ИСТОЧНИКИ И ФАКТОРЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ РИСКОВ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Многие исследователи предпринимательства особенно выделяют важнейшую его особенность — наличие риска как на стадии создания нового предприятия, так и на стадии его дальнейшего функционирования.

В результате перехода России к рыночной экономике многие положения и закономерности рынка в той или иной степени в настоящее время проявляются в повседневной реальности. Одна из таких реальностей — ситуации неопределенности предпринимательского риска, сталкиваться с которыми отечественным предпринимателям приходится в своей деятельности повседневно.

Проявление риска связано с коренными изменениями, произошедшими в системе управления предприятием, которое теперь самостоятельно разрабатывает стратегию своего развития и осуществляет тактические меры по ее претворению в жизнь. При этом неизбежно возникают ситуации, при которых предпринимательские организации рискуют понести убытки. Причина высокой рискованности предпринимательской деятельности не только заключена внутри предприятия (связана с работой подразделений и персонала), но и в значительной мере определена ситуацией, складывающейся во внешней среде предпринимательской фирмы. Это факторы политического, обще - экономического, правового и социально-культурного развития страны.

Таким образом, одна из причин возникновения предпринимательского риска — неопределенность внешней среды, так как всем предпринимателям приходится осуществлять свою деятельность в условиях нарастающей неопределенности и изменчивости экономической среды, что способствует формированию постоянно меняющихся хозяйственных ситуаций. Эти ситуации полностью зависят от условий функционирования предпринимательской фирмы — как внутренних, так и внешних.

Условия определяются:

· наличием и состоянием уровня спроса на производимую продукцию, работы и услуги; рынков, каналов и объемов сбыта;

·  хозяйственного потенциала, включающего производственные и прочие площади, оборудование, разработки новых товаров и т.п., кадры и многое другое;

· источников финансирования, за счет которых фирма активизирует свою деятельность;

·  формирования и использования прибыли;

· конкуренции (доля на внутреннем и внешнем рынках); наличием покупателей (ценовая, рекламная и прочая политика);

· предоставлением послепродажного обслуживания;

· влиянием внешней среды (размер налоговых платежей, темпы инфляции) и т.д.

В результате изменения какого-либо одного из перечисленных условий или комбинации условий, имеющих место в экономической, политической, а также внутрифирменной среде функционирования предпринимательской организации, создаются рисковые хозяйственные ситуации.

Следует отметить, что чем больше неопределенность хозяйственной ситуации, тем выше уровень риска, но в то же время, как правило, чем выше уровень риска, тем выше и вероятность получения высокой прибыли.

При рассмотрении проблем предпринимательского риска следует обратить внимание на соотношение понятий «риск» и «неопределенность».

Риск характеризует ситуацию, когда наступление неизвестных событий достаточно вероятно и может быть оценено количественно.

Неопределенность же характеризует ситуацию, когда вероятность наступления таких событий заранее оценить невозможно.

Типичный пример ситуации неопределенности — форс-мажорные обстоятельства, т.е. препятствия непреодолимой силы, наступление которых всегда неожиданно. Именно поэтому потери вследствие форс-мажорных обстоятельств обычно не принимаются к страхованию. В качестве ситуаций риска можно рассматривать такие ситуации неопределенности, наступление которых весьма вероятно и может быть оценено.

Основные группы причин возникновения ситуации неопределенности:

 

 

· Некомпетентность — это недостаточность знаний о внешней предпринимательской среде.

· Случайность определяется тем, что будущие события очень сложно предвидеть, так как в некоторых случаях те или иные события даже в сходных условиях происходят неодинаково (выход оборудования из строя, изменение спроса на продукцию или услугу, неожиданный срыв сбыта продукции, невыполнение поставщиками своих обязательств)

· Противодействие — это ситуация, когда те или иные события затрудняют эффективную деятельность предпринимательской фирмы (конфликты между подрядчиком и заказчиком, трудовые конфликты в коллективе и т.п.).

Основная задача предпринимателя — «предугадать» возможные причины неопределенности, которые и являются источниками возникновения рисковых ситуаций, найти возможные пути преодоления случайностей и противодействий.

