«НАДЕЖНОСТЬ»: краткая характеристика, критерии выбора
Надежность – способность товаров сохранять функциональное назначение в процессе хранения и (или) потребления (эксплуатации) в течение заранее оговоренных сроков.
Надежность постоянно изменяется вследствие процессов, происходящих при хранении, потреблении и эксплуатации товаров. Это свойство не может быть безграничным.
В зависимости от критерия надежности различают следующие подгруппы свойств:
→ Долговечность – способность товаров сохранять работоспособность до наступления предельного состояния или установленного времени технического обслуживания и ремонта.
Показателями долговечности служат:
Ø Срок службы – продолжительность эксплуатации товаров, в течение которой они выполняют свои основные функции.
Ø Ресурс – предельная возможность эксплуатации товаров, зафиксированная в нормативных документах, например, число часов работы, количество включений и выключений (выключатели).
→ Безотказность – способность товаров выполнять функциональное назначение без возникновения дефектов, из-за которых невозможна или затруднена их дальнейшая эксплуатация.
Безотказность характеризуется сроками, в течение которых товары эксплуатируются без сбоев и отказов, а также количеством возникающих в течение обусловленного периода дефектов.
Безотказность как свойство надежности наиболее часто применяется для сложнотехнических товаров (бытовой техники), оборудования, транспортных средств.
Показателями безотказности служат: средняя наработка до первого отказа, интенсивность отказов, вероятность безотказной работы (последний показатель означает, что в пределах заданной наработки отказ не возникает), параметр потока отказов, гарантийная наработка, наработка на отказ, сроки ремонта.
Ø Параметр потока отказов – среднее количество отказов восстановленного изделия в единицу времени за определенный срок.
Ø Гарантийная наработка – срок эксплуатации изделия, который гарантирует изготовитель при соблюдении условий эксплуатации.
Ø Наработка на отказ – относительный показатель, который характеризуется отношением суммарной наработки восстанавливаемого изделия к суммарному ожидаемому числу его отказов в течение этой наработки.
→ Ремонтопригодность – способность товаров восстанавливать свои исходные свойства, в первую очередь функциональное назначение, после устранения выявленных дефектов.
Ремонтные работы проводятся для восстановления основных свойств товаров, утраченных при эксплуатации или вследствие возникновения дефектов. Ремонт возможен лишь при наличии запасных деталей или комплектующих изделий.
Ремонтопригодность характерна для многих непродовольственных товаров, которые по этому свойству подразделяются на:
Ø Ремонтопригодные товары после возникновения дефектов и их устранения могут быть использованы по назначению. Например, к таким товарам можно отнести большинство бытовой техники и многие комплектующие изделия к ним (автомобили, телевизоры, многие марки утюгов).
Ø Ремонтонепригодные товары не подлежат ремонту из-за определенных конструктивных особенностей или отсутствия запасных деталей. Например, к ремонту непригодны электрические лампы, батарейки, некоторые типы розеток, авторучек одноразового действия. У таких товаров безотказность совпадает с долговечностью.
Ремонтопригодность тесно связана с долговечностью, так как позволяет увеличивать срок эксплуатации товаров.
→ Сохраняемость – способность товаров поддерживать исходные количественные и качественные характеристики без значительных потерь в течение определенного срока. Если же эти потери происходят, они должны быть экономически оправданны.
Сохраняемость присуща всем потребительским товарам, так как хранение – неизбежный этап любого товародвижения. Это свойство особенно важно для пищевых продуктов. Хранение начинается с момента выпуска готовой продукции и продолжается до утилизации товара.
Показателями сохраняемости потребительских товаров являются потери, выход товарной (стандартной) продукции, сроки хранения. Сохраняемость тесно связана с безопасностью многих товаров, особенно скоропортящихся пищевых продуктов, так как важнейшей целью хранения является обеспечение безопасности.
М. А. Николаева «Теоретические основы товароведения», 2006. стр. 125 – 158
Содержание
Вопрос 4.2.4.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 555.