Гипотеза – научное предположение, выдвигаемое исследователем для объяснения наблюдаемого явления и требующего экспериментального или теоретического обоснования.
Гипотеза может подтвердиться или же быть опровергнутой. По существу, гипотеза – это главная идея разрешения поставленной цели.
Источниками разработки гипотезы могут быть:
· обобщение педагогического опыта;
· анализ существующих научных фактов;
· дальнейшее развитие научных теорий.
При выдвижении гипотезы исследования необходимо учитывать, что она должна быть сформулирована в соответствии с предметом исследования. Рабочая гипотеза строится на базе уже известных фундаментальных исследований, проверенных научных фактов. В гипотезе должны быть заложены основная идея исследования и ожидаемый конечный результат.
Например, в физической культуре и спорте:
Гипотеза исследования: управление спортивно-оздоровительной деятельностью в системе начального школьного образования может быть эффективно реализовано, если:
- на основе анализа тенденций и приоритетных направлений развития общеобразовательной школы выделены факторы, повышающие мотивацию и определяющие формирование потребности в физическом совершенствовании младших школьников в процессе обучения;
- с позиций целей и задач школы рассмотрены основные требования к содержанию и организации спортивно – оздоровительной деятельности в начальной школе;
- разработаны подходы к системе охраны здоровья младших школьников, а также эффективные программы физического развития школьников.
Например, в адаптивной физической культуре:
Гипотеза исследования: предполагалось, что методика реабилитации подростков с детским церебральным параличом средствами спортивного туризма с использованием метода стабилометрии будет эффективной, если:
• проведен теоретический анализ и определены основные положения, отражающие специфику двигательных нарушений у больных с детским церебральным параличом;
• определены основные формы, методы и средства комплексной двигательной реабилитации подростков с ДЦП на занятиях спортивным туризмом с использованием авторской программы;
• разработана программа двигательной реабилитации подростков с ДЦП на занятиях спортивным туризмом, определена последовательность применения физических упражнений разной направленности в сочетании с компьютерным стабилизатором с биологической обратной связью «Стабилан-01»;
• установлены необходимые условия организации и проведения для подростков с ДЦП занятий спортивным туризмом с применением компьютерного стабилизатора с биологической обратной связью «Стабилан-01»;
• разработаны практические рекомендации по оптимизации двигательной реабилитации подростков с ДЦП на занятиях спортивным туризмом в условиях курортного потенциала Крыма.
Выбор методов исследования
Методы исследования в выпускной квалификационной работе подбираются по цели и задачам исследования. Необходимо заметить, что исследователю важно подобрать такие методы, которые были бы адекватны специфике изучаемых явлений. Выбор методов в работе опирается на особенности объекта, предмета исследования.
В практике проведения исследований, направленных на решение задач теории и методики физического воспитания, адаптивной физической культуры наибольшее распространение получили следующие методы:
· методы теоретического анализа:
- анализ научно-методической литературы,
- анализ документальных и архивных материалов (учебных планов, программ, стандартов);
- анализ и обобщение опыта работы ведущих специалистов отрасли.
· диагностические методы:
- анализ медицинских карт, карт медико-психолого-педагогического контроля;
- антропометрические измерения;
- регистрация техники двигательных действий (биомеханический анализ, экспертная оценка, анализ кино-, фото-, видеоматериалов);
- тестирование физических(двигательных) способностей (скоростных, силовых, скоростно-силовых, выносливости, гибкости);
- тестирование координационных способностей (равновесие, ориентировки в пространстве, мелкой моторики, расслабления и т.д.)
- тестирование психических качеств (функций) (память, восприятие, воля, мышление, внимание, эмоции и т.д.);
- тестирование физиологических функций (оценка сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы, нервно-мышечной и др. систем (тонометрия, электрокардиография, спирометрия, функциональные пробы Генчи, Штанге и т.д.);
- анкетирование, опрос;
- педагогические наблюдения.
· экспериментальные методы, зависящие:
- от цели:
- констатирующие
- формирующие
- по условиям проведения:
- естественный
- лабораторный
- модельный.
- по направленности:
- абсолютный
- сравнительный
· методы математической обработки и анализа результатов исследования:
- количественный анализ: параметрическая/непараметрическая статистика (базовая статистика, корреляционный, факторный, регрессионный анализы);
- качественный анализ (при помощи классификаций, описания, теоретического моделирования).
Например, в физической культуре и спорте:
Для решения поставленных задач и проверки исходных положений были использованы
следующие методы исследования:
- теоретический анализ литературных источников;
- методы системно-структурного подхода;
- методы анализа и синтеза;
- методы моделирования и прогностики;
- методы наблюдения и изучения результатов деятельности;
- методы математико-статистической обработки полученного материала.
Например, в адаптивной физической культуре:
Методы исследования включали:
- теоретический анализ и обобщение данных психолого-педагогической, медико-биологической и методической литературы;
- анализ учебных и рабочих программ подготовки в спортивном туризме, функционального и психологического состояния инвалидов при занятиях спортивным туризмом;
- опрос; наблюдение; тестирование; педагогический эксперимент;
- методы математической статистики.
Статистическая обработка полученных данных проводилась с помощью пакета анализа Attestat. Применялись следующие непараметрические методы: сравнение двух независимых групп (критерий Манна-Уитни), сравнение двух связанных групп (критерий Вилкоксона).
5.2 Особенности требований к ВКР магистра по направлению подготовки 37.04.01 Психология (Е.Б. Ш и хматова ).
ВКР магистра представляет собой самостоятельное законченное исследование на заданную (выбранную) тему, написанное под руководством научного руководителя, свидетельствующее об умении выпускника работать с литературой, обобщать и анализировать фактический материал, используя теоретические знания и практические навыки, полученные при освоении профессиональной образовательной программы. Магистерская работа выполняется обучающимся по материалам, собранным им лично в ходе исследований, полученных за период преддипломной практики. Но также ВКР магистра может основываться на обобщении выполненных ранее курсовых работ по исследуемой тематике и содержать материалы, собранные в период производственной и/или преддипломной практики.
