Процедура сертификации направлена на подтверждение соответствия объекта сертификации предъявляемым к нему нормам и требованиям.
В результате проведения лабораторных исследований и испытаний, составляется акт о соответствии или несоответствия объекта исследования необходимым требованиям стандарта или технических условий. В случае соответствия объекта сертификации на основании акта выдается сертификат соответствия исследуемого объекта требуемым параметрам качества.
Сертификация выполняется как в добровольном порядке, так на добровольной основе. В процедуре сертификации участвует три стороны.
Первая сторона – изготовитель или продавец продукции
Вторая сторона – покупатель или потребитель продукции.
Третья сторона – независимый от первой и второй стороны орган.
Объектами сертификации являются: товары народного потребления, услуги, процессы, рабочие места, персонал системы качества и пр.
В условиях рыночной экономики производитель борется за конкурентоспособность своей продукции. В погоне за быстрой прибылью недобросовестные изготовители предлагают товар, способный нанести вред здоровью человека и окружающей среде.
Государство в лице законодательной власти устанавливает юридическую, административную и гражданскую ответственность за ввод в обращение недоброкачественной продукции, а также определяет основные обязательные требования характеристик продукции в целом и отдельным ее параметрам.
Основные задачи сертификации продукции:
· Обеспечение доверия потребителя качеству товаров и услуг
· Облегчение потребителю выбора необходимых товаров и услуг
· Предоставление потребителю достоверной информации о качестве товаров и услуг.
· Обеспечение защиты в конкуренции с несертифицированными товарами и услугами.
· Предотвращение доступа некачественной импортной продукции.
· Влияние на развитие научно-технического процесса.
· Содействие росту организаторско-технического процесса.
Все работы по проведению сертификации осуществляются системой сертификации, возглавляемой Госстандартом РФ на основании Закона РФ «О сертификации продукции и услуг».
Особая роль в работе по сертификации отводится деятельности по разработке систем качества предприятий и систем охраны окружающей среды в соответствии с международными стандартами серии ИСО 9000 и ИСО 14 000.
Сертификация товаров и услуг осуществляется на международном, государственном (национальном) и региональном уровнях.
Условия сертификации
При проведении процедуры сертификации необходимо выполнять следующие условия:
· Работы по проведению сертификации выполняются на основе законодательной базы (Закон РФ «О сертификации продукции и услуг», Закон РФ «О защите прав потребителей» и других нормативных актах)
· В проведении работ по сертификации участвуют предприятия, организации, учреждения; форма собственности организаций значения не имеет.
· Гармонизация рекомендаций и правил по проведению сертификации с международными правилами, нормами и рекомендациями. Гармонизация обеспечивает признание знаков соответствия и сертификатов за пределами России и взаимодействие с национальными, региональными и международными системами сертификации других стран.
· Открытость информации: при проведении сертификации необходимо обеспечить информирование всех участвующих в процедуре сторон – изготовителя или производителя, потребителя, предприятия, общественных организаций и других юридических и физических лиц, заинтересованных в результате сертификации.
· Закрытость информации: при проведении сертификации необходимо обеспечить конфиденциальность информации, являющейся коммерческой тайной.
Правила и порядок проведения сертификации.
· Заявителем подается заявка в соответствующий орган по проведению процедуры сертификации. Информация о данном органе предоставляется территориальным органом Госстандарта или в Госстандарте.
· Орган по проведению сертификации принимает на рассмотрение заявку, выносит решение, включающее все необходимые основные условия сертификации, в том числе материальные затраты, перечень прошедших аккредитацию испытательных лабораторий, получивших аттестат на право проведения испытаний, и список организаций, имеющих разрешение на проведение сертификации систем качества или производства.
· Заявителем выбирается испытательная лаборатория или орган по проведению сертификации систем качества или производства из перечня, предложенного органом по проведению сертификации, с органом по проведению сертификации заключается договор о проведении сертификации.
· Испытательная лаборатория или орган по проведению работ по сертификации выполняет процедуру отбора необходимых образцов для проведения испытаний.
· Орган по проведению сертификации системы качества или производства или комиссия органа по проведению сертификации проводит анализ реального состояния производства или системы качества и оформляет заключение в орган по проведению сертификации.