Причины возникновения предпринимательского риска:

· объективные (неопределенность хозяйственной среды )

· субъективная  (отсутствие у очень многих предпринимателей достаточной компетенции. Отсутствие методологии, незнание элементарных, хорошо известных правил)

 

 

Классификация рисков.

Предпринимательские риски характеризуются большим многообразием, и в целях эффективного управления ими следует классифицировать их по различным признакам

Риск страхуемый — это вероятное событие или совокупность событий, на случай наступления которых проводится страхование.

Однако существует еще одна группа предпринимательских рисков, которые не берутся страховать страховые компании, но при этом именно не страхуемые риски являются потенциальными источниками дополнительной прибыли, связанной с риском, для фирмы. Но если потери, которые может понести фирма в результате страхуемого риска, покрываются за счет выплат страховых компаний, то потери в результате наступления нестрахуемого риска возмещаются из собственных средств предпринимательской фирмы.

Систематический риск характерен для всей экономической системы или отдельного рынка и не поддается диверсификации. Данный тип риска определяется факторами, влияющими на все отрасли и предприятия:

возможные политические изменения в стране и мире, уровень инфляции, экономические колебания и т.д.

Несистематический риск связан со спецификой деятельности фирмы, сложностями ее функционирования, а также с проблемами отрасли, в которой она действует. Он может быть преодолен посредством диверсификации. Для предпринимателя наиболее сложной проблемой является оценка не диверсифицированного риска, так как трудно предсказать возможность возникновения данного типа риска и его последствия.

В предпринимательской деятельности можно выделить риск в области принятия решений и в сфере их реализации. Существенным отличием этих рисков друг от друга является то, что на стадии принятия решения, когда оно только прорабатывается, можно внести изменения и исправить положение, тогда как на стадии реализации предпринимательского проекта гораздо труднее что- либо существенно изменить.

С риском предприниматель сталкивается на разных этапах своей деятельности, в разное время, причин возникновения конкретной рисковой ситуации может быть множество. Обычно под причиной возникновения подразумевается какой-то источник (фактор), вызвавший неопределенность ситуации. Для риска такими источниками являются: непосредственно хозяйственная деятельность, действия самого предпринимателя и особый вид знаний — информация. В связи с этим следует различать хозяйственный риск; риск, связанный с личностью предпринимателя, риск, обусловленный недостатком информации.

Последний тип риска наиболее важен в современных условиях хозяйствования. Недостоверность информации о партнерах (заказчиках или поставщиках), особенно об их деловом имидже и финансовом состоянии, грозит предпринимателю риском быть обманутым. Неполная информация о конкурентах при выходе на новый рынок может также стать источником потерь для предпринимателя.

В условиях рыночной экономики можно выделить два типа риска по масштабам: глобальный и локальный.

Глобальный риск является отражением экономической ситуации в стране, в от- дельных отраслях, регионах. Локальный риск возникает на уровне организации.

По сфере возникновения предпринимательские риски следует подразделять на внешние и внутренние.

Источником возникновения внешних рисков является внешняя среда по отношению к предпринимательской организации. Предприниматель не может оказывать на них влияние, он их может только предвидеть и учитывать в своей деятельности. К внешним относятся риски, непосредственно не связанные с деятельностью предпринимателя. Речь идет о политических, экономических и других ситуациях и соответственно о потерях предпринимателей появляющихся в результате возникающего экономического и финансового кризиса, высокого уровня инфляции, непредвиденного изменения уровня ставки рефинансирования, резкого ухудшения политической ситуации, начавшейся войны, национализации, введения эмбарго, отмены лицензий. Все природные, политические риски могут быть отнесены только к внешним.

Источником внутренних рисков является сама предпринимательская организация, они возникают в результате неэффективного менеджмента, ошибочной маркетинговой политики, некомпетентности самого предпринимателя и других внутренних факторов.

С точки зрения длительности, по времени предпринимательские риски могут быть разделены на временные(риски, которые угрожают предпринимателю в течение известного отрезка времени, например транспортный риск, когда убытки могут возникнуть во время перевозки грузов, или риск неплатежа по конкретной сделки) и постоянные.( которые непрерывно угрожают предпринимательской деятельности в данном географическом районе или в определенном секторе экономики: например, общий риск неплатежей в стране, несовершенство правовой системы и др.)

