Структура выпускной квалификационной работы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Структура выпускной квалификационной работы включает следующие обязательные элементы, каждый из которых оформляется с нового листа:

1. Титульный лист.

2. Содержание.

3. Введение.

4. Основная часть.

5. Заключение.

6. Список использованной литературы.

7. Приложения (если есть).

Титульный лист является первой страницей выпускной квалификационной работы и заполняется по строго определенным правилам (ПРИЛОЖЕНИЕ Г).

Титульный лист содержит информацию о теме и виде работы, данные об обучающемся и руководителе, о допуске работы заведующим кафедрой к защите.

Заголовок СОДЕРЖАНИЕ пишется заглавными буквами жирным шрифтом по центру строки (ПРИЛОЖЕНИЕ Д). Содержание включает полное, без сокращений описание всех структурных элементов работы и их названий: введение; наименование всех разделов, подразделов и пунктов; заключение; список использованных источников и литературы; наименование приложений. В правой части страницы указываются номера страниц, с которых начинаются соответствующие элементы работы. Подразделы нумеруются двумя цифрами, разделенными точкой. Первая цифра обозначает номер раздела, вторая – номер подраздела (пример: 2.1 – первый подраздел второго раздела). В конце заголовков точки не ставятся.

Заголовок ВВЕДЕНИЕ пишется заглавными буквами жирным шрифтом с абзацного отступа. Во введении должны быть отражены параметры, характеризующие выпускную квалификационную работу как небольшое научное исследование. Их наличие является обязательным (за исключением научной новизны и апробации работы, которые указываются в магистерской работы) и повышает качество представленной работы, свидетельствует о квалификационной подготовленности будущего специалиста. Объем введения составляет 4 – 7 страниц.

Элементы введения включают в себя:

Актуальность темы – обоснование ее выбора, необходимости научной разработки. Под актуальностью темы исследования понимается степень его важности в данный момент в конкретной социокультурной ситуации.

Оценка степени разработанности проблемы (состояние научной разработки темы), когда на основе анализа использованной литературы делается вывод о степени изученности рассматриваемой проблемы, определяются наиболее значимые и наименее изученные ее аспекты, что свидетельствует о востребованности данной работы.

Объект исследования – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию, которое существует независимо от субъекта познания и на которое обращено внимание исследователя. Объект исследования отвечает на вопрос: что рассматривается?

Предмет исследования – более конкретен и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе, устанавливают границы научного поиска. С предметом исследования связаны цель и задачи работы. Предмет исследования отображает конкретную проблему в самой теме исследования. Следует иметь в виду, что в каждом объекте можно выделить несколько предметов исследования.

Цель исследования – это тот научный результат, который должен быть получен в конечном итоге всего исследования. Можно выделить следующие характеристики формулировки цели: краткость, предельная точность, выражение сущности изучаемого явления, его результатов. То есть, цель представляет собой модель ожидаемого результата, выражающую в смысловом отношении то основное, что намеревается сделать исследователь. При этом определение цели позволяет исследователю окончательно определиться с темой научной работы, её объектом и предметом. Обычно начинается словами: изучить, исследовать, выявить и т.п.

Цель конкретизируется и развивается в задачах исследования.

Задачи работы (в научных работах обучающихся, как правило, по количеству разделов ВКР), конкретизирующие и развивающие цель исследования. Задачи исследования отвечают на вопрос: что нужно сделать, чтобы цель была достигнута? Необходимо сформулировать конкретные цель и задачи, относящиеся непосредственно к теме работы. Реализация задач осуществляется в разделах и подразделах, поэтому их содержание должно прямо быть связано с поставленными задачами. Цель и большинство задач должны носить исследовательский характер, лишь одна или две задачи могут предполагать выработку практических рекомендаций для решения поставленной проблемы. Первая задача, как правило, связана с выполнением, уточнением, углублением, методологическим обоснованием сущности, природы, структуры изучаемого объекта. Вторая – с анализом реального состояния предмета исследования, динамики внутренних противоречий развития. Третья – со способностями преобразования, моделирования, опытно-экспериментальной проверки. Четвертая – с выявлением путей и средств повышения эффективности исследуемого явления, процесса, т.е. с прогнозом развития исследуемого предмета или с разработкой практических рекомендаций. Как правило, при формулировке задач используются слова: «в ыявить», «изучить», «раскрыть», «определить», «предложить», «систематизировать», «выявить изменения», «обосновать», «разработать требования» и т.п. Не должно быть таких задач как: «изучить литературу», «сделать выводы» и т.п.).

