Группа потребительских свойств качества товаров
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

«НАДЕЖНОСТЬ»: краткая характеристика, критерии выбора

Надежность – способность товаров сохранять функцио­нальное назначение в процессе хранения и (или) потребления (эксплуатации) в течение заранее оговоренных сроков.

Надежность постоянно изменяется вследствие процессов, происходящих при хранении, потреблении и эксплуатации то­варов. Это свойство не может быть безграничным.

В зависимости от критерия надежности различают следую­щие подгруппы свойств:

Долговечность – способность товаров сохранять работоспо­собность до наступления предельного состояния или установ­ленного времени технического обслуживания и ремонта.

Показателями долговечности служат:

Ø Срок службы – продолжительность эксплуатации това­ров, в течение которой они выполняют свои основные функ­ции.

Ø Ресурс – предельная возможность эксплуатации товаров, зафиксированная в нормативных документах, например, число часов работы, количество включений и выключений (выключа­тели).

Безотказность – способность товаров выполнять функцио­нальное назначение без возникновения дефектов, из-за кото­рых невозможна или затруднена их дальнейшая эксплуатация.

Безотказность характеризуется сроками, в течение которых товары эксплуатируются без сбоев и отказов, а также количест­вом возникающих в течение обусловленного периода дефектов.

Безотказность как свойство надежности наиболее часто при­меняется для сложнотехнических товаров (бытовой техники), оборудования, транспортных средств.

Показателями безотказности служат: средняя нара­ботка до первого отказа, интенсивность отказов, вероятность безотказной работы (последний показатель означает, что в пре­делах заданной наработки отказ не возникает), параметр потока отказов, гарантийная наработка, наработка на отказ, сроки ремонта.

Ø Параметр потока отказов – среднее количество от­казов восстановленного изделия в единицу времени за опреде­ленный срок.

Ø Гарантийная наработка – срок эксплуатации изде­лия, который гарантирует изготовитель при соблюдении усло­вий эксплуатации.

Ø Наработка на отказ – относительный показатель, ко­торый характеризуется отношением суммарной наработки вос­станавливаемого изделия к суммарному ожидаемому числу его отказов в течение этой наработки.

Ремонтопригодность – способность товаров восстанавливать свои исходные свойства, в первую очередь функциональное на­значение, после устранения выявленных дефектов.

Ремонтные работы проводятся для восстановления основ­ных свойств товаров, утраченных при эксплуатации или вслед­ствие возникновения дефектов. Ремонт возможен лишь при на­личии запасных деталей или комплектующих изделий.

Ремонтопригодность характерна для многих непродовольст­венных товаров, которые по это­му свойству подразделяются на:

Ø Ремонтопригодные товары после возникновения дефектов и их устранения могут быть использованы по назна­чению. Например, к таким товарам можно отнести большинство бытовой техники и многие комплектующие изделия к ним (автомобили, телевизоры, многие марки утюгов).

Ø Ремонтонепригодные товары не подлежат ремон­ту из-за определенных конструктивных особенностей или от­сутствия запасных деталей. Например, к ремонту непригодны электрические лампы, батарейки, некоторые типы розеток, авторучек одноразового действия. У таких товаров безотказность совпадает с долговечностью.

Ремонтопригодность тесно связана с долговечностью, так как позволяет увеличивать срок эксплуатации товаров.

Сохраняемость – способность товаров поддерживать исходные ко­личественные и качественные характеристики без значитель­ных потерь в течение определенного срока. Если же эти потери происходят, они должны быть экономически оправданны.

Сохраняемость присуща всем потребительским товарам, так как хранение – неизбежный этап любого товародвижения. Это свойство особенно важно для пищевых продуктов. Хранение начинается с момента выпуска готовой продукции и продолжа­ется до утилизации товара.

Показателями сохраняемости потребительских товаров яв­ляются потери, выход товарной (стандартной) продукции, сро­ки хранения. Сохраняемость тесно связана с безопасностью многих товаров, особенно скоропортящихся пищевых продуктов, так как важнейшей целью хранения является обеспечение безопас­ности.

М. А. Николаева «Теоретические основы товароведения», 2006. стр. 125 – 158

Содержание

Вопрос 4.2.4.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 555.