Рис. 2.4. Типология кадровой политики
Первый критерий, связанный с уровнем осознанности правил и норм, которые лежат в основе реализуемых кадровых мероприятий, рассматривает непосредственное влияние управленческого аппарата на кадровую ситуацию в организации. Исходя из этого критерия, выделяют следующие типы кадровой политики:
Пассивная кадровая политика – руководство организации не имеет выраженной программы действий в отношении персонала, а кадровая работа сводится к ликвидации негативных последствий. Для такой организации характерно отсутствие прогноза кадровых потребностей, средств оценки труда и персонала, диагностики кадровой ситуации в целом. Руководство работает в режиме экстренного реагирования на возникающие конфликтные ситуации, которые стремится погасить любыми средствами, зачастую без попыток понять причины и возможные последствия.
Реактивная кадровая политика – руководство предприятия осуществляет контроль за симптомами негативного состояния в работе с персоналом, причинами и ситуацией развития кризиса: возникновение конфликтных ситуаций, отсутствие достаточно квалифицированной рабочей силы для решения стоящих задач, отсутствие мотивации к высокопродуктивному труду. Кадровые службы таких предприятий, как правило, располагают средствами диагностики существующей ситуации и адекватной экстренной помощи, ориентированы на понимание причин, которые привели к возникновению кадровых проблем.
Превентивная кадровая политика – руководство фирмы (предприятия) имеет обоснованные прогнозы развития ситуации, но не имеет средств для влияния на нее. Кадровая служба подобных предприятий располагает не только средствами диагностики персонала, но и прогнозирования кадровой ситуации на среднесрочный период. В программах развития организации содержатся краткосрочный и среднесрочный прогнозы потребности в кадрах, как качественный, так и количественный, сформулированы задачи по развитию персонала. Основная программа таких организаций – разработка целевых кадровых программ.
Активная кадровая политика – руководство имеет не только прогноз, но и средства воздействия на ситуацию, а кадровая служба способна разработать антикризисные кадровые программы, проводить постоянный мониторинг ситуации и корректировать исполнение программ в соответствии с параметрами внешней и внутренней ситуации.
Выделяют следующие подвиды активной кадровой политики:
Рациональная кадровая политика | Руководство предприятия имеет как качественный диагноз, так и обоснованный прогноз развития ситуации и располагает средствами для влияния на нее. В программах развития организации содержатся краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный прогнозы потребностей в кадрах (качественный и количественный). Кроме того, составной частью плана является программа кадровой работы с вариантами ее реализации. |
Авантюристическая кадровая политика | Руководство предприятия не имеет качественного диагноза, обоснованного прогноза развития ситуации, но стремится влиять на нее. Кадровая служба предприятия не располагает средствами прогнозирования кадровой ситуации и диагностики персонала, однако в программы развития организации включены планы кадровой работы, зачастую ориентированные на достижение целей, важных для развития предприятия, но не проанализированных с точки зрения изменения ситуации. План работы с персоналом в таком случае строится на достаточно эмоциональном, мало аргументированном представлении о целях работы с персоналом. |
Второй критерий для дифференциации типов кадровой политики – принципиальная ориентация на собственный или на внешний персонал, степень открытости по отношению к внешней среде при формировании кадрового состава. Поэтому основанию традиционно выделяют следующие типы кадровой политики:
Открытая кадровая политика характеризуется тем, что организация прозрачна для потенциальных сотрудников на любом уровне, можно прийти и начать работать как с самой низовой должности, так и с должности на уровне высшего руководства. Организация готова принять на работу любого специалиста, если он обладает соответствующей квалификацией, без учета опыта работы в этой или родственной ей организациях. Такого типа кадровая политика может быть адекватна для новых организаций, ведущих агрессивную политику завоевания рынка, ориентированных на быстрый рост и стремительный выход на передовые позиции в своей отрасли.
Закрытая кадровая политика характеризуется тем, что организация ориентируется на включение нового персонала только с низшего должностного уровня, а замещение происходит только из числа сотрудников организации. Такого типа кадровая политика характерна для компаний, ориентированных на создание определенной корпоративной атмосферы, а также работающих в условиях дефицита кадровых ресурсов.
В таблице 2.2. приведена сравнительная характеристика открытой и закрытой типов кадровой политики.
Таблица 2.2.
