Тема 3.4. Тропы и фигуры как средства образной речи
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

План

1. Тропы, их виды: метафора, метонимия, синекдоха, олицетворение, эпитет,  сравнение, гипербола,  антономасия.

2. Фигуры речи: антитеза, перифраза,  градация,  эллипсис, зевгма, анафора,  эпифора,  симплока, оксюморон,  период.

 

Задания для самостоятельной работы

Для овладения знаниями:

Изучить и законспектировать предложенный теоретический материал по данной теме.

Для закрепления и систематизации знаний:

1. Повторить изученный материал по данной теме (опираясь на самостоятельно изученный материал).

2. Составить  и оформить тезисную схему изученного материала.

Для формирования умений:

1. Подготовить доклад на одну из тем согласно перечню вопросов, предложенных для рассмотрения на занятии.

2. Выполнить предложенные практические задания.

 

Тропами называются слова, употребленные в переносном смысле с целью создания художественного образа. Как правило, тропы используются в художественно-беллетристическом и публицистическом стиле, но они возможны и в разговорной речи. Элементы образной речи могут использоваться иногда и в научных произведениях, хотя отличительной чертой научного стиля является прямое, однозначное выражение мысли. Выделяют следующие тропы:

1. Метафора – перенос названия с одного предмета на другой на основании их сходства по форме, объему, расположению, функции, оценке и т.д. Существуют так называемые языковые, или сухие, метафоры, которые стали привычными, войдя в словарь: кольцо колбасы, лента дороги, пузатый чайник, шоколадный загар, крыло здания, паутина лжи, гасить ссору, соль анекдота, туча комаров, дождь барабанит, пила визжит и т.д. Но авторы художественных произведений часто создают индивидуальные метафоры: Горит восток зарёю новой (А. Пушкин). Поседев, шелудивеет лёд  (К. Паустовский). В наших жилах кровь, а не водица, мы идём сквозь револьверный лай (В. Маяковский). Там, где капустные грядки красной водой поливает восход, кленёночек маленький матке зелёное вымя сосёт (С. Есенин). Я помню, как закат махал красным платком в окно купе, проносящегося среди полей (А. Грин). В небе вон Луна такая молодая, что её без спутников и выпускать опасно

(В. Маяковский).

2. Метонимией называется перенос названия с одного предмета на другой на основании их смежности: Фарфор и бронза на столе (А. Пушкин). Вдруг глаза её, мокрые, заплаканные, брызнули неудержимой зелёной радостью

(К. Федин). Я до такой степени удивился, что у меня даже прошла голова

(М. Булгаков). И застыло у ворот стриженое детство (М. Исаковский). Цвели кругом чудеса ботаники, бананы сплетали сплошной кров (В. Маяковский). До рассвета осталось не больше аршина (В. Маяковский). Только слышно, на улице где-то одинокая бродит гармонь (М. Исаковский).

3. Синекдоха – это замена наименования целого наименованием какой-либо его части: Все флаги в гости будут к нам (А. Пушкин). И назовёт меня всяк сущий в ней язык – и финн, и ныне дикий тунгус, и друг степей калмык

(А. Пушкин). Ни звука русского, ни русского лица не встретил  (А. Грибоедов). А писать он был великий мастер: его докладные, объяснительные и оправдательные записки были шедеврами. Он был известное перо в губернии (И. Гончаров). На диване лежит поручик в папахе и спит… – Вставайте, – будит доктор папаху (А. Чехов). Мужчина нынче балованный, глупый, вольнодумствующий (А. Чехов).

4. Олицетворением называется наделение неодушевленных предметов, отвлеченных понятий и живых существ признаками, свойствами, действиями человека: Я свистну, и ко мне послушно, робко вползёт окровавленное злодейство, и руку будет мне лизать, и в очи смотреть, в них знак моей читая воли (А. Пушкин). Поёт зима, аукает, мохнатый лес баюкает стозвоном сосняка (С. Есенин). Ночь тиха, пустыня внемлет Богу, и звезда с звездою говорит

(М. Лермонтов). Весна бродила вместе с лёгким сквозным ветром по коридорам, дышала в лицо девичьим своим дыханием  (К. Паустовский). В спину хохочут и ржут канделябры (В. Маяковский).

