ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Образование, наука, культура во второй половине XIX в.

 

Изменения в экономической и политической жизни после падения крепостного права создали новые условия для развития культуры. Капиталистическая модернизация стимулировала научно–технический прогресс, увеличивала потребность в высокообразованных людях (администраторах, юристах, инженерах, профессионально-технически образованных рабочих). Оживление общественно–политической жизни и активизация идейной борьбы оказывали значительное влияние на развитие культуры. Сложился новый социальный слой – российская интеллигенция, для которой стала характерной не только принадлежность к умственному труду, но и особая духовность, озабоченность судьбой страны, стремление служению обществу и на благо народа.

Просвещение и образование. В отличие от стран Западной Европы в России не было закона о всеобщем обязательном начальном образовании. Однако потребности производства требовали профессионально образованных работников. Поэтому правительство пошло на расширение сети школ. Это позволило повысить уровень грамотности населения с 7 % в начале 60-х гг. XIX в. до примерно 30 % в начале XX в. Система образования, сложившаяся во второй половине XIX в., в основных чертах сохранилась до 1917 г

Начальное образование давали государственные, земские и церковноприходские школы. В них в течение 2–3 лет обучали письму, чтению, счету и закону Божьему. Повышению грамотности особенно способствовали земские школы. Несмотря на усилия правительства и Синода поддержать церковно–приходские школы, их значение постепенно снижалось.

Система среднего образования включала гимназии и реальные училища. В гимназиях (мужских и женских) большое внимание уделялось естественным и гуманитарным наукам, изучению иностранных языков. В реальных училищах упор делался на прикладные естественно-технические знания. Значительные сдвиги произошли в системе высшего образования. Во второй половине XIX в. были созданы университеты в Одессе и Томске Быстро росло количество специальных высших учебных заведений; открылись Горный, Лесной институты, Сельскохозяйственная академия и др. Кроме государственных, появились частные высшие учебные заведения. Поскольку поступление женщин в университеты затруднялось, то на общественные средства были открыты Высшие женские курсы в Петербурге (Бестужевские), Москве (В.И. Герье) и других городах.

С 60-х гг. XIX в. большое распространение получили бесплатные воскресные школы для взрослых, в которых давались основы грамотности и элементарные профессионально-технические знания. В конце 90-х годов начали возникать рабочие курсы. Для развития культурно-просветительской деятельности были открыты народные дома. Они предоставляли возможность пользоваться книгами и журналами, в них устраивались публичные лекции и театрально–концертные представления.

Наука и техника. Во второй половине XIX в. ученые России добились крупных успехов почти во всех областях знания, вписали славные страницы в летопись достижений мировой науки.

И. М. Сеченов был крупнейшим естествоиспытателем-материалистом. Его обобщающие труды «Рефлексы головного мозга», «Физиология нервной системы» и др. были написаны на основе многочисленных опытов в созданных им физиологических лабораториях. Он явился основоположником отечественной физиологической школы я естественнонаучного направления в психологии.

И. И. Мечников работал в области биологии и медицины. За разработку теории иммунитета он получил Нобелевскую премию. Долго работал в университете в Одессе, где создал первую бактериологическую станцию (совместно с Н. Ф. Гамалеем) для борьбы с инфекционными заболеваниями. Создатель первой в России школы микробиологии, иммунологии и сравнительной патологии, И. И. Мечников был вынужден уехать в Париж, где возглавлял лабораторию в знаменитом институте Л. Пастера, но сохранил постоянные связи с отечественными учеными, со своими учениками.

Основоположник русской школы физиологии растений К. А. Тимирязев исследовал процесс фотосинтеза, раскрыл роль хлорофилла в этом процессе. Книга Тимирязева «Жизнь растений» выдержала десятки изданий на многих языках.

Высокую оценку в мировой науке получили труды ученых–химиков Д. И. Менделеева, A. M. Бутлерова, И. Н. Зинина и др. Д. И. Менделеев открыл периодический закон химических элементов. Составленная им на основе этого закона периодическая таблица позволила ему предсказать и описать еще неизвестные науке элементы, существование которых подтвердили дальнейшие исследования химиков. Академик А. М. Бутлеров создал теорию химического строения, явившуюся фундаментом современной органической химии.

Возникновение единой математической школы в России, которая вскоре становится в ряд ведущих в мире, связано с именем П. Л. Чебышева. Этот крупнейший математик второй половины XIX в. плодотворно работал в различных областях: теории приближения функций многочленами, теории чисел, интегральном исчислении, теории вероятностей, теории механизмов.

По представлению Чебышева в Петербургскую Академито наук была избрана в 1889 г. членом-корреспондентом первая женщина С. В. Ковалевская. За математические работы Ковалевской были присуждены премии Парижской и Шведской Академий наук, она работала профессором математики в Стокгольмском университете.