· Заявитель и орган по проведению сертификации получают протокол испытаний, составленный на основании проведенных исследований испытательной лабораторией
· Орган по проведению сертификации, проведя анализ протокола испытаний, заключения о реальном состоянии производства и других данных о соответствии данной продукции нормативным требованиям, на соответствие которым исследуется продукция, приходит к решению о выдаче сертификата соответствия или отказе в выдаче сертификата соответствия. На основании полученного сертификата соответствия выдается лицензия, дающая право использования знака соответствия.
· Орган по проведению сертификации должным образом оформляет и регистрирует сертификат соответствия и вручает его заявителю одновременно с лицензией на использование знака соответствия.
· Продукция, подлежащая обязательной сертификации, маркируется изготовителем знаком соответствия согласно требованиям документа «Правила применения знака соответствия при обязательной сертификации продукции».
· Контроль за прошедшей сертификацию продукцией осуществляется согласно выбранному при разработке необходимой схемы сертификации порядку органом по проведению сертификации.
Этапы процесса сертификации продукции
Защита прав потребителя
Защита потребителя от недоброкачественной продукции осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг». В соответствии с действующим законодательством за нарушение правил обязательной сертификации ответственность несут:
· физические лица
· юридические лица
· органы федеральной исполнительной власти.
Ответственность за нарушение закона может быть:
· уголовной
· административной
· гражданско-правовой.
Виды ответственности за нарушение прав потребителей
Ответственность - одна из форм государственного принуждения, заключающаяся в принудительном применении к нарушителям санкции, влекущей за собой определенные правовые последствия.
Классификация ответственности за нарушение прав потребителей (самая общая – по отраслевой принадлежности), ст. 43 ЗЗПП:
· Уголовно-правовая ответственность;
· Административно-правовая ответственность;
· Гражданско-правовая ответственность.
В уголовном кодексе есть лишь одна статья, сюда подходящая, ст. 238 УК РФ, 2 состава:
1. Производство, перевозка, хранение с целью сбыта и сбыт товаров, не отвечающих требованиям безопасности товаров, а также выполнение работ и оказание услуг с нарушениями требований безопасности жизни и здоровьям;
2. Выдача и использование официальных документов, удостоверяющих соответствие товаров/работ/услуг требованиям безопасности.
Самое большое наказание связано с лишением свободы.
В УК РФ было еще 2 статьи: ст. 182 – нарушение или предоставление информации, не соотв. действительности, в рекламе, ст. 200 – обман потребителя (обвешивание, обмеривание и т.д.). В 2003 г. после внесения изменений в УК данные статьи утратили силу (декриминализация некоторых действий, достаточно наказания и в административном порядке).
Аналогичные составы имеются в КоАП. Глава 14 КоАП «Административные нарушения в сфере предпринимательской деятельности». Ст. 14.3 – нарушение рекламодателем, рекламораспространителем, рекламопроизводителем законодательства о рекламе. Ст. 14.7 – объединяет ряд нарушений, связанных с введением в заблуждение потребителей. Ст. 14.4 – несоответствием товаров, работ, услуг требованиям качеству. Ст. 14.5 – нарушение права потребителя на информацию (непредоставление информации о субъектах, неправомерное использование контрольно - кассовой техники, потребителю отказано в выдаче документа, удостоверяющего оплату товара/работы/услуги). Ст. 14.6 – нарушение правил и требований ценообразования (завышение цен, надбавок, тарифов и занижение). Ст. 14.8 – нарушение права потребителя на информацию (она более обобщенная), также включение в договор условий, ущемляющие права потребителей, также непредоставление льгот, которые должны быть представлены обязательно. Ст. 6.№ - за нарушение санитарных правил.
Гражданско-правовая ответственность.
Цель: компенсаторно-восстановительная (восстановление потерянного положения) и воспитательная.
Классификация ГПО. По основанию возникновения и содержанию: договорная и внедоговорная. Договорная ответственность наступает за нарушение условий договора (нарушение обязанности предоставить необходимую конкретную информацию). Внедоговорная ответственность – нарушение общей пассивной обязанности (ответственность за возмещение вреда, параграф 3 ст. 59). Примерное отграничение договорной от внедоговорной: не наступило обещанное облегчение (зубные протезы) – договорная ответственность, поскольку эффект был прописан в договоре, а если в результате процедур ухудшилось здоровье пациента – внедоговорная ответственность, причинение вреда.
ЗЗПП предоставляет потребителю право непосредственно обращаться к производителю и предъявлять ему требования – тоже внедоговорная ответственность.
