уровень владения
русским языком характеризует носителя языка как опытного пользователя.
Этот уровень достигается в период обучения в магистратуре при объеме в
180 часов (без учёта часов, необходимых для достижения третьего
сертификационного уровня): 60 учебных часов на обучение общему владению
русским языком, 120 учебных часов на обучение его использованию в сфере
профессионального общения.
Сертификат четвёртого уровня свидетельствует о высоком уровне
владения русским языком, близким к уровню носителя языка. Наличие
данного сертификата необходимо для получения диплома специалиста и
магистра филолога-русиста, кандидата филологических наук, а также
кандидата педагогических наук (по специальности «Методика преподавания
русского языка как иностранного»), что даёт право на все виды
преподавательской и научно-исследовательской деятельности в сфере
русского языка.
Описание различных уровней владения русским языком как
иностранным и создание соответствующей системы тестов является одной из
наиболее актуальных задач современной теории и практики преподавания
русского языка.
Унифицированная система тестирования позволяет определять и
сертифицировать уровень владения русским языком как иностранным вне
зависимости от места, времени и формы обучения, а также создаёт основу
для обеспечения международного признания языковых сертификатов.
При выделении уровней владения РКИ авторы исходили из
требований, предъявляемых к коммуникативной компетенции иностранных
граждан, зафиксированных в Государственном образовательном стандарте
РФ.28 Уровень коммуникативной компетенции определяется способностью
тестируемых:
·
участвовать в коммуникации в качестве: а) специалиста / должностного
лица в профессионально-трудовой, учебно-научной сферах общения; б)
члена определённого социума в социально-бытовой, социально-
культурной и официально-деловой сферах общения;
· достигать коммуникативных целей в актуальных для него ситуациях
общении;
· осуществлять речевое общение в рамках актуальной для данного
уровня тематики;
· создавать речевой продукт, качественные параметры которого
соответствуют норме и узусу современной русской речи.
Таким образом, единая сертификационная система определения уровня
владения практическим русским языком построена с учётом целей его
использования, навыков и умений в употреблении языковых средств для
28
Государственный образовательный стандарт по русскому языку как иностранному. I
сертификационный уровень. Общее владение. Профессиональное владение. М.; СПб.: Златоуст. 1999.
Государственный образовательный стандарт по русскому языку как иностранному. II
сертификационный уровень. М.; СПб.: 2000.
Государственный образовательный стандарт по русскому языку как иностранному. III
сертификационный уровень. Общее владение. Профессиональные модули. М.; СПб.: 2000. Типовые тесты
по русскому языку как иностранному. III сертификационный уровень. Общее владение. Профессиональные
модули. М.; СПб.: 2000.
Государственный образовательный стандарт по русскому языку как иностранному. IV
сертификационный уровень. Общее владение. Профессиональные модули. М.; СПб.: 2000. Типовые тесты
по русскому языку как иностранному. IV сертификационный уровень. Общее владение. Профессиональные
модули. М.; СПб.: 2000.
реализации определённых тактик речевого поведения в основных видах
речевой деятельности — чтении, письме, говорении и аудировании. Она
предусматривает выделение базового (включающего элементарный уровень в
качестве подуровня) и четырёх сертификационных уровней, которым
соответствует система тестов.
Разработанные тесты направлены на определение уровня общего
владения русским языком. Они дополняются профессиональным модулем —
тестом владения языком специальности. Тест общего владения является
единым для всех тестируемых; профессиональные модули соответствуют
существующей номенклатуре специальностей.
|
Глава III
Дата: 2018-11-18, просмотров: 316.