Остановимся на тех моментах, которые традиционно вызывают затруднения магистрантов. Это: написание введения, описание информации из научных источников и выводы по главам (особенно, по первому разделу), адекватное применение математического аппарата к обработке данных и описание их в ВКР, а также стиль написания ВКР и оформление литературы и приложений.
Введение. Объем Введения должен составлять 2-3 страницы. Оно включает в себя:
1. актуальность и новизну темы работы;
2. разработанность исследуемой проблемы;
3. проблему исследования;
4. объект и предмет исследования, его гипотеза;
5. цели и основные задачи, научную новизну;
6. методологию исследования;
7. характеристику теоретической и практической значимости исследования; характеристику его новизны;
8. структуру работы.
Кроме того, Введение может содержать сведения о лицах, оказавших помощь в их подборе и в проведении научных экспериментов, о наличии в работе дополнительных текстов.
Актуальность темы – это аргументация необходимости исследования темы ВКР, раскрытие реальной потребности в ее изучении и необходимости выработки практических рекомендаций.
Как правило, актуальность обосновывается по двум направлениям:
1. Недостаточная изученность вопроса, которая может быть восполнена авторским исследованием. Такой вывод потребует исчерпывающего исследования литературных источников и научно-исследовательских работ в рамках избранной проблематики;
2. Решение автором востребованной практической задачи на базе полученных в результате исследования новых данных.
Постановка научной проблемы исследования – противоречие между необходимостью решить задачу и отсутствием знаний по этой теме.
Объект исследования - это то, на что направлен процесс познания. В качестве объекта может выступать процесс, закономерность, явление в целом, либо отдельные его стороны. Объект должен точно соответствовать теме и проблеме работы.
Предмет исследования - это наиболее значимые с теоретической или практической точки зрения свойства, стороны, проявления, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению. Это угол зрения на объект, аспект его рассмотрения, дающий представление о том, что конкретно будет изучаться в объекте, как он будет рассматриваться, какие новые отношения, свойства, функции будут выявляться.
Достижение цели магистерской работы ориентирует обучающихся на решение выдвинутой проблемы в двух основных направлениях - теоретическом и прикладном (обычно начинается словами: изучить, исследовать, выявить и т.п.).
Задачи работы представляют собой способы достижения цели работы. Это этапы, на каждом из которых производится та или иная исследовательская операция. Задачи обычно формулируются в форме перечисления (изучить…, сравнить…, проанализировать…, выявить уровень изученности проблемы, изучить подходы…, описать…, установить…, выяснить…, выявить изменения…, систематизировать…, обосновать…, выделить…, сформулировать…, разработать требования… и т.п.)
Пример. Тема ВКР: «Коррекция тревожности младших школьников из неполных семей»
Объект исследования: Тревожность младших школьников. Предмет исследования: Коррекция тревожности младших школьников из неполных семей.
Цель: оценить эффективность разработанных мероприятий по коррекции тревожности младших школьников из неполных семей. Гипотеза: предполагается, что предлагаемые мероприятия по коррекции тревожности младших школьников из неполных семей оказывают позитивное влияние.
Задачи:
1.выделить факторы, влияющие на возникновение тревожности у детей 6-10 лет;
2. описать влияние семейной структуры, семейных отношений на психологическое состояние детей;
3. систематизировать перечень психокоррекционных средств, снижающих тревожность у детей 6-10 лет с различными проблемами;
4. разработать (и \ или адаптировать) психокоррекционную программу воздействия, снижающую тревожность младших школьников из неполных семей;
5. проанализировать и сделать оценку эффективности психокоррекционной программы, снижающей тревожность младших школьников из неполных семей.
Крайне редко объект исследования частично может совпадать с характеристикой выборки. Например, тема ВКР «Психологические особенности женщин-военнослужащих». Объект - женщины-военнослужащие. Предмет - психологические особенности женщин-военнослужащих. Гипотеза - предполагается, что существует психологическое своеобразие женщин-военнослужащих по сравнению с женщинами, работающими в более традиционных для них сферах. В дальнейшем, в практической части после написания теоретической части работы полезно уточнить, какие психологические особенности будут исследованы и, возможно, отличают женщин-военнослужащих.
Новизна: научные положения ВКР могут быть новыми или частично новыми, а также в работе может содержаться лишь новая совокупность известных положений. К элементам новизны, представленным в ВКР, относятся следующие:
— объект исследования, рассматриваемый впервые (т.е. проблема, которую выделили в выпускной квалификационной работе);
— выделена новая проблема или задача;
— предложен новый метод решения;
— впервые применен известный метод для решения такого рода задач;
— выведены оригинальные следствия из общеизвестной теории в новых условиях;
— получены новые результаты в проведенных экспериментах;
— предложены новые или усовершенствованные показатели и критерии, или их обоснование;
— применение математических моделей для проблемы согласно тематики бакалаврской работы.
Главный принцип формулирования научной новизны - не декларировать о внесении чего-то нового (классификации, принципов, тенденций), а показать, что нового внесено в классификацию, какие новые принципы и тенденции выявлены
и т.д.
Описание теоретической значимости ВКР предполагает указание на существование доктринальных проблем, существующих в психологической науке в исследуемой сфере.
Практическая значимость ВКР заключается в возможности использования результатов исследования в практической деятельности и предполагает выработку конкретных мер, которые следует провести для повышения эффективности в соответствующей области.
Обобщение материала из научной литературы. В работе с теоретической частью магистрант показывает свое умение систематизировать изучаемый материал и сделать литературный обзор теории по данной теме, анализировать опыт других исследователей, определять наиболее важные подходы в современных условиях, аргументировать своё собственное мнение. Сбор, обобщение и анализ информации является одним из наиболее важных этапов выполнения выпускной квалификационной работы.
Выполнение ВКР начинается с процесса подбора литературы, который целесообразно начинать с изучения тех работ, которые наиболее близки к выбранной для ВКР теме.
