Все затраты, отнесенные за месяц на счет 25 "Общепроизводственные затраты", нужно полностью списать в этом же месяце (ч. 4 п. 27 Инструкции N 50).
Внимание!
У счета 25 "Общепроизводственные затраты" нет сальдо на начало и конец месяца.
Порядок списания общепроизводственных затрат зависит от того, относятся такие затраты:
- к переменным или
- условно-постоянным (ч. 6 п. 9, ч. 1 п. 11 Инструкции N 102, ч. 3 п. 27 Инструкции N 50).
Такая классификация общепроизводственных затрат проводится в зависимости от их связи с объемом производства.
Вид общепроизводственных затрат | Связь общей суммы затрат с объемом производства | Порядок списания |
Переменные | Зависит от объема производимой продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг). При росте объема производства данные затраты увеличиваются, при снижении - уменьшаются | Относятся на себестоимость продукции (работ, услуг) цехов потребителей, т.е. списываются на счета 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства и т.д. <*>. Учетной политикой нельзя изменить данный принцип списания |
Условно-постоянные | Не имеет тесной связи с объемом производства | Существует два варианта списания: 1) относятся на себестоимость продукции (работ, услуг) подразделений-потребителей, т.е. списываются на счета 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства" и т.д. <*>; 2) относятся к управленческим расходам, т.е. списываются на субсчет 90-6 "Управленческие расходы". При выборе такого варианта списания условно-постоянные косвенные общепроизводственные затраты в себестоимость готовой продукции не включаются. Выбранный вариант закрепляется в положении об учетной политике. Внимание! Законодательство не предусматривает одновременное применение двух способов списания условно-постоянных косвенных общепроизводственных затрат. То есть нельзя одну часть таких затрат отнести на себестоимость продукции, а вторую - на управленческие расходы |
--------------------------------
<*> В некоторых ситуациях затраты со счета 25 "Общепроизводственные затраты" списываются и на иные счета. Например (п. 27, ч. 2 п. 29, ч. 11 п. 59, п. 61 Инструкции N 50, приложение 20 к Инструкции 50):
- при передаче затрат филиалам используется счет 79 "Внутрихозяйственные расчеты";
- при предъявлении затрат к возмещению виновным лицам (например, при простоях по внешним причинам) - счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами";
- определенную их часть следует списать на себестоимость бракованных изделий (счет 28 "Брак в производстве"). Так, в ч. 11 подп. 27.7 Рекомендаций N 273 определено, что промышленные организации списывают на себестоимость брака соответствующую часть затрат по содержанию и эксплуатации машин и оборудования. Эти затраты предложено включать в себестоимость брака в установленном процентном отношении к расходам на оплату труда производственных рабочих или другой величине, служащей базой для распределения общепроизводственных расходов.
Классификацию общепроизводственных затрат на переменные и условно-постоянные организация осуществляет самостоятельно с учетом особенностей своей деятельности. Она может определить перечни затрат, относимых к каждой группе, и закрепить их в учетной политике (абз. 16 ст. 1, абз. 7 п. 4, п. 5 ст. 9 Закона N 57-З).
При списании общепроизводственных затрат на себестоимость чаще всего необходимо распределить их между отдельными видами продукции (работ, услуг).
Для этого организация устанавливает в учетной политике методику распределения (абз. 7 п. 4, п. 5 ст. 9 Закона N 57-З).
Организация может выбрать разные критерии распределения:
- для отдельных наименований (групп) общепроизводственных затрат;
- для переменных и постоянных затрат и т.д.
Можно использовать и единый критерий.
Критерии, согласно которым будут распределяться затраты могут быть:
- стоимостными;
- натуральными.
В качестве стоимостных показателей можно использовать:
- сумму прямых материальных затрат;
- сумму прямых затрат на оплату труда;
- сумму всех прямых затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг);
- плановую себестоимость и т.д.
К натуральным показателям относятся:
- фактический объем выпуска продукции (работ, услуг) в количественных показателях (штуках, тоннах и т.д.);
- время работы оборудования;
- занимаемые площади и т.д.
При выборе критерия следует исходить из условий деятельности организации.
Пример. Выбор критерия распределения общепроизводственных затрат.
