Методика оценки конкурентоспособности продовольственных товаров предполагает определенную последовательность:
· анализ рынка и изучение потребностей потенциальных покупателей, прогноз платежеспособного спроса населения и рассмотрение возможных конкурентов с целью формирования требований к товару для обеспечения его конкурентоспособности и возможности сбыта на данном рынке;
· определение перечня параметров (технических, экономических и нормативных), подлежащих сравнению и оценке, с их количественным выражением и установлением «весомости»;
· расчет единичных или простых индексов с учетом выбранных измерителей (натуральных, трудовых, стоимостных, в баллах, процентах, долях, «весах» и т. д.) по каждому параметру;
· расчет показателя конкурентоспособности товаров и услуг;
· выбор наиболее весомых факторов повышения конкурентоспособности товаров и разработка мер по их реализации.
ХЕДЖИРОВАНИЕ
Хеджирование – это страхование предпринимателей от возможных убытков в связи с изменением цен на рынке на товары. Принцип страхования состоит в том, что если в сделке одна сторона теряет как продавец реального товара, то она выигрывает как покупатель фьючерсов на то же количество, и наоборот.
Для хеджера важной особенностью фьючерсных контрактов является то, что они являются обязательными соглашениями. Это значит, что выполнение фьючерсных контрактов на многие товары, иностранную валюту и контракты опционного индекса завершаются поставкой, если покупатель с противоположной стороны контракта не закрыл свою позицию (т. е. не продал вторично, не перепродал контракт) к последнему дню месяца поставки. Он обязан принять товар в выполнение договора и заплатить за него всю сумму.
Благодаря такой постановочной возможности цены на один и тот же товар на фьючерсном рынке и на рынке физических товаров имеют тенденцию к сближению. Если по каким-либо причинам цены к моменту поставки фьючерсного контракта намного превышают цены рынка физических товаров, торговцы (владельцы контракта) обычно продают фьючерсный контракт, чтобы получить цену против контракта к моменту поставки товара. В результате цена фьючерсного контракта падает и приближается к ценам рынка физических товаров. И наоборот, если цена по фьючерсному контракту ниже по сравнению с наличной ценой, торговец закупает фьючерсные контракты с намерением получить поставку товара, повышая тем самым фьючерсную цену. Естественные рыночные цены выступают в этом случае в роли буфера при сглаживании большой разницы между наличными ценами и ценами по фьючерсному контракту на момент поставки товара.
Цели и причины хеджирования:
· страхование запасов. В этом случае риск связан с владением реальными товарами и финансовыми институтами, на которые не заключены сделки на продажу по фиксированной цене
· страхование продукции, т. е. будущий товар или произведенный товар, на который не заключена сделка. В этом случае риск падения цен понизит прибыльность производства
· страхование соглашения на закупку с фиксированной ценой. Форвардные контракты, обязывающие покупателя принять товар или финансовый инструмент по фиксированной цене, создают для него ценовой риск при падении цен
· страхование контрагента на продажу с фиксированной ценой. Это обязывает продавца поставить товар или финансовый инструмент в будущем по установленной цене
· страхование закупок от возможного повышения цены. Производители, использующие сырье для своего производства, несут риск возможного повышения цены при осуществлении закупок в будущие периоды.
В целом в настоящее время ценовые риски можно отнести к следующим категориям операций:
· продажа и покупка реальных товаров
· владение процентными инструментами или обязательства их поставки
· владение иностранной валютой или обязательства их поставки
· финансовые обязательства, стоимость которых связана с различными индексами.
Хеджирование представляет собой покупку или продажу контрактов на срок по товару, цену которого необходимо застраховать. Хеджирование означает совершение фьючерсной сделки на наличном рынке.
Виды хеджирования
· Обычное (чистое) хеджирование совершается для избежания ценовых рисков и заключения в полном балансировании по времени и количеству, противоположным по направлению обязательств на рынке реального товара и фьючерсном рынке.
· Арбитражное, т.е. учитываются затраты на хранение, хеджирование осуществляется исключительно для извлечения выгоды из ожидаемого благоприятного изменения в соотношении цен реального товара и биржевых котировок с различными сроками поставки.
· Селективное хеджирование – такой вид хеджирования, когда сделка на фьючерсном рынке проводится не одновременно с заключением сделки на реальный товар и не на равное количество. Так, если ожидается повышение цен, то селективный хеджер не будет хеджировать свои законы реального товара, рассчитывая получить прибыль от повышения их стоимости.
