Участие России в формировании военно-политических союзов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В Европе

До середины 80-х годов внешняя политика России во многом определялась принадлежностью к «Союзу трех императоров» (1873) и укреплением этого союза (договоры 1881, 1884 гг.).

Усиление Германии в Европе привело к охлаждению отношений России со своими союзниками. В 1879–1882 гг. Германия заключила военные союзы с Австро-Венгрией и Италией – возник «Тройственный союз», направленный против Франции.

Наличие у Франции и России общих противников Англии и Германии – стало основой для взаимного сближения. Активная политика Германии и Австро-Венгрии на Балканах, экономические противоречия между Россией и Германией склонили Россию к союзу с Францией. Политический аспект дополнялся регулярным (с 1887 г.) предоставлением французских займов русскому правительству и французскими инвестициями в экономику России.

27 августа 1891 г, представители России и Франции обменялись письмами о согласовании действий в случае угрозы нападения на одну из сторон. Через год в связи с увеличением численности германской армии была подписана русско-французская секретная военная конвенция. В 1894г. эта конвенция была ратифицирована обеими сторонами.

Глава IX . РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО

В ПОРЕФОРМЕННУЮ ЭПОХУ

§ 1. Народничество 70 начала 80-х гг.

 

В пореформенной России ведущим направлением общественно–политической мысли и освободительного движения становится народничество. Оно основывалось на системе взглядов об особом, «самобытном» пути развития России к социализму, минуя капитализм и опираясь на крестьянскую общину. Основы «русского» (или «общинного») «социализма» были сформулированы на рубеже 40 – 50-х гг. А. И. Герценом. Идея «общинного социализма» затем была развита Н.Г. Чернышевским. Но он в отличие от Герцена иначе смотрел на общину, видя в ней патриархальный институт русской жизни, который призван сначала выполнить роль «товарищеской формы производства» параллельно с капиталистическим производством. Затем он вытеснит капиталистическое хозяйство и окончательно утвердит коллективное производство и потребление; после этого исчезнет как форма производственного объединения.

Русское народничество представляло собой широкий спектр различных течений – от радикального («революционно–демократического») до умеренно–либерального и даже консервативного. В России в 70-е гг. преобладающее значение имело «активное», «действенное» или «революционное» народничество (как его называли в отечественной историографии).

Как общественное направление, народничество стало складываться в конце 60 – начале 70-х гг., когда представители его из среды радикального настроенной интеллигенции выдвинули задачу решения социальных проблем революционным путем – силами самих народных масс, руководимых народнической организацией. На рубеже 60–70-х гг. сложилась и доктрина радикального народничества, главными идеологами которой явились Михаил Бакунин (1814–1885), Петр Лавров (1823–1900) и Петр Ткачев (1844–1885).

Михаил Бакунин являлся идеологом бунтарского направления в народничестве. М. А. Бакунин происходил из просвещенной семьи тверских дворян и получил блестящее образование. Революционные идеи им овладели еще в 30-е гг. Находясь с 1840 г. за границей, он принял активное участие в революционных событиях 1848–1849 гг. в Австрии и Саксонии, за что был приговорен к смертной казни, замененной пожизненным заключением. В 1851 г. Австрия выдала его русскому правительству. В 1861 г. Бакунин бежал из сибирской ссылки через Японию и Америку в Лондон, где сотрудничал в «Колоколе» Герцена. В 1864 г. он вступил в Интернационал, в котором создал не разделявший взгляды К. Маркса анархический «Международный альянс социалистической демократии», за что в 1872 г. был исключен из Интернационала.

Бакунин был наиболее видным теоретиком анархизма и федерализма, принципы которого наиболее полно им были изложены в его книге «Государственность и анархия» (1873). Источником всех «зол» он считал «государственность». Любая государственная власть, будь то монархия или республика, даже самая демократическая, рассматривалась им как источник «эксплуатации и деспотизма». Власть, утверждал он, действует развращающе и на ее носителей, и на тех, кто ей подчинен: одни становятся «деспотами», другие «рабами». Даже в демократической республике избранники народа, став у власти, будут уже не представлять народ, а преследовать свои собственные интересы. Более того, «правительственный деспотизм никогда не бывает так силен, как когда он опирается на мнимое представительство народа». Бакунин был против идеи политических свобод, как выгодных одной буржуазии, и говорил, что необходимо вести борьбу только за социальные свободы. Отсюда его «аполитизм» – отказ от политической борьбы. Любой форме государства он противопоставлял принцип «федерализма», т.е. федерацию самоуправляющихся сельских общин и производственных ассоциаций на основе коллективной собственности на орудия труда и средства производства. Эти самоуправляющиеся единицы затем объединяются в более крупные федеративные союзы. От военной опасности федерация сможет защитить себя всеобщим вооружением народа. Бакунин доказывал, что русский мужик – «социалист по инстинкту», что его не надо агитировать «за социализм», а прямо призывать к бунту. Революционеры должны сыграть роль искры, которая зажжет пламя народного восстания и объединит разрозненные крестьянские бунты «во всеобщий бунт».