Если разные ученные приводят противоречивые мнения по данной теме, то следует при изложении приводить их цитаты, сравнивать различные подходы, приводить их рекомендации. Их обязательно нужно сравнивать с традиционными взглядами по данной проблеме или с нормативами, если они существуют. Только проведя такой сравнительный анализ, следует высказать свою точку зрения и обосновать свое мнение по спорному вопросу, приведя свои аргументы.
В теоретической части работы не допускается простое переписывание текста из учебников или копирование информационного материала из интернета. Должна быть произведена творческая обработка материала. Важнейшие теоретические положения темы излагаются своими словами и при необходимости подкрепляются цитатами. Цитаты оформляются в соответствии с библиографическими правилами и сопровождаются ссылками на используемый источник с указанием страниц.
Таким образом, изучение литературы по теме преследует задачу обнаружения следующих проблем:
— проблем, поставленных и решенных прежними авторами;
— проблем, поставленных, но нерешенных или решенных частично или неверно;
— проблем, которые актуальны, должны быть поставлены и разрешены, но выпали из поля зрения исследователей.
Теоретическая часть является основой для построения будущего исследования и для расчетов, поэтому важно правильно выбрать необходимую методологию и методику анализа исследуемой проблемы.
Формулирование выводов по разделам. В выводах должно быть отражено соответствие результатов исследования поставленным целям и задачам. Требования к формулировке выводов:
1. вывод должен обобщать полученные в данном разделе (подразделе) конечные, а не промежуточные результаты;
2. в выводах нецелесообразно приводить положения, которые неважны для изложения последующего материала и не вытекают из цели работы;
3. вывод нельзя подменять декларацией о результатах проделанной работы («рассмотрено», «проанализировано», «изучено» и т.д.);
4. выводы должны быть краткими.
Особенности написания практической части ВКР. Приветствуется, если магистерская работа включает в качестве составной части оценку эффективности проведенного комплекса психокоррекционных или психоразвивающих занятий или разработку рекомендаций по решению проблемы, которая выделена в виде темы исследования.
Практическая часть ВКР включает следующие этапы:
1. описание построения экспериментальной (исследовательской, а возможно, еще и психокоррекционной) процедуры; описание выборки испытуемых и базы, на которой проходила работа; краткое описание психодиагностических средств (полное, в случае необходимости дается в приложении), фиксация применяемых математических способов обработки материалов исследования;
2. анализ результатов, обоснование эмпирического материала по подтверждению (или не подтверждению) выдвинутых гипотез,
3. выработку практических рекомендаций по внедрению итогов практической части работы.
В практической части ВКР должны быть по крайней мере два параграфа: описание программы исследования и анализ полученных результатов.
Сначала дается полная характеристика процедуры исследования, характеристика выборки, приводятся сведения о месте, времени и условиях проведения исследований, кратко описываются использованные методики с выделением их назначения, названием шкал и норм (если они существуют).
«Результаты исследования» — этот параграф посвящен обобщению и оценке результатов исследований.
При описании психодиагностического материала обычно сначала анализируют:
— тенденции, получившиеся в выборке в целом (тенденции среднеарифметических значений показателей); полезно закрепить выводы по указанным тенденциям подсчетом их значимости по соответствующим критериям, если в этом есть смысл;
— тенденции, получившиеся по отдельным подгруппам (мужская-женская, высокий –средний -низкий уровень значений и т.д.) – в этом случае предполагается перегруппировка данных, представление их в виде соответствующих обобщающих таблиц, описание ведущих тенденций в них и закрепление выводов проверкой их достоверности с помощью соответствующих статистических критериев;
— при решении ряда статистических задач (например, задачи 4 и 5 из Таблицы 2) вторичная математическая обработка данных может быть вынесена отдельным пунктом. В частности, это может быть выявление корреляционных связей исследованных признаков. В этом случае в основной части ВКР предлагается представить сводную таблицу значений коэффициентов корреляций соответствующих показателей с указанием степени их значимости, а расчет конкретных статистических коэффициентов представить в Приложении.
В конце Практической части работы делаются выводы.
Особенности математической обработки психодиагностических результатов. При выборе средств психологической диагностики нужно представить не только их назначение, но и то, в каких измерительных шкалах будут представлены результаты диагностики для дальнейшего статистического анализа. В прикладных исследованиях измерительные шкалы являются важным средством анализа статистического материала. Любая измерительная шкала задается группой допустимых преобразований.
Таблица 1 — Классификация измерительных шкал
название шкалы | характеристика | примеры |
Номинативная шкала (наименований, дихотомическая) | Какому-то свойству или признаку присваивается определенный символ (обозначение). При измерении в этой шкале могут осуществляться классификация или распределение на непересекающиеся классы. При этом символы не несут информации, а операции с ними не имеют смысла при обработке | Дихотомические ответы типа «да» и «нет», «за» и «против», «полная семья» и «неполная семья». Типы темперамента, типы акцентуаций, виды интересов и т.д. |
Порядковая шкала (ранговая) | Классифицирует совокупность измеренных признаков по принципу: «больше- меньше», «сильнее- слабее», «выше –ниже» | Школьные оценки от 1 до 5, ранжируемые иерархии ценностей, закодированные уровни от низкого до высокого |
Интервальная шкала | Каждое из значений измеренных величин отстоит друг от друга на равном расстоянии. Нуль условен. Для измерения с помощью шкалы интервалов устанавливается специальная единица измерения – стены. При работе в этой шкале измеряемому свойству приписывается число, равное количеству единиц измерения, эквивалентное количеству измеряемого свойства. | Тестовые шкалы, в которых специально вводится принцип равноинтервальности: Семантический дифференциал Осгуда, 16-факторный личностный опросник Кеттелла, MMPI, Тест интеллекта Векслера (IQ) |
Шкала отношений | Имеет строго фиксированный нуль и обладает всеми свойствами интервальной шкалы. Используется в психофизике, в психофизиологии. | Рост, вес, число реакций, показатель силы, выносливости. |
С точки зрения обработки результатов большинство психологических исследований можно свести, в основном, к пяти типам задач, представленных ниже. Каждый тип задач предполагает использование своих вариантов статистических критериев (в таблице представлены непараметрические критерии).