· Предвосхищающее хеджирование заключается в покупке и продаже фьючерсного контракта еще до того, как совершена сделка с реальным товаром. Предвосхищающее хеджирование служит в качестве временного заменителя торгового контракта, который будет заключен позже.
Пример . Предположим, что фермер в мае хочет установить цену на шерсть в октябре. Он тщательно рассчитывает свои общие расходы и заключает, что может продать свою шерсть по цене 800 руб. за 1 кг, чтобы обеспечить умеренную прибыль от годового выкупа шерсти 30 т. Он устанавливает, что декабрьские фьючерсы на шерсть продаются по цене 850 руб. за 1 кг, и поручает своему брокеру продать декабрьские контракты по этой цене. Его поручения выполняются, и фермер имеет договор на продажу 30 т шерсти в декабре по цене 850 руб. за 1 кг шерсти.
Предположим, что к октябрю цена на шерсть на аукционе упала до 750 руб. за 1 кг, в то время, как декабрьские фьючерсы продаются сейчас по цене 800 руб. за 1 кг. Фермер решает продать шерсть на аукционе и выкупить свой фьючерсный контракт. Он получает 750 руб. за 1 кг шерсти на аукционе и прибыль в 50 руб. за 1 кг на своих фьючерсных сделках. Действительная реализационная цена шерсти составила 800 руб. за 1 кг шерсти. Его хедж, представленный схематически, выглядит следующим образом (табл. 12):
Таблица 12
Схема хеджирования
Наличный рынок | Время | Фьючерсный рынок |
Стоимость продукции 800 руб. за 1 кг шерсти | Май | Продает декабрьские фьючерсные контракты по цене 850 руб. за 1 кг шерсти |
Продает шерсть на аукционе по цене 750 руб. за 1 кг шерсти | Октябрь | Покупает декабрьские фьючерсные контракты по цене 800 руб. за 1 кг шерсти. Прибыль от фьючерсных сделок: 50 руб. за 1 кг шерсти |
ИТОГ: 750 руб. + 50 руб. = 800 руб. за 1 кг шерсти |
Данные табл. 12 свидетельствуют о том, что итоговая цена реализации шерсти составляет 800 руб. за 1 кг чистого веса (50 руб. прибыли по фьючерсам плюс 750 руб., полученные на аукционе).
В итоге фермер завершил сделку на реальном рынке с потерей 50 руб. за 1 кг шерсти. Однако он застраховался от падения цен на реальном рынке путем продажи, а затем покупки фьючерсных контрактов на фьючерсном рынке, благодаря чему хеджер получил прибыль в размере 50 руб. за 1 кг шерсти.
Вместе с тем существует несколько причин, вследствие которых хедж на фьючерсном рынке не может обеспечить полного страхования от риска изменения цен.
1. наличные цены и фьючерсные цены не обязательно всегда уравниваются по мере приближения месяца поставки. В некоторых случаях это работает на пользу хеджера, в других – против него.
2. качество физического товара, которым хеджер торгует, может не соответствовать стандартному качеству фьючерсного рынка.
3. цены на рынках, расположенных в разных местах, разные. Сельский фермер, пользующийся фьючерсами для хеджирования, но продающий свой товар по месту производства, т. е. у себя в районе, должен учитывать возможную разницу между ценой, которую он получает за этот товар, и аукционной ценой на те же товары в крупных торговых центрах.
4. производитель может не захотеть хеджировать весь объем своей продукции, или, с другой стороны, завод по переработке такой продукции может не захотеть выкупить весь заказ, ранее выставленный на фьючерсном рынке. По этой причине часть физического товара окажется под угрозой риска и нехеджированной.
5. разница в сроках составляет разницу в цене. Поскольку многие товары не могут поставляться круглосуточно, а только в определенные месяцы поставки, фьючерсные контракты заключаются обычно на тот месяц, который будет еще в будущем в момент заключения сделки на наличном рынке. Это означает, что наличные и фьючерсные цены могут еще не достичь своей максимальной точки сближения к моменту завершения хеджа, т. е. к моменту, когда фьючерсный контракт закрывается и заключается последняя сделка на физическом рынке.
