Этика современного российского бизнеса оказалась под влиянием сразу двух культур делового поведения, которые существовали в стране до реформ 1990-х годов.
Первая культура связана с административно-командной системой, господствовавшей с начала 30-х годов XX века. Моральные нормы, привносимые в этику бизнеса, зависят от происхождения предпринимателей, составивших класс российских бизнесменов.
Это, прежде всего, представители государственных структур (партийной, комсомольской номенклатуры, а также хозяйственники, занимавшие лидирующее положение в промышленности). Эти люди во многом придерживаются этических ценностей прежних бюрократических отношений, в том числе традиций «кормления» при государстве, однако некоторые из них привнесли с собой в бизнес и представления о служении обществу.
Вместе с тем в бизнес пришли и другие предприниматели. Они в целом характеризуются высоким уровнем интеллекта и достаточно высокими моральными качествами. Их отличительными чертами являются интерес и внимание к дореволюционным традициям российского предпринимательства, стремление восстановить эти традиции с учетом принятых в мировой практике норм деловой этики. Однако их деятельность лежит, в основном, в сфере мелкого бизнеса.
Вторая культура - это жесткая деловая культура «теневой», полукриминальной и криминальной экономики. К началу 1990-х годов в «теневом» секторе экономики производилось около 20% совокупного общественного продукта и было занято примерно 25-30 млн. чел., а к концу 90-х доля «теневого» бизнеса достигла 40-50 %. Деятели «теневой» экономики, пополняя ряды легальных бизнесменов, принесли с собой в возрождающийся российский бизнес своеобразные этические требования и моральные нормы из другой, более «жесткой» культуры. При этом они продолжают паразитировать на недостатках, но уже новой системы (такой паразитизм - единственный способ существования «теневой» экономики в любой стране)*.
По сути, все эти группы лишены исторической перспективы. В настоящее время на стыке поведенческих традиций этих групп происходит своеобразный поиск новых жизнеспособных форм. Соответственно, этика нового класса бизнесменов в России представляет собой явление сложное и противоречивое. На него влияют разные силы, различные этические традиции и системы ценностей, т.к. в российском бизнесе занято множество людей разных национальностей, разного вероисповедания и разных этических воззрений, имеющих разную экономическую основу. Кроме того, в российский бизнес в 90-е годы XX в. пришли граждане зарубежных стран, деятельность которых основана на канонах устоявшейся западной этики.
Контакты с ними обусловливают весьма своеобразное переплетение восстанавливаемых национальных российских черт с общемировыми, что отчасти облегчает включение российского бизнеса в систему мировых этических норм делового поведения.
Вместе с тем, существуют серьезные сложности в формировании деловой российской этики.
1. В России не полностью действует главный фундаментальный принцип современного западного общества - неприкосновенность частной собственности. Частная собственность в России не священна.
2. Российский бизнес действует в условиях неприятия значительной частью общества преуспевания как такового, богатства в любом виде, даже как результата собственного труда. У нас пока еще не полностью сформирована культура успеха.
3. Сложилось своеобразное отношение к закону и роли государства. Этический парадокс российского бизнеса состоит в том, что этичность или неэтичность тех или иных поступков часто не определяется ни законом, ни личным выбором, а диктуется, прежде всего, необходимостью выживания предпринимателя в условиях неопределенности, несовершенства и несоблюдения законов, безразличия, а зачастую и притеснения со стороны государства.
4. Система партнерства бизнеса и государства в современной России существует, главным образом, в виде сращивания крупных структур бизнеса с коррумпированным чиновничеством в виде олигархии.
Тем не менее нравственные основы российского предпринимательства становятся чрезвычайно актуальными для нашего общества. Специалисты выделяют в качестве приоритетного направления деловой российской этики рынок покупателя, поскольку только потребительский выбор в конечном счете может стать базой успеха бизнеса. В таких условиях нарушение этики может обойтись предприятию дороже. Этичное поведение оказывается более эффективным, чем победа в прямом конкурентном столкновении с использованием безнравственных средств.