Покупатель приобрел товар. Потом он был подарен, и через какое-то время обнаружились в нем недостатки. Сам одаряемый может, тем не менее, предъявить требования продавцу о качестве товара. Тоже внедоговорная ответственность – одаряемый не является субъектов договора.
Внедоговорная ответственность с участие потребителя рассматривается в результате наступления обстоятельств, предусмотренных законом, а не договором:
· За причинение вреда;
· Отношение с изготовителем;
· Отношение с лицом, непосредственно использующим объект, но не являющимся стороной договора.
Нет прямого запрета включить в договор условия о причинении вреда.
Множественность лиц в обязательстве. Солидарная ответственность: потребитель заключил договор с несколькими подрядным организациями, и если договором не предусмотрено иное, подрядные организации несут ответственность солидарно.
Ст. 1095 ГК, ст. 14 ЗЗПП: возмещение вреда осуществляется продавцом или изготовителем по выбору потребителя, т.е. множественность лиц исключается (потребитель сам выбирает, с кого требовать возмещение вреда). Правильнее было бы установить солидарную ответственность. Что касается договорной ответственности, ст. 18 ЗЗПП: по аналогии с внедоговорной ответственности – опять же, предъявление по своему выбору. О субсидиарной ответственность речь крайне редко.
ФОРМИРОВАНИЕ ДЕЛОВОЙ ЭТИКИ
Формирование и история этики.
Слово «этика» (от греческого ethos) означает нрав, характер, обычай. Его более 2300 лет назад ввел древнегреческий мудрец Аристотель (384 – 322 до н.э.), дав и название «науке о добродетели» - этика.
Однако формирование и развитие этики как науки, а также основных морально – нравственных ориентиров в жизни людей шло сквозь всю историю культуры. Поэтому понятие этики было исторически изменчивым. Оно трансформировалось и приобретало новые значения на разных этапах человеческого развития.
Так, в самых ранних культурных периодах (например, в первобытном обществе) люди еще не выделяли морально – этические ценности в разряд вопросов, требующих специальных, особенных форм рефлексии. Это было и невозможно, так как обычай, в рамках которого протекала жизнь человека, воспринимался как единственно верный и возможный. В этом случае, этика ярче всего соотносится с понятием обычая, укоренившейся привычки, общепринятым ритуалом, которые отражают принадлежность человека для всех членов племени целостной системе.
Когда же человек начинает задумываться над кругом моральных норм и ценностей, которым он подчиняется, то наступает совершенно иной этап в развитии и понимании этики. Так произошло в Древней Греции.
Античная этика, отражая идеалы греческой культуры о гармонии человека с действительностью, его духовном и телесном равновесии, здоровом отношении к материальному благополучию и миру вещей, акционирует наше внимание на счастье человека и основных способах и условиях его достижения. В качестве основных этических добродетелей греческие мудрецы выделяют мужество, благоразумие, доброжелательность и честность (справедливость).
В новое время, в эпоху «неуверенности в сущем, когда каждый должен сам заботиться о своей нравственности» этические идеалы вновь получают гуманитарную направленность. Однако сфера нравственно – этических проблем стала все более соотноситься с процессами, происходящими в общественной жизни людей, приобретая социально – правовой характер. Немецкий философ И.Кант (1724 – 1804) отмечает, что «в морали человек подчинен своему собственному и тем не менее всеобщему законодательству».
Показательным является и тот факт, что происходят существенные изменения в ранее тождественных друг другу понятиях этики, морали и нравственности. Теперь они наделяются специальными значениями. Этика – это теория, а мораль и нравственность отражают реальные явления, соответствующее общепринятым обычаям, традициям, ценностям и нормам.
Этика является наукой о «должном», она регламентирует то, как «должен» поступать человек (формирует нравственные нормы и принципы).
Сложнейшие этические проблемы возникают с сознанием морали как сферы самостоятельного выбора. Проблема самостоятельности выбора и его этического измерения становится одной из ведущих в 19 – 20 веках. Появляются новые аспекты изучения.
Во второй половине 20 столетия появляется идея отказа от попытки определить основные моральные категории, поскольку описать их в рамках существующей научной традиции невозможно. Возникает метаэтика, главной своей задачей ставящая попытку анализа языка морали.