В экономической литературе по ожидаемым результатам выделяют спекулятивный (вариант получения прибыли или убытка, например, от приобретения и продажи ценных бумаг) и обычный (рассчитан только на проигрыш и может быть классифицирован по типу потери: личный риск, имущественный риск и риск, связанный с ответственностью.) предпринимательские риски.

Допустимый риск — это угроза неполной потери прибыли от осуществления (неосуществления) того или иного проекта или от предпринимательской деятельности в целом. При данном риске потери возможны, но по размеру они меньше ожидаемой предпринимательской прибыли.

 Критический риск характеризуется не только потерей прибыли, но и недополучением предполагаемой выручки. В этом случае предприниматель несет убытки в сумме всех затрат.

Катастрофический риск, как правило, приводит к банкротству предпринимательской фирмы, т.е. к потере предпринимателем всех средств.

 

УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ

Основная задача управления рисками заключается в оптимизации стоимости нейтрализации неблагоприятного воздействия риск-факторов, обеспечивающей успешную реализацию проекта.

Процесс управления рисками проекта обычно включает выполнение следующих процедур:

· планирование управления рисками - выбор подходов и планирование деятельности по управлению рисками проекта;

· идентификация рисков - определение рисков, способных повлиять на проект, и документирование их характеристик;

· качественная оценка рисков и условий их возникновения с целью определения их влияния на успех проекта; · количественная оценка вероятности возникновения и влияния последствий рисков на проект; ·  планирование реагирования на риски - определение процедур и методов по ослаблению отрицательных последствий рисковых событий и использованию возможных преимуществ; ·  мониторинг и контроль рисков, определение остающихся рисков, выполнение плана управления ими и оценка эффективности действий по минимизации рисков. Все эти, а также другие процедуры взаимо дополняют друг друга. Каждая выполняется по крайней мере один раз в каждом проекте. Несмотря на то, что процедуры, рассматриваются как дискретные элементы с четко определенными характеристиками, на практике они могут частично совпадать и взаимодействовать. 1) планирование управления рисками - процесс принятия соответствующих решений для конкретного проекта. Этот процесс может включать решения по организации, кадровому обеспечению процедур управления рисками проекта, выбор предпочтительной методологии, источников данных для идентификации риска, временной интервал для анализа ситуации. Важно спланировать управление, адекватное как уровню и типу риска, так и важности проекта для организации; 2) идентификация рисков определяет, какие риски способны повлиять на проект, и документирует характеристики этих рисков. Идентификация рисков не будет эффективной, если не проводить ее регулярно на протяжении реализации проекта. При этом необходимо привлекать как можно больше участников: менеджеров проекта, заказчиков, пользователей, независимых специалистов; 3) качественная оценка рисков - процесс представления качественного анализа идентификации рисков и определения тех, которые требуют быстрого реагирования. Такая оценка определяет степень важности рисков и способ реагирования. Доступность сопровождающей информации помогает легче расставить приоритеты для разных категорий рисков. Их качественная оценка - это оценка условий их возникновения и определение воздействия на проект стандартными методами и средствами; 4) количественная оценка рисков определяет вероятность их возникновения и влияние их последствий на проект, что помогает группе управления им верно принимать решения и избегать неопределенности. Количественная оценка рисков позволяет установить: вероятность достижения конечной цели проекта; степень воздействия риска на проект и объемы непредвиденных затрат и материалов, которые могут понадобиться; риски, требующие скорейшего реагирования и большего внимания, а также влияние их последствий на проект; фактические затраты, предполагаемые сроки окончания; 5) планирование реагирования на риски - разработка методов и технологий снижения их отрицательного воздействия на проект. Эта процедура повышает эффективность его защиты от рисков. Планирование включает в себя идентификацию и распределение каждого риска по категориям. Эффективность разработки мер реагирования окажет прямое влияние на последствия воздействия риска на проект; 6) мониторинг и контроль помогут идентифицировать риски, определить остаточные риски, обеспечить выполнение плана и оценить его эффективность с учетом полученных данных. Показатели рисков, связанные с осуществлением условий выполнения плана, фиксируются. Мониторинг