Все это обусловило пристальное внимание российских организаций к собственной деловой репутации. Проблема управления деловой репутацией стала одной из ключевых в отечественной бизнес-этике, обнаруживая неразрывный сплав экономической и нравственной составляющей. В нашей стране создан Национальный институт изучения репутации, занимающийся проблемами технологии и методов ее управления. Многие результаты исследований этого института имеют для нас большое практическое значение.
ИМИДЖ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ
Под имиджем понимают сформировавшийся образ делового человека (либо организации), в котором выделяются ценностные характеристики и черты, оказывающие определенное воздействие на окружающих. Имидж складывается в ходе личных контактов человека, на основе мнений, высказываемых о нем окружающими.
Люди легче принимают позицию того человека, к которому испытывают эмоционально-позитивное отношение, и наоборот, хуже принимают, а то и отвергают позицию человека, к которому испытывают эмоционально-негативное отношение. Многие индивиды от природы обладают привлекательным имиджем, они наделены обаянием. Обаяние - это не столько визуальная привлекательность, сколько полнота доверия, душевная расположенность к людям.
Обретение привлекательного имиджа не является самоцелью, однако овладение им составляет весьма существенную личностную и профессиональную характеристику. От имиджа во многом зависит желание сотрудничать с конкретным человеком или фирмой. Привлекательный имидж является одним из факторов, определяющих деловой успех. Имидж обладает следующими свойствами:
· Имидж - это сознательное явление, он не существует только на уровне отдельного человека, т.е. объект должен быть известен какой-либо группе людей (потребителей, партнеров и т.п.)
· Благоприятный имидж должен иметь точный адрес, вызывать к себе интерес, привлекать определенные группы партнеров
· Имидж активен по своей сути, он способен воздействовать на сознание, эмоции, деятельность, как отдельных людей, так и целых групп
· Имидж не является чем-то однажды созданным, сформированным; он динамичен, его атрибуты преобразуются, видоизменяются в соответствии с изменениями в самом себе
· Имидж должен быть пластичным, оперативно изменяться, откликаясь на экономические, психологические, социальные условия
· Имидж должен быть правдоподобным (соответствовать тому, что есть на самом деле или производить такое впечатление), в противном случае имиджу не верят, и он не достигает поставленной цели.
Хорошую репутацию приобрести трудно, на это уходят годы, а утратить ее можно мгновенно, и, чаще всего из-за пустяка: не ответив вовремя на телефонный звонок или письмо, не послав факс, которого ждут, проявив невоспитанность в любой форме. Для привлекательного имиджа важно все - и культура речи, и манера одеваться, и интерьер офиса. Никогда невежды и грубые не обладали магией обаяния. Индивиду, имеющему дурной вкус, трудно рассчитывать на благоприятное впечатление. Самоуверенность и стереотипное поведение негативно влияют на восприятие другими людьми личности, которая заинтересована в признании и доброжелательном к себе отношении. Во всех странах кодекс поведения хорошо воспитанного человека включает четыре основных правила: вежливость, ответственность, достоинство, такт. Они высоко ценятся в мире, поскольку являются фундаментом незаменимого условия успешных, плодотворных деловых отношений - взаимного доверия. Деловой имидж все чаще специально проектируется в интересах человека или фирмы с учетом особенностей деятельности, внутренних достоинств, качеств и характеристик носителя имиджа.
Во многих случаях имидж - это результат умелой ориентации в конкретной ситуации, правильного выбора модели поведения. Модель поведения - целостный комплекс знаков (речевых, неречевых, поведенческих), направленный на создание некоторого образа. Модель воспринимается как единое целое.
Выбор модели поведения - это воспроизводство таких вариантов поведения, которые при повседневном общении помогают личности стать привлекательной.
Правильный выбор модели поведения осуществляется на основании следующих критериев:
· Нравственная безупречность (при всей склонности к субъективному переживанию морали в обществе существуют общепринятые подходы к объяснению таких понятий, как честность, справедливость и совесть)
· Учет конкретной ситуации, в которой личность действует или оказалась по стечению обстоятельств
· Цель, которую ставит перед собой личность
· Самокритичная оценка существенных возможностей использования конкретной модели поведения.
