ОЦЕНКА СИЛЬНЫХ И СЛАБЫХ СТОРОН ФИРМЫ В КОНКУРЕНТНОЙ БОРЬБЕ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Методика оценки конкурентоспособности продовольственных товаров предполагает определенную последовательность:

· анализ рынка и изучение потребностей потенциальных покупателей, прогноз платежеспособного спроса населения и рассмотрение возможных конкурентов с целью формирования требований к товару для обеспечения его конкурентоспособности и возможности сбыта на данном рынке;

· определение перечня параметров (технических, экономических и нормативных), подлежащих сравнению и оценке, с их количественным выражением и установлением «весомости»;

· расчет единичных или простых индексов с учетом выбранных измерителей (натуральных, трудовых, стоимостных, в баллах, процентах, долях, «весах» и т. д.) по каждому параметру;

· расчет показателя конкурентоспособности товаров и услуг;

· выбор наиболее весомых факторов повышения конкурентоспособности товаров и разработка мер по их реализации.

 

ХЕДЖИРОВАНИЕ

Хеджирование – это страхование предпринимателей от возможных убытков в связи с изменением цен на рынке на товары. Принцип страхования состоит в том, что если в сделке одна сторона теряет как продавец реального товара, то она выигрывает как покупатель фьючерсов на то же количество, и наоборот.

Для хеджера важной особенностью фьючерсных контрактов является то, что они являются обязательными соглашениями. Это значит, что выполнение фьючерсных контрактов на многие товары, иностранную валюту и контракты опционного индекса завершаются поставкой, если покупатель с противоположной стороны контракта не закрыл свою позицию (т. е. не продал вторично, не перепродал контракт) к последнему дню месяца поставки. Он обязан принять товар в выполнение договора и заплатить за него всю сумму.

Благодаря такой постановочной возможности цены на один и тот же товар на фьючерсном рынке и на рынке физических товаров имеют тенденцию к сближению. Если по каким-либо причинам цены к моменту поставки фьючерсного контракта намного превышают цены рынка физических товаров, торговцы (владельцы контракта) обычно продают фьючерсный контракт, чтобы получить цену против контракта к моменту поставки товара. В результате цена фьючерсного контракта падает и приближается к ценам рынка физических товаров. И наоборот, если цена по фьючерсному контракту ниже по сравнению с наличной ценой, торговец закупает фьючерсные контракты с намерением получить поставку товара, повышая тем самым фьючерсную цену. Естественные рыночные цены выступают в этом случае в роли буфера при сглаживании большой разницы между наличными ценами и ценами по фьючерсному контракту на момент поставки товара.

Цели и причины хеджирования:

· страхование запасов. В этом случае риск связан с владением реальными товарами и финансовыми институтами, на которые не заключены сделки на продажу по фиксированной цене

· страхование продукции, т. е. будущий товар или произведенный товар, на который не заключена сделка. В этом случае риск падения цен понизит прибыльность производства

· страхование соглашения на закупку с фиксированной ценой. Форвардные контракты, обязывающие покупателя принять товар или финансовый инструмент по фиксированной цене, создают для него ценовой риск при падении цен

· страхование контрагента на продажу с фиксированной ценой. Это обязывает продавца поставить товар или финансовый инструмент в будущем по установленной цене

·  страхование закупок от возможного повышения цены. Производители, использующие сырье для своего производства, несут риск возможного повышения цены при осуществлении закупок в будущие периоды.

В целом в настоящее время ценовые риски можно отнести к следующим категориям операций:

· продажа и покупка реальных товаров

· владение процентными инструментами или обязательства их поставки

· владение иностранной валютой или обязательства их поставки

· финансовые обязательства, стоимость которых связана с различными индексами.

Хеджирование представляет собой покупку или продажу контрактов на срок по товару, цену которого необходимо застраховать. Хеджирование означает совершение фьючерсной сделки на наличном рынке.

Виды хеджирования

· Обычное (чистое) хеджирование совершается для избежания ценовых рисков и заключения в полном балансировании по времени и количеству, противоположным по направлению обязательств на рынке реального товара и фьючерсном рынке.

· Арбитражное, т.е. учитываются затраты на хранение, хеджирование осуществляется исключительно для извлечения выгоды из ожидаемого благоприятного изменения в соотношении цен реального товара и биржевых котировок с различными сроками поставки.

