Коммуникативная деятельность владеющего языком/учащегося зависит не
только полученных знаний, умений и навыков. Она также находится под
влиянием личностных факторов, которые определяются индивидуальностью
человека. Индивидуальность человека характеризуется его взглядами,
мотивациями его поступков, ценностями, убеждениями, типом
познавательной способности, типом личности.
Всё это в целом составляет экзистенциальную компетенцию, а именно:
Взгляды и отношения:
· открытость для восприятия новых впечатлений, новых людей, идей,
обществ, культур и интерес к ним;
· готовность несколько изменить своё культурное восприятие и
собственную систему ценностей;
· способность и готовность отойти от стереотипов в отношении
культурных различий.
Мотивация:
· интуиция/обдуманность;
· язык как средство/язык как объединяющий фактор;
· потребность в общении.
Ценности, например, этические и нравственные.
Убеждения, например, религиозные, идеологические, философские.
Тип познавательной способности:
· конвергентный/дивергентный;
· целостный/аналитический/синтетический.
Личностные качества:
· разговорчивость/сдержанность;
· предприимчивость/робость;
· оптимизм/пессимизм;
· интровертность/экстравертность;
· стремление поддерживать/противостоять новым идеям;
· критическое отношение к себе/ к окружающим/чувство безнаказанности;
· бескомпромиссность/уступчивость;
· открытость/скрытость;
· раскованность/самоконтроль;
· интеллект;
· дотошность/небрежность;
· память;
· трудолюбие/леность;
· честолюбие/его отсутствие;
· способность/неспособность объективно оценивать ситуацию;
· надежда на свои силы/ её отсутствие;
· уверенность/неуверенность в себе;
· чувство собственного достоинства/его отсутствие.
Познавательные способности (sаvoir~ а р рrendere)
В наиболее широком смысле под способностью учиться понимается
умение участвовать в новых видах деятельности и интегрировать новую
информацию в уже имеющуюся систему знаний, модифицируя последнюю в
случае необходимости. Способность учить язык развивается в процессе
учения и позволяет индивиду более эффективно и самостоятельно
преодолевать трудности, возникающие в процессе обучения, знать способы
их разрешения и успешно использовать имеющиеся возможности.
Способность учиться включает;
Понимание механизмов языка и процесса коммуникации
Знание и понимание принципов организации и функционирования
языка помогает учащемуся осмыслить новый опыт, преобразуя его
результаты в упорядоченную структуру, а также рассматривать новый
опыт как обогащение уже имеющихся знаний. В результате новый язык
будет изучаться учащимся с большей готовностью, а не восприниматься им
как угроза уже устоявшейся языковой системе, правильность и
естественность которой не вызывает у него сомнения.
Общие фонетические навыки и умения
Многим учащимся, в особенности взрослым, могут помочь развить
произносительные способности:
·
умение распознавать и воспроизводить незнакомые
звуки и просодические модели;
· умение различать незнакомые последовательности
звуков;
·
умение членить непрерывный поток звуков на
значимые, последовательно расположенные фонологические элементы;
· понимание/владение процессами восприятия и
порождения звуков.
Общие фонетические навыки и умения не следует отождествлять с
умением произносить звуки конкретного языка.
Рекомендуется проанализировать и ответить на следующие вопросы:
Какими способами развивается понимание механизмов языка и процесса
коммуникации?
Какие фонетические навыки необходимы учащимся?
Учебные умения
К ним относятся:
· умение эффективно использовать возможности, возникающие в
процессе обучения, например:
· внимательно воспринимать предоставляемую информацию;
· осознавать конечную цель поставленной задачи;
· эффективно работать парами и в группах;
· использовать имеющиеся материалы для самостоятельной работы;
· использовать на практике изучаемый материал;
· умение подбирать и использовать материалы для самостоятельного
обучения;
· знание своих сильных и слабых сторон;
· способность определить свои потребности и задачи;
· умение организовать свою учебную деятельность с учётом личностных
характеристик и имеющихся ресурсов.
Эвристические умения
К ним относятся:
· способность учащегося познавать новое (новых людей, новую манеру
поведения и т.д.) и использовать другие компетенции в учебных
ситуациях;
· способность учащегося (особенно во время работы со справочными
материалами на изучаемом языке) находить, понимать и, если
необходимо, передавать новую информацию;
· умение пользоваться новыми информационными технологиями
(например, работать с базами данных, с системой интертекст и т.д.).
Рекомендуется проанализировать и ответить на вопросы:
Какие учебные навыки следует развивать у учащихся?
Какие эвристические знания учащемуся следует развивать и использовать?
Какие действия могут способствовать тому, чтобы учащийся стал более
самостоятельным в процессе изучения и использования язык?
Дата: 2018-11-18, просмотров: 323.