Переход от первоначальных форм рыночных отношении к цивилизованным, культурным все более актуализирует знание и выполнение делового и светского этикета, ибо от этого зависит имидж, а значит, и успех как отдельных бизнесменов, как и предприятий. Эта актуализация во многом стимулируется развивающимися международными контактами отечественных предпринимателей и бизнесменов. Чтобы эти контакты превращались в устойчивые деловые связи, необходимо принимать и соблюдать правила делового общения, основанные на деловой этике.
В западных странах работают множество консалтинговых фирм по имиджу. Специалисты по имиджу - имиджмейкеры - учат деловых людей приятным манерам, умению одеваться, проведению деловых бесед и переговоров, психологии деловых отношений. Только в Японии на обучение этикету и на проведение консультаций для служащих, по данным Джеиа Ягера в его книге «Деловой этикет. Как выжить и преуспеть в мире бизнеса», тратится ежегодно более 700 миллионов долларов, так как хорошее знание и выполнение норм этикета формируют положительный, благоприятный имидж работника и организации. Под имиджем обычно понимается целенаправленно сформированный образ делового человека или организации, в котором выделяются ценностные характеристики и черты, оказывающие определенное воздействие на окружающих. Имидж создается для популяризации, рекламы деятельности людей бизнеса, продукции и услуг компаний.
Игнорирование бизнесменами правил этикета в деловой среде вызывает отрицательное отношение к ним окружающих. От имиджа во многом зависит стремление и желание сотрудничать с бизнесменом и предприятием. В этом случае больше шансов на успех у тех, кто сформировал в деловом мире своим поведением и отношением к клиентам и потребителям положительный имидж. Для достижения успеха, более эффективного общения и управления людьми многие предприниматели и бизнесмены занимаются перестройкой личного имиджа. Бизнесу присущи высокая самоорганизация и самоуправление в выборе деятельности. Внешними регуляторами деятельности здесь выступают законы государства, правила рынка, традиции, во многом сходные, но имеющие и национальные и региональные отличия.
Бизнесу свойственны разнообразие и богатство эмоциональных отношений, воздействие разнообразных, нередко экстремальных факторов, определяемых конъюнктурой рынка и требующих от деловых людей значительного напряжения психоэмоциональных механизмов. Эти нагрузки периодичны, иногда монотонны, однако могут достигать значительных величии в сложных ситуациях, при воздействии утомления и переутомления, и условиях дефицита информации и времени, реакции окружения, резком изменении условий окружающей среды в сочетании с недостатком интеллектуальных навыков, знания и опыта, при несоблюдении правил организации, поведения, межличностных конфликтах и т.д. Это групповая, реже индивидуальная, взаимосвязанная деятельность, взаимодействие сотрудников, партнеров и клиентов.
Перестройка личного имиджа - это, в сущности, изменение себя. Для получения вполне ощутимого результата требуются значительные силы. По мнению известного консультанта по управлению Джини Г. Скотт, силы мысли помогают человеку внести изменения, которые необходимо произвести, и решить, какие надо предпринять шаги, чтобы эти изменения вызвать.
Процесс включения в работу силы мысли складывается из нескольких стадий: определение поведения, мышления и действий. На первом этапе изменения собственного делового имиджа следует поставить себе вопросы: «Как бы я хотел измениться?». «Быть более сердечным и нежным, более четко действовать, быть уверенным в своих намерениях и действиях? Или вести себя как-то по-другому?». 3aтем необходимо составит мысленный сценарий поведения в новой роли и претворить принятый сценарий в жизнь, что является испытанием избранной роли на практике. Например, если по сценарию нужно проявлять к людям дружелюбие, то в общении со своими сотрудниками, надо вести себя согласно образу внимательного и отзывчивого человека.
Если сценарий предписывает проявлять твердость, в общении, особенно при принятии решений, надо идти по шаблонной твердости и решительности.