· Селективное хеджирование – такой вид хеджирования, когда сделка на фьючерсном рынке проводится не одновременно с заключением сделки на реальный товар и не на равное количество. Так, если ожидается повышение цен, то селективный хеджер не будет хеджировать свои законы реального товара, рассчитывая получить прибыль от повышения их стоимости.

· Предвосхищающее хеджирование заключается в покупке и продаже фьючерсного контракта еще до того, как совершена сделка с реальным товаром. Предвосхищающее хеджирование служит в качестве временного заменителя торгового контракта, который будет заключен позже.

Пример . Предположим, что фермер в мае хочет установить цену на шерсть в октябре. Он тщательно рассчитывает свои общие расходы и заключает, что может продать свою шерсть по цене 800 руб. за 1 кг, чтобы обеспечить умеренную прибыль от годового выкупа шерсти 30 т. Он устанавливает, что декабрьские фьючерсы на шерсть продаются по цене 850 руб. за 1 кг, и поручает своему брокеру продать декабрьские контракты по этой цене. Его поручения выполняются, и фермер имеет договор на продажу 30 т шерсти в декабре по цене 850 руб. за 1 кг шерсти.

Предположим, что к октябрю цена на шерсть на аукционе упала до 750 руб. за 1 кг, в то время, как декабрьские фьючерсы продаются сейчас по цене 800 руб. за 1 кг. Фермер решает продать шерсть на аукционе и выкупить свой фьючерсный контракт. Он получает 750 руб. за 1 кг шерсти на аукционе и прибыль в 50 руб. за 1 кг на своих фьючерсных сделках. Действительная реализационная цена шерсти составила 800 руб. за 1 кг шерсти. Его хедж, представленный схематически, выглядит следующим образом (табл. 12):

Таблица 12

Схема хеджирования

Наличный рынок Время Фьючерсный рынок
Стоимость продукции 800 руб. за 1 кг шерсти Май Продает декабрьские фьючерсные контракты по цене 850 руб. за 1 кг шерсти
Продает шерсть на аукционе по цене 750 руб. за 1 кг шерсти Октябрь Покупает декабрьские фьючерсные контракты по цене 800 руб. за 1 кг шерсти. Прибыль от фьючерсных сделок: 50 руб. за 1 кг шерсти

ИТОГ: 750 руб. + 50 руб. = 800 руб. за 1 кг шерсти

Данные табл. 12 свидетельствуют о том, что итоговая цена реализации шерсти составляет 800 руб. за 1 кг чистого веса (50 руб. прибыли по фьючерсам плюс 750 руб., полученные на аукционе).

В итоге фермер завершил сделку на реальном рынке с потерей 50 руб. за 1 кг шерсти. Однако он застраховался от падения цен на реальном рынке путем продажи, а затем покупки фьючерсных контрактов на фьючерсном рынке, благодаря чему хеджер получил прибыль в размере 50 руб. за 1 кг шерсти.

Вместе с тем существует несколько причин, вследствие которых хедж на фьючерсном рынке не может обеспечить полного страхования от риска изменения цен.

1. наличные цены и фьючерсные цены не обязательно всегда уравниваются по мере приближения месяца поставки. В некоторых случаях это работает на пользу хеджера, в других – против него.

2.  качество физического товара, которым хеджер торгует, может не соответствовать стандартному качеству фьючерсного рынка.

3. цены на рынках, расположенных в разных местах, разные. Сельский фермер, пользующийся фьючерсами для хеджирования, но продающий свой товар по месту производства, т. е. у себя в районе, должен учитывать возможную разницу между ценой, которую он получает за этот товар, и аукционной ценой на те же товары в крупных торговых центрах.

4.  производитель может не захотеть хеджировать весь объем своей продукции, или, с другой стороны, завод по переработке такой продукции может не захотеть выкупить весь заказ, ранее выставленный на фьючерсном рынке. По этой причине часть физического товара окажется под угрозой риска и нехеджированной.

5. разница в сроках составляет разницу в цене. Поскольку многие товары не могут поставляться круглосуточно, а только в определенные месяцы поставки, фьючерсные контракты заключаются обычно на тот месяц, который будет еще в будущем в момент заключения сделки на наличном рынке. Это означает, что наличные и фьючерсные цены могут еще не достичь своей максимальной точки сближения к моменту завершения хеджа, т. е. к моменту, когда фьючерсный контракт закрывается и заключается последняя сделка на физическом рынке.

