Компетенции, которые необходимо формировать в сознании учащегося
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Документом, где в наиболее полной форме представлены компетенции,

которые необходимо сформировать у обучаемых, является монография

«Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение,

преподавания, оценка», подготовленная при поддержке Департамента по

языковой политике Генерального директората по образованию, культуре,

наследию, молодежи и спорту, изданная в Страсбурге в 2001 г. и

переведённая на русский язык специалистами Московского государственного

лингвистического университета в 2003 г. и переизданная в 2005 г. 27

Монография знакомит преподавателя с системой обучения

иностранным языкам и шестиуровневой системой оценки владения языком.

Здесь также сформулированы основные компетенции, которые необходимо

формировать в процессе обучения. Рекомендации монографии предлагают

основу для разработки учебных программ, экзаменационных материалов,

учебников и др. в рамках общеевропейского языкового пространства.

Компетенции описывают, чем необходимо овладеть изучающему

иностранный язык, чтобы использовать его в целях общения, какие знания и

умения необходимо освоить, чтобы коммуникация была успешной.

В монографии выделяются общие компетенции и коммуникативная

языковая компетенция. Общие компетенции включают знания, умения и

экзистенциональную компетенцию, а также способность учиться.

 

Общие компетенции пользователя, или учащегося, включают:


 

27


 

Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: Изучение, обучение, оценка. Департамент


по языковой политике, Страсбург. 2001 (французская и английская версии), МГЛУ. 2003, 2005 (русская

версия).


 





Декларативные знания (savoir)


 

I.


 

Общие знания о мире:


Картина мира, сформировавшаяся у взрослого человека, отличается

сложной организацией как в концептуальном, так и в языковом плане, и

чётко соотносится со словарём и грамматикой родного языка. Изучающий

иностранный язык должен иметь:

- знания населенных пунктов, общественных институтов и

организаций, персоналий, предметов, событий и др.; особое значение имеют

страноведческие знания – географическое положение, демографическая

обстановка, экономика и политика страны изучаемого языка;

- знание основных понятий (конкретность/абстрактность,

одушевлённость/неодушевлённость и др., отношений: пространственно-

временных, ассоциативных, логических, причинно-следственных и др.

 

Рекомендуется проанализировать и ответить на следующие вопросы:

Какими общими знаниями о мире должен обладать начинающий изучать

иностранный язык?

Какими новыми знаниями о мире, в том числе страноведческими, должен

овладеть учащийся в процессе изучения языка?


 





II.


 

Социокультурные знания могут охватывать следующие области:


Повседневная жизнь: питание, напитки, время приёма пищи, поведение

за столом; государственные праздники, продолжительность рабочего дня,

распорядок рабочего дня, досуг - увлечения, занятия спортом, чтение.

Условия жизни: уровень жизни – региональные, классовые и

технические особенности; условия проживания, система социальной

помощи.


Межличностные отношения:


классовая структура общества,


отношение между классами, отношения между полами, семейные

отношения, отношения между представителями разных поколений,

отношения на работе, отношения между гражданами и официальными

лицами, представителями правопорядка и т.д., отношения между

представителями разных рас и сообществ, отношения между политическими

и религиозными группами.

Система ценностей, убеждений и отношений применительно к

следующим явлениям и понятиям: социальные классы, профессиональные

группы – сфера образования, управления, государственная служба,

квалифицированный и другой труд; благосостояние: доход, наследство;

культура отдельных регионов; безопасность, общественные институты,

традиции и социальные изменения; история, в особенности общественно-

исторические личности, события; этнические и религиозные меньшинства:

национальное самосознание, другие страны и народы; политика, искусство –

изобразительное, музыка, литература, театр, поп-музыка; религия; юмор.

Язык жестов.


 

Правила этикета,


 

связанные с оказанием гостеприимства и


нанесением визитов: приход, поздравления, пунктуальность, подарки,

угощение; правила поведения и правила разговора, запретные темы,

продолжительность визита, прощание и уход.


Выполнение ритуалов:


религиозные обряды; рождение,


бракосочетание, похороны; поведение в общественных местах во время

церемоний и представлений; увеселительные мероприятия, танцы,

фестивали, дискотеки.

 

III. Межкультурные знания

 

Под межкультурным знанием понимается знание и понимание сходств

и различий между культурами родной страны и страны изучаемого языка, а

также знание и понимание регионального и социального разнообразия обеих

стран. Обогащению межкультурных знаний учащегося также способствует

знание более широкого круга мировых культур. Помимо объективных

знаний, межкультурные знания включают и представление друг о друге,

традиционно существующие у носителей обеих культур и часто

проявляющиеся в форме национальных стереотипов.

 

Рекомендуется проанализировать и ответить на следующие вопросы:

Какими социокультурными знаниями и опытом должен обладать учащийся,

приступающий к изучению языка?

Какими новыми социокультурными знаниями о своей стране и о стране

изучаемого языка должен овладеть учащийся для осуществления

коммуникации на изучаемом языке?

Что необходимо знать учащемуся об отношении между родной и

иноязычной культурами для развития адекватной межкультурной

компетенции?

 












Умения и навыки

1. Практические умения и навыки включают:

- навыки общественной жизни: умение действовать в соответствии с

традициями данного культурного контекста и выполнять стандартные для

данной ситуации процедуры в соответствии со своим статусом представителя

иной культуры / иностранца;

- навыки и умения повседневного поведения: умение успешно

осуществлять обычные повседневные процедуры (соблюдение личной

гигиены, приготовление и приём пищи и т.д.); поддержание в порядке и

ремонт бытовых приборов и т.д.;

- профессиональные навыки и умения: умение осуществлять

мыслительные и физические действия, необходимые для выполнения своих

профессиональных обязанностей;


 

- навыки и умения, связанные с проведением досуга: искусство

(живопись, скульптура, игра на музыкальных инструментах); рукоделие и

ремесла (вязание, вышивание, плетение и т.д.); спорт; хобби и др.

 

Рекомендуется проанализировать и ответить на следующий вопрос:

Какие практические навыки и умения потребуются учащемуся для

эффективной коммуникации в конкретной сфере жизни?

 

2. Межкультурные умения и навыки обозначают:

- способность соотносить свою собственную и иноязычную культуру;

- восприимчивость к различным культурам;

- умение выступать в роли посредника между представителя своей и

иноязычной культурой и эффективно устранять недопонимание и

конфликтные ситуации, вызванные межкультурными различиями;

- умение преодолевать сформировавшиеся стереотипы.

 

Рекомендуется ответить на следующие вопросы:

Какие роли и функции межкультурного посредничества придётся исполнять

учащемуся в дальнейшем? Какие навыки и умения ему потребуются?

Какие особенности родной и иноязычной культуры должен знать учащийся?

Какими способами можно приобщить учащихся к иноязычной культуре)?

Будет ли у учащегося возможность выступать в роли межкультурного

посредника? В каких ситуациях?

 


Дата: 2018-11-18, просмотров: 372.