Существуют соответствующие теория и практика перестройки своего имиджа, после овладения которыми, необходимо приступить к тренингу. Имидж - это позитивный образ, его стараются приобрести не только физические лица, но и организации. Причем учредители организации предпринимают конкретные шаги в этом направлении еще до появления своего детища на свет: они дают ему имя - название при оформлении документов на регистрацию. А дать организации удачное название - это с самого начала определить ей выгодное место в ряду других организации. Достойное название обеспечивает организации положительный отклик во мнении людей. Удачное и достойное название дисциплинирует работников, а неудачное и недостойное их расхолаживает, поэтому учредителям организации н6ельзя ошибаться.
Известно, что любое название имеет свой смысл и свое значение. Значение передается человеку в виде информации, которая отпечатывается в его сознании как конкретный образ названия. Смысл же зарождается на базе полученной информации где-то в глубинах подсознания. Он окрашивается личным впечатлением получателя, а поэтому выступает как субъективный образ названия.
В результате получается так, что люди воспринимают названия по-разному. Известно, что каждая словесная единица, и особенно та, которая обозначает название, вызывает у человека целую гамму самых различных субъективно окрашенных ассоциаций. Выходит, что ни о какой унификации восприятия названий не может быть и речи. Именно так получается в жизни, и с этим непременно нужно считаться.
Принципы создания имиджа
Имидж возникает только тогда, когда объект-носитель имиджа становиться «публичным», т.е. когда есть субъекты его непосредственного или опосредованного восприятия. Например, для возникновения имиджа депутата необходим хотя бы один избиратель.
Имидж - категория, универсально применимая к любому объекту, становящемуся предметом социального познания: к реальному человеку или вымышленному персонажу (персональный имидж), социальной позиции (имидж политического деятеля), профессии (имидж юриста), малой или большой группе людей (гендерные имиджи, этнические имиджи), образованию (имидж выпускника СГУПСа), к торговой марке («Мерседес»), структуре - корпоративный имидж (организации, региона, страны), к предметам (имидж золота, брильянтов), к отдельным потребительским характеристикам материальных объектов (имидж качества). Центральными научными проблемами, решаемыми в имиджелогии должны стать:
· Выявление как общей роли и функций имиджей в общественном бытие и менталитете культуры, так и особенных и частных функций конкретных имиджей в различных сферах общественной практики
· Анализ всего существующего в данный исторический момент времени открытого (это важно подчеркнуть) поля имиджей, различающихся как содержательно, так и мерой семиотичности, динамичности и других входящих в него характеристик
· Раскрытие закономерностей освоения существующего поля имиджей, их присвоения личностью
· Изучение специфики феномена имиджа на каждом из трех уровней (личность, группа, общество)
· Описание закономерностей формирования и трансформации имиджа при переходе от индивидуального, к групповому и массового сознанию и обратно
· Анализ исторических и социально-ситуативных предпосылок, условий, движущих сил и закономерностей формирования, функционирования имиджей разного типа
· Описание взаимосвязей между различными имиджами (людей, организаций, общественных и политических движений, материальных объектов, товаров, торговых марок, брендов, услуг и др.) как внутри одной категории, так и между классами
· Изучение взаимовлияния сложившегося имиджа и актуально-ситуативного образа его носителя
· Раскрытие всех возможных механизмов формирования и трансформации имиджа
· Поиск способов коррекции и управления имиджем, которые технологически по-разному решаются в маркетинге, костюмологии, паблик рилейшенз.
Очевидно, что область формирующейся имиджелогии включает в себя не только поиск основных закономерностей онтологии имиджей от возникновения, развития, трансформацию и исчезновение в менталитете культуры, но и объединяет в себя ряд практико-ориентированных направлений, а именно: имидждиагностику, имиджконсультирование, имиджмейкинг (технологии построения и управления имиджем), а также имиджпрогностику. Востребованность имиджелогического знания позволяет говорить также об имиджпросвещении, имиджобразовании и имиджелогическом воспитании.