 

ДИВЕРСИФИКАЦИЯ

Диверсификация– это расширение сфер хозяйственной деятельности фирмы (расширение ассортимента производимых изделий, видов предоставляемых услуг, географической сферы деятельности и т.д.) с целью проникновения на рынки новых продуктов и в отрасли, не имеющие прямой производственной связи или функциональной зависимости от ее основной деятельности. В результате диверсификации предприятия превращаются в сложные многоотраслевые комплексы или конгломераты.

Диверсификация является испытанным средством снижения риска конкретного бизнеса за счет переноса накопленных пред­приятием знаний и опыта в другие отрасли.

Во всех случаях, когда речь идет о падении или недостижении предприятием конкурентной позиции в конкретном бизнесе встает вопрос о принятии конкретных мер по укреплению его конкурентоспособ­ности. Традиционно, если собственные усилия предприятия в этом направлении оказываются малоэффективными или у него не хватает для этого средств, прибегают к объединению усилий (слиянию) с другим пред­приятием данной или другой отрасли, чтобы поддержать собст­венное производство.

Стратегия диверсификации позволяет сохранить самостоятельность предприятия за счет расширения сферы его хозяйственной деятельности в смежные или новые для него отрасли. Это позволяет перенести квалификацию и опыт с одного бизнеса на другой, совместить родственные структуры с целью снижения издержек (использование эффекта масштаба).

Наиболее часто используемые варианты:

· вход в бизнес, где возможно использование имеющегося персонала по сбыту рекламе и маркетингу;

· использование близких технологий;

· перенос ноу-хау и опыта, торговой марки и репутации у потребителя из одного бизнеса в другой;

· приобретение бизнеса, улучшающего положение предприятия в действующем бизнесе.

Стратегии неродственной диверсификации предполагают диверсификацию в любую отрасль, обещающую получение прибыли.

Преимущества:

· распределение предпринимательского риска;

· эффективные финансовые вложения в прибыльные отрасли;

· стабильность финансового состояния (сглаживание цикличности по отраслям);

· повышение биржевой стоимости акций.

Недостатки:

·  трудности компетентного руководства неродственным бизнесом;

· отсутствие дополнительного источника конкурентного преимущества в виде стратегического соответствия.

Стратегии перестройки, сокращения и реструктуризации портфеля бизнесов:

·  Стратегия перестройки – превращение убыточных бизнесов в прибыльные (проблемные бизнесы находятся в привлекательных отраслях);

·  Стратегия сокращения – сужение диапазона диверсификации (концентрация усилий на нескольких основных видах бизнеса);

·  Стратегия реструктуризации портфеля – радикальный пересмотр состава бизнеса предприятия путем продаж и приобретений.

Современные стратегии широко диверсифицированных предприятий направлены на реструктуризацию портфеля с целью создания прочной конкурентной позиции в небольшом числе привлекательных отраслей.

 

ЛИЗИНГ, ФРАНЧАЙЗИНГ

Лизинг – представляет собой соглашение между собственником имущества и арендатором о передаче имущества в пользование на оговоренный период по установленной ренте, выплачиваемой ежегодно, ежеквартально или ежемесячно.

Виды лизинга:

По способу финансирования:

· средства лизингодателя;

· часть средств лизингодателя.

По объему обслуживания передаваемого имущества:

· все имущество передается лизингополучателю;

· у лизингодателя;

· смешанный.

По срокам:

· долгосрочный;

· среднесрочный;

· краткосрочный.

По целевому назначению:

· действительный (подтвержден законодательством);

· фиктивный (операция только на бумаге, цель получить льготы).

От условий амортизации:

· полная и неполная амортизация.

По степени окупаемости:

· полная и неполная (размер платежей недостаточен).

По характеру взаимодействия участников:

· классический – три стороны;

· возвратный – продавец и лизингополучатель одно лицо.

По месту расположения участников и составу:

· экспортный – производитель и лизингодатель в одной стране, лизингополучатель в другой;

· импортный - лизингодатель и лизингополучатель в одной стране, производитель в другой.

По сроку и размеру аренды:

· оперативный – предоставление имущества во временное пользование на возвратной основе, короткий срок лизинга, менее амортизационного. Суммарный размер лизинговых платежей ниже арендуемого имущества. Последствия – возврат, заключение нового договора.