Идеологом пропагандистского направления в народничестве является Петр Лавров. Он разделял тезис Бакунина о «социальной революции», которая «выйдет из деревни, а не из города», рассматривал крестьянскую общину как «ячейку социализма», но отвергал положение Бакунина о готовности крестьянства к революции. Он доказывал, что к ней не готова и интеллигенция. Поэтому, по его мнению, сама интеллигенция должна пройти необходимую подготовку, затем начать планомерную пропагандистскую работу в народе. Отсюда различие между «бунтарской» и «пропагандистской» тактикой Бакунина и Лаврова. Лавров проповедовал идею «неоплатного долга» интеллигенции народу. Интеллигенция своим образованием и положением обязана тяжкому труду народа и поэтому призвана оплатить этот долг служением народу. «Исторические письма» Лаврова были весьма популярны, ибо отвечали на самые злободневные вопросы, волновавшие в то время молодежь. Это была, по свидетельству современников, ее «настольная книга, книга жизни, революционное евангелие, философия революции». В 1870 г. при содействии видного народника Германа Лопатина Лаврову удалось бежать из ссылки за границу. Лавров участвовал в Парижской коммуне, был членом I Интернационала, издавал журнал «Вперед!», который оказал громадную услугу народничеству 70-х гг. Лавров оставил большое литературно–пуб­лицистическое наследие.

П. Н. Ткачев получил известность как идеолог «заговорщической» тактики, как теоретик «русского бланкизма» – последователь французского коммуниста–утописта Огюста Бланки, проповедовавшего идею революционного переворота путем «заговора меньшинства». В 1868–1869 гг. Ткачев активно участвовал в студенческом движении и студенческих кружках, в 1S71 г. был осужден по делу С. Г. Нечаева, в течение года содержался в тюрьме, затем был выслан на родину под надзор полиции. В 1873 г. Ткачеву удалось бежать за границу, где в 1875 г. он стал издавать свой журнал «Набат». Он полагал, что переворот в России может произойти не путем крестьянской революции, а в результате захвата власти группой революционеров–заговорщиков, ибо при «диком невежестве» крестьянства, его «рабских и консервативных инстинктах» ни пропаганда, ни агитация не могут вызвать народного восстания, а власти легко переловят пропагандистов. В России, доказывал он, легче теперь произвести такого рода переворот, ибо самодержавие в данный момент не имеет социальной опоры («висит в воздухе»): от него отвернулись недовольные реформой 1861 г. и крестьяне, и помещики.

Первой крупной акцией народников явилось массовое «хождение в народ» летом 1874 г. Это было стихийное движение, хотя предварительно и велись разговоры о его организации и координации сил. В движении приняло участие до 2 тыс. пропагандистов, в основном учащаяся молодежь, вдохновленная идеей Бакунина о возможности поднять народ на «всеобщий бунт». Удобным поводом к походу «в народ» для призыва его к восстанию послужил голод, разразившийся в 1873–1874 гг. в Среднем Поволжье. Именно туда были направлены значительные силы пропагандистов. К тому же, как полагали народники, здесь была жива память о Разине и Пугачеве, о крупных волнениях крестьян в 1861 г., недовольных условиями реформы. Всего народнической пропагандой было охвачено 37 губерний.

Однако пропагандистов ожидало горькое разочарование. Они не знали настроений и психологии мужика, не имели опыта ни пропагандистской работы, ни конспирации. Мужик охотно слушал их разговоры об отмене податей, об отобрании у помещиков земель, но призывы бунтовать против царя принимал настороженно, а порой и враждебно. Полиция легко вылавливала пропагандистов. Некоторых из них выдавали властям сами крестьяне. Аресту подверглось свыше тысячи человек, 193 из них предстали перед судом.