Основную долю в себестоимости выпускаемой продукции составляет стоимость используемых сырья и материалов, а доля заработной платы незначительна. В такой ситуации, как правило, нецелесообразно использовать в качестве критерия распределения общепроизводственных затрат сумму прямых затрат на оплату труда. В качестве базы распределения можно выбрать, к примеру, сумму прямых материальных затрат.
В качестве критерия распределения переменных общепроизводственных затрат целесообразно использовать показатель, зависящий от объема выпуска. Это объясняется тем, что эти затраты связаны с объемом производства и такой критерий позволит более точно разделить затраты.
Критерии распределения общепроизводственных затрат могут быть предложены в методических рекомендациях. Отметим, что поскольку рекомендации носят необязательный характер, то организация вправе установить критерий, отличный от предложенного.
Пример. Распределение общепроизводственных затрат при списании на производство продукции.
Организация имеет в своей структуре два подразделения: цех 1 и цех 2 (основные производства). Они полностью занимают одно здание (60% и 40% площади соответственно). Цех 1 и цех 2 производят по два вида продукции (соответственно продукция А и продукция Б, продукция В и продукция Г). Затраты на продукцию А и продукцию Б отражаются на отдельных аналитических счетах. Затраты на продукцию В и продукцию Г отдельно не учитываются (общая себестоимость выпущенной цехом 2 продукции распределяется между продукцией В и продукцией Г с помощью коэффициентного метода).
В отчетном месяце организацией понесены в том числе следующие общепроизводственные затраты:
1) переменные <*>:
- на ремонт производственного оборудования цеха 1, выполненного сторонним подрядчиком (без учета НДС), - 4500 руб.;
- на ремонт производственного оборудования цеха 2, выполненного сторонним подрядчиком (без учета НДС), - 3800 руб.;
2) условно-постоянные <*>:
- амортизация по зданию цеха - 15000 руб.
--------------------------------
<*> Перечни переменных и условно-постоянных общепроизводственных затрат организация внесла в учетную политику.
В рабочем плане счетов организации открыты субсчета и аналитические счета:
к счету 20 "Основное производство":
- 20-1-А "Цех 1 - Продукция А";
- 20-1-Б "Цех 1 - Продукция Б";
- 20-2 "Цех 2";
к счету 25 "Общепроизводственные затраты":
- 25-1 "Общепроизводственные затраты цеха 1";
- 25-2 "Общепроизводственные затраты цеха 2".
Согласно учетной политике:
- общепроизводственные затраты, относящиеся непосредственно к каждому из цехов, списываются на затраты соответствующего цеха;
- амортизация по зданию цеха разделяется на затраты цеха 1 и цеха 2 пропорционально занимаемой ими площади на момент начисления;
- общепроизводственные затраты, относящиеся к цеху 1, распределяются между продукцией А и продукцией Б пропорционально прямым материальным затратам на ее изготовление, понесенным за месяц <**>.
--------------------------------
<**> За отчетный месяц прямые материальные затраты на изготовление продукции А составили 40000 руб., продукции Б - 30000 руб.
Содержание операций | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Отражена стоимость ремонта производственного оборудования цеха 1, выполненного сторонним подрядчиком | 25-1 | 60 | 4500 |
Отражена стоимость ремонта производственного оборудования цеха 2, выполненного сторонним подрядчиком | 25-2 | 60 | 3800 |
Отражена амортизация по зданию цеха в части, относящейся к цеху 1 (15000 x 60%) | 25-1 | 02 | 9000 |
Отражена амортизация по зданию цеха в части, относящейся к цеху 2 (15000 x 40%) | 25-2 | 02 | 6000 |
Списаны общепроизводственные расходы цеха 1 в части, приходящейся на продукцию А ((4500 + 9000) / (40000 + 30000) x 40000) | 20-1-А | 25-1 | 7714,29 |
Списаны общепроизводственные расходы цеха 1 в части, приходящейся на продукцию Б ((4500 + 9000) / (40000 + 30000) x 30000) | 20-1-Б | 25-1 | 5785,71 |
Списаны общепроизводственные расходы цеха 2 (3800 + 6000) | 20-2 | 25-2 | 9800 |
При списании условно-постоянных затрат на управленческие расходы их распределять не нужно.