· финансовый лизинг – срок лизинга соизмерим или выше амортизационного срока, сумма платежей больше или приближается к стоимости имущества. Последствия – выкуп имущества по остаточной стоимости, возможен возврат.

Преимущества лизинга для арендаторов

· Лизинг предполагает 100%-ное финансирование, кроме того, не требуется быстрый возврат всей суммы долга;

· Лизинговая сделка одновременно решает вопросы приобретения и финансирования активов;

· Лизинг выгоден мелким заемщикам, так как аренда обеспечивает их финансирование в точном соответствии с потребностями в финансируемых активах.

· Также это выгодно для всех людей, не имеющих возможности осуществить финансирование посредством ссуды или возобновляемого кредита, как это принято у крупных компаний. Лизинговый договор составляют с учетом требований и специфических особенностей арендаторов;

·  Большинство арендаторов разрабатывает свои планы в долгосрочной перспективе. Все это время их финансовые возможности в значительной степени будут ограничены. Посредством лизинга можно преодолеть такие ограничения, что открывает перед арендатором большие возможности в инвестиционном и финансовом планировании;

· Лизинг способствует большей свободе арендатора в принятии решений. Например, при покупке объекта у человека 2 пути – либо покупать, либо не покупать, – при аренде – либо арендовать, либо нет, – а при лизинге арендатор сам определяет наиболее приемлемые для себя условия;

· Государственная политика направлена на поощрение и расширение лизинговых операций, так как лизинг способствует реализации продукции производства, что выгодно для государства;

· По договору лизинговые платежи должны вноситься по заранее составленному графику, благодаря этому арендатор может скоординировать свои затраты на финансирование вложений и прибыль от реализации продукции. Таким образом, финансовые планы арендатора отличаются большей стабильностью, что способствует увеличению прибыли;

· Даже если у арендатора нет значительных финансовых ресурсов, лизинг позволит ему реализовать довольно крупный проект;

· Если проект арендатора отличается низкой доходностью, он может воспользоваться возвратным лизингом и обеспечить себе льготное налогообложение прибыли;

· Лизинговая сделка оформляется намного проще, чем альтернативная ему ссуда в банке. Таким образом, при отсутствии средств лизинг более доступен арендатору, чем кредит в банке;

· При использовании лизинга в активе арендатора находится больше свободных средств, чем при покупке того же объекта. Благодаря этому на развитие бизнеса можно затратить намного больше средств;

· По истечении срока действия лизингового контракта предмет лизинга обладает более высокой ликвидационной стоимостью, что часто является решающим фактором для принятия решения о сделке;

· Лизингополучатель имеет возможность получить дополнительные займы, так как лизинг не затрагивает соотношения собственных и заемных средств;

· Средства на уплату лизинговых платежей поступают до образования облагаемой налогом прибыли, то есть арендатор не выплачивает с них налоги.

· Несмотря на то что это новый вид услуг, лизинг в России постепенно набирает обороты. Постепенно возрастает спрос на лизинг спецтехники и строительного оборудования.

· Существуют также некоторые преимущества лизинга для лизинговых компаний. Некоторые из них превращаются в неблагоприятные для арендатора.

Преимущества лизинга для лизинговых компаний:

· Арендатору не принадлежит право собственности на передаваемое в лизинг имущество, таким образом, лизингодатель может использовать это в собственных целях (например, в качестве дополнительной гарантии возврата кредитных средств);

· После ускоренной амортизации предмет лизинга обладает высокой ликвидационной стоимостью, благодаря чему ее возврат после окончания срока договора может принести достаточно большую прибыль;

· Право собственности на лизинговый объект обеспечивает существенные налоговые льготы;

· Лизингодатель играет основную роль при подготовке и проведении лизинговой сделки. Он оказывает лизингополучателю определенные услуги, за которые последний обязан заплатить;

· Генерирование дохода обусловлено инвестициями в производственное оборудование;

· Лизингодатель оказывает продавцу помощь при продаже предмета лизинга, продавец, в свою очередь, предлагает клиентам финансирование поставок своей продукции с помощью лизинга;

· Задача лизинга – направить финансовые ресурсы непосредственно на приобретение материальных активов, этим лизингодатель устраняет проблему нецелевого применения кредитных средств;

· Так как инвестиции выступают в форме имущества (а не денежной суммы), это в значительной мере снижает риск невозврата средств;

· Лизингодатель имеет возможность привлечения дополнительных материальных ресурсов для расширения своей деятельности посредством передаваемого в лизинг имущества.