Участники «хождения в народ» признавали, что результат их пропаганды оказался «почти неуловимым». Свой неуспех они объясняли абстрактностью пропаганды, препятствиями, чинимыми властями, кратковременностью пребывания в деревне. Размышляя о причинах своей неудачи, в итоге они пришли к выводу, что надо заменить «летучую пропаганду», каковой было «хождение в народ» летом 1874 г., планомерной, систематической работой в деревне: поселиться в ней и вести сначала с крестьянами беседы о их повседневных, бытовых, насущных нуждах, и лишь исподволь внушать им в популярной форме свои идеи. Снова молодые люди, оставив семьи, университеты, гимназии, оделись в крестьянскую одежду, обучились кузнечному, плотницкому, столярному ремеслам, а также в качестве учителей и врачей поселились в Деревне. Это было «второе хождение в народ». Вели пропаганду народники и среди городских рабочих, в которых видели тех же крестьян, лишь временно ушедших на фабрики и заводы, но более грамотных и, следовательно, более восприимчивых к народнической пропаганде. Успех такой пропаганды также был невелик. Только небольшая прослойка выходцев из народа нашла общий язык с народниками: например, крестьянин Андрей Желябов, рабочие Степан Халтурин и Петр Алексеев (они впоследствии стали участниками и видными деятелями народнических и рабочих организаций).

Неудачи «хождений в народ» выдвинули необходимость создания централизованной организации, с четкой структурой и с разработанными целями и программой действий. Она была создана в 1878 г. и получила название «Земля и воля» — в честь первой «Земли и воли» 60-х гг.

Руководил «Землей и волей» центральный кружок из 30 человек. По роду деятельности она подразделялась на группы. Наиболее многочисленная группа, «деревенщики», вела работу в деревне, «рабочая группа» – среди рабочих, «интеллигентская группа» – среди студентов. Особо были выделены «дезорганизаторская группа», в обязанность которой входили «разведка» и добывание сведений из карательных учреждений, привлечение на свою сторону чиновников и военных, и так называемая небесная канцелярия, изготовлявшая поддельные паспорта, виды на жительство и прочее. Вся организация состояла из пятерок: каж­дый состоящий в ней знал только ее членов. В провинции были образованы территориальные «общины», автономные в своих действиях. В 1878–1879 гг. издавались нелегальные газеты «Земля и воля» и «Листок "Земли и воли"».

При создании «Земли и воли» была принята и ее программа, основными требованиями которой были: передача всей земли крестьянам с правом общинного ее пользования, введение мирского самоуправления, свобода слова, собраний, вероисповедания, создание производственных земледельческих и промышленных ассоциаций. В программе нашла отражение бакунистская идея отказа от захвата политической власти. Это обусловливалось также и убеждением землевольцев, что крестьяне индифферентны к характеру политического строя, что показал им и опыт «хождения в народ». Главным тактическим средством землевольцы избрали воздействие путем пропаганды необходимости проведения социальных мер, записанных в их программе. Они стремились объединить все недовольные слои общества, включая и либерально–оппозиционные круги. Среди рабочих и крестьян они вели и культурно–просветительскую работу: проводились чтения книг и беседы на различные житейские темы, распространялись популярные брошюры: «Царь-голод», «Хитрая механика», о Разине и Пугачеве. Проблема террора как средства борьбы тогда еще не ставилась народниками. Если и совершались отдельные террористические акты (например, покушение Веры Засулич в 1878 г. на петербургского градоначальника Ф. Ф. Трепова), то они, скорее всего, являлись актами мести или самозащиты и не были направлены против царя.

В 1879 г. в «Земле и воле» выдвинулась группа сторонников политической борьбы и тактики политического террора. Возникшие разногласия в «Земле и воле» вызвали необходимость созыва съезда для решения спорных вопросов. Он состоялся в Воронеже 18–24 июня 1879 г. Но накануне сторонники политической борьбы и террора собрались в Липецке, чтобы определить линию своего поведения на съезде. На Воронежском съезде обе группы приняли компромиссное решение о «совместных» действиях, однако из–за несовместимости своих принципов 15 августа 1879 г. договорились разделить «Землю и волю» на две организации – «Народную волю» (в нее вошли большинство землевольцев) и «Черный передел», стоявший на прежних землевольческих позициях, а распространившиеся в то время крестьянские слухи о «черном переделе земель» подсказали и название этой организации.

