Оценка эффективности проекта для каждого участника
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Таблица 9.4. Результаты и затраты участников инвестиционного проекта

Участник

Результат Затраты

Инвестор

предприятие, инвестирующее собственный капитал выручка от реализации продукции или иной полезный эффект в денежном выражении инвестиции и текущие затраты, связанные с осуществлением проекта акционер дивиденды покупка акций бюджет доходы бюджета, связанные с реализацией проекта бюджетные расходы на осуществление проекта

Заказчик (если он не является одновременно инвестором)

комиссионное вознаграждение за осуществление инвестиционной деятельности по поручению инвестора трудовые и временные затраты

Подрядчик

оплата подрядных работ себестоимость подрядных работ

Инфраструктура (банки, риэлтерские и страховые организации)

· комиссионное вознаграждение за обслуживание инвестиционной деятельности; · увеличение располагаемых финансовых ресурсов, ведущее к расширению деятельности и увеличению прибыли затраты на обслуживание инвестиционной деятельности;

Потребители

улучшение качества жизни вследствие экономии времени, денег, улучшения качества потребляемых продуктов, увеличения уровня потребления и т.п. отрицательные экстерналии, связанные с реализацией проекта

Пример. Предприятие рассматривает возможность инвестирования части собственного финансового капитала в проект расширения производства путем строительства нового цеха. Проект потребует инвестиций в размере 300 тыс. руб. Строительство цеха займет 1 год, после чего в нем начнется производство. Последствия реализации проекта представлены в таблице.

 

 

Последствия реализации проекта расширения производства на действующем предприятии (табл. 9.5)

Показатель

с проектом без проекта

Инвестиции, тыс. руб.

300 0

Годовые текущие затраты предприятия, тыс. руб.

300 270

Годовая выручка предприятия, тыс. руб.

500 320

Годовая сумма налоговых платежей, тыс. руб.

20 15

Предприятие предполагает осуществить проект, используя только собственные средства. Горизонт расчета – 8 лет. Норма дисконта – 15%. Оценить эффективность проекта для предприятия.

Решение.

Решение задачи удобно оформить в виде таблицы (таблица 9.6).

Таблица 9.6. Оценка эффективности проекта для предприятия, инвестирующего собственный капитал

Показатели 1 год 2 год 3 год 4 год 5 год 6 год 7 год 8 год
Инвестиции, тыс. руб. 300 0 0 0 0 0 0 0
Прирост текущих затрат, тыс. руб. (=300-270) 0 30 30 30 30 30 30 30
Прирост налоговых платежей, тыс. руб. (=20-15) 0 5 5 5 5 5 5 5
Итого затрат, тыс. руб. (=п.1+п.2+п.3) 300 35 35 35 35 35 35 35
Итого затрат нарастающим итогом, тыс. руб. 300 335 370 405 440 475 510 545
Результат (прирост выручки), тыс. руб. (=500-320)   180 180 180 180 180 180 180
Эффект, тыс. руб. (п.6-п.4) -300 145 145 145 145 145 145 145
Коэффициент дисконтирования при Е=15% 0,87 0,756 0,658 0,572 0,497 0,432 0,376 0,327
Дисконтированный эффект, тыс. руб. (п.7xп.8) -261,0 109,6 95,4 82,9 72,1 62,6 54,5 47,4
Дисконтированный эффект нарастающим итогом, тыс. руб. -261,0 -151,4 -56,0 27,0 99,0 161,7 216,2 263,6
Дисконтированные затраты нарастающим итогом, тыс. руб. (п.5xп.8) 261,0 253,3 243,5 231,7 218,7 205,2 191,8 178,2
Эффективность проекта (индекс доходности) (=п.10/п.11) - - - - - - - 1,5

Расчеты показали, что проект строительства нового цеха является эффективным для предприятия, инвестирующего в этот проект собственный финансовый капитал. Об этом свидетельствуют значения рассчитанных показателей – интегральный эффект составил 263,6 тыс. руб. (больше нуля), а эффективность равна 1,5 (больше единицы).

Оценка эффективности проекта для акционера также осуществляется путем расчета эффекта и эффективности, только в качестве затрат будет рассматриваться стоимость приобретения акций, а в качестве результата – сумма дивидендов.

Пример. Реализуется инвестиционный проект строительства нового производственного предприятия. Некоторое лицо желает стать акционером этого предприятия, приобретя 10 акций по цене 20 тыс. руб. каждая. Горизонт расчета – 8 лет. Работа предприятия станет прибыльной на 4-м шаге расчета. Начиная с этого года инвестор будет получать дивиденды в сумме 3 тыс. руб./год с одной акции. Норма дисконта – 15%. Является ли инвестирование средств в акции предприятия экономически эффективным данном случае?