Всемирно известным центром математической науки было также Московское математическое общество, созданное профессурой Московского университета. Издававшийся обществом «Математический сборник» был одним из авторитетнейших журналов в России и в других странах и издается до сих пор.

Широкое признание во всем мире получили труды большого ученого-физика А.Г. Столетова в области электричества и магнетизма. Исследования Столетова, доложенные им на 1–м конгрессе электриков (1881), способствовали утверждению электромагнитной теории света. Открытие первого закона фотоэффекта принесло Столетову мировую известность. Он внес существенный вклад в исследование теории газового разряда, признанный во всем мире. Он создал в Московском университете первоклассную лабораторию, был организатором физического института при университете.

Значительными достижениями отмечено и развитие техники в России. Талантливым военным инженером П.К Яблочковым была изобретена электрическая свеча (дуговая лампа). Не найдя применения ей в России, Яблочков уехал в Париж и там разработал и внедрил систему электрического освещения – «русский свет» или «свечу Яблочкова», которая имела огромный успех на всемирной выставке 1878 г. и затем была внедрена в ряде стран.

Основоположником радиосвязи был профессор Петербургского электротехнического института А. С. Попов. Впервые в мире он демонстрировал работу созданной им радиостанции и радиоприемника в 1895 г. В 1897 г. он достиг дальности радиосвязи на кораблях в Крон­штадте в 5 км. В 1881 г. А. Ф. Можайским был запатентован первый в мире самолет его конструкции. Скромный учитель физики в Калужской гимназии К.Э. Циолковский опубликовал первую печатную работу о Дирижабле, а с 1896 г. упорно занимался теорией движения реактивных аппаратов и предложил ряд схем ракет дальнего действия и ракет для межпланетных путешествий. Он по праву считается отцом освоения космоса.

Развитие географической науки связано с деятельностью академика П. П. Семенова–Тян-Шанс кого. Он исследовал Тянь-Шань, был руководителем Географического общества, организовывал ряд крупных экспедиций по исследованию Центральной Азии под руководством Н. М. Пржевальского, Новой Гвинеи – Н. Н. Миклухо-Маклая и многих других.

Во второй половине XIX в. в связи с необходимостью понимания современных процессов и будущего России чрезвычайно вырос интерес к историческим знаниям. Выдающийся ученый С. М. Соловьев, чья деятельность началась еще в первой половине XIX в., написал множество работ по разным историческим проблемам и фундаментальный труд «История России с древнейших времен». В нем он обосновал новую концепцию, объяснявшую отечественную историю природными и этническими особенностями русского народа. В. О. Ключевский, создавший оригинальную концепцию русской истории, оказал огромное влияние на развитие отечественной исторической науки.

В философии появилась потребность нового осмысления природы, общества и их связи с человеком. Усилилась критика эволюционной теории Ч. Дарвина, с материалистических позиций объяснявшей биологическое развитие естественным отбором. Многие ученые–материалисты перешли на идеалистические позиции. Значительной части научной и художественной интеллигенции стали присущи религиозно-философские искания (В. С. Соловьев, Н. А. Бердяев, К. Н. Леонтьев).

Литература. Художественная литература второй половины XIX –начале XX в. сохраняла традиции критического реализма: гуманизм, народность и гражданственность. Их развивали И. С. Тургенев, Н. А. Некрасов, Ф. М. Достоевский, И. А. Гончаров, М. Е. Салтыков-Щедрин,
В. Г. Короленко, А. П. Чехов и др. Социальные и философско-нравственные проблемы особенно отразились в творчестве Л. Н. Толстого, который был мировым лидером критического направления в литературе.

Крупные писатели постоянно затрагивали самые животрепещущие, самые глубинные темы, но острие направлялось на критику тех условий жизни, которые обрекали народ на одичание, нищету, безграмотность, а лучших представителей интеллигенции заставляли мучительно задумываться о том, как выйти из этого положения. Эти искания гениально передал Ф. М. Достоевский в романах «Братья Карамазовы», «Бедные люди», «Идиот» и др.

Русская литература давала ответы на самые жгучие вопросы жизни, а иногда самой постановкой вопросов («Кто виноват?», «Что делать?», «Много ли человеку земли нужно?») заставляла задумываться о жизни, о людях, о себе. Русская литература разглядела и некоторые опасные тенденции в революционном движении. В романе Ф. М. Достоевского «Бесы», в ряде произведений Н. С. Лескова, А. Ф. Писемского, А. К. Толстого и других предсказаны разрушительные последствия отказа от нравственности в политической борьбе.


Искусство

 

Живопись. Во второй половине XIX в. критический реализм занял уже господствующее положение в русской живописи.