Вместе с тем организация в рабочем плане счетов может открыть к субсчету 90-5 "Управленческие расходы" субсчета второго порядка или аналитические счета для отдельного учета разных групп управленческих расходов (например, с целью их анализа, а также отнесения к отдельным видам продукции).
В таком случае может возникнуть необходимость в разделении или распределении общепроизводственных затрат по этим субсчетам, аналитическим счетам. Методику распределения следует прописать в учетной политике (п. 3 Инструкции N 50, абз. 7 п. 4, п. 5 ст. 9 Закона N 57-З).
Пример. Распределение в аналитическом учете условно-постоянных общепроизводственных затрат при списании на управленческие расходы.
В условиях предыдущего примера учетной политикой предусмотрено, что условно-постоянные общепроизводственные расходы списываются на управленческие расходы.
В рабочем плане счетов к счету 25 "Общепроизводственные затраты" открыты субсчета:
- 25-1-2 "Условно-постоянные общепроизводственные затраты цеха 1";
- 25-2-2 "Условно-постоянные общепроизводственные затраты цеха 2".
К субсчету 90-6 "Расходы на управление" открыты аналитические счета:
- 90-6-1 "Условно-постоянные общепроизводственные расходы цеха 1";
- 90-6-2 "Условно-постоянные общепроизводственные расходы цеха 2".
Условно-постоянные затраты будут отражены в учете следующим образом:
Содержание операций | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Отражена амортизация по зданию цеха в части, относящейся к цеху 1 | 25-1-2 | 02 | 9000 |
Отражена амортизация по зданию цеха в части, относящейся к цеху 2 | 25-1-2 | 02 | 6000 |
Списаны условно-постоянные общепроизводственные расходы цеха 1 | 90-6-1 | 25-1-2 | 9000 |
Списаны условно-постоянные общепроизводственные расходы цеха 2 | 90-6-1 | 25-2-2 | 6000 |
Общехозяйственные затраты
К общехозяйственным относятся затраты, связанные с управлением организацией в целом. Например, это (ч. 1 п. 28 Инструкции N 50):
- затраты на содержание управленческого персонала организации;
- амортизация основных средств управленческого и общехозяйственного назначения;
- затраты на ремонт основных средств управленческого и общехозяйственного назначения;
- затраты на информационные услуги, аудиторские услуги;
- другие аналогичные по назначению затраты.
Аналитический учет по счету 26 "Общехозяйственные затраты" ведется в порядке, установленном учетной политикой организации (абз. 3, 7 п. 4 ст. 9 Закона N 57-З, ч. 1 п. 3, ч. 5 п. 28 Инструкции N 50).
Так, аналитический учет может быть организован по статьям затрат, местам возникновения затрат, в зависимости от участия затрат при налогообложении прибыли и т.д.
Примечание.
Дополнительно о классификации затрат по признаку их участия при налогообложении прибыли см. подраздел 2.2.3.4 "Группировка затрат в зависимости от их налогового учета".
При заполнении отчета 4-ф (затраты) в затраты на произведенную продукцию (выполненные работы, оказанные услуги) включаются не только затраты, составляющие их себестоимость в бухгалтерском учете, но и общехозяйственные затраты (п. 12 Указаний по заполнению формы государственной статистической отчетности 4-ф (затраты) "Отчет о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг)", утвержденной постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 03.08.2016 N 93).
Следовательно, при организации учета затрат на счете 26 "Общехозяйственные затраты" также можно предусмотреть группировку затрат по экономическим элементам (с соответствующей детализацией).
Примечание.
Об учете затрат в разрезе экономических элементов см. подраздел 2.2.3.2 "Группировка затрат по экономическим элементам".
Общехозяйственные затраты в себестоимость производимой продукции не включаются. Такие затраты ежемесячно в полной сумме списываются на управленческие расходы организации и на конец месяца, счет 26 "Общехозяйственные затраты" сальдо не имеет (ч. 1 и 3 п. 28 Инструкции N 50, абз. 2 п. 10 Инструкции N 102).
Законодательством могут быть установлены случаи, при которых общехозяйственные затраты списываются на иные счета.
Например, заказчики (застройщики), которые возводят объекты недвижимости для последующего принятия к бухгалтерскому учету в качестве основных средств или готовой продукции, затраты на управление строительством, учтенные на счете 26 "Общехозяйственные затраты", списывают на счет 08 "Вложения в долгосрочные активы" (п. 67 Инструкции о порядке формирования стоимости объекта строительства в бухгалтерском учете, утвержденной постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 14.05.2007 N 10).