Имидж - внешнее отражение человеческого образа, наглядно-выразительный “срез” его личностных характеристик. В этой связи такие его атрибуты, как модели поведения, одежда, прическа имеют огромное значение в его утверждении.
Чтобы быть притягательной личностью, внешней выразительности недостаточно. Она - желаемый компонент имиджа, но не решающий, как это кажется многим.
Имидж - собирательное понятие. Это облик, то есть та форма жизнепроявления человека, благодаря которой “на люди” выставляются сильнодействующие личностно-деловые характеристики. Среди них приоритетными следует признать воспитанность, эрудицию, профессионализм. Вот те три кита, на которых надежно держится имидж конкретной личности.
Типы имиджа.
· Зеркальный - это имидж, свойственен нашему представлению о себе.
· Текущий - этот имидж характерен для взгляда со стороны.
· Желаемый - этот тип имиджа отражает то, к чему мы стремимся.
· Корпоративный - это (вариант) имиджа организации в целом, а не каких-то отдельных подразделений или результатов её работы.
· Множественный - этот вариант имиджа образуется при наличии ряда независимых структур вместо единой корпоративной.
· Харизматический - это имидж, которому приписывается образ вождя, лидера.
· Закрытый - интересен тем, что каждый из потребителей может вписывать в него те черты, сам считает наиболее убедительными.
· Мифологический - имидж под которым будем понимать поведение лидера, те или иные сложившие в данном обществ мифы.
Имиджмейкеры. Так называют специалиста, делом которого является создание имиджа. В цивилизованных странах подобные профессионалы давно получили “статус кво” и пользуются повышенным спросом у политиков и бизнесменов. Без них не обходится ни одна восходящая звезда кино- телеэкрана, скажем точнее: без них звезды не появляются на общественном небосклоне . Этому свидетельство признание самих звезд, а также примеры неожиданного взлета ранее малоизвестных певцов и артистов. В этом профессиональная заслуга их имиджмейкеров.
Стиль одежды. “По одежке встречают…” - это уже всем известно. Какую же информацию “считывают с одежды”? Первое - материальный статус человека, второе - роль, на которую он претендует. В своей одежде человек сознательно, а чаще бессознательно показывает, каким он хочет, чтобы его видели окружающие.
К традиционному стилю относится одежда национальная или форменная. Оригинальный стиль одежды - сшитый не по известным выкройкам и моделям, а реализующий собственную идею, раскрывает личность предприимчивую и стремящуюся к переживаниям и возбуждению.
Классической является одежда, сшитая с учетом строгих правил пошива одежды. Классически одевается тот, кто хочет укрепить свой авторитет и претендует на престижную позицию.
Модный стиль отличается преобразованиями и изменениями. Тот, кто подхватывает новую моду, благоприятно относится к переменам, радуется или чувствует себя молодым авангардистом.
Консервативным стилем одежды человек как бы отвергает мотовство, расшвыривание денег и эротику. Именно потому бизнесмены часто выбирают консервативный стиль, чем желают показать, насколько расчетливыми и рассудочными они являются.
Экстравагантный стиль одежды говорит о том, что человек хочет показать, что он “не такой, как все”. При этом главное - не столько выразить свою индивидуальность, сколько подчеркнуть свое отличие от других.
Манера говорить. Слушатель, как правило, бессознательно “прочитывает” установки, стоящие за различными манерами говорить. Например: громкая и отчетливая речь воспринимается как признак энергичности; громкая и быстрая - угрозы; громкая и мягкая - гармоничности; мягкая и быстрая - окрыленности, воодушевленности; мягкая и отчетливая - отгороженности и рассудительности; мягкая и медленная - стремится к защищенности; тихая и неотчетливая - выражает страх перед неудачей.