В 1863 г. 14 молодых талантливых художников, учеников Академии Художеств, отказались от участия в конкурсе на обязательную мифологическую тему и в знак протеста вышли из Академии, образовав Артель петербургских художников. В 1870 г. было создано Товарищество художественных передвижных выставок, в которое вошли как члены этой Артели, так и почти все значительные художники того времени, придерживавшиеся нового, реалистического и демократического направления в искусстве. Они поставили своей задачей глубокое изучение народного быта, народных типов, которые и отражали в своем творчестве. Для пропаганды своего искусства Товарищество организовало пере­движные выставки по стране, поэтому все художники, примкнувшие к этому направлению, получили название «передвижников». Наиболее видными из них были И. Н. Крамской (создатель этой группы), Н. Н. Ге, В. Н. Суриков, В. Г. Перов,
В. Е. Маковский, Г. Г. Мясоедов, А. К. Саврасов, И. И. Шишкин. Позднее к ним присоединились художники младшего поколения: И. Е. Репин, А. И. Куинджи, И. И. Левитан. Каждый из них, разделяя основные принципы этого направления в живописи, сохранял свою индивидуальность и неповторимость. Крамской был мастером в передаче внутреннего мира человека, его самых сложных душевных переживаний («Неутешное горе», «Христос в пустыне»), Перов создал цикл жанровых картин на сюжеты из жизни городской и сельской бедноты. В.И. Суриков писал преимущественно в жанре исторической живописи. Его полотна «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Переход Суворова через Альпы», «Степан Разин», «Меншиков в Березове» изображали известные исторические личности, как правило, с сильными характерами, действующие в экстремальных условиях.

Принципы реализма наиболее полно воплотил в своем творчестве
И. Е. Репин. В его картинах «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии» ярко представлены народные типы. Теме революционера-народника посвящены картины «Сходка», «Арест пропагандиста», «Под конвоем», «Не ждали», «Отказ от исповеди». Крупным событием явилась картина «Иван Грозный и его сын Иван», воспринимавшаяся зрителем как протест против деспотизма. Большой групповой портрет высших царских сановников представляет полотно Репина «Заседание Государственного совета». Репин создал также галерею замечательных портретов своих выдающихся современников – Л. Н. Толстого, В. В. Стасова, М. П. Мусоргского, А. К. Глазунова.

Выдающимся представителем русской батальной живописи был
В. В. Верещагин. Известны его знаменитые циклы картин об Отечественной войне 1812 г., о русско-турецкой войне 1877–1878 гг., «Туркестанская коллекция» (об истории завоевания Средней Азии). Художник сам бывал в районах военных действий на Балканах и в Средней Азии. Его картины, изображавшие без прикрас тяготы войны, являлись осуждением войны вообще.

Крупнейшим художником-маринистом был И. К. Айвазовский. Им создано около 5 тыс. полотен о море, о борьбе людей с морской стихией, морских сражениях. Русская пейзажная живопись была представлена такими выдающимися художниками, как И. И. Шишкин, А. К. Саврасов,
А. И. Куинджи, В. Д. Поленов, И. И. Левитан, Ф. А. Васильев.

Музыка. Вторая половина XIX в. – время расцвета русского музыкального искусства. Широкого развития достигают музыкальная критика, теория музыкального искусства, музыкальное образование. Большую роль в развитии и организации музыкального образования сыграли братья Антон и Николай Рубинштейны, Композитор, пианист и дирижер А. Г. Рубинштейн в 1859 г. создает в Петербурге «Русское музыкальное общество», на базе которого в 1862 г. была основана первая в России консерватория. Пианист и дирижер Н.Г. Рубинштейн стал инициатором создания в 1866 г. Московской консерватории.

В 1862 г. в Петербурге сложился «Балакиревский кружок», или, как его назвал известный критик Владимир Стасов, «Могучая кучка». В кружок входили М. А. Балакирев, Ц. А. Кюи, А. П. Бородин, М. П. Мусоргский и Н. А. Римский-Корсаков. Оперы Мусоргского «Борис Годунов» и «Хованщина», Римского-Корсакова «Садко», «Псковитянка», «Царская невеста», Бородина «Князь Игорь» являются шедеврами русской и мировой музыкальной классики.

Величайшим композитором эпохи был П.И. Чайковский. Расцвет его творчества приходился на 70–80-е гг. Чайковский был крупнейшим создателем симфонической, балетной и оперной музыки. Мировую известность получили его симфонические поэмы «Манфред», «Ромео и Джульетта», «Франческа да Римини», балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик», оперы «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Мазепа», «Черевички», «Иоланта», «Чародейка», «Орлеанская дева». Чайковским написано свыше ста романсов, преимущественно по произведениям русских поэтов.

Театр. Во второй половине XIX в, активно развивалось театральное искусство. Репертуар формировался в основном на национальной основе, на драматических произведениях классиков русской литературы –
А. Н. Островского, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова.

В московском Малом театре блистала плеяда замечательных артистов (М. Н. Ермолова, Г. Н. Федотова, А. И. Сумбатов-Южин). В 1898 г.
К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко основали Художественный театр ставший центром театральной жизни Москвы.







Дата: 2018-11-18, просмотров: 209.