5. Эпитет – образное определение предмета или действия, подчеркивающее в них какое-либо качество: А ну-ка, песню нам пропой, весёлый ветер! (В. Лебедев-Кумач). Словно сам охваченный дрёмой, старик-океан притих (К. Станюкович). Белый запах нарциссов, счастливый, белый весенний запах... (Л. Толстой). У народа умер звонкий забулдыга-подмастерье  (В. Маяковский). Для фольк- лорных произведений характерен ряд постоянных эпитетов: красна девица, добрый молодец, буйная головушка, шелковые кудри, чисто поле, синее море, зеленый сад.

6. Сравнение – это сопоставление одного предмета или явления с другим с целью художественного описания: Из перерубленной старой берёзы градом катились прощальные слёзы (Н. Некрасов). «Бежал Гарун быстрее лани, быстрей, чем заяц от орла (М. Лермонтов). Темно свиноцовоночие, и дождик толст, как жгут (В. Маяковский). Сад стоял в цвету, подобно новобрачной у порога, осыпаемый, как хмелем, благодатью щедрой Бога (В. Соловьев).  А волоса у русалки зелёные, что твоя конопля  (И. Тургенев). Подводной лодкой пошёл ко дну взорванный Петербург  (В. Маяковский). Не ветер бушует над бором, не с гор побежали ручьи, Морозвоевода дозором обходит владенья свои (Н. Некрасов). Мы с какой угодно стороны несоединяемые части: я – как биография страны, ты – ее сегодняшнее счастье (М. Светлов).

7. Гипербола – это образное выражение, состоящее в преувеличении размеров, силы, красоты, значения описываемого, литота – это образное преуменьшение описываемого, иногда этот троп называют обратной гиперболой: Редкая птица долетит до середины Днепра (Н. Гоголь). Шампанское стаканами тянул. – Бутылками-с, и пребольшими. – Нет, бочками сороковыми (А. Грибоедов). В сто сорок солнц закат пылал (В. Маяковский). Поэт всегда должник вселенной (В. Маяковский). Мою любовь, широкую, как море, вместить не могут жизни берега (А. Толстой). Ниже тоненькой былиночки надо головы склонить (Н. Некрасов). Лошадку ведёт под уздцы мужичок в больших сапогах, в полушубке овчинном, в больших рукавицах, а сам с ноготок (Н. Некрасов).

8. Антономасия – это троп, состоящий в употреблении собственного имени в качестве обозначения другого предмета, наделенного похожими свойствами: Отелло 6 ревнивец, Дон-Жуан - сластолюбец, Тартюф - ханжа, Ментор - наставник, Хлестаков - хвастун, Манилов - мечтатель. Можно привести классические примеры из художественных произведений и публицистики: Может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов российская земля рождать (М. Ломоносов). Мы все глядим в Наполеоны, двуногих тварей миллионы для нас орудие одно (А. Пушкин). Никаким Гитлерам не сломить нашей силы! (из газет). Приезжают в столицу смиренно и бойко молодые Есенины в красных ковбойках (Я. Смеляков). Твой иконный и строгий лик по часовням висел в Рязанях (Я. Смеляков).

 

Под термином фигуры речи понимаются отступления от нейтрального способа изложения с целью эмоционального и эстетического воздействия. К фигурам речи относятся:

1. Антитеза – противопоставление явлений или понятий: Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет (пословица). В наших жилах кровь, а не водица, мы идём сквозь револьверный лай (В. Маяковский). Любить – это с простынь, бессонницей рваных, срываться, ревнуя к Копернику, его, а не мужа Марьи Ивановны считая своим соперником (В. Маяковский). Где стол был яств, там гроб стоит (В. Жуковский). К добру и злу постыдно равнодушны, в начале поприща мы вянем без борьбы (М. Лермонтов).

2. Перифразой называется описательный оборот, употребляемый вместо какого-либо слова или словосочетания, косвенно подчеркивающий, выделяющий какие-либо признаки: победитель при Аустерлице (побежденный под Ватерлоо) - Наполеон, страна озёр - Карелия, третий Рим - Московская Русь эпохи Ивана III, Василия III и Ивана IV. Беги, сокройся от очей Цитеры, слабая царица! [= богиня любви] (А. Пушкин). Там соловей, весны любовник, всю ночь поёт (А. Пушкин). Хотя мы знаем, что Евгений издавна чтенье разлюбил, однако несколько творений он из опалы исключил: певца «Гяура» и «Жуана» [= Байрона] да с ним ещё два-три романа... (А. Пушкин).

