Выпускные квалификационные работы защищаются на публичном заседании Государственной экзаменационной комиссии по защите работ. Состав государственной комиссии – не менее 5 человек. Работа, представленная на защиту, должна соответствовать всем требованиям.
Ведет защиту председатель комиссии. В начале слово предоставляется обучающемуся, который в течение 7 – 10 минут излагает основные позиции своей работы, характеризует научный аппарат работы и формулирует основные выводы. Вступительная речь готовится заранее. В качестве иллюстраций обучающийся может использовать заранее подготовленные таблицы, графики, схемы. Чтение доклада недопустимо.
Доклад должен отвечать следующим требованиям:
- доклад должен быть четко структурирован, логичен, понятен;
- доклад должен полностью отражать результаты работы;
- основой доклада должен быть материал и методика, собственные результаты и выводы работы;
- докладчик должен говорить достаточно громко, отчетливо, акцентируя внимание слушателей на ключевых моментах;
- обязателен демонстрационный материал в виде презентации или постеров;
- в процессе доклада необходимо обязательно ссылаться на иллюстративный и табличный материал презентации и пояснять все слайды с использованием указки;
- доклад начинается с обращения к членам комиссии, сообщения темы, задач, актуальности и научной новизны исследований, а заканчивается основными результатами, их практической значимостью;
Презентация должна отвечать следующим требованиям:
- презентация не должна носить развлекательный характер;
- дизайн презентации должен быть единым, без спецэффектов;
- фон слайдов не должен быть ярким, пестрым и мешать восприятию основной информации;
- в презентации должны быть отражены ключевые схемы, формулы, графики и рисунки;
- таблицы не более 5 – 6 строк (столбцов);
- все рисунки, графики, таблицы, диаграммы должны иметь название и подписи данных, названия таблиц приводятся сверху, рисунков – снизу;
- на графиках и диаграммах обязательно обозначаются названия осей координат, единицы измерения, условные знаки и т.д.;
- все детали рисунка должны быть понятны из самого рисунка, его названия и обозначений к нему;
- текст в презентации должен быть сведен к минимуму, за исключением слайдов с целями, задачами и выводами, которые должны полностью соответствовать тексту работы;
- текст должен быть хорошо заметен на фоне слайда, желательно использовать черный шрифт Times New Roman или Arial, размер шрифта минимум 20-24 пт;
- слайды должны представляться в порядке их упоминания в докладе;
- первый слайд выглядит как титульный лист ВКР, на втором, третьем слайде цель и задачи работы;
- в конце презентации – «Выводы»;
- не должно быть слайдов, которые не обсуждаются при докладе.
Результаты защиты работы определяются на основе представленной ВКР, доклада обучающегося, его ответов на вопросы комиссии и замечания (в том числе и те, которые содержатся в отзыве руководителя и рецензента).
Защитительную речь, проконсультировавшись с научным руководителем, необходимо заранее подготовить. После вступительной речи члены ГЭК и все присутствующие имеют право задать вопросы. Обучающийся сразу на них отвечает. Ответы должны быть краткими, четкими и по существу заданных вопросов. После этого с отзывом выступает научный руководитель, а (при его отсутствии отзыв зачитывается председателем). На защите магистров зачитывается еще и рецензия. Обучающийся отвечает на замечания, высказанные в отзыве на его работу. То, как ведет себя обучающийся на защите, насколько он владеет материалом, умеет доказывать свою точку зрения, безусловно, влияет на итоговую оценку.
Выпускная квалификационная работа должна быть представлена обучающимся на кафедру не позднее 4-х недель до начала работы ГЭК. На заседании выпускающей кафедры проводится так называемая «предзащита». После чего, на нее составляется отзыв научного руководителя. Обучающийся имеет право предварительно, до защиты, ознакомиться с отзывом научного руководителя. От заведующего выпускающей кафедры обучающийся должен получить допуск к защите.
После защиты всех выпускных квалификационных работ ГЭК на закрытом заседании (в отсутствии обучающихся) выносит окончательную оценку самого исследования, оформления работы, защите обучающегося – умению отвечать на вопросы, отстаивать свою точку зрения.