Методологическая основа исследования, включающая характеристику его принципов – основных руководящих положений и методов – способов и приемов решения исследовательских задач. В качестве основных исследовательских принципов могут выступать принципы научной достоверности и объективности, актуализации, историзма, целостности (холизма) и системности и др. В работе должны использоваться как эмпирические (опрос в виде анкетирования или интервьюирования, наблюдение, эксперимент, анализ документов и др.), так и теоретические (формально-логического анализа, количественные, сравнительно-исторический, проблемно-хронологический и др.) методы исследования. Характеристика принципов и методов должна быть дана применительно к данному исследованию, а не в виде общих определений, не отражающих того, как они применялись в работе.

Теоретическая база исследования – это характеристика основных подходов, теорий, идей отечественных и зарубежных исследователей по изучаемой проблеме, на которые опирается автор. Методологически неправильным считается указание при формулировании теоретической основы на «труды», «работы». Рекомендуется писать следующим образом: «Теоретической основой научного исследования послужила теория экономического районирования, разработанная Н.Н. Баранским».

Эмпирическая база исследования – складывается из собранных и зафиксированных лично автором или статистических данных, использованных документов официального или личного характера. Если работа носит практический характер, связана с постановкой эксперимента, анализом состояния изучаемой проблемы на уровне какого-либо учреждения, организации, необходимо указать базу(ы) исследования. Можно уточнить количество респондентов, их возраст и другие важные для исследования характеристики.

Научная новизна, т.е. то, что автор как самостоятельный исследователь вносит нового в освещение и изучение избранной им темы. При формулировании научной новизны используется ключевое слово «впервые» … «установлено…», «выявлено…», «определено…», «получено…», «раскрыто…» и т.д. Положения научной новизны должны соотноситься с задачами исследования. Эта структурная часть ВКР является обязательной для магистров.

Теоретическая значимость исследования (если есть обоснование новых подходов, методов, теоретических моделей изучения конкретных социальных проблем) заключается в определении перспективы применения полученных в ходе проведенного исследования знаний для дальнейшей научной работы другими исследователями, а не для самого исследователя.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов исследования на практике, а также выдвинутые предложения можно адресовать разным уровням управления, властным структурам и пр.

Апробация работы происходит, когда обучающийся принимал участие в конференциях, в научно-практических семинарах, имеет опубликованные работы, участвовал в разработке грантов, проектов разного уровня и пр., а также результаты ВКР имеют применение в практической работе обучающийся. Эта структурная часть ВКР является обязательной для магистров.

Краткий обзор содержания выпускной квалификационной работы (объем, структура, количество использованных печатных и электронных источников). Это последняя рубрика, в которой указывается структура работы и ее общий объем.

Основная часть работы включает не менее 2 разделов  для бакалавров и не менее 3 разделов для магистров (включая внутреннее деление на подразделы). Ее объем не должен превышать 80% общего объема ВКР. Разделы подразделяются на подразделы, исходя из специфики решаемых в работе исследовательских задач. Объем подразделов – 5 – 10 листов. Несоразмерность разделов и подразделов свидетельствует о неумении автора найти и правильно скомпоновать материал. Все разделы и подразделы должны быть логически взаимосвязаны между собой, завершаться краткими выводами.