ДИВЕРСИФИКАЦИЯ
Диверсификация– это расширение сфер хозяйственной деятельности фирмы (расширение ассортимента производимых изделий, видов предоставляемых услуг, географической сферы деятельности и т.д.) с целью проникновения на рынки новых продуктов и в отрасли, не имеющие прямой производственной связи или функциональной зависимости от ее основной деятельности. В результате диверсификации предприятия превращаются в сложные многоотраслевые комплексы или конгломераты.
Диверсификация является испытанным средством снижения риска конкретного бизнеса за счет переноса накопленных предприятием знаний и опыта в другие отрасли.
Во всех случаях, когда речь идет о падении или недостижении предприятием конкурентной позиции в конкретном бизнесе встает вопрос о принятии конкретных мер по укреплению его конкурентоспособности. Традиционно, если собственные усилия предприятия в этом направлении оказываются малоэффективными или у него не хватает для этого средств, прибегают к объединению усилий (слиянию) с другим предприятием данной или другой отрасли, чтобы поддержать собственное производство.
Стратегия диверсификации позволяет сохранить самостоятельность предприятия за счет расширения сферы его хозяйственной деятельности в смежные или новые для него отрасли. Это позволяет перенести квалификацию и опыт с одного бизнеса на другой, совместить родственные структуры с целью снижения издержек (использование эффекта масштаба).
Наиболее часто используемые варианты:
· вход в бизнес, где возможно использование имеющегося персонала по сбыту рекламе и маркетингу;
· использование близких технологий;
· перенос ноу-хау и опыта, торговой марки и репутации у потребителя из одного бизнеса в другой;
· приобретение бизнеса, улучшающего положение предприятия в действующем бизнесе.
Стратегии неродственной диверсификации предполагают диверсификацию в любую отрасль, обещающую получение прибыли.
Преимущества:
· распределение предпринимательского риска;
· эффективные финансовые вложения в прибыльные отрасли;
· стабильность финансового состояния (сглаживание цикличности по отраслям);
· повышение биржевой стоимости акций.
Недостатки:
· трудности компетентного руководства неродственным бизнесом;
· отсутствие дополнительного источника конкурентного преимущества в виде стратегического соответствия.
Стратегии перестройки, сокращения и реструктуризации портфеля бизнесов:
· Стратегия перестройки – превращение убыточных бизнесов в прибыльные (проблемные бизнесы находятся в привлекательных отраслях);
· Стратегия сокращения – сужение диапазона диверсификации (концентрация усилий на нескольких основных видах бизнеса);
· Стратегия реструктуризации портфеля – радикальный пересмотр состава бизнеса предприятия путем продаж и приобретений.
Современные стратегии широко диверсифицированных предприятий направлены на реструктуризацию портфеля с целью создания прочной конкурентной позиции в небольшом числе привлекательных отраслей.
ЛИЗИНГ, ФРАНЧАЙЗИНГ
Лизинг – представляет собой соглашение между собственником имущества и арендатором о передаче имущества в пользование на оговоренный период по установленной ренте, выплачиваемой ежегодно, ежеквартально или ежемесячно.
Виды лизинга:
По способу финансирования:
· средства лизингодателя;
· часть средств лизингодателя.
По объему обслуживания передаваемого имущества:
· все имущество передается лизингополучателю;
· у лизингодателя;
· смешанный.
По срокам:
· долгосрочный;
· среднесрочный;
· краткосрочный.
По целевому назначению:
· действительный (подтвержден законодательством);
· фиктивный (операция только на бумаге, цель получить льготы).
От условий амортизации:
· полная и неполная амортизация.
По степени окупаемости:
· полная и неполная (размер платежей недостаточен).
По характеру взаимодействия участников:
· классический – три стороны;
· возвратный – продавец и лизингополучатель одно лицо.
По месту расположения участников и составу:
· экспортный – производитель и лизингодатель в одной стране, лизингополучатель в другой;
· импортный - лизингодатель и лизингополучатель в одной стране, производитель в другой.
По сроку и размеру аренды:
· оперативный – предоставление имущества во временное пользование на возвратной основе, короткий срок лизинга, менее амортизационного. Суммарный размер лизинговых платежей ниже арендуемого имущества. Последствия – возврат, заключение нового договора.