Персидский поэт Саади – лукавый и мудрый шейх из города Шираза – считал, что человек должен жить не меньше девяноста лет  (К. Паустовский). Существуют и устоявшиеся, ставшие всем привычными перифразы: цветы жизни (дети), зеленый друг (лес), меньшие братья (животные), корабль пустыни (верблюд), черное золото (нефть) – эту широко употребляющуюся ныне перифразу создал А.Н. Толстой в романе «Эмигранты». Разновидностью перифразы считают эвфемизм (Доктор, доктор, а нельзя ли изнутри погреться мне? (А. Твардовский) и табу.

3. Градация – это стилистическая фигура, состоящая в таком расположении слов, при котором каждое последующее усиливает значение предыдущего. Благодаря этому нарастает производимое впечатление: Он не только не видел этого, не слышал и не знал об этом, но ему и в голову не могла прийти возможность такого происшествия (К. Симонов). Не думай бежать! Это я вызвал. Найду. Догоню. Доконаю. Замучу! (В. Маяковский).

При этом различают восходящую градацию, когда единицы располагаются по восходящей значимости (Я вас прошу, я вас очень прошу, я умоляю) и нисходящую градацию, которая приводит к внезапному снижению стиля: Дама, не боящаяся самого дьявола и даже мыши (М. Твен). Его могущество, его славные дела, возведенные им столицы – разве не вошло все это в летопись великих свершений? Однако в старости у него отнялись ноги (М. Твен).

4. Эллипсис представляет собой стилистическую фигуру, заключающуюся в пропуске какого-либо подразумевающегося члена предложения. Использование эллипсиса придает высказыванию динамичность, интонацию живой речи: Татьяна – в лес, медведь – за ней (А. Пушкин). Вместо хлеба – камень, вместо поучения – колотушка (М. Салтыков-Щедрин). Над этим островом – какие выси, какой туман! (Н. Гумилев). Только усталый достоин молиться богам, только влюбленный – ступать по весенним лугам (Н. Гумилев). С дерзким надменны мы, с робким – застенчивы, с мальчиком – дети

(М. Цветаева). Дан приказ ему на запад, ей – в другую сторону, уходили комсомольцы на гражданскую войну (М. Исаковский). Вот хозяин сел, разулся, руку правую – на стол (А. Твардовский).

5. Зевгма – состоит в том, что слово, образующее однотипные сочетания с несколькими словами, употребляется в конструкции только один раз. В зависимости от его позиции различают: а) протозевгму, которая связана с употреблением такого слова в начале фразы: Один ведерком черпает, другой – шапкой, третий – горстями;

б) мезозевгму (середина фразы): Один – ведерком, другой шапкой черпает, третий – горстями; в) гипозевгму (конец фразы): Один – ведерком, другой – шапкой, третий горстями черпает.

6. Анафора – это повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание. При этом различают: а) лексическую анафору, состоящую в повторении слов: Не напрасно дули ветры, не напрасно шла гроза; б) синтаксическую анафору, связанную с повторением конструкций: Я стою у высоких дверей, я слежу за работой твоей. Классические примеры анафоры создал М.Ю. Лермонтов в поэме «Демон»: Я тот, чей взор надежду губит, я тот, кого никто не любит, я бич рабов моих земных, я царь познанья и свободы, я враг небес, я зло природы, и, видишь, – я у ног твоих; Клянусь я первым днём творенья, клянусь его последним днём, клянусь позором преступленья и вечной правды торжеством, клянусь паденья горькой мукой, победы краткою мечтой, клянусь свиданием с тобой и вновь грозящею разлукой... В целом в художественной литературе анафора чаще встречается в поэзии: Свалился, а то-то был в силе. Свалился…  Не минуть и нам

(Н. Некрасов). Однако можно найти и прозаические анафоры: Мысль, что честь его была замарана и не отмыта по его собственной воле, эта мысль мешала мне обходиться по-дружески (А. Пушкин). Книга – хранилище знаний. Книга – вместилище всего великого опыта человечества. Книга – неистощимый источник высокого эстетического наслаждения, глубоких раздумий

(Б. Полевой).

7. Эпифорой называется повторение слов или выражений в конце смежных отрывков, например: Мне хотелось бы знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? (Н. Гоголь). Не станет нас! А миру хоть бы что. Исчезнет след! А миру хоть бы что (О. Хаям).

8. Симплока – это сочетание анафоры и эпифоры: Этот человек сделал все, чтобы увидеть вас, этот человек специально приехал, чтобы увидеть вас.

