ВАЖНЕЙШИЕ ФАКТОРЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДЛАГАЕМЫХ ТОВАРОВ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

С конкуренцией тесно связано понятие конкурентоспособность.

В экономической литературе понятие «конкурентоспособность» определяется как способность продукции, товара и услуг отвечать требованиям рынка. В свою очередь, товары и услуги, обладающие определенными потребительскими свойствами и качественными параметрами, представляют собой концентрированное выражение экономических, научно-технических, производственных, организационно-управленческих, маркетинговых и иных возможностей страны, предприятия или отдельного товаропроизводителя.

Повышение конкурентоспособности может быть достигнуто не только в результате сокращения издержек производства данного конкретного продукта (применение новейших технологий, совершенствование управления, оптимизация размеров предприятия, повышение качества продукции), но и в результате проведения определенной экономической, аграрной и торговой политики государства (предоставление льготных кредитов, субвенций, экспортных дотаций и т. д.).

Конкурентоспособность организации возникает в процессе функционирования товаропроизводителей, объединенных в компании и фирмы, когда они поставлены перед необходимостью обеспечивать выпуск конкурентоспособного товара.

Основные факторы конкурентоспособности:

· рентабельность производства;

· характер инновационной деятельности;

· уровень производительности труда;

· эффективность стратегического развития и управления фирмой или предприятием;

· способность адаптироваться и быстро реагировать на меняющиеся условия и требования рынка.

Уровень конкуренции на рынке определяется не только числом его участников, но и рыночной долей каждого из них. Часто складывается ситуация, когда на рынке действуют много мелких компаний и одна достаточно крупная. При этом крупная фирма будет иметь значительное влияние на рыночную цену. Поэтому при оценке состояния рынка необходимо учитывать не только число, но и концентрацию продавцов и покупателей.

Все многообразие конкурентных отношений, возникающих в сфере экономики, можно подразделить на три уровня:

1. микроуровень (конкретные виды продукции, производства, предприятий);

Конкурентные факторы на микроуровне – это качество и цены на производимую продукцию и оказываемые услуги, а микроконкурентоспособность – это соотношение между этими показателями по отдельным товарам или товарным группам на уровне предприятий и фирм.

2.  мезоуровень (отрасли, корпоративные объединения предприятий и фирм);

Мезоконкурентоспособность характеризует эффективность работы отдельных отраслей и их динамическое развитие на уровне данной страны, а мезоуровневые конкурентные факторы обеспечивают улучшение показателей эффективности использования ресурсов, отраслей технико-технологических параметров, форм организации и управления, мотивации и др. Конкурентоспособность на уровне отрасли (мезоуровень) можно оценить, используя следующие основные экономические показатели или их комбинированное сочетание:

· производительность труда;

· удельный вес оплаты труда;

· капиталоемкость;

· наукоемкость и технический уровень продукции;

· степень экспортной ориентации или импортной зависимости;

· динамику цен на продукцию отрасли и других хозяйственных структур;

· степень использования продукции отрасли и наличие продуктивных шлейфов (запасов).

3. макроуровень (народно-хозяйственные комплексы). Конкурентные факторы макроуровня определяют общее состояние хозяйственных систем, их сбалансированность, инвестиционный климат, налоговый режим и т. п.

При оценке степени конкурентоспособности учитываются следующие аспекты:

· уровень экономического объекта (предприятие, отрасль, страна, группа стран);

· уровень рынка (местный, региональный, рынок одной страны, рынок группы стран, мировой рынок);

· уровень товара (один товар, отрасль, сектор или совокупность отраслей, народное хозяйство в целом);

· временной уровень (краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный периоды).

При определении параметров конкурентоспособности необходимо учитывать, что часть их характеризует потребительские свойства товара, а часть – экономические.

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 366.