Конечно, в каждом отдельном случае оценка работы зависит от множества самых разных причин. Однако есть и общие критерии, по которым определяется уровень проведенного исследования.
1. Самостоятельность работы. Научный руководитель обговаривает с обучающимся план, рекомендует основную литературу, делает замечания, вносит предложения. Все остальное исследование автор проводит сам.
2. Раскрытие темы. Это самый важный критерий: насколько работа раскрывает заявленную тему, достигнута ли цель, выполнены ли задачи.
3. Оригинальность. ВКР – научная работа. Тем не менее, почти всегда у автора есть возможность проявить самостоятельное мышление, высказать собственные предположения. Напротив, недостатком считается реферативность, слишком частое цитирование, пересказ общеизвестных положений.
4. Привлечение научного и практического материала. Отсутствие цитат, ссылок на другие работы – тоже недостаток. Но одновременно нужно заботиться и о полноте практической части исследования.
5. Структура. Учитывается логичность деления на разделы, подразделы, учитываются принципы построения повествования.
6. Соответствие служебных частей работы – Введения и Заключения – предъявляемым к ним требованиям.
7. Обращается внимание на соблюдение научного стиля, логику раскрытия темы. Работа проверяется и на наличие языковых ошибок.
8. Если работа представлена позднее установленного срока, оценка снижается на один балл.
9. Принимается во внимание то, насколько точно были учтены замечания научного руководителя.
10. Обязательно учитывается соответствие работы правилам оформления.
После обсуждения комиссия выносит окончательную оценку, которую в этот же день сообщают обучающимся. Работа оценивается по четырехбальной системе: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно», а так же по системе ECTS. Обучающийся, получивший оценку «неудовлетворительно», имеет право на повторную защиту в течение трех лет.
Обучающиеся, не прошедшие ГИА в связи с неявкой на государственное аттестационное испытание по уважительной причине вправе пройти ее в течение 6 месяцев после завершения ГИА. Обучающийся должен представить в документ, подтверждающий уважительную причину его отсутствия.
Обучающийся, не прошедший одно государственное аттестационное испытание по уважительной причине, допускается к сдаче следующего государственного аттестационного испытания.
Обучающийся, получивший оценку «неудовлетворительно» на одном из государственных аттестационных испытаний, допускается к сдаче следующего государственного аттестационного испытания.
Обучающиеся, не прошедшие государственное аттестационное испытание в связи с неявкой на государственное аттестационное испытание по неуважительной причине или в связи с получением оценки «неудовлетворительно», отчисляются из Университета с выдачей справки об обучении как не выполнившие обязанностей по добросовестному освоению ОПОП ВО и выполнению учебного плана.
Лицо, не прошедшее ГИА, вправе повторно пройти ГИА не ранее чем через год и не позднее через пять лет после срока проведения ГИА, которая не пройдена обучающимся.
Для повторного прохождения ГИА указанное лицо по его заявлению восстанавливается в Университет на период времени, установленные календарным учебным графиком для ГИА по соответствующей ОПОП ВО.
При повторном прохождении ГИА по желанию обучающегося может быть установлена иная тема ВКР.
Восстановление обучающихся для повторного прохождения ГИА осуществляется на безоплатной основе.
РАЗДЕЛ 4. РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ ПОДГОТОВКИ
4.1 Направления подготовки 49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонением здоровья (Адаптивная физическая культура) и 49.03.01 Физическая культура (Собянина Г.Н.)
Порядок подготовки выпускной квалификационной работы
Весь процесс подготовки выпускной квалификационной работы условно подразделяется на следующие этапы:
- выбор темы исследования;
- анализ научно-методической литературы;
- определение объекта и предмета исследования;
- определение цели и задач;
- выдвижение и разработка рабочей гипотезы;
- выбор методов исследования;
- подготовка и проведение исследовательской части работы;
- математико-статистическая обработка результатов исследования;
- обобщение и интерпретация полученных данных;
- формулировка выводов и практических рекомендаций;
- оформление работы;
- защита выпускной квалификационной работы.