Недостатки лизинга

· Лизингополучатель ответственен за состояние лизингового объекта, то есть существует риск старения имущества

· Лизингодатель обязан регулярно выплачивать лизинговые платежи, кроме того, иногда стоимость лизинга больше, чем цена покупки или банковского кредита

· Перед совершением лизинговой сделки предстоит предварительная работа по ее экспертизе;

· Лизингополучатель не является собственником своих основных средств, он не может использовать их в качестве залога при получении займа;

· У лизингополучателя существует возможность досрочного выкупа имущества по договору лизинга. В лизинговом договоре должен быть указан расчет выкупной цены по состоянию на каждый месяц, закрепляя тем самым за лизингополучателем право на досрочный выкуп.

· Если лизингополучатель не имеет стабильных источников дохода, он сильно рискует в случае любых изменений процентных ставок по кредитам, которые он берет для финансирования инвестиций лизингополучателя. Это в немалой степени увеличивает стоимость лизинговой сделки. Риск исчезает только в том случае, если лизинговая компания является филиалом крупного банка;

· Лизинговая сделка сложна тем, что в ней участвует большое количество субъектов;

· Арендатор остается в проигрыше от повышения остаточной стоимости оборудования;

· Несмотря на то, что в результате научно-технического прогресса оборудование, переданное в лизинг, может стать устаревшим, арендные платежи не прекращаются до конца контракта;

· Осуществляя международные мультивалютные лизинговые сделки, лизингополучатель не имеет защиты от валютных рисков;

· Если оборудование вышло из строя в период действия лизингового договора, платежи, несмотря ни на что, должны производиться в установленные сроки.

· Рассмотрев новую и такую непростую услугу для российского рынка, как лизинг, необходимо еще раз предостеречь потенциального лизингополучателя. Самый быстрый путь к разорению – это необдуманное подписание какого-либо договора, в том числе и лизингового. Прежде чем совершать подобную сделку, необходимо все тщательно продумать, составить бизнес-план, рассчитать свободные средства, которые можно потратить на развитие бизнеса, и т. д.

Франчайзинг.

Франчайзинг - система взаимовыгодных партнерских отношений пред­приятий крупного и мелкого бизнеса. Он объединяет элементы аренды, купли - продажи, подряда, представительства, но в целом остается самостоя­тельной формой договорных отношений хозяйствующих субъектов, имею­щих статус юридического лица. Взаимоотношения оформляются в этом случае договором франчайзинга между крупным предприятием (франчайзе­ром) и мелким (франчайзи). Франчайзер обязуется снабжать мелкую фирму своими товарами, рекламными услугами, отработанными технологиями бизне­са. За это мелкая фирма обязуется предоставить франчайзеру услуги по про­движению товара на рынок, перечисляет часть объема продаж в головную ор­ганизацию.

Примером франчайзинга является Кока-Кола, Пепси, Кодак, 1С, Ростикс, Макдональдс, Рамстор и проч.

С целью распространения франчайзинга владельцы крупных фирм перио­дически проводят выставки, чтобы привлечь покупателей права на льготное предпринимательство.

Преимущества системы франчайзинга для франчайзеров:

· значительная экономия своего капитала и своих трудовых ресурсов;

· хозяин каждого предприятия-франчайзи более заинтересован в положительных результатах и сведению затрат до минимума по сравнению с наемным руководителем;

· снижается коммерческий риск;

·  не надо заниматься будничными управленческими делами;

· развитие бизнеса идет быстрее.

Преимущества для франчайзи:

· возможность начать собственное дело;

· готовая рыночная ниша;

· известная торговая марка;

· более масштабная реклама;

·  помощь и консультации со стороны франчайзера;

· облегчение условий финансирования;

· надежное снабжение.

Недостатки:

· учет интереса головной организации;

· перечисления от объема продаж может привести к финансовым трудностям;

· головная организация имеет право делать проверки;

·  строгое соблюдение инструкций ведения бизнеса;

· выкуп всего необходимого оборудования и материалов.

Основные факторы, происходящие в мире, которые стимулируют развитие франчайзинга:

· глобализация

· формирование зрелых концепций и систем управления на крупных предприятиях

· активные процессы слияний и поглощений

· быстрый рост сектора услуг в мировой экономике в целом.

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 293.