Раскрывая сущностные особенности этики, необходимо обратить внимание на ее универсальное значение. Универсальность этики соотносится с ее надындивидуальным (т.е. распространяющимся на всех людей) и жизнеопределяющим (необходимым для существования людей) характером. Это означает, что этика связана с изучением с изучением фундаментальных ценностей человеческой жизни (добро и зло, любовь, счастье, долг, справедливость и др.) и является основополагающим компонентом всей культуры, всего общества. Гуманист 20 века, лауреат Нобелевской премии Альберт Швейцер (1875 – 1965) в своей знаменитой книге «Культура и этика» писал, что этическое является конструирующим элементом культуры.
В конце 20 века широкое распространение получает прикладная этика. Это направление возникает как ответ на практические потребности и запросы современного общества. Возникает профессиональная этика, отражающая специализированные формы деятельности людей (этика бизнеса, этика делового общения, политическая этика, медицинская этика, педагогическая этика, этика цензуры и др.).
Сущность деловой этики
Под этикой в широком смысле понимается система универсальных и специфических нравственных требований и норм поведения, реализуемом в процессе общественной жизни. Соответственно, этика деловых отношений выделает одну из сфер общественной жизни.
Этике деловых отношений уделяется в последнее время все большее внимание. Работодатели уделяют все большее внимание вопросам этики деловых и личностных взаимоотношений при отборе персонала и его приеме на работу, а также в процессе непосредственно выполнения сотрудниками своей профессиональной роли. Соблюдение этики деловых отношений является одним из главных критериев оценки профессионализма как отдельного сотрудника, организации в целом.
Выполнение сотрудниками какой-либо организации норм и правил этики деловых отношений становится ее «визитной карточкой» и определяет во многих случаях тот факт, будет ли внешний партнер или клиент иметь дело с данной организацией в дальнейшем и насколько эффективно будут строиться их взаимоотношения.
Использование норм и правил этики деловых отношений воспринимается окружающими благожелательно в любом случае, если человек не обладает достаточно отработанными навыками применения правил этики.
Этика включает в себя систему специфических направлений, нравственных требований и норм, поведения, т. е. этика деловых отношений основывается на общих правилах поведения, выработанных людьми в процессе совместной жизнедеятельности.
Взаимосвязь этики в широком смысле и деловой этики можно проследить на логической последовательности отдельных проблем восприятия людьми друг друга. Благоприятная основа для знакомства, для дальнейших взаимоотношений во многом закладывается в первые моменты встречи.
Для установления приятных и полезных деловых, взаимоотношений необходимо уметь заинтересовать человека своими четкими и в то же время образными высказываниями, вниманием к сущности вопроса. Достижение результата беседы, причем в уважительной форме, является важным условием, как в бытовой, так и в деловой обстановке.
Частным вариантом беседы выступает телефонный разговор, Общие правила этики дополняются в данном случае некоторыми специальными, определяемыми спецификой телефонного разговора. Использование этих правил позволит составить положительное мнение о собеседнике вне зависимости от того, какой разговор происходил - личный или деловой.
Практически все направления деловой этики имеют правила, применимые этикой поведения в широком смысле. Кроме того, все без исключения направления деловой этики базируются на основополагающих нормах этики.
Основные принципы этики деловых отношений
Принципы этики деловых отношений - обобщенное выражение требований, выработанных в моральном сознании общества, которые указывают на необходимое поведение деловых отношений,
В работе американского социолога Л. Хосмера сформулированы современнее этические принципы делового поведения, опирающиеся на аксиомы мировой философской мысли, прошедшие многовековую проверку теорией и практикой. Таких принципов и соответственно аксиом десять:
1. Никогда не делай того, что не в твоих долгосрочных интересах или интересах твоей компании.
2. Никогда не делай того, о чем нельзя было бы сказать, что
это действительно честное, открытое и истинное, о котором можно было бы с гордостью объявить на всю страну в прессе и по телевидению.
3. Никогда не делай того, что не есть добро, что не способствует формированию чувства локтя, так как все мы работаем на одну общую цель.
4. Никогда не делай того, что нарушает закон, ибо в законе
представлены минимальные моральные нормы общества.
5. Никогда не делай того, что не ведет к большему благу, нежели вреду для общества, в котором ты живешь.
6. Никогда не делай того, чего ты не желал бы рекомендовать делать другим, оказавшимся в похожей ситуации.
7. Никогда не делай того, что ущемляет установленные права других.
8. Всегда поступай так, чтобы максимизировать прибыль в рамках закона, требований рынка и с полным учетом затрат. Ибо максимальная прибыль при соблюдении этих условий свидетельствует о наибольшей эффективности производства.
9. Никогда не делай того, что могло бы повредить слабейшим в нашем обществе.
