отличается большей сдержанностью в деталях внешнего оформления. Этот стиль возник под воздействием индейской и испанской культур. Он имеет ограниченное распространение – в основном в странах Латинской Америки и импортируемых из них товаров.
Ø Североамериканский стиль близок к европейскому стилю, хотя и отличается от него большей простотой формы и конструкции. В то же время данный стиль предоставляет большую свободу во внешнем виде и конструкции изделий.
Ø Национальные стили – способность товаров отражать через их внешнее оформление вкусы и предпочтения потребителей определенной страны. Характерными признаками национальных стилей могут быть определенная цветовая гамма, рисунки, конструктивные особенности изделий или их отдельных элементов. В товарах национальный стиль может быть доминирующим (например, русские матрешки, изделия из Хохломы, Гжели) или в виде отдельных элементов (например, вышивка на одежде в русском стиле).
Ø Социальные стили – способность товаров через внешний вид, конструкцию и используемые материалы, сырье, а также определенные детали оформления отражать причастность потребителя к определенной социальной группе людей, и (или) организации, и (или) образу жизни.
По сути, социальные стили являются стилями жизни людей в социуме и их можно подразделить на:
Ø Индивидуальный стиль отражает вкусы и предпочтения конкретного потребителя, предназначенные для обеспечения определенного образа жизни.
Различают такие индивидуальные стили, как деловой, спортивный, вечерний. Кроме того, все демографические стили (молодежный, подростковый, детский) также являются индивидуальными.
Индивидуальный стиль формируется конкретным потребителем и во многом определяет его запросы.
Ø Коллективный стиль формируется в определенных социальных группах людей под воздействием общественного мнения, корпоративной (фирменной) культуры и специально создается для обеспечения имиджа организаций или отдельным людям, причастным к коллективу.
Ø Фирменный стиль – единый четко выраженный стиль, определяющий имидж фирмы и выпускаемых ею товаров. Одно из главных его назначений – укрепление с помощью дизайна престижа фирмы, усиление «узнаваемости» своих товаров для удержания определенного сегмента рынка.
М. А. Николаева «Теоретические основы товароведения», 2006. стр. 125 – 158
Содержание
Вопрос 4.2.6.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 674.