Документом, где в наиболее полной форме представлены компетенции,
которые необходимо сформировать у обучаемых, является монография
«Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение,
преподавания, оценка», подготовленная при поддержке Департамента по
языковой политике Генерального директората по образованию, культуре,
наследию, молодежи и спорту, изданная в Страсбурге в 2001 г. и
переведённая на русский язык специалистами Московского государственного
лингвистического университета в 2003 г. и переизданная в 2005 г. 27
Монография знакомит преподавателя с системой обучения
иностранным языкам и шестиуровневой системой оценки владения языком.
Здесь также сформулированы основные компетенции, которые необходимо
формировать в процессе обучения. Рекомендации монографии предлагают
основу для разработки учебных программ, экзаменационных материалов,
учебников и др. в рамках общеевропейского языкового пространства.
Компетенции описывают, чем необходимо овладеть изучающему
иностранный язык, чтобы использовать его в целях общения, какие знания и
умения необходимо освоить, чтобы коммуникация была успешной.
В монографии выделяются общие компетенции и коммуникативная
языковая компетенция. Общие компетенции включают знания, умения и
экзистенциональную компетенцию, а также способность учиться.
Общие компетенции пользователя, или учащегося, включают:
27
Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: Изучение, обучение, оценка. Департамент
по языковой политике, Страсбург. 2001 (французская и английская версии), МГЛУ. 2003, 2005 (русская
версия).
Декларативные знания (savoir)
I.
Общие знания о мире:
Картина мира, сформировавшаяся у взрослого человека, отличается
сложной организацией как в концептуальном, так и в языковом плане, и
чётко соотносится со словарём и грамматикой родного языка. Изучающий
иностранный язык должен иметь:
- знания населенных пунктов, общественных институтов и
организаций, персоналий, предметов, событий и др.; особое значение имеют
страноведческие знания – географическое положение, демографическая
обстановка, экономика и политика страны изучаемого языка;
- знание основных понятий (конкретность/абстрактность,
одушевлённость/неодушевлённость и др., отношений: пространственно-
временных, ассоциативных, логических, причинно-следственных и др.
Рекомендуется проанализировать и ответить на следующие вопросы:
Какими общими знаниями о мире должен обладать начинающий изучать
иностранный язык?
Какими новыми знаниями о мире, в том числе страноведческими, должен
овладеть учащийся в процессе изучения языка?
II.
Социокультурные знания могут охватывать следующие области:
Повседневная жизнь: питание, напитки, время приёма пищи, поведение
за столом; государственные праздники, продолжительность рабочего дня,
распорядок рабочего дня, досуг - увлечения, занятия спортом, чтение.
Условия жизни: уровень жизни – региональные, классовые и
технические особенности; условия проживания, система социальной
помощи.
Межличностные отношения:
классовая структура общества,
отношение между классами, отношения между полами, семейные
отношения, отношения между представителями разных поколений,
отношения на работе, отношения между гражданами и официальными
лицами, представителями правопорядка и т.д., отношения между
представителями разных рас и сообществ, отношения между политическими
и религиозными группами.
Система ценностей, убеждений и отношений применительно к
следующим явлениям и понятиям: социальные классы, профессиональные
группы – сфера образования, управления, государственная служба,
квалифицированный и другой труд; благосостояние: доход, наследство;
культура отдельных регионов; безопасность, общественные институты,
традиции и социальные изменения; история, в особенности общественно-
исторические личности, события; этнические и религиозные меньшинства:
национальное самосознание, другие страны и народы; политика, искусство –
изобразительное, музыка, литература, театр, поп-музыка; религия; юмор.
Язык жестов.
Правила этикета,
связанные с оказанием гостеприимства и
нанесением визитов: приход, поздравления, пунктуальность, подарки,
угощение; правила поведения и правила разговора, запретные темы,
продолжительность визита, прощание и уход.
Выполнение ритуалов:
религиозные обряды; рождение,
бракосочетание, похороны; поведение в общественных местах во время
церемоний и представлений; увеселительные мероприятия, танцы,
фестивали, дискотеки.
III. Межкультурные знания
Под межкультурным знанием понимается знание и понимание сходств
и различий между культурами родной страны и страны изучаемого языка, а
также знание и понимание регионального и социального разнообразия обеих
стран. Обогащению межкультурных знаний учащегося также способствует
знание более широкого круга мировых культур. Помимо объективных
знаний, межкультурные знания включают и представление друг о друге,
традиционно существующие у носителей обеих культур и часто
проявляющиеся в форме национальных стереотипов.
Рекомендуется проанализировать и ответить на следующие вопросы:
Какими социокультурными знаниями и опытом должен обладать учащийся,
приступающий к изучению языка?
Какими новыми социокультурными знаниями о своей стране и о стране
изучаемого языка должен овладеть учащийся для осуществления
коммуникации на изучаемом языке?
Что необходимо знать учащемуся об отношении между родной и
иноязычной культурами для развития адекватной межкультурной
компетенции?
Умения и навыки
1. Практические умения и навыки включают:
- навыки общественной жизни: умение действовать в соответствии с
традициями данного культурного контекста и выполнять стандартные для
данной ситуации процедуры в соответствии со своим статусом представителя
иной культуры / иностранца;
- навыки и умения повседневного поведения: умение успешно
осуществлять обычные повседневные процедуры (соблюдение личной
гигиены, приготовление и приём пищи и т.д.); поддержание в порядке и
ремонт бытовых приборов и т.д.;
- профессиональные навыки и умения: умение осуществлять
мыслительные и физические действия, необходимые для выполнения своих
профессиональных обязанностей;
- навыки и умения, связанные с проведением досуга: искусство
(живопись, скульптура, игра на музыкальных инструментах); рукоделие и
ремесла (вязание, вышивание, плетение и т.д.); спорт; хобби и др.
Рекомендуется проанализировать и ответить на следующий вопрос:
Какие практические навыки и умения потребуются учащемуся для
эффективной коммуникации в конкретной сфере жизни?
2. Межкультурные умения и навыки обозначают:
- способность соотносить свою собственную и иноязычную культуру;
- восприимчивость к различным культурам;
- умение выступать в роли посредника между представителя своей и
иноязычной культурой и эффективно устранять недопонимание и
конфликтные ситуации, вызванные межкультурными различиями;
- умение преодолевать сформировавшиеся стереотипы.
Рекомендуется ответить на следующие вопросы:
Какие роли и функции межкультурного посредничества придётся исполнять
учащемуся в дальнейшем? Какие навыки и умения ему потребуются?
Какие особенности родной и иноязычной культуры должен знать учащийся?
Какими способами можно приобщить учащихся к иноязычной культуре)?
Будет ли у учащегося возможность выступать в роли межкультурного
посредника? В каких ситуациях?
Дата: 2018-11-18, просмотров: 417.