Сравнительная характеристика открытой и закрытой
типов кадровой политики
Кадровый процесс
Тип кадровой политики
Одной из составляющих кадровой политики является организационная культура, которая включает в себя систему социально-трудовых отношений, в том числе:
· социализированную стратегическую цель фирмы;
· эталоны поведения персонала;
· структурные характеристики персонала (образовательные, этнические, национальные, демографические);
· способы ведения хозяйства;
· характер, содержание, условия труда и методы его организации;
· систему стимулов;
· систему обучения персонала и др.
Культура организации – сложная композиция важных предположений, часто не поддающихся формулированию, бездоказательно принимаемых и разделяемых членами коллектива. Она проявляется в отношениях между людьми, включает философию и идеологию управления, ценностные ориентации, верования, ожидания, нормы, лежащие в основе отношений внутри организации и за ее пределами.
Различают следующие виды организационной культуры:
Субъективная организационная культура | Исходит из разделяемых работниками образцов предположений, веры и ожиданий, группового восприятия организационного окружения с его ценностями, нормами и ролями, существующими вне личности, включая ряд элементов «символики» (герои организации, мифы, истории об организации и ее лидерах, организационные табу, обряды и ритуалы, восприятие языка общения и лозунгов). Она служит основой формирования стилей руководства и решения руководителями проблем, их поведения в целом. |
Объективная организационная культура | Это физическое окружение людей в организации: само здание и его дизайн, место расположения, оборудование и мебель, цвета и объем пространства, удобства, кафетерий, комнаты приема, стоянки отражают ценности, которых придерживается данная организация. |
Содержание организационной культуры влияет на направленность и формирует определенные образцы поведения. В одной организации может быть много «локальных» оргкультур. При этом имеется в виду одна, преобладающая во всей организации, культура и культура ее частей (уровней; подразделений; профессиональных, региональных, национальных, возрастных, половых и других групп). Эти различные субкультуры могут сосуществовать под крышей одной общей культуры. Одна или несколько субкультур в организации могут по своей природе находиться в одном и том же измерении, что и доминирующая в организации культура, или создавать второй тип субкультуры. Подобно тому, что имеет место в обществе, в организации может существовать третий тип субкультур, которые достаточно упорно отвергают культуру организации, рождая контркультуру:
· прямую оппозицию ценностям доминирующей организационной культуры;
· оппозицию структуре власти в рамках доминирующей культуры организации;
· оппозицию к образцам отношений и взаимодействия, поддерживаемых доминирующей культурой.
Организационные контркультуры являются признаком неудовлетворенных потребностей или ожиданий работников и малых групп стресса или кризиса, то есть когда существующая система поддержки разрушилась и люди пытаются восстановить хоть какой-то контроль за своей жизнью в организации.
Формирование организационной культуры включает:
· решение проблем внешней адаптации, выживания организации и вместе с этим создание у работников уверенности в будущем и веры в организацию;
· определение миссии организации и ее главных задач, выбор стратегии во исполнение этой миссии;
· установление общих и специфических целей, достижение согласия по целям;
· выбор средств, методов достижения согласия по используемым методам, в том числе по организационной структуре, системам стимулирования и подчиненности;
· установление критериев измерения и контроля достигнутых индивидом и группам результатов;
· создание информационной системы;
· выработка методов коррекции действий работников и малых групп, не выполнивших задания;
· формирование системы внутренней интеграции, метолов коммуникации, используемого языка и концепций общения, критериев членства в организации и ее группах, установление правил по приобретению, поддержанию и потере власти;
· определение и распределение статусов в организации;
· установление правил об уровне и характере социальных, межличностных отношений в организации между полами, возрастами и т.п.;
· определение допустимого уровня открытости на работе;
· определение желательного и нежелательного поведения, форм поощрения или наказания;
· выработка идеологических установок и отношения к религии.
Процесс формирования кадровой политики в организации включает три основных этапа, представленных на рисунке 2.5.
I этап. Нормирование. Цель данного этапа – согласование принципов и целей работы с персоналом, с принципами и целями организации в целом, стратегией и этапом ее развития.
Рис. 2.5. Этапы формирования кадровой политики
На данном этапе построения кадровой политики необходимо провести анализ корпоративной культуры, стратегии и этапа развития организации, спрогнозировать возможные изменения, конкретизировать образ желаемого сотрудника, пути его формирования и цели работы с персоналом.