Таблица 2 — Классификация задач и методов их решения
№ | Тип задач | Условия | Статистические методы |
1
| Выявление различий в уровне исследуемого признака | 2 выборки испытуемых | Q-критерий Розенбаума U- критерий Манна-Уитни φ*- критерий угловое преобразование Фишера |
3 и более выборок испытуемых | S – критерий тенденций Джонкира H – критерий Крускала-Уоллиса | ||
2 | Оценка сдвига значений в уровне исследуемого признака | 2 замера на одной и той же выборке испытуемых | T- критерий Вилкоксона G –критерий знаков φ*- критерий угловое преобразование Фишера |
3 и более замеров на одной и той же выборке испытуемых | χ2- критерий Фридмана L –критерий тенденций Пейджа | ||
3 | Выявление различий в распределении признака | при сопоставлении эмпирического распределения с теоретическим | χ2- критерий Пирсона λ- критерий Колмогорова-Смирнова µ- биноминальный критерий |
при сопоставлении двух эмпирических распределений | χ2- критерий Пирсона λ- критерий Колмогорова-Смирнова φ*- критерий угловое преобразование Фишера | ||
4 | Выявление степени согласованности изменений | двух признаков | r – коэффициент ранговой корреляции Спирмена |
двух иерархий или профилей | |||
5 | Анализ изменений признака под влиянием контролируемых условий | под влиянием одного фактора | S – критерий тенденций Джонкира L –критерий тенденций Пейджа однофакторный дисперсионный анализ Фишера |
под влиянием двух факторов одновременно | двухфакторный дисперсионный анализ Фишера |
Следует помнить, что все статистические критерии разделяются на параметрические и непараметрические. Параметрические критерии основаны на конкретном типе распределения, например, на нормальном. Непараметрические критерии не основаны на конкретном типе распределения и не используют параметры данной совокупности. При нормальном распределении генеральной совокупности параметрические критерии являются более мощными. Однако, чаще всего, данные, получаемые в психологических исследованиях, не распределены нормально, и непараметрические критерии являются более мощными. Нормальность распределения в случае использования параметрического критерия нужно предварительно рассчитать (определить).
Статистические критерии различаются межу собой по следующим основаниям:
— тип критерия;
— зависимость-независимость выборок;
— количество сравниваемых выборок;
— равность выборок по числу испытуемых или проб;
— максимальный и минимальный охват выборок;
— мощность критерия – способность выявлять различия между выборками.
При работе с критериями обработки психодиагностической информации особенно следует обратить внимание на «ограничения критерия», которые обязательно даются в его описании. Ограничения конкретного критерия касаются тех оснований, которые перечислены выше (зависимость-независимость выборок, количество сравниваемых выборок, равность выборок и т.д.).
Следует не забывать, что отсутствие различий, обнаруженное с помощью данного критерия, не гарантирует того, что более мощный критерий не сможет их также установить.
При подготовке исследования (т.е. до его проведения) полезно заранее определить зависимость-независимость выборок, их объем, тип шкалы и вид используемого статистического критерия. Это поможет целенаправленной статистической обработке полученных данных после проведения исследования.
Примеры. Если практическая часть работы касается оценки эффективности проведенного психокоррекционного тренинга, то это задача -«Оценка сдвига значений в уровне исследуемого признака» (из Таблицы 2). Если в практической части ВКР необходимо сравнить между собой какие-то выборки по определенным психодиагностическим показателям, то это задачи – «Выявление различий в уровне исследуемого признака» или «Выявление различий в распределении признака».
Задача «Выявление степени согласованности изменений» решается с помощью подсчета корреляций.
Изучение корреляционных связей сводится в основном к решению следующих задач:
1) выявление наличия (отсутствия) корреляционной связи между изучаемыми признаками;
2) измерение тесноты связи между двумя (и более) признаками с помощью специальных коэффициентов (эта часть исследования именуется корреляционным анализом);
3) определение уравнения регрессии – математической модели, в которой среднее значение результативного признака у рассматривается как функция одной или нескольких переменных – факторных признаков (эта часть исследования именуется регрессионным анализом).
Общий термин «корреляционно-регрессионный анализ» подразумевает всестороннее исследование корреляционных связей (т.е. решение всех трех задач).
Таблица 3 — Выбор коэффициента корреляции для показателей,
относящихся к разным измерительным шкалам
Тип шкалы | Мера связи | |
Шкала, в которой выражена переменная Х | Шкала, в которой выражена переменная У | |
Интервальная шкала или шкала отношений | Интервальная шкала или шкала отношений | Коэффициент корреляции Пирсона - r (линейная корреляция) |
Ранговая, интервальная, шкала отношений | Ранговая, интервальная, шкала отношений | Коэффициент ранговой корреляции Спирмена |
Ранговая шкала | Ранговая шкала | Коэффициент корреляции Кендалла -τ, Коэффициент ранговой корреляции Спирмена -ρ |
Номинативная шкала | Номинативная шкала | φ- критерий сопряженности Фишера, коэффициент ассоциации Пирсона, коэффициент четырехклеточной сопряженности Пирсона |
Номинативная шкала | Ранговая шкала | Рангово-биссериальный критерий корреляции Rrb |
Номинативная шкала | Интервальная шкала или шкала отношений | Биссериальный критерий корреляции -Rбис |
Интервальная шкала | Ранговая шкала | Не разработан |
Собственные данные излагаются магистрантом с подробным выделением того нового и оригинального, что сделал автор: полевые или лабораторные наблюдения, результаты экспериментов, математические расчеты. Описание должно быть ясным, последовательным, объективным. Его необходимо строить на четко аргументированных фактах, статистически достоверных расчетах.
Результаты работы должны быть достоверными. Теоретические выводы должны быть подтверждены экспериментальным исследованием.
Результаты и обсуждения иллюстрируются графиками, таблицами, диаграммами, схемами, рисунками, фотографиями и т.д.
В работе над практической частью ВКР следует обратить внимание на корректное использование методов математической обработки данных и на описание полученных результатов.