Манера поведения. Здесь необходимо подчеркнуть факт разделения людей на две большие группы, на экстравертов и интерваертов. Первые нацелены на общение, взаимодействие, социальную активность. Вторые т.е. интераверты , заняты в основном своими внутренними проблемами, избегают общение, предпочитают психологическое затворничество. Нужно заметить, что манера поведения - вещь очень тонкая. Можно иметь общее устойчивое положительное отношения со стороны людей, но какой-то незначительный промах, скажем поведение за столом, способен резко понизить Ваш рейтинг, а следовательно суггестивность.
Мимика и жесты. Однако без соответствующей мимики и выразительных жестов, риторического мастерства они не дадут эффекта в самопрезентации личности. Мимика, жесты и речь - это венценосная триада имиджа. Мастерское воплощение ими чудодейственно преображает облик человека. Подобной оснащенностью нередко обладают люди недостойные или, по-другому говоря, непорядочные, преследующие какие-то корыстные, карьеристские цели. Это тот случай использования имиджа как маски, скрывающей истинное лицо ее носителя, что приводит часто в жизни ко многим людским бедам. Особенно опасны такие масконосители, занимающиеся большой политикой, являющиеся руководителями. Они неединожды разочаровывали людей своей неискренностью и непоследовательностью действий.
Но бывает обидно, когда наблюдаешь отсутствие интереса к имиджу у умных и достойных людей. Нередко подобное свое отношение к имиджированию они объясняют тем, что являются носителями положительных качеств, а потому не видят надобности в преднамеренной самопрезентации.
Весьма ошибочное суждение. Уметь “светиться” людям - это не только показатель высокой культуры, но и важнейшее условие сосуществования людей. Стремление каждого быть привлекательным для других способствует образованию доверительных взаимоотношений. В результате чего каждодневное обращение высвобождается от каких-либо антипатий и фрустраций. Французский сатирик XVII века Лабрюйер сожалел, что мы живем недостаточно долго, чтобы пользоваться уроками своих ошибок. В основном же это ошибки человеческого общения. Чем меньше оно будет ошибочным, тем меньше будет огорчений в нашей жизни.
Взгляд. Это наиболее эффективный канал передачи суггестивной энергии другим лицам. Его начали использовать ещё на заре овладения методикой внушающего влияния. На первых порах взгляд использовался для подавления объектов воздействия. С этой целью были разработаны методы воспитания так называемого магнетического взора. Известный русский «Магнетизер» Р. Майнгард (1908г.) считал такой взор могущественным оружием индивидуального и группового влияния. Для овладения таким знанием-взором была создана спец. Методическая система, состоящая из серии целенаправленности, упражнений по сосредоточению.
Украшения. Многое могут сказать о человеке украшения, которые он носит. И наоборот, с помощью украшений мы можем выразить некоторые наши особенности. Небольшие, тщательно выполненные украшения, обычно из полудрагоценных камней или природного материала (дерево, керамика, простой металл), свидетельствует о стремлении к защищенности, укрытости, безопасности. Дорогие украшения из драгоценных металлов или камней являются разумным капиталовложением с возможностью многократного использования. Это украшения престижного характера. Раздражающие украшения типа яркого макияжа или татуировки носят провоцирующий, привлекающий характер. Их задача не украшать, а возбуждать, стимулировать. К этому же типу украшений относятся кожаные браслеты и стальные цепочки на запястье или зубы, кусочки меха, болтающиеся на шее. Эстетически оформленные украшения - это те, которые выбраны в соответствии с определенным желанием. Они гармонируют с платьем или прической. У них нет другой задачи, кроме как выразить стремление к красоте. Человек, принципиально не носящий украшений, тем самым подчеркивает, что он желает, чтобы его любили за его дела и внутренние качества, а не за что-то внешнее. Таким образом, в создании фирменного стиля нет мелочей. Важно, чтобы все они играли на тот образ, который вы хотели бы иметь.
Таким образом, создание имиджа - дорогая процедура, которая требует затрат времени, денег и собственных усилий. Делать самого себя - наиболее сложная работа, но она одновременно представляет и наибольший интерес для каждого человека. Потому что привлекательный для других и не противоречащий своему внутреннему “Я” образ является ключом к решению многих жизненных проблем.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 271.