Первый раздел раскрывает теоретико-методологические основы избранной темы исследования, являясь своеобразным теоретическим обоснованием последующих разработок. В нем раскрывается теоретические аспекты рассматриваемой проблемы, приводятся идеи, концепции ученых, формулируется собственная точка зрения.

Второй раздел носит аналитический и, по возможности, прикладной характер, раскрывает анализ изучаемой проблемы, подтверждаемый статистической информацией из официальных источников, а также содержит обобщенные сведения по региону, городу, сведения о специфике работы конкретного предприятия, результаты проведенных социологических опросов, экспериментов и т.п.

Третий раздел (если есть для бакалавров, а для магистров третий раздел обязателен) является логическим завершением общего замысла исследования, содержит, как правило, сформулированные исследователем выводы, предложения и рекомендации по совершенствованию функционирования в соответствии с исследуемой проблемой, а также описание процесса апробации и его результаты.

В конце каждого раздела необходимо делать краткое обобщение или выводы на 1 страницу, подытожив этим то, о чем говорилось на протяжении всего раздела. Такие выводы выступают своеобразным связующим звеном между разделами и помогают впоследствии написать Заключение. Выводы к разделам оформляют отступом и дополнительным интервалом.

Заголовок ЗАКЛЮЧЕНИЕ пишется заглавными буквами жирным шрифтом с абзацного отступа. В заключении подводятся итоги ВКР, характеризуется выполнение поставленных задач, кратко формулируются результаты исследования. Заключение должно соответствовать содержанию основной части и может также включать практические предложения (рекомендации) по улучшению дальнейшей деятельности исследованного объекта. Выводы формулируются тезисно (по пунктам) и, как правило, соответствуют цели и задачам, которые были решены в ходе исследования. Объем заключения составляет 4 – 7 страниц.

Работа должна быть внимательно вычитана. Все грамматические, орфографические и стилистические ошибки и опечатки исправлены. В тексте допускаются общепринятые сокращения, например: т.д., т.п., др. Значение вводимых в работе сокращений и аббревиатур раскрывается при первом их употреблении. При первом употреблении в тексте словосочетание дается полностью, а рядом в скобках пишется сокращение. В дальнейшем, словосочетание дается только в сокращенном виде.

Язык и стиль работы позволяют судить об общей культуре ее автора. Она, как часть письменной научной речи, исторически сложились под влиянием академического этикета. Изложение состоит из рассуждений с целью доказательства истин, выявленных в результате исследования фактов действительности.

Стиль письменной научной речи – это обезличенный монолог. Это придает изложению больший объективизм. Приветствуется употребление конструкций, которые исключают употребление местоимений («В начале проводят комплексное исследование, затем.....»).

За время существования исследовательских работ сложились определенные правила сочетаемости многих слов.

Проблема: научная, фундаментальная, актуальная, насущная, важная, ключевая, ведущая, острая, частная, глобальная, неразрешимая.

Цель: важная, главная, основная, научная, практическая, конкретная, реальная, поставленная, указанная.

Задача: первоочередная, ближайшая, конечная, поставленная, намеченная, узловая, особая, конкретная, определенная.

Исследование: научное, объективное, теоретическое, экспериментальное, опытное, общее, конкретное, фундаментальное, всестороннее, систематическое, обширное, углубленное, глубокое, детальное, подробное, актуальное, серьезное, сложное.

Наблюдения: научные, объективные, специальные, визуальные, точные, многочисленные, многократные, постоянные, регулярные, важные, глубокие, дальнейшие, непосредственные, простые, сложные, данные, указанные, проведенные.

Эксперимент: аналогичный, подобный, проверочный, новый, важный, интересный, убедительный, уникальный, успешный, намеченный, задуманный, проведенный.

Анализ: научный, объективный, конкретный, проведенный, всесторонний, обстоятельный, полный, исчерпывающий, детальный, сравнительный, тщательный, точный, глубокий.