Руководителями «Народной воли» стали Александр Михайлов, Андрей Желябов, Николай Морозов, Софья Перовская, Вера Фигнер, Михаил Фроленко. «Народная воля» организационно строилась уже на иных принципах. В отличие от федералистского построения «Земли и воли», это была уже строго централизованная организация, именовавшая себя «партией» и объединявшая до 250 разного рода кружков, действовавших в 50 городах. Она имела 10 подпольных типографий в России и одну за рубежом, издавала газеты «Народная воля» и «Листок» «Народной воли», «Календарь «Народной воли», «Рабочую газету», брошюры и прокламации.

Основными программными требованиями «Народной воли» были созыв Учредительного собрания, затем введение народных представительных органов власти на всех уровнях при всеобщем избирательном праве, введение свободы слова, вероисповедания, печати, сходок, широкого общинного самоуправления, замена постоянной армии «народным ополчением», переход земли, фабрик и заводов «в собственность народа». Затем передачу их в пользование крестьянским и рабочим «общинам», предоставление «угнетенным народам» России права «отделиться или остаться в общерусском союзе». Эти программные принципы пропагандировались в народовольческих печатных листках и прокламациях.

Отказавшись от нигилистического взгляда на политическую борьбу, народовольцы поставили своей целью свержение самодержавия. Они полагали, что самодержавие является самостоятельной политической силой, «стоит над классами», само создает классы и сословия. Поэтому Достаточно, считали они, свалить самодержавие, как будет обеспечен и социальный переворот в стране, будет остановлено и развитие капитализма, «насаждаемого» самодержавием. На первый план выдвинулась идея цареубийства, которое, по убеждению народовольцев, Дезорганизует правительство и послужит сигналом к народному восстанию.25 августа 1879 г. исполнительный комитет «Народной воли» вынес «смертный приговор» Александру II. Началась настоящая «охота» на царя. Всего на царя было совершено 8 покушений. Власти приняли энергичные меры к выявлению и аресту террористов. 27 февраля 1881 г. им удалось арестовать многих членов исполнительного комитета «Народной воли», в том числе и главного организатора готовившегося нового покушения на Александра II Андрея Желябова. Подготовку этого покушения возглавила Софья Перовская. 1 марта 1881 г. руководимая ею группа террористов подстерегла царскую карету на берегу Екатерининского канала. Брошенная одним из террористов бомба разворотила карету и поразила несколько человек из царского конвоя, но не задела царя. Затем бомба, брошенная вторым террористом,< смертельно ранила царя и самого покушавшегося на него.

Последовавшие после убийства Александра II репрессии обескровили «Народную волю». Однако «Народная воля» продолжала свою террористическую деятельность. Последним ее актом явилась подготовка покушения 1 марта 1887 г, на Александра III. Готовившие покушение (среди них был и Александр Ульянов) были выслежены полицией, преданы суду и повешены. Новые репрессии довершили разгром «Народной воли».

Народническая организация «Черный передел», которую возглавил Г. В. Плеханов, заявила о своем неприятии тактики индивидуального террора и поставила целью «пропаганду в народе» для подготовки «аграрного переворота». Но вскоре чернопередельцы пришли к признанию политической борьбы и к выводу о необходимости пропаганды преимущественно среди рабочих. К началу 1882 г. «Черный передел» распался на отдельные кружки. Некоторые из чернопередельцев, эмигрировавшие в 1880 г. вместе с Плехановым за границу, пришли к марксизму, другие примкнули к «Народной воле», третьи вообще прекратили свою деятельность.

С разгромом «Народной воли» и распадом «Черного передела» в
80-х гг. завершился период «действенного» народничества, однако как идейное направление русской общественной мысли народничество не сошло с исторической сцены. В конце 80–90-х гг. большое распространение получили идеи либерального (или, как его называли, «легального») народничества. Его представители, Н. К. Михайловский, Н. Ф. Даниельсон,
В. П. Воронцов и другие, выступали за мирные социально-политические реформы, проповедовали теорию «малых дел» (повседневной кропотливой работы на ниве просвещения и повышения материального уровня народа).



Дата: 2018-11-18, просмотров: 234.