Решение. Расчеты приведены в таблице 9.7

Таблица 9.7. Оценка эффективности проекта для акционера

Показатели 1 год 2 год 3 год 4 год 5 год 6 год 7 год 8 год
Затраты (покупка акций), тыс. руб. (=10x20) 200 0 0 0 0 0 0 0
Результат (дивиденды), тыс. руб. (=10x3) 0 0 0 30 30 30 30 30
Эффект, тыс. руб. (п.2-п.1) -200 0 0 30 30 30 30 30
Коэффициент дисконтирования при Е=15% 0,87 0,756 0,658 0,572 0,497 0,432 0,376 0,327
Дисконтированный эффект, тыс. руб. (п.7xп.8) -174,0 0,0 0,0 17,2 14,9 13,0 11,3 9,8
Дисконтированный эффект нарастающим итогом, тыс. руб. -174,0 -174,0 -174,0 -156,8 -141,9 -129,0 -117,7 -107,9
Затраты нарастающим итогом, тыс. руб. 200,0 200,0 200,0 200,0 200,0 200,0 200,0 200,0
Дисконтированные затраты нарастающим итогом, тыс. руб. (п.4xп.7) 174,0 151,2 131,6 114,4 99,4 86,4 75,2 65,4
Эффективность проекта (индекс доходности) (=п.6/п.8) - - - - - - - -1,6

Результаты расчета показывают, что в данном случае и при заданном горизонте расчета вложение средств в акции предприятия неэффективно. В этом случае акционер может либо сформировать портфель акций иначе (например, приобрести большее или меньшее количество акций). В ряде случаев имеет смысл увеличить горизонт расчета.

Оценка эффективности инвестиционного проекта для прочих участников производится тем же способом. Некоторую сложность представляет лишь определение перечня результатов и затрат для каждого участника. В общем виде результаты и затраты каждого участника были перечислены в таблице 9.4. Для проведения конкретных расчетов и решения задач по оценке бюджетной эффективности может потребоваться более подробное описание финансовых потоков проекта.

При оценке бюджетной эффективности инвестиционного проекта результатом являются доходы бюджета, а затратами – бюджетные расходы, связанные с реализацией проекта. Перечислим возможные доходы бюджета:

1. Увеличение налоговых сборов.

2. Доходы от лицензирования, проведения подрядных торгов (тендеров) и т.п.

3. Поступление средств в счет погашения кредитов, взятых из средств бюджета.

4. Дивиденды по акциям, принадлежащим государству.

Теперь приведем примеры бюджетных расходов по проекту:

1. Дотации, субсидии, кредиты из средств бюджета.

2. Приобретение акций, которые будут в собственности государства.

Следует отметить, что оценка бюджетной эффективности производится только при рассмотрении тех проектов, которые предусматривают бюджетное финансирование.

Краткие итоги:

1. Для оценки финансовой реализуемости проекта рассчитывается текущее и накопленное сальдо.

2. Проект является финансово реализуемым, если накопленное сальдо на каждом шаге расчета положительно.

3. Если выявлена финансовая нереализуемость проекта, то требуется пересмотр схемы финансирования.

4. Оценка эффективности проекта для каждого участника осуществляется так же, как оценка коммерческой эффективности проекта в целом, отличается только перечень результатов и затрат.

Упражнения

1. Строительство цеха потребует инвестиций в размере 60 млн. руб. Инвестирование производится равными долями на первых трех шагах расчета. Доход от продажи активов — 5 млн. руб. на последнем шаге расчета. Реализация продукции начинаются на четвертом шаге. Годовая себестоимость всего объема продукции составит 20 млн. руб., годовая выручка — 80 млн. руб. Налоговые платежи — 25% от прибыли. Норма дисконта — 10%. Горизонт расчета — 15 лет. Оценить финансовую реализуемость проекта при схемах финансирования:

o Инвестиции осуществляются полностью за счет собственных средств инвестора.

o Инвестиции осуществляются полностью за счет кредита на 5 лет под 30% годовых.

o Инвестиции осуществляются полностью за счет кредита на 10 лет под 20% годовых.

o Инвестиции осуществляются на 50% за счет собственных средств предприятия, на 50% за счет кредита на 7 лет под 25% годовых. Если проект финансово нереализуем, предложить корректировку финансирования.

2. Перечислить затраты и результаты каждого участника инвестиционного проекта, привести примеры.