и контроль сопровождают процесс реализации проекта. Качественный контроль выполнения проекта предоставляет информацию, помогающую принимать эффективные решения для предотвращения возникновений рисков. Для предоставления полной информации о выполнении проекта необходимо взаимодействие между всеми его менеджерами. Алгоритм анализа рисков: · качественный анализ: выявление всего спектра рисков, описание рисков, классификация и группировка, анализ исходных допущений. Цель - идентификация рисков; Идентификация, или качественный анализ, проектных рисков проводится, начиная с пред инвестиционные стадии проекта. Уровень финансовых потерь при реализации проекта непосредственно связан с погрешностями оценок предполагаемых финансовых затрат на стадии ОИ, ТЭО, определения сметной стоимости и бюджета проекта. Данные погрешности оказывают непосредственное влияние на степень неопределенности ситуаций, в рамках которых приходится принимать управляющие решения, приводящие к финансовым потерям. Максимальные погрешности бюджетирования имеют место на этапе пред инвестиционных исследований. Это связано с отсутствием полной и достоверной информации об условиях реализации проекта, а также с уровнем его финансирования на данном этапе. На последующих этапах возрастают объемы финансирования и одновременно снижаются погрешности расчета бюджета. Данное обстоятельство обуславливает необходимость более полного учета всей совокупности факторов, влияющих прямо или косвенно на качественные показатели проекта. Основные результаты качественного анализа рисков: выявление конкретных рисков проекта и порождающих их причин; анализ и стоимостной эквивалент гипотетических последствий возможной реализации отмеченных рисков; предложение мероприятий по минимизации ущерба, их стоимостная оценка. Кроме того на этом этапе определяются граничные значения (минимум и максимум) возможного изменения всех факторов (переменных) проекта, проверяемых на риски; · количественный анализ: формализация неопределенности, расчет рисков, оценка рисков, учет рисков. Цель - измерение рисков; Математический аппарат при анализе рисков опирается на методы теории вероятностей, что обусловлено вероятностным характером неопределенности и рисков. Задачи количественного анализа рисков разделяются на три типа: 1) прямые, в которых оценка уровня рисков происходит на основании известной вероятностной информации, 2) обратные, когда задается приемлемый уровень рисков и определяются значения (диапазон значений) исходных параметров с учетом устанавливаемых ограничений на один или несколько варьируемых исходных параметров, 3) задачи исследования чувствительности, устойчивости результативных, критериальных показателей по отношению к варьированию исходных параметров (распределению вероятностей, областей изменения тех или иных величин и т.п.). Это необходимо в связи с неизбежной неточностью исходной информации и отражает степень достоверности результатов, полученных при анализе проектных рисков. Количественный анализ проектных рисков производится на основе математических моделей принятия решений и поведения проекта, основные из которых: стохастические (вероятностные), лингвистические (описательные), нестохастические (игровые, поведенческие). 1) вероятностный - предполагают, что построение и расчеты по модели анализ осуществляются в соответствии с принципами теории вероятностей, тогда как в случае выборочных методов это делается путем расчетов по выборкам. Вероятность возникновения потерь определяется на основе статистических данных предшествовавшего периода с установлением области (зоны) рисков, достаточности инвестиций, коэффициента рисков (отношение ожидаемой прибыли к объему всех инвестиций по проекту); 2) экспертный - применяется в случае отсутствия или недостаточного объема исходной информации и состоит в привлечении экспертов для оценки рисков. Отобранная группа экспертов оценивает проект и его отдельные процессы по степени рисков; 3) метод аналогов - использование базы данных осуществленных аналогичных проектов для переноса их результативности на разрабатываемый проект. Такой метод используется, если внутренняя и внешняя среда проекта и его аналогов имеют достаточно схожие основные параметры; 4) анализ показателей предельного уровня - определение степени устойчивости проекта по отношению к возможным изменениям условий его реализации; 5) анализ чувствительности проекта - метод позволяет оценить, как изменяются результирующие показатели реализации проекта при различных значениях заданных переменных, необходимых для расчета; 6) анализ сценариев развития проекта - метод предполагает разработку нескольких вариантов (сценариев) развития проекта и их сравнительную оценку. Рассчитываются пессимистический вариант (сценарий) возможного изменения переменных, оптимистический и наиболее вероятный вариант; 7) метод построения деревьев решений проекта - предполагает пошаговое разветвление процесса реализации проекта с оценкой рисков, затрат, ущерба и выгод; 8) имитационные - базируются на пошаговом нахождении значения результирующего показателя за счет проведения многократных опытов с моделью. Основные преимущества - прозрачность всех расчетов, простота восприятия и оценки результатов анализа проекта всеми участниками процесса планирования. В качестве одного из серьезных недостатков этого способа необходимо указать на существенные затраты на расчеты, связанные с большим объемом выходной информации. · минимизация риска: проектирование стратегий, выбор оптимальной стратегии, реализация стратегии. Цель - оптимизация; Методы для минимизации рисков делятся на 3 группы: 1. диверсификация, или распределение рисков - распределение усилий предприятия между видами деятельности, результаты которой непосредственно не связаны между собой. Позволяет распределить риски между участниками проекта. Распределение проектных рисков между его участниками - эффективный способ их снижения. Теория надежности показывает, что с увеличением количества параллельных звеньев в системе вероятность отказа в ней снижается пропорционально количеству таких звеньев, поэтому распределение рисков между участниками повышает надежность достижения результата. Логичнее всего при этом сделать ответственным за конкретный вид риска того из его участников, кто обладает возможностью точнее и качественнее рассчитывать и контролировать данный риск. Распределение рисков оформляется при разработке финансового плана проекта и контрактных документов. Распределение рисков фактически реализуется в процессе подготовки плана проекта и контрактных документов. Следует иметь в виду, что повышение рисков у одного из участников должно сопровождаться адекватным изменением в распределении доходов от проекта, поэтому при переговорах необходимо: определить возможности участников проекта по предотвращению последствий наступления рисковых событий; определить степень рисков, которую берет на себя каждый участник проекта; договориться о приемлемом вознаграждении за риски; следить за соблюдением паритета в соотношении рисков и дохода между всеми участниками проекта; 2. Резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов представляет собой способ борьбы с риском, предусматривающий установление соотношения между потенциальными рисками, влияющими на стоимость проекта, и размером расходов, необходимых для преодоления сбоев в его выполнении. Минимизация рисков увеличивает проектные затраты, но зато увеличивает и проектную прибыль. Часть резерва всегда должна находиться в распоряжении менеджера проекта (остальной частью резерва распоряжаются в соответствии с контрактом другие участники). Необходимое условие успеха проекта - превышение предполагаемых поступлений от реализации проекта над оттоками денежных средств на каждом шаге расчета. С целью снижения рисков в плане финансирования необходимо создавать достаточный запас прочности, учитывающий следующие виды рисков: риск незавершенного строительства, риск временного снижения объема продаж продукции проекта, налоговый риск, риск несвоевременной уплаты задолженностей со стороны заказчиков. При расчете рисков необходимо, чтобы сальдо накопленных реальных денег в финансовом плане проекта на каждом шаге расчета было не менее 8% планируемых на данном шаге затрат. Кроме того, необходимо предусматривать дополнительные источники финансирования проекта и создание резервных фондов с отчислением в них определенного процента с выручки от реализации продукции; 3) страхование рисков - в случае если участники проекта не в состоянии обеспечить его реализацию при наступлении того или иного рискового события собственными силами, необходимо осуществить страхование рисков. Страхование рисков есть по существу передача определенных рисков страховой компании. В зарубежной практике предусматривается полное страхование инвестиционных проектов, но условия российской действительности позволяют пока только частично страховать риски проекта: здания, оборудование, персонал, некоторые экстремальные ситуации и т.д. Выбор рациональной схемы страхования представляет собой достаточно сложную задачу. ·  контроль рисков: мониторинг рисков, переоценка и корректировка рисков, оперативные решения по отклонениям. Эффективность методов снижения рисков определяется с помощью следующего алгоритма: рассматривается риск, имеющий наибольшую важность для проекта; определяется перерасход средств с учетом вероятности наступления неблагоприятного события; определяются дополнительные затраты на реализацию предложенных мероприятий.