Стиль изложения. ВКР должна быть написана в научном стиле. Этот стиль подразумевает использование конструкций исключающих употребление местоимений первого лица единственного и множественного числа, местоимений второго лица единственного числа. Обычно используют неопределенно-личные предложения (например, «Сначала формируют базу факторов для анализа, а затем путем анализа устанавливают их влияние на показатель»); формы изложения от третьего лица (например, «Автор полагает...»); предложения со страдательным залогом (например, «Разработан комплексный подход к исследованию...»).
В научном тексте не используют разговорно-просторечную лексику. Нужно оперировать терминами и научными оборотами. Полезно обращаться к словарям для того, чтобы избежать разночтения в толкованиях.
Важнейшим средством выражения смысловой законченности, целостности и связности научного текста является использование специальных слов и словосочетаний.
Подобные слова позволяют отразить следующее:
— последовательность изложения мыслей (вначале, прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, значит, итак);
— переход от одной мысли к другой (прежде чем перейти к, обратимся к, рассмотрим, остановимся на, рассмотрев, перейдем к, необходимо остановиться на, необходимо рассмотреть);
— противоречивые отношения (однако, между тем, в то время как,
тем не менее);
— причинно-следственные отношения (следовательно, поэтому, благодаря этому, сообразно с этим, вследствие этого, отсюда следует, что);
— различную степень уверенности и источник сообщения (конечно, разумеется, действительно, видимо, надо полагать, возможно, вероятно, по сообщению, по сведениям, по мнению, по данным);
— итог, вывод (итак, таким образом, значит, в заключение отметим, все сказанное позволяет сделать вывод, резюмируя сказанное, отметим).
Для выражения логической последовательности используют сложные союзы: благодаря тому что, между тем как, так как, вместо того чтобы, ввиду того что, оттого что, вследствие того что, после того как, в то время как и др. Часто употребляют производные предлоги: в течение, в соответствии с, в результате, в отличие от, наряду с, в связи с, вследствие и т.п.
В качестве средств связи могут использоваться местоимения, прилагательные и причастия (данные, этот, такой, названные, указанные, перечисленные). В научной речи очень распространены указательные местоимения «этот», «тот», «такой», а местоимения «что-то», «кое-что», «что-нибудь» в тексте научной работы обычно не используются.
Для выражения логических связей между частями научного текста используются следующие устойчивые сочетания: приведем результаты, как показал анализ, на основании полученных данных.
С целью образования превосходной степени прилагательных чаще всего используются слова наиболее, наименее. Не употребляется сравнительная степень прилагательного с приставкой по- (например, повыше, побыстрее).
Особенностью научного стиля является констатация признаков, присущих определяемому понятию. Так, прилагательное следующие, синонимичное местоимению такие, подчеркивает последовательность перечисления особенностей и признаков (например, «Рассмотрим следующие факторы, влияющие на формирование младшего подростка»).
Сокращение слов в тексте не допускается (за исключением общепринятых).
Нельзя употреблять в тексте знаки (<, >, =, №, %) без цифр, а также использовать в тексте математический знак минус (–) перед отрицательными значениями величин: в этом случае следует писать слово «минус».
В тексте используются только арабские цифры, а также при нумерации полугодий, кварталов допускается употребление римских цифр.
При записи десятичных дробей целая часть числа от дробной должна отделяться запятой (например: 15,6 руб., 18,5 м2).
Излагать материал в выпускной квалификационной работе надо последовательно и логично. Все разделы, вопросы между собой должны иметь логические переходы и быть связаны единой цепочкой.
Список использованной литературы является важнейшей частью работы, поскольку отражает проделанную работу и глубину исследования темы. В список должны быть включены только те источники, которые действительно использовались автором и на которые есть ссылки в тексте работы. В начале списка необходимо указать нормативные акты, если они есть. После этого в алфавитном порядке перечисляются монографии, пособия, статьи, комментарии и т. д. Список литературы оформляется по библиографическим правилам. Выпускная квалификационная работа должна содержать до 30 источников.
Приложения должны быть расположены после списка литературы. Каждое приложение начинается с новой страницы. Приложения содержат в себе образцы документов, схемы, таблицы первичных данных и таблицы вторичной обработки данных, фотографии, справочные данные, примерные планы работ, использованные в ВКР методы диагностики, разработанные студентом программы тренингов, перечни предлагаемых мероприятий по решению обозначенных проблем.
Оформление приложений:
1. Каждое приложение начинают с новой страницы.
2. Не следует заполнять приложения психологическими методиками или информационными материалами, которые содержатся в публикуемых общедоступных сборниках (лучше делать в тексте ссылки на эти материалы, с указанием страниц).
3. В соответствующих местах работы следует давать ссылки на Приложение.
4. В объем текста выпускной квалификационной работы приложения не включаются.
5. Не стоит перегружать работу большим количеством приложений.
4. 3 Направление подготовки 43.04.01 Туризм (И.П. Трегулова)
Обучающимся по направлению подготовки 43.04.02 Туризм во введении необходимо уделить особое внимание оценки степени разработанности проблемы (состоянию научной разработки темы). На основе анализа использованной литературы делается вывод о степени изученности рассматриваемой проблемы, определяются наиболее значимые и наименее изученные ее аспекты, что свидетельствует о востребованности данной работы. (Обязательно в текст ВКР включить фразы «данная тема мало изучена», «данная тема недостаточно изучена»).
Важно правильно и четко формулировать объект и предмет. Объект – это всегда общее понятие, а предмет – более узкое, отражающее проблему исследования. Приведем примеры.
Тема ВКР: «Экологический туризм: современное состояние и перспективы развития в Забайкальском крае». В этом случае объектом выступает процессы экологического туризм, а предметом – экологический туризм в Забайкальском крае.
Тема ВКР: «Современное состояние активного туризма в Крыму: проблемы и перспективы». Здесь объект – это процессы активного туризма, а предметом выступает современного состояния активного туризма в Крыму.
Тема ВКР: «Совершенствование кадровой политики в системе менеджмента гостиничных предприятий (на примере отеля BEST WESTERN «Севастополь»)». Здесь объектом работы является процесс управления кадровой политикой в сфере туризма, а предметом – управление кадровой политикой в отеле BEST WESTERN «Севастополь».