На наиболее важных и ответственных моментах выпускной квалификационной работы остановимся более подробно.
Выбор темы исследования
Выбор темы выпускной квалификационной работы - одна из сложных и наиболее ответственных задач, от правильного решения которой в значительной степени зависит успех выпускной квалификационной работы.
Необходимо учитывать, что выпускная квалификационная работа является логическим продолжением курсовых работ в процессе обучения в университете. Обучающийся, заинтересовавшись еще на первом курсе какой – либо из научных проблем, будет углублять ее изучение и исследование на старших курсах, выбирая, тем самым, «сквозную» тематику. Только в этом случае выбор окажется осознанным, а обозначенная проблема исследования будет последовательно изучаться всесторонне, под углом зрения различных учебных дисциплин.
Одним из важнейших критериев правильности выбора темы является актуальность. Актуальность проблемы научного исследования отвечает на вопрос: почему именно сейчас необходимо проведение данное исследование?
Актуальность исследования обосновывает важность и целесообразность, своевременность исследования, указывает на неизученный аспект проблемы, формирует потребность в его изучении и разработке. Темы выпускных квалификационных работ должны быть комплексными, т.е. содержать ряд взаимосвязанных между собой проблем и строиться на фактическом материале профильных учреждений, а также на итогах учебной производственной практики обучающихся, на научных работах членов кафедры, с использованием новейших достижений отечественной и зарубежной науки, актуальных прикладных аспектов.
Основными аспектами актуальности научного исследования могут выступать:
· потребность в разработке методов (технологий), имеющих более широкие возможности (эффективность обучения, тренировки, реабилитации и т.д.);
· потребность в более эффективных диагностических и исследовательских методах, способных обеспечить получение новых данных;
· потребность в разработке рекомендаций или в решении практических проблем на основе использования физиологических, психологических знаний.
· потребность в новых фактах, позволяющих расширить теорию и сферу ее применения.
Правильному выбору темы выпускной квалификационной работы и ее успешному выполнению способствует наличие соответствующей материально-технической и экспериментальной базы для проведения исследований. Основу такой базы составляют, прежде всего, необходимая литература по теме, научно-исследовательская аппаратура, компьютеры, база (место) проведения и соответствующий контингент испытуемых.
Тему исследования выпускной квалификационной работы рекомендуется выбирать в сфере своей будущей профессиональной деятельности: специальные (коррекционные) дошкольные и школьные образовательные учреждения, реабилитационные центры, специальные медицинские группы общеобразовательных школ и т.п. При выборе темы необходимо учитывать личные интересы, способности и уровень теоретической подготовки в выбранной области, возможность объективных измерений.
Тема выпускной квалификационной работы должна отвечать современным требованиям, быть социально значимой, учитывать потребности теории и практики. Так, например, актуальными проблемами научных исследований направления подготовки 49.03.01 Физическая культура выступают образовательные, воспитательные воздействия средств физической культуры и спорта на различные категории занимающихся (по возрасту, полу, уровню образования, образу жизни, учебной, трудовой деятельности). В адаптивной физической культуре (направление подготовки 49.03.02) актуальными вопросами являются разработка и решение оздоровительных, образовательных, воспитательных, коррекционно-развивающих, компенсаторных, лечебно-восстановительных задач средствами адаптивного физического воспитания, адаптивной двигательной рекреации, адаптивного спорта, физической реабилитации, стимулирующих двигательную активность, развитие физических и психических функций организма различных возрастныx и нозологических групп населения.
Для правильно избранной темы характерна не обширность поставленных вопросов, а тщательность и глубина их разработки. Обширная тема требует определенного опыта ведения научно-исследовательской работы и достаточно много времени, в силу чего ее разработка для студента может оказаться непосильным трудом. В последние годы большое внимание уделяется комплексности разрабатываемых тематик, коллективности в решении актуальных научных проблем. Полезным окажется такой подход и в подготовке выпускных квалификационных работ. В этом случае каждый студент может представить в виде дипломной работы определенный раздел исследований, проведенных коллективом.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 407.