Факт: реальный, конкретный, общеизвестный, достоверный, неопровержимый, несомненный, бесспорный, очевидный, убедительный

Информация: точная, исчерпывающая, полная, подробная, накопленная, существенная, важная, ценная, необходимая, получаемая, оперативная, достаточная, новая, текущая.

список использованной литературы представляет собой перечень источников и научных изданий, послуживших основой для написания работы и должен насчитывать не менее 35 наименований для бакалавров и не менее 45 наименований для магистров. Заголовок списка использованной литературы оформляется заглавными буквами жирным шрифтом с абзацного отступа. Список использованной литературы представляет собой одну из существенных частей ВКР, по которой можно судить о степени осведомленности обучающегося в области изучаемой проблемы, масштабности выполненного исследования. Список литературы должен включать только источники, непосредственно использованные в работе, на которые делались ссылки, которые цитировались и послужили основой при формировании точки зрения обучающегося. Ссылки на источники и литературу располагаются в тексте работы в квадратных скобках. Точка ставится после ссылки.

Пример

На сферу туризма приходится около 7% мировых инвестиций, 11% мировых потребительских расходов, 5% всех налоговых поступлений [6, с. 48].

6 – означает номер в списке использованной литературы, а с. 48 – номер страницы, откуда использованы цифровые данные.

Все работы, на которые имеются ссылки в тексте, должны присутствовать в списке литературы. Если в списке только печатные издания, то пишется СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. Если имеются и электронные ресурсы, то пишется СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАУРЫ.

Список использованной литературы должен быть оформлен в соответствии с ГОСТ 7.1–2003. Источники в списке литературы принято располагать в алфавитном порядке. При этом, независимо от алфавитного порядка, впереди идут нормативные акты даже если это электронный ресурс. Исходя из этого, установлен следующий порядок расположения источников:

1. нормативные акты;

2. нормативно-технические документы (ГОСТы, СНиПы, САНПины)

3. материалы Госкомстата РФ, отчетные материалы и документы предприятий;

4. печатные издания;

5. источники на электронных носителях локального доступа;

6. источники на электронных носителях удаленного доступа (т.е. интернет-источники).

В каждом разделе сначала идут в алфавитном порядке источники на русском языке, а потом – на иностранных языках.

Нормативные акты располагают в следующем порядке:

1. международные акты, ратифицированные Россией, причем сначала идут документы ООН;

2. Конституция России;

3. кодексы;

4. федеральные законы;

5. указы Президента России;

6. постановления Правительства России;

7. приказы, письма и пр. указания отдельных федеральных министерств и ведомств;

8. законы субъектов России;

9. распоряжения губернаторов;

10. распоряжения областных (республиканских) правительств;

11. судебная практика (т.е. постановления Верховного и прочих судов России);

12. законодательные акты, утратившие силу.

Федеральные законы следует записывать в последней редакции в формате:

Федеральный закон от [дата] № [номер] «[название]» ( [в ред. ] ) // [официальный источник публикации, год, номер, статья]

Законы располагаются не по алфавиту, а по дате принятия (подписания Президентом России) – впереди принятые ранее.

Если при написании работы использовался законодательный сборник или издание отдельного закона, в список литературы все равно следует записать закон (приказ и т.п.) с указанием официального источника публикации. Для федеральных актов такими источниками являются: «Собрание законодательства Российской Федерации», «Российская газета».

Список литературы оформляется сквозной нумерацией от первой работы и до последней, включая нормативные акты, источники на иностранных языках и электронные ресурсы.

ПРИМЕРЫ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ ОПИСАНИЙ ПО МАТЕРИАЛАМ ПОСОБИЯ ДОРОШКО М. В., ЧЕХ Л. А. «ОФОРМЛЕНИЕ НАУЧНОГО АППАРАТА УЧЕБНЫХ И НАУЧНЫХ РАБОТ»:

Дата: 2018-11-18, просмотров: 389.