Обязательна апробация результатов.
Раздел 1. Теоретические и методические основы изучения проблемы. Сделать небольшой исторический экскурс, по возможности оценить степень изученности исследуемой проблемы, рассмотреть вопросы, теоретически и практически решенные и дискуссионные, и обязательно отразить собственное мнение. Следует раскрыть предлагаемые в отечественной и зарубежной литературе трактовки содержания и сущности изучаемого явления или процесса, рассмотреть существующие точки зрения и подходы к решению проблемы. Затем необходимо осветить изменения состояния изучаемой проблемы за более или менее длительный период с целью выявления основных тенденций и особенностей ее развития. Раздел должен завершаться обобщающим выводом, в котором следует найти место авторской точке зрения о теоретической и методологической базе для решения исследуемой проблемы.
В разделе дается обзор литературы по проблеме, формируется концепция, обосновывается методика сбора и обработки первичной информации, анализа проблемы на примере конкретной организации (предприятия, фирмы), учреждения, регионе, города.
Объем раздела 1 должен составлять 15-20% от общего объема ВКР.
Для тем экономической направленности необходимо учесть следующие рекомендации.
Раздел 2. Анализ состояния изучаемой проблемы на исследуемом объекте. В этом разделе необходимо дать экономико-организационную характеристику объекта исследования, раскрыть состояние проблемы региона, города, в организации (предприятии, фирме), структурном подразделении регионального (муниципального) органа власти. Автору следует рассмотреть исследуемый процесс (явление), а также механизм управления этим процессом (явлением), выявить сильные и слабые стороны региона, города, организации (предприятия, фирмы), учреждения. При этом используются пакеты прикладных программ и электронно-вычислительная техника.
Материалами для анализа могут быть статистическая отчетность, региональные (муниципальные) планы, программы, уставные документы, положения, решения и другая служебная документация, изученная обучающимся. Материалы, служащие базой для анализа, должны быть достаточно полными и достоверными, чтобы, используя их, можно было бы проанализировать положение дел, вскрыть недостатки в работе и наметить пути к их устранению. Следует избегать ненужных сведений, отбирая только те, которые будут использованы в процессе анализа состояния проблемы. При этом целесообразно использовать справочные и обзорные таблицы, графики, диаграммы, анкеты опроса.
Характер и объем собранного материала зависят от особенности принятой методики исследования. Анализ состояния дел в регионе, городе организации (предприятии, фирме), учреждении предполагает сбор и обработку статистических материалов за последние 3-5 лет. Обработку и анализ цифровой информации необходимо проводить с помощью современных методов экономического, социологического и психологического анализа. При выборе определенных методов важно использовать возможности вуза для работы на ЭВМ.
Рекомендации для подготовки практической части ВКР. Центральная проблема практической (аналитической) части исследования по туризму, в зависимости от его характера, решается способами:
1) в контексте реальной ситуации в стране, регионе, городе;
2) в контексте реальной производственной ситуации базового турпредприятия на основе анализа собранных автором в ходе практики материалов;
3) с помощью обработки экспериментально полученных результатов;
4) на базе детального рассмотрения, сопоставления и осмысления предварительно отобранных фактических данных или идей других исследователей, занимавшихся разработкой темы.
В практическом разделе работы выполняется конкретный анализ состояния объекта исследования по выбранной предметной области, которая нашла отражение в формулировке темы. Поэтому тема работы определяет специфику этого раздела.
При выборе темы по международному и отечественному (региональному) туризму необходимо провести анализ по территориальной принадлежности, согласно объекта работы (город, область, регион, страна, континент). В таком случае необходимо дать характеристику по следующим показателям: официальное название объекта исследования, географическое положение, форма правления, государственный язык, валюта, этнический состав, вероисповедание. В случае описания страны, как объекта исследования, в обязательном порядке указать место в международном рейтинге «Индекса человеческого развития», а также в рейтинге «Туристического имиджа стран мира», в динамике за последние несколько лет.
Необходимо провести комплексный анализ туристического потенциала страны, учитывая сильные и слабые стороны туризма. При проведении данного анализа целесообразно использовать официальные интернет-источники, статистические показатели. Полученные данные следует занести в сводную таблицу (табл. 1.2).
Таблица 1.1 SWOT- анализ туристического потенциала страны
Сильные стороны развития туризма | Слабые стороны развития туризма |
Сильные стороны развития культурно-познавательного туризма | Слабые стороны развития культурно-познавательного туризма |
Сильные стороны развития лечебного туризма | Слабые стороны развития лечебного туризма |
Сильные стороны развития круизного туризма | Слабые стороны развития круизного туризма |
Сильные стороны развития экологического туризма | Слабые стороны развития экологического туризма |
Сильные стороны развития спортивного туризма | Слабые стороны развития спортивного туризма |
Возможности | Угрозы |
В рамкам анализа необходимо определить динамику внутреннего, въездного и выездного туризма, собственного наличного населения за последние 10 лет (например, в период с 2009 по 2018 гг.) (табл. 1.2).
Таблица 1.2 Туристический поток в период за 2009-2018 гг., тыс. чел.
Виды туризма
Годы
Комплексный анализ страны или региона предусматривает проведение «Измерения экономического воздействия туризма» для определения всеобъемлющего воздействия туризма на экономику отдельной страны или региона. Главная идея – детальный анализ спроса на товары и услуги, которые сопрягаются с туризмом в экономике, и измерение этого спроса. Таким образом, необходимо провести анализ по следующим установленным критериям, согласно «Всемирной туристской организации»:
- место туризма среди других секторов экономики;
- доля туризма в общем ВВП региона;
- количество рабочих мест в различных секторах экономики, инициированных развитием туризма;
- уровень развития туристического бизнеса (на душу населения: общее число мест в гостиницах; число жителей, занятых в сфере туризма);
- оборот туристических услуг
- туристическая уникальность (рейтинг достопримечательностей и курортов – по данным ЮНЕСКО, материалам СМИ и экспертным оценкам);
- экологическое «здоровье» региона;
- криминогенная ситуация (количество преступлений на тысячу жителей);
- развитость транспортной и социальной инфраструктуры, обеспеченность объектами культуры.