II этап. Программирование. Цель второго этапа – разработка программ, путей достижения целей кадровой работы, конкретизированных с учетом условий нынешних и возможных изменений ситуации (построить систему процедур и мероприятий по достижению целей, своего рода кадровых технологий, закрепленных в документах, формах, их согласование с ценностями организации). Например, в ситуации закрытой кадровой политики нелогично разрабатывать и использовать программы интенсивного набора персонала через кадровые агентства, средства массовой информации. В этом случае при наборе важно обращать внимание на знакомых своих сотрудников, учащихся корпоративных учебных заведений.
III этап. Мониторинг персонала. Цель данного этапа – разработка процедур диагностики и прогнозирования кадровой ситуации. Необходимо выделить индикаторы состояния кадрового потенциала, разработать программу постоянной диагностики и механизм выработки конкретных мер по развитию и использованию знаний, учений и навыков персонала. Для предприятий, проводящих постоянный мониторинг персонала, множество отдельных программ кадровой работы (оценка и аттестация, планирование карьеры, поддержание эффективного рабочего климата, планирование и т.д.) включаются в единую систему внутренне связанных задач, способов диагностики и воздействия, способов принятия и реализации решений. Тогда речь идет о существовании кадровой политики как инструмента управления предприятием.
В процессе формирования кадровой политики организации следует учитывать возможность интегральных эффектов, когда итоговый результат деятельности выше, чем сумма частных результатов: проигрывая в одном, можно существенно выиграть в другом. Например, реализация стратегии развития организации, основанная на различных видах интеграции и диверсификации, позволит получить эффект, который сможет перекрыть дополнительные из держки на рабочую силу, в то время как традиционный (часто весьма узкий, например, только через возможный рост производительности труда) подход к сопоставлению затрат и результата даст отрицательный эффект.
Необходима проверка кадровой политики на ее соответствие сложившимся традициям в работе с кадрами, привычным для коллектива и принимаемым им. Кроме того, следует учитывать психологический климат в организации, потенциальные возможности коллектива, изменения во внешнем, окружении. Поэтому с целью изучения реакции коллектива на выбранную кадровую политику целесообразно проводить социологические исследования, а по материалам территориальной службы занятости – анализ ситуации на рынке труда в отношении конъюнктуры спроса на рабочих разных профессий, уровня квалификации, профиля подготовки.
Практическое задание
Формирование и осуществление кадровое политики существенно зависит от национально-культурных особенностей функционирования бизнеса. Основное различие двух конкурирующих между собой практик японского и американского менеджирования как раз и состоит в кадровом менеджменте. Американский ученый японского происхождения, специалист в области управления У. Оучи сопоставил американскую и японскую модели кадровой политики. Выявленные им характеристики этих моделей представлены в таблице 2.3.
Таблица 2.3
Характеристика трех типов кадровой политики по У. Оучи
Организация типа «А» (американская модель) | Организация типа « J » (японская модель) | Организация типа « Z » |
1. Наём работников на относительно короткое время | 1. Пожизненный наём работников | 1. Долгосрочный наём |
2. Индивидуальное принятие решений | 2. Коллективное принятие решений | 2. Коллективное принятие решений |
3. Индивидуальная ответственность | 3. Коллективная ответственность | 3. Индивидуальная ответственность |
4. Быстрое развитие и продвижение | 4. Медленное развитие и продвижение | 4. Медленное развитие и продвижение |
5. Механизмы явного, точного контроля | 5. Механизмы косвенного контроля | 5. Косвенный, неформальный контроль с использованием точных, формальных критериев |
6. Поддержка специализированной карьеры работников (по вертикали) | 6. Поддержка неспециализированной карьеры работников | 6. Умеренно специализированная карьера работников |
7. Избирательное отношение к работнику | 7. Холистический (целостный) подход к работнику как личности | 7. Холистический подход, включая семью |
Представьте кадровую политику сегодняшней российской фирмы, если использовать характеристики, приведенные в таблице 2.3:
1. ___________________________________________________________________
2. ___________________________________________________________________
3. ___________________________________________________________________
4. ___________________________________________________________________
5. ___________________________________________________________________
6. ___________________________________________________________________
7. ___________________________________________________________________
Дата: 2018-11-18, просмотров: 371.