Возможность списания общехозяйственных затрат в себестоимость выпускаемой продукции на счет 20 "Основное производство" законодательством в настоящее время не предусмотрена.
Организация вправе произвести распределение суммы управленческих расходов на субсчете 90-5 "Управленческие расходы" в разрезе различных видов деятельности (групп продукции и т.п.). С этой целью к этому субсчету можно ввести субсчета второго порядка, аналитические счета.
Если в рабочий план счетов включаются подобные субсчета, аналитические счета, то в учетную политику следует включить критерий, согласно которому будут распределяться управленческие расходы (абз. 3, 7 п. 4, п. 5 ст. 9 Закона N 57-З, ч. 1, 3 п. 3 Инструкции N 50).
ГЛАВА 3
УЧЕТ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ
Выпуск готовой продукции
Выпущенная из производства готовая продукция, как правило, сдается на склад. Исключение составляют изделия, передача которых на склад затруднена по техническим причинам (например, крупногабаритные), а также продукция, оперативно отгружаемая покупателям (заказчикам) непосредственно из производственных подразделений.
Если склада готовой продукции в организации нет, выпущенные изделия остаются в подотчете мастера (в составе незавершенного производства). Готовой продукцией они признаются в момент их отгрузки покупателю.
Как правило, в состав готовой продукции текущего месяца включаются лишь те изделия, которые оформлены приемо-сдаточными документами и переданы на склад (заказчику) до 24 часов последнего дня месяца. Вместе с тем для организаций с многосменным режимом работы, при котором последняя смена заканчивается после 24 часов, может быть принято решение о признании готовой продукцией текущего месяца изделий, соответствующим образом оформленных и переданных на склад (заказчику) до момента окончания последней смены.
Примечание.
В бухгалтерском учете критерии признания законченных обработкой изделий готовой продукцией не установлены. Полагаем, что для этих целей можно использовать условия ее признания, определенные для иных целей (например, статистических, установленных п. 13 и 14 Указаний N 85).
3.1.1. Документальное оформление выпуска готовой продукции
Выпуск готовой продукции из производства оформляется документально. Обязательных требований к применению типовых форм для учета выпуска готовой продукции нет. Организация разрабатывает их самостоятельно, учитывая сложность продукции, ее комплектование, периодичность сдачи на склад и другие факторы.
Это приемо-сдаточные накладные, приемные акты, ведомости сдачи готовой продукции из производства на склад, реестры на сдачу готовой продукции, накладные на внутреннее перемещение и т.д. К ним могут прикладываться заключения лаборатории или отдела технического контроля о качестве произведенной продукции, либо отметка об этом делается непосредственно в указанных документах. Для учета выпуска отдельных видов готовой продукции утверждены примерные отраслевые формы документации.
Дополнительно в энциклопедиях КонсультантПлюс
О порядке документального оформления выпуска готовой продукции см. раздел 2.1.2 "Поступление готовой продукции в результате ее изготовления производственным подразделением организации" энциклопедии для бухгалтера. (Документальное оформление поступления и выбытия запасов и основных средств.)
Внимание!
Документы, применяемые в организации для оперативного учета выпуска продукции, могут содержать не все реквизиты, необходимые для отражения готовой продукции в бухгалтерском учете. В частности, в них не всегда предусматривается указание ее стоимости.
Формы первичных учетных документов, на основании которых в организации выпуск готовой продукции отражается в бухгалтерском учете, закрепляются в учетной политике (абз. 4 п. 4 ст. 9, п. 1, 4 ст. 10 Закона N 57-З).
Отметим, что когда склад готовой продукции и производственные подразделения организации располагаются по разным адресам, передача продукции на склад должна сопровождаться оформленной в установленном порядке ТТН или ТН (ч. 2 п. 1 Инструкции о порядке заполнения товарно-транспортной накладной и товарной накладной, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.06.2016 N 58).
Примечание.
О порядке закрепления в учетной политике форм применяемых первичных учетных документов см. пособие "Учетная политика - 2017".
Дата: 2018-11-18, просмотров: 254.