Заключительным этапом анализа предусмотрено формирование туристического образа региона (страны), которые привлекают либо отталкивают туристов. Для определения степени привлекательности/непривлекательности территории проводится анализ основных показателей, которые заносятся в таблицу следующей формы (табл. 1.3). Количество факторов выбирается самостоятельно.
Таблица 1.3 Привлекательные и непривлекательные стороны территории для туризма
Привлекательные стороны | Непривлекательные стороны |
При выборе темы ВКР на базе конкретного туристического предприятия предусматривается выполнение комплексного анализа деятельности турпредприятия.
Структура анализа:
1. Организационно-экономическая характеристика предприятия. Включает в себя: историческую справку предприятия, когда, где создано; устав предприятия; основные виды деятельности; ассортимент предоставляемых услуг; организационная структура управления; количество персонала.
SWOT - анализ предприятия. Подразумевает обозначение цели предприятия и определение внешних и внутренних факторов, влияющих на достижение цели или наоборот, мешающих ее достижению (табл. 1.4).
Таблица 1.4 Матрица SWOT-анализа туристического предприятия (турагента)
| Положительные факторы | Негативные факторы |
Сильные стороны (внутренний потенциал) (S) | Слабые стороны (внутренние недостатки) (W) | |
Внутренняя среда | ||
Потенциальные возможности (O) | Имеющиеся угрозы (T) | |
Внешняя среда |
Выводы SWOT-анализа: на основе матрицы обозначаются проблемы, стоящие перед турпредприятием. Эти проблемы обусловлены имеющимися положительными и отрицательными факторами внутри предприятия, а также имеющимися внешними угрозами и возможностями. Согласно этому обозначаются основные стратегические направления по улучшению положения турфирмы в ближайшем будущем, например:
1) Повышение квалификации менеджмента турфирмы, внедрение новых совершенных методик управления;
2) Расширение ассортимента предлагаемых услуг;
3) Привлечение денежных ресурсов для расширения перечня предлагаемых услуг и продвижения их на рынок.
Так же необходимо выявить характеристики профиля покупателей.
Таблица 1.5 Характеристика профиля покупателей
Характеристики профиля покупателя | Индикаторы | Оценка в баллах | ||
1 | 2 | 3 | ||
1.Изменение предпочтений, потребностей, вкусов покупателей | 1.Степень изменения потребностей покупателей | Относительно постоянные | Меняются незначительно | Значительно меняются под влиянием различных факторов |
2.Степень изменения предпочтений покупателей в отношении товаров, входящих в номенклатуру предприятия | Относительно постоянные | Меняются незначительно | Значительно меняются под влиянием различных факторов | |
2.Приверженность покупателей товарам предприятия | 1.Частота приобретения товара данного предприятия | Очень редко | Нерегулярно | Регулярно |
2.Степень зависимости покупателей от продавца (устанавливается экспертным путем) | 1-30% | 31-60% | 61-100% | |
3.Торговая сила покупателей | 1.Уровень информированности покупателей о услуге, цене. Режиме работы предприятия | Неопове-щение | Недостаточный уровень информированности | Широкое оповещение |
2.Чувствительность покупа-телей к изменению уровня цен на товары предприятия | 1-30% | 31-60% | 61-100% | |
3.Степень зависимости продавца от покупателя (устанавливается экспертным путем) | Ниже среднего | Средний уровень | Выше среднего | |
4.Финансовое положение покупателя | Ниже среднего уровня | Средний уровень | Выше среднего |
В таблице 1.6 профили покупателей были оценены, для получения результатов о степени изменчивости предпочтений покупателей (гостей/клиентов).
Таблица 1.6 Структура персонала предприятия (для всех предприятий)
Группы персонала | 2017 г. | 2018 г. | +,- (отклонение) | Темп изм. % |
Административно управленческий (чел) | ||||
Основной (чел.) | ||||
Вспомогательный |
При необходимости можно сделать таблицу «Классификация персонала предприятия»
Таблица 1.7 Классификация персонала предприятия (это только турагент, туроператор) (Если это гостиница, то тогда по отделам, если ресторан, то другая таблица)
№ п/п | Категория персонала | 2017 г | 2018 г. | Абсолютное изменение | Относительное изменение, % |
1 | Административный, в том числе: | ||||
2 | Руководители | ||||
3 | Бухгалтер | ||||
4 | Юрист | ||||
5 | Менеджеры по работе с клиентами, в том числе: | ||||
6 | Менеджер по внутреннему туризму | ||||
7 | Менеджер по внешнему туризму | ||||
8 | Менеджер по персоналу | ||||
9 | Вспомогательный персонал | ||||
Итого |
В завершении раздела обучающийся должен сделать собственный вывод о состоянии предмета исследования страны, региона, в организации (предприятии, фирме), учреждении.
Объем раздела 2 должен составлять 20-25 % от общего объема ВКР.
Раздел 3. Разработка рекомендаций и мероприятий по решению изучаемой проблемы. В этом разделе автор на основе теоретических и методологических положений, а также результатов проведенного анализа деятельности страны, города, региона, организации (предприятия, фирмы), учреждения должен разработать конкретные рекомендации и предложения по решению исследуемой проблемы на объекте исследования. Опираясь на выводы по результатам анализа, необходимо обосновать предлагаемые рекомендации и мероприятия, наметить пути использования вскрытых резервов, устранения недостатков в деятельности предприятия (города, региона и т.д.).
При подготовке этой части проекта обучающийся должен учесть основные принципы: системности - учета всех или большинства взаимо-обусловливающих задач управления объектом; комплексности - с позиции оперативного и стратегического управления; динамичности - регулярной корректировки подготовленных документов в связи с изменившимися условиями работы базовой организации (службы, управленческого структурного подразделения), содержанием деятельности аппарата управления, а также с методами выполнения управленческих работ.
На основании анализа, выявления недостатков-возможностей решения проблемы, обучающийся обязан разработать достаточно полные и аргументированные предложения и рекомендации.