 

КОНКУРЕНЦИЯ НА РЫНКЕ СБЫТА

Конкуренция – основная регулирующая сила рыночного товарного производства, форма экономической борьбы за максимальную реализацию личных интересов продавцов и покупателей товаров на рынке.

Основными условиями существования на рынке свободной конкуренции являются:

· господство частной собственности на экономические ресурсы и преобладание в обществе идеологии индивидуализма;

· обеспечение товаропроизводителям полной свободы для вхождения в любую отрасль и на любой рынок, а также свободы покидать их;

· наличие большого числа самостоятельно принимающих решения товаропроизводителей и покупателей на рынке; благодаря многочисленности субъектов рынка решения каждого из них не могут оказать существенного влияния на рыночные цены.

Виды конкуренции

· Внутриотраслевая конкуренция выражается в том, что каждый товаропроизводитель стремится продать свой товар с максимальной выгодой для себя. На рынке побеждают товаропроизводители, способные быстро адаптироваться к изменяющимся условиям, воспринимать и использовать достижения научно-технического прогресса, поэтому конкуренция способствует развитию экономики. В результате внутриотраслевой конкуренции устанавливается средняя цена предложения.

· Межотраслевая конкуренция – это экономическая борьба на рынке между товаропроизводителями разных отраслей за обеспечение максимальной прибыли за счет завоевания наиболее выгодных сфер приложения капитала. Механизм межотраслевой конкуренции – переливание капитала из менее выгодных производств в более выгодные в условиях открытого рынка. В результате межотраслевой конкуренции устанавливается равновесная (средняя) норма прибыли на капитал.

· Неценовая конкуренция представляет собой форму борьбы за покупателей путем расширения рекламной деятельности, привлечения покупателей яркой упаковкой и т. д.

В действительности на рынке не всегда возможна свободная конкуренция, существуют различные ограничения.Количество и удельный вес производителей на рынке позволяют выделить по данному признаку следующие виды конкуренции: чистая конкуренция и монополистическая конкуренция.

· Чистая (идеальная) конкуренция – это такая рыночная конкуренция, когда есть много покупателей и продавцов однородного товара и при этом никто из них не в состоянии повлиять на его цену.

При чистой конкуренции каждый отдельный продавец запрашивает за товар одну и ту же цену. Если он решит продавать его несколько дороже, чем другие продавцы, то не сможет его продать, поскольку покупателям выгоднее приобрести этот же товар у его конкурентов по более низкой цене. С другой стороны, если продавец принимает решение продать товар по цене ниже текущей, то он быстрее реализует товар, но потеряет часть дохода, поскольку покупатели могли бы заплатить больше. Таким образом, в условиях чистой конкуренции, как покупатели, так и продавцы должны принять текущую рыночную цену.

Все товаропроизводители стремятся к соответствию реализуемых на рынке товаров потребительскому спросу, потому что, если товар не продан, нет, не только прибыли, но и возмещения издержек производства. Потребителей при покупке товара интересует, прежде всего, соотношение цены и качества. Удовлетворению покупательского спроса способствуют различные структурные формы предложения товаров, позволяющие своевременно их реализовать, возместить затраты и получить прибыль.

Подобная ситуация хорошо прослеживается при продаже масла растительного, мучных и макаронных изделий, консервированной продукции, чая, кофе, цитрусовых, однородных видов и сортов молочной и мясной продукции и др. При этом на объемы продаж и спрос на тот или иной товар будет влиять его внешний, цвет, размер, вид упаковки, репутация предприятия-изготовителя, поведение продавца, его манера и способность предложить товар, реклама и др.

При чистой конкуренции продавцы и покупатели не связаны никакими соглашениями. Они руководствуются собственными интересами, хотя некоторые товаропроизводители могут образовать на рынке кооперативное или другое сотрудничество.

Чистая конкуренция в рыночной практике почти не существует, так как постоянно идет процесс объединения предприятий различных сфер народного хозяйства (промышленности, торговли, финансов, услуг и т. д.), занимающих доминирующие позиции в производстве и реализации одного или многих видов товаров.

· Монополистическая конкуренция характеризуется относительно меньшим числом продавцов, чем чистая конкуренция, однако это число достаточно велико, чтобы гарантировать высоко-конкурентный рынок. И хотя товары могут быть сходны по назначению, каждый товаропроизводитель или продавец стремится сделать свой товар отличным от других особыми характеристиками – торговой маркой, необычной упаковкой, формой и т. д., что позволяет ему контролировать рыночную цену на свой товар.