· финансовый лизинг – срок лизинга соизмерим или выше амортизационного срока, сумма платежей больше или приближается к стоимости имущества. Последствия – выкуп имущества по остаточной стоимости, возможен возврат.
Преимущества лизинга для арендаторов
· Лизинг предполагает 100%-ное финансирование, кроме того, не требуется быстрый возврат всей суммы долга;
· Лизинговая сделка одновременно решает вопросы приобретения и финансирования активов;
· Лизинг выгоден мелким заемщикам, так как аренда обеспечивает их финансирование в точном соответствии с потребностями в финансируемых активах.
· Также это выгодно для всех людей, не имеющих возможности осуществить финансирование посредством ссуды или возобновляемого кредита, как это принято у крупных компаний. Лизинговый договор составляют с учетом требований и специфических особенностей арендаторов;
· Большинство арендаторов разрабатывает свои планы в долгосрочной перспективе. Все это время их финансовые возможности в значительной степени будут ограничены. Посредством лизинга можно преодолеть такие ограничения, что открывает перед арендатором большие возможности в инвестиционном и финансовом планировании;
· Лизинг способствует большей свободе арендатора в принятии решений. Например, при покупке объекта у человека 2 пути – либо покупать, либо не покупать, – при аренде – либо арендовать, либо нет, – а при лизинге арендатор сам определяет наиболее приемлемые для себя условия;
· Государственная политика направлена на поощрение и расширение лизинговых операций, так как лизинг способствует реализации продукции производства, что выгодно для государства;
· По договору лизинговые платежи должны вноситься по заранее составленному графику, благодаря этому арендатор может скоординировать свои затраты на финансирование вложений и прибыль от реализации продукции. Таким образом, финансовые планы арендатора отличаются большей стабильностью, что способствует увеличению прибыли;
· Даже если у арендатора нет значительных финансовых ресурсов, лизинг позволит ему реализовать довольно крупный проект;
· Если проект арендатора отличается низкой доходностью, он может воспользоваться возвратным лизингом и обеспечить себе льготное налогообложение прибыли;
· Лизинговая сделка оформляется намного проще, чем альтернативная ему ссуда в банке. Таким образом, при отсутствии средств лизинг более доступен арендатору, чем кредит в банке;
· При использовании лизинга в активе арендатора находится больше свободных средств, чем при покупке того же объекта. Благодаря этому на развитие бизнеса можно затратить намного больше средств;
· По истечении срока действия лизингового контракта предмет лизинга обладает более высокой ликвидационной стоимостью, что часто является решающим фактором для принятия решения о сделке;
· Лизингополучатель имеет возможность получить дополнительные займы, так как лизинг не затрагивает соотношения собственных и заемных средств;
· Средства на уплату лизинговых платежей поступают до образования облагаемой налогом прибыли, то есть арендатор не выплачивает с них налоги.
· Несмотря на то что это новый вид услуг, лизинг в России постепенно набирает обороты. Постепенно возрастает спрос на лизинг спецтехники и строительного оборудования.
· Существуют также некоторые преимущества лизинга для лизинговых компаний. Некоторые из них превращаются в неблагоприятные для арендатора.
Преимущества лизинга для лизинговых компаний:
· Арендатору не принадлежит право собственности на передаваемое в лизинг имущество, таким образом, лизингодатель может использовать это в собственных целях (например, в качестве дополнительной гарантии возврата кредитных средств);
· После ускоренной амортизации предмет лизинга обладает высокой ликвидационной стоимостью, благодаря чему ее возврат после окончания срока договора может принести достаточно большую прибыль;
· Право собственности на лизинговый объект обеспечивает существенные налоговые льготы;
· Лизингодатель играет основную роль при подготовке и проведении лизинговой сделки. Он оказывает лизингополучателю определенные услуги, за которые последний обязан заплатить;
· Генерирование дохода обусловлено инвестициями в производственное оборудование;
· Лизингодатель оказывает продавцу помощь при продаже предмета лизинга, продавец, в свою очередь, предлагает клиентам финансирование поставок своей продукции с помощью лизинга;
· Задача лизинга – направить финансовые ресурсы непосредственно на приобретение материальных активов, этим лизингодатель устраняет проблему нецелевого применения кредитных средств;
· Так как инвестиции выступают в форме имущества (а не денежной суммы), это в значительной мере снижает риск невозврата средств;
· Лизингодатель имеет возможность привлечения дополнительных материальных ресурсов для расширения своей деятельности посредством передаваемого в лизинг имущества.
