Группа «ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА» потребительских
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Свойств качества товаров: краткая характеристика, критерии

Выбора

Эргономические свойства – способность товаров создавать ощущения удобства, комфортности, наиболее полного удовле­творения потребностей в соответствии с антропометрическими, физиологическими, психологическими и органолептическими (психолого-физиологическими) характеристиками потребителя.

Эргономика – наука, комплексно изучающая человека в конкретных условиях его деятельности с целью оптимизации средств и процессов труда или эксплуатации либо потребления.

Эргономические свойства удовлетворяют физиологические и (или) психические потребности в соответствии с определенны­ми характеристиками потребителя. В зависимости от этих характеристик эргономические свойства подразделяются на сле­дующие подгруппы:

Антропометрические свойства – способность товаров при потреблении (эксплуатации) соответствовать в наибольшей сте­пени измеряемым характеристикам потребителя.

Антропометрия – метод антропологии, заключающийся в различных измерениях человеческого тела.

Эти свойства должны создавать комфортность, удобства при потреблении товаров. Показателями антропометрических свойств могут служить размеры одежды, обуви, головных уборов, раз­меры рабочих деталей оргтехники, бытовой техники, канцеляр­ских товаров.

Антропометрические свойства характерны в основном для непродовольственных това­ров, а для продовольственных товаров имеют ограниченное применение. Единичными показателями этих свойств могут служить размер и форма табачных изделий (сигарет, папирос, сигар), карамельных изделий, твердость сахара-рафинада, пря­ников, сухарных и бараночных изделий. Твердость должна быть сопоставима с прочностью зубов.

Физиологические свойства – способность товаров обеспечи­вать удобство функционирования отдельных органов или час­тей тела человека при их использовании.

Косвенными показателя­ми этих свойств могут служить масса товаров (например, одеж­ды, обуви, посуды), форма и объем (посуды, одежды), конструкция предметов управления сложнотехническими товарами (рукоятками, кнопками, рулями).

Психологические свойства – способность товаров обеспечи­вать при потреблении (эксплуатации) душевный комфорт потребителю, соответствовать его индивидуальному восприятию товара.

Душевный комфорт – состояние внутреннего спокойствия, отсутствия разлада с собой и окружающим миром.

Одним потребителям душевный комфорт могут создавать лю­бимые, привычные вещи, а другим необходимо постоянное об­новление их. Психологические требования могут выражаться че­рез восприятие вкуса, цвета, громкости и тембра звучания, ярко­сти изображения. Например, восприятие отдельных пищевых продуктов в определенных регионах земного шара определяется национальными, религиозными, семейными и други­ми обычаями.

Психологические свойства непродовольственных товаров, особенно сложнотехнических, определяются удобством их экс­плуатации, легкостью освоения функциональных возможностей (например, овладение первичными умениями работы на компь­ютере, а затем переход на новые модели), возможностью выра­ботки навыков работы с товаром (например, вождение автомо­биля, стирка в стиральной машине).

Органолептические (психолого-физиологические) свойства – способность товаров обеспечивать соответствие психолого-физиологическим возможностям и запросам потребителя. Эти свойства комплексно удовлетворяют психологические и физио­логические потребности человека.

Они характеризуются органолептическими пока­зателями, основу которых составляет психолого-физиологиче­ское восприятие человеком отдельных свойств товаров с помощью органов чувств. Органолептические ощущения зависят от физиологического и психологического состояния конкретного человека, что и предопределяет его потребности. Например, в состоянии утомления, стрессов, депрессий у разных людей воз­никают неодинаковые потребности. Кто-то пытается снять нервное напряжение с помощью алкогольных напитков, чая, кофе, табачных изделий, кто-то – с помощью сладких изделий (шоколада, конфет).

М. А. Николаева «Теоретические основы товароведения», 2006. стр. 125 – 158

Содержание

Вопрос 4.2.5.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 560.