При выборе темы, предусматривающей технологию разработки специализированных программ для различных сегментов потребительского рынка, необходимо придерживаться следующего алгоритма:
1. Определить основную цель поездки, возрастной и социальный статус членов группы, в случае заказа делового тура – сферу деятельности участников поездки.
2. С помощью поисковых систем подобрать инкам-туроператора (встречающую компанию в указанной стране), специализирующуюся на данном виде туров. Если в ассортименте этого туроператора имеется групповой тур, аналогичный разрабатываемому, приступить к его дальнейшей модификации согласно заданию.
3. Задать приблизительные даты поездки и выявить возможность приобретения необходимого количества авиабилетов экономического класса различных авиакомпаний (желательно двух) по заданному направлению с помощью звонка в любое агентство по продаже международных авиабилетов. Уточнить номера рейсов, расписание и аэропорты вылета и прибытия.
4. В зависимости от цели тура и состава группы, подобрать два альтернативных варианта размещения.
- Для школьных групп чаще всего предлагают отели 2*, не обязательно в центре города, с возможностью размещения в номерах по 3-4 человека;
- Для молодежных групп – 2-3*, с размещением по 2-3 человека в номере, но неподалеку от модных клубов и других известных мест активного проведения досуга;
- В случае разработки тура с целью посещения выставки, необходимо найти официальный сайт организатора мероприятия. Как правило, выставочные комплексы расположены на окраине города, поэтому необходимо подобрать один вариант отеля 3-4* рядом с экспоцентром (чтобы исключить трансфер отель-выставка-отель), второй – в историческом центре города (с организацией трансфера на выставку). Обязательно учитывается занимаемая должность членов делегации, для руководителей предлагается перелет бизнес-классом и одноместное размещение в отеле более высокой категории (4-5*), для работников среднего звена – возможно двухместное размещение в отеле 3*.
- В случае разработки тура с целью повышения квалификации, желательно подбирать отели 3-4* с возможностью аренды конференц-зала для проведения официальных мероприятий.
5. При формировании программы для заказных групп обычно предполагается организация питания (полупансион и полный пансион), эта услуга чаще всего изначально включается в состав турпакета, так как предприятия или организации оплачивают заказ по безналичному расчету. Соответственно, необходимо выявить наличие ресторана в предлагаемом отеле, и если там предлагается только завтрак, необходимо найти кафе или ресторан неподалеку от отеля для организации обеда и/или ужина, меню которого учитывало бы специфику группы и программу тура.
6. Организация деловой части. Обычно программа делового тура подразумевает проведение двух мероприятий (в зависимости от цели поездки):
- посещение выставки в течение двух дней (на целый день или на полдня, по согласованию с заказчиком), с трансфером или без него, с профессиональным переводчиком или без него;
- повышение квалификации:
г. или два посещения предприятий (организаций) указанного профиля с проведением деловых встреч, переговоров, обменов мнениями, «круглых столов» с иностранными коллегами по заданной тематике;
д. или два семинара в конференц-зале отеля с привлечением ведущих специалистов крупнейших учебных центров указанного профиля по заданной тематике;
е. или комбинация вышеуказанных мероприятий.
В этом случае также прорабатывается вопрос необходимости организации трансфера и заказа профессионального переводчика.
7. Предложение лечебно-оздоровительных программ.
Оздоровительный отдых в зависимости от средств воздействия на организм человека подразделяется на климато-, бальнео-, грязелечение, талассотерапию и др. Программы лечебных туров строятся с учетом того, что примерно половина времени тратится на лечебно-оздоровительные мероприятия. Для прохождения курса лечения, как правило, требуется оформление санаторно-курортной карты.
В зависимости от заданного направления, необходимо предложить клиентам соответствующие отели с возможностью прохождения курса лечения на базе этого отеля или расположенного в непосредственной близости от него лечебного центра. Желательно подобрать несколько альтернативных вариантов программ оздоровительного отдыха, специализирующихся на различных проблемах.
8. Экскурсионная программа. В зависимости от целей поездки и состава групп необходимо составить программу познавательных и культурно-развлекательных мероприятий: обязательно технологическая карта
- для школьных групп: найти и предложить экскурсии, отличающиеся от традиционных и учитывающие потребности именно этого сегмента;
- для молодежных групп: подготовить список с адресами и кратким описанием выставок современного искусства, известных клубов, дискотек, национальных и популярных шоу и других культурных мероприятий данного направления;
- для деловых программ: в дополнение к официальным мероприятиям не слишком насыщенную, но разнообразную и интересную культурную программу с учетом контингента.
Объем раздела 3 должен составлять 20-25 % от общего объема ВКР.
Обучающийся при составлении доклада на защиту должен минимум времени уделить теоретической части: раскрыть определение, привести, но не описывать принятую классификацию рассматриваемого определения. Но необходимо максимально уделить внимание раскрытию 3 раздела, являющихся его личной работой и практической составляющей: сравнительному анализу факторов развития тех или иных показателей или составлению программы нового маршрута или разработке технологической карты экскурсии.
Основные пункты доклада: тема, актуальность, проблема, цель исследования, просто название 1 раздела, 2 раздел назвать только проблемы и основное 3 раздел.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. ГОСТ 7.80-2000 «Библиографическая запись. Заголовок».
2. ГОСТ 7.82-2001 «Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов».
3. ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание».
4. Дорошко, М. В. Оформление научного аппарата учебных и научных работ для студентов, аспирантов и преподавателей [Текст] / М. В. Дорошко, Л. А. Чех гл. ред. М. М. Калмыкова; отв. за вып. В. И. Спирова; Таврический нац. ун-т им В И Вернадского, Научная б-ка. – Симферополь : ТНУ, 2010. – 104 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Образец оформления задания для ВКР
(полное название высшего учебного заведения)
Кафедра___________________________________________________________
Образовательно-квалификационный уровень___________________________
Направление подготовки____________________________________________
(код и наименование)
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий кафедрой
____________________
____________________
«___»_______20___года
ЗАДАНИЕ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ
Дата: 2018-11-18, просмотров: 428.