Темы для зачетов, экзаменов, курсовых работ, рефератов:

1. Эффективность привлечения заемных средств в инвестиционной деятельности, инвестирования в акции.

2. Взаимосвязь инвестиционной, операционной и финансовой деятельности предприятия.

3. Особенности экономической оценки проектов с бюджетным финансированием.

Лекция 10.    

Ценообразование и сметное нормирование ИСП. Ресурсообеспечение строительства.

Рассмотрены варианты и способы ценообразования и сметного нормирования при осуществлении строительства на ИСП, ресурсообеспечения материалами, оборудованием, техникой. Предложены критерии выбора вариантов сметного нормирования и ценообразования, способа обеспечения строительства материалами, оборудованием, техникой.

Ключевые слова: Смета как приложение к договору подряда. Системное ценообразование- ГСН, ФЕР, ТЕР, МДС, ГЭСН, ресурсная смета. Упрощенное ценообразование- фиксированные цены, укруаненные расценки, расценки по физическим показателям, «открытая книга» стоимости, ориентировочная стоимость договора с правилами ценообразования. Материалы Подрядчика, давальческие материалы, оборудование. М-15, ОС-15, М-29, ОИМЗ.

Тема 1. Ценообразование и сметное нормирование ИСП. Системное ценообразование и сметное нормирование для ИСП с участием бюджетного финансирования.

          Одним из самых существенных факторов затрат ИСП или наоборот экономии финансовых ресурсов проекта является практическое ценообразование и сметное нормирование строительства, его ресурсообеспечение, в связи с тем, что именно этап строительства является как правило самым дорогостоящим, и даже небольшой процент изменения стоимости выливается в серьезные суммы экономии или перерасхода бюджета проекта, и соответственно  требует перераспределение ресурсов ИСП, возможно внесение в Устав ИСП, пересчет РОИ и.т.д. Из практики нередки случаи, когда небольшое удорожание на стадии строительства, связанное с неверно выбранным вариантом ценообразования, приводило к постепенному нарастанию проблем, осложнению отношений участников проекта, вплоть до полной остановки ИСП.

      Системный подход к сметному делу, с единообразной структурой расценок на выполняемые работы на всей территории страны, появился впервые в мире именно в СССР в середине 20 века. Структура нормативных документов по ценообразованию, сборников расценок и цен на материалы поражала своей системностью, всеобщим охватом и стройностью принципа «от общего к частному». Сборники цен на все виды работ подрядных организаций подкреплялись сборниками цен на материалы, основывались на базовых единичных расценках и нормах для непосредственных производителей работ (ЕНИРы, ЕРЕРы и т.д, служащих для оплаты труда рабочих внутри подрядной организации, и коррелировались с экономикой предприятий, с выработкой рабочих по видам работ) и имели сборники правил применения сметных норм, понижающих или повышающих коэффициентов в зависимости от условий производства работ, сезонности, климатической зоны. Обусловлено это было тем, что фактически единственным заказчиком на крупных ИСП было государство, а единственный финансирующий банк был государственным. Данная мера позволяла экономить значительные средства, контролировать расходы на конкретных проектах, снижать возможные злоупотребления. Тендерные процедуры отсутствовали, вместо них был жесткий контроль и системное ценобразование, нормирование. По иному просто было нельзя, так как вся страна на протяжении 70 лет была в строительных лесах, объемы капитального строительства были не просто огромны, а рекордны, даже небольшие вольности или отклонения в правилах ценообразования приводили к перерасходам в миллиардных суммах. С распадом СССР и фактическим отсутствием цивилизованного рынка строительства в начале 90х годов 20 века, стала не обязательной и система ценообразования, что тут же сказалось на огромных злоупотреблениях, хищениях при реализации ИСП. Поэтому, было принято решение об обязательности наличия смет, созданных на основании правил ценообразования, в составе проектной документации на ИСП с участием бюджетных средств, а сама ПСД подлежала государственной экспертизе. Вслед за государственными организациями во многом крупные акционерные общества и предприятия так- же вернулись в правилам ценообразования и приложению полноценных смет к договорам, так как обоснованная на правилах смета определяла правила игры в случае конфликтных ситуаций и судебных процедур, позволяла грамотно проводить тендерные процедуры, контролировать расходы ИСП.  За рубежом наоборот, опыт жесткого финансового и сметного контроля строительства стал хорошим примером для частично введения нормирования, установления в 90-е, 2000-е годы отдельных требований к ценообразованию, что коррелировалось с жесткими мерами по контролю потоков денежных средств, направленными в основном против «отмывания» денег и финансирования терроризма.  

Дата: 2018-11-18, просмотров: 552.