Структура монополистической конкуренции характеризуется наличием мелких предприятий и фирм, где каждая фирма становится своего рода монополией, стремящейся сделать свой товар отличным от подобного товара, представленного на рынке и имеющего возможность в некоторой степени контролировать рыночную цену на свой товар. При этом деятельность отдельно взятых фирм и предприятий мало влияет на формирование рыночной цены.

В условиях монополистической конкуренции большое значение имеет реклама товара. Предприятия с помощью рекламы пытаются создать впечатление о якобы имеющихся различиях в качестве товара и таким образом повлиять на рынок.

К примеру, если плодоовощная продукция какой-либо агрофирмы или мясная продукция бройлерной птицефабрики хорошо рекламируется, то у покупателей создается впечатление, что она отличается лучшим качеством, и спрос на нее увеличивается.

Предприятия и фирмы, обладая определенной монополией на рынке, как правило, не связаны между собой, а обычно конкурируют друг с другом, развивая при этом эффективный маркетинг и расширяя комплекс услуг, связанных с реализацией товара.

Монополистическая конкуренция по своей сути выступает побудительной силой для сельскохозяйственных предприятий к развитию собственной переработки и реализации продукции через сеть магазинов фирменной торговли. Рыночные преимущества в сбыте продукции достигаются путем обеспечения высокой торговой марки, стиля оформления торгового предприятия, близости его к основной массе покупателей, развития сферы сервисных услуг для потребителей различных возрастов с учетом их запросов, оформления заказов и доставки набора продуктов на дом и т. д.

Для отдельных субрынков продовольственных товаров в условиях монополии характерны такие виды конкуренции как монополия в чистом виде и олигополия.

Монополия представляет собой полную противоположность чистой конкуренции. В условиях монополии вместо множества мелких фирм и предприятий рынок обеспечивается товарами, выпускаемыми одной крупной фирмой, обладающей полным контролем над ценами. В то же время фирма-монополист, практически не испытывая конкуренции, не может установить очень высокую цену на свой товар, так как рискует остаться вообще без доходов из-за низкого спроса. В этом случае цена устанавливается на уровне, обеспечивающем наибольшую рентабельность.

Монопольный рынок могут иметь семеноводческие предприятия, реализующие определенные сорта семян, или племенные предприятия по селекции отдельных пород скота.

Признаки монопольной рыночной структуры:

1. на рынке действует только одна фирма, которая влияет на цены, регулируя предложение;

2. на рынке отсутствуют идентичные виды товаров;

3. контролируя рынок сырья в своей отрасли, фирма-монополист не допускает появления новых производителей.

· Олигополия – это рыночная структура (или отрасль), в которой имеется небольшое число крупных фирм, производящих достаточное для удовлетворения спроса количество продукции. Крупные фирмы захватывают мощные позиции в передовых отраслях, рассчитывая на значительные прибыли на новых рынках.

Примером олигопольной рыночной структуры могут быть отдельные крупные предприятия, объединенные в концерны, финансово-промышленные группы (ФПГ), отраслевые союзы и ассоциации, располагающие мощностями по производству и переработке продукции и собственными торговыми предприятиями. К рыночным олигопольным структурам можно условно отнести кондитерскую фабрику «Красный Октябрь», Черкизовский мясокомбинат, Росптицепром и др.

При отсутствии большой ценовой конкуренции среди предприятий олигопольной рыночной структуры главным средством становятся различные формы дифференциации товара (разделка, упаковка, изготовление полуфабрикатов, продажа соответствующих компонентов в виде приправ, соусов, овощных добавок, рецептов приготовления и др.), а также реклама.

В условиях олигополии фирмы вынуждены сотрудничать друг с другом, чтобы поддерживать прочный рынок и ограничивать появление на нем новых участников путем патентования продукции, контроля поставок сырья, организации рынка. Из перерабатывающих отраслей к олигополистической структуре можно отнести комбикормовую и мукомольную промышленность. Она характерна также для рынка сахара, некоторых молочных продуктов (сыр, масло, молочные консервы).

Дата: 2018-11-18, просмотров: 605.