10. Никогда не делай того, что препятствовало бы праву другого человека на саморазвитие и самореализацию.
Указанные принципы в той или иной степени присутствуют и признаются справедливым в различных деловых культурах.
В качестве главных принципов международного бизнеса выделены следующие:
1. ответственность бизнеса от блага акционеров к благу его ключевых партнеров;
2. экономическое и социальное влияние бизнеса: к прогрессу, справедливости и мировому сообществу;
3. этика бизнеса: от буквы закона к духу доверия;
4. уважение правовых норм;
5. поддержка многосторонних торговых отношений;
6. забота об окружающей среде;
7. отказ от противозаконных действий
Указанные принципы определяют характер взаимоотношений между макросубъектами социальной и экономической структуры общества - организациями, государством, обществом в целом.
Во взаимоотношениях организации с покупателями ключевыми должны стать следующие принципы: -
1. обеспечивать своих клиентов товарами и услугами высшего качества в соответствии с их требованиями;
2. обходиться с ними честно во всех аспектах своей коммерческой деятельности, обеспечивая высокий уровень обслуживания для удовлетворения их потребностей;
3. принимать необходимые усилия для гарантии того, что товары и услуги будут поддерживать или улучшать здоровье и безопасность клиентов, а также состояние окружающей среды;
4. гарантировать уважение человеческого достоинства в предлагаемых товарах» маркетинге и рекламе; уважать целостность культуры клиентов.
Отношения организации с владельцами (инвесторами) должны строиться на следующих принципах:
1. обеспечивать профессиональный и тщательный менеджмент для гарантирования справедливой и конкурентоспособной прибыли на капитал владельцев и инвесторов;
2. обеспечивать владельцам и инвесторам открытый доступ к информации, ограниченный только рамками закона и условиями конкуренции;
3. сохранять, защищать и приумножать активы владельцев и инвесторов;
4. с вниманием относиться к их требованиям, предложениям, резолюциям.
Отношения организации с персоналом рекомендуется строить на следующих принципах:
1. обеспечивать работников работой и заработной платой, которые повышают их уровень жизни;
2. создавать условия труда для работников, не наносящие ущерба их здоровью и человеческому достоинству;
3. быть честным в общении со своими работниками и обеспечивать им открытый доступ к информации, ограниченный лишь рамками закона и условиями конкуренции;
4. прислушиваться и по возможности реагировать на предложения работников;
5. в случае возникновения конфликтов участвовать в открытых переговорах с трудовым коллективом;
6. избегать дискриминационной политики и гарантировать персоналу равные права « возможности независимо от пола, возраста, расовой принадлежности и религиозных убеждений; стимулировать "в рамках своего бизнеса использование труда работников с различным профессиональным уровнем на тех участках, где они могут принести наибольшую пользу;
7. обеспечивать охрану труда во избежание несчастных случаев и профессиональных заболеваний;
8. поощрять работников и помогать им в развитии необходимых навыков и умений, внимательно относиться к серьезным проблемам занятости, часто связанным с принятием решений в бизнесе, а также сотрудничать с правительственными органами, трудовыми объединениями, другими службами и друг с другом по вопросам размещения рабочей силы.
Общепринятыми этическими принципами как для организаций, так и для отдельных руководителей считаются также следующие:
1. авансирование доверием (в коллективе создаются благоприятные условия для принятия решений и их выполнения, когда каждому человеку оказывается максимальное доверие - его потенциалу, квалификации, чувству ответственности);
2. право на свободу служебного поведения, поступков, действий менеджера или рядового сотрудника организации не только в рамках законодательства, но и в пределах, не нарушающих свободу других менеджеров или рядовых сотрудников (свобода, не ограничивающая свободу, других);
3. справедливость во владении/приобретении полномочий, ответственности, права распоряжаться ресурсами различных видов, в определении сроков выполнения работы и т. п.;
4. справедливость при передаче средств и ресурсов, а также прав, привилегий и льгот;
5. максимум прогресса;
6. терпимое отношение менеджера к моральным устоям, укоренившимся в менеджменте других стран и регионов;
7. разумное сочетание индивидуального и коллективного начал в работе менеджера, в принятии решений;
8. постоянство воздействия, поскольку обеспечение соблюдения этических норм в основном базируется на использовании социально психологических методов, требующих, как правило, длительного применения для получения нужного результата.
Общие этические принципы деловых отношений должны быть использованы для выработки любой организацией и руководителями собственных этических систем.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 337.