Недостатки лизинга
· Лизингополучатель ответственен за состояние лизингового объекта, то есть существует риск старения имущества
· Лизингодатель обязан регулярно выплачивать лизинговые платежи, кроме того, иногда стоимость лизинга больше, чем цена покупки или банковского кредита
· Перед совершением лизинговой сделки предстоит предварительная работа по ее экспертизе;
· Лизингополучатель не является собственником своих основных средств, он не может использовать их в качестве залога при получении займа;
· У лизингополучателя существует возможность досрочного выкупа имущества по договору лизинга. В лизинговом договоре должен быть указан расчет выкупной цены по состоянию на каждый месяц, закрепляя тем самым за лизингополучателем право на досрочный выкуп.
· Если лизингополучатель не имеет стабильных источников дохода, он сильно рискует в случае любых изменений процентных ставок по кредитам, которые он берет для финансирования инвестиций лизингополучателя. Это в немалой степени увеличивает стоимость лизинговой сделки. Риск исчезает только в том случае, если лизинговая компания является филиалом крупного банка;
· Лизинговая сделка сложна тем, что в ней участвует большое количество субъектов;
· Арендатор остается в проигрыше от повышения остаточной стоимости оборудования;
· Несмотря на то, что в результате научно-технического прогресса оборудование, переданное в лизинг, может стать устаревшим, арендные платежи не прекращаются до конца контракта;
· Осуществляя международные мультивалютные лизинговые сделки, лизингополучатель не имеет защиты от валютных рисков;
· Если оборудование вышло из строя в период действия лизингового договора, платежи, несмотря ни на что, должны производиться в установленные сроки.
· Рассмотрев новую и такую непростую услугу для российского рынка, как лизинг, необходимо еще раз предостеречь потенциального лизингополучателя. Самый быстрый путь к разорению – это необдуманное подписание какого-либо договора, в том числе и лизингового. Прежде чем совершать подобную сделку, необходимо все тщательно продумать, составить бизнес-план, рассчитать свободные средства, которые можно потратить на развитие бизнеса, и т. д.
Франчайзинг.
Франчайзинг - система взаимовыгодных партнерских отношений предприятий крупного и мелкого бизнеса. Он объединяет элементы аренды, купли - продажи, подряда, представительства, но в целом остается самостоятельной формой договорных отношений хозяйствующих субъектов, имеющих статус юридического лица. Взаимоотношения оформляются в этом случае договором франчайзинга между крупным предприятием (франчайзером) и мелким (франчайзи). Франчайзер обязуется снабжать мелкую фирму своими товарами, рекламными услугами, отработанными технологиями бизнеса. За это мелкая фирма обязуется предоставить франчайзеру услуги по продвижению товара на рынок, перечисляет часть объема продаж в головную организацию.
Примером франчайзинга является Кока-Кола, Пепси, Кодак, 1С, Ростикс, Макдональдс, Рамстор и проч.
С целью распространения франчайзинга владельцы крупных фирм периодически проводят выставки, чтобы привлечь покупателей права на льготное предпринимательство.
Преимущества системы франчайзинга для франчайзеров:
· значительная экономия своего капитала и своих трудовых ресурсов;
· хозяин каждого предприятия-франчайзи более заинтересован в положительных результатах и сведению затрат до минимума по сравнению с наемным руководителем;
· снижается коммерческий риск;
· не надо заниматься будничными управленческими делами;
· развитие бизнеса идет быстрее.
Преимущества для франчайзи:
· возможность начать собственное дело;
· готовая рыночная ниша;
· известная торговая марка;
· более масштабная реклама;
· помощь и консультации со стороны франчайзера;
· облегчение условий финансирования;
· надежное снабжение.
Недостатки:
· учет интереса головной организации;
· перечисления от объема продаж может привести к финансовым трудностям;
· головная организация имеет право делать проверки;
· строгое соблюдение инструкций ведения бизнеса;
· выкуп всего необходимого оборудования и материалов.
Основные факторы, происходящие в мире, которые стимулируют развитие франчайзинга:
· глобализация
· формирование зрелых концепций и систем управления на крупных предприятиях
· активные процессы слияний и поглощений
· быстрый рост сектора услуг в мировой экономике в целом.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 338.