9. Оксюморон заключается в приписывании понятию несовместимых признаков, что кажется абсурдным, но на самом деле раскрывает противоречивую природу объекта описания. Некоторые оксюмороны стали привычными: поспешай медленно, молодые старички, живой труп, красноречивое молчание, горькая радость.

10. Апосиопезой (фигурой умолчания) называется умышленно не завершенное высказывание: Вот он вернется, и тогда… Подумать только, чтобы она… но довольно! Чтобы я когда-нибудь…

11. Хиазм образуется перекрещиванием, переменой позиции начального и конечного компонента высказывания: Мишка боится мышки, мышка боится Мишки.

12. Период представляет собой сложное единство, которое состоит из двух частей в первой (протазисе) заданы какие-то условия (время действий событий, явлений; определяется лицо, явление), а во второй (аподозисе) через длинную явно выраженную паузу приведен вывод: Когда душе моей сойдет успокоенье с высоких после гроз немеркнущих небес, когда душе моей внушая поклоненье, идут стада дремать под ивовый навес, когда душе моей земная веет святость и полная река несет небесный свет, – мне грустно оттого, что знаю эту радость лишь я один: друзей со мною нет… (Н. Рубцов). Но ни в том, ни в другом случае, как бы мы ни изменяли нашу точку зрения, как бы ни уясняли себе ту связь, в которой находится человек с внешним миром, или как бы ни удлиняли или укорачивали период времени, как бы понятны или непостижимы ни были для нас причины – мы никогда не можем себе представить ни полной свободы, ни полной необходимости  (Л. Толстой).

 

Задание 1. Найдите тропы и фигуры речи в следующих примерах:

Улыбкой ясною природа сквозь сон встречает утро года (А. Пушкин). Белей, чем горы снеговые, плывут на запад облака (М. Лермонтов). Огонь пулемётный площадь остриг (В. Маяковский). Теплый бархат ночи богато расшит, украшен голубым серебром огней (М. Горький). Берёт как гремучую в двадцать жал змею двухметроворостую (В. Маяковский). Мужики – за топоры! (А. Толстой). Смотрите на жизнь без очков и шор, глазами жадными цапайте всё то, что у нашей земли хорошо и что хорошо на западе (В. Маяковский). На берег большими шагами он смело и прямо идёт, соратников громко он кличет и маршалов грозно зовет (М. Лермонтов). Только слышно, на улице где-то одинокая бродит гармонь (М. Исаковский). Весенний ветер лезет вон из кожи, калиткой щёлкает,       кусты       тревожит,     сырой забор подталкивает в бок

(Э. Багрицкий). Вдетая во мглу, как нить в иглу, стоит береза (Н. Матвеева). Возьмём передышку похабного Бреста: потеря – пространство, выигрыш – время (В. Маяковский). Я навек любовью ранен! (В. Маяковский). Мокрые тащил две дровинки чуть потолще средней бровинки (В. Маяковский). Мрачнее ночи посмотрела она на мужчин, и Петр Горбидонович незамедлительно улетучился восвояси (Л. Леонов). Напрасно ждал Наполеон, военным счастьем упоенный, Москвы коленопреклоненной с ключами старого Кремля! Нет, не пошла Москва моя к нему с повинной головою (А. Пушкин). И слышит шепот гордый вода и под,  и   над:     «Через четыре года здесь будет город-сад!»

(В. Маяковский). Не придется ехать четырнадцатым номером: опоздали сильно (А. Чехов). Мне было только семнадцать лет, поэтому эта ночь клубилась во мне и дышала мной, шагала плечом к плечу (Э. Багрицкий). Сливеют губы с холода (В. Маяковский). Я пол-отечества мог бы снести, а пол – отстроить, умыв (В. Маяковский). Ни звука русского,  ни      русского  лица  не встретил

(А. Грибоедов). Ну, а класс-то заливает жажду квасом? Класс – он тоже выпить не дурак. (В. Маяковский). Сегодня на лестнице грязной и тусклой копались обывательские слухи-свиньи (В. Маяковский). Среди зеленой тишины нахлынувшего лета не все вопросы решены, не все даны ответы (Н. Асеев).

 

Задание 2. Объясните неоправданность тропов в примерах, взятых из российской периодической печати.

Степь цвела: словно факелы стояли красные и желтые тюльпаны, голубые колокольчики, степные маки. Судья был такой же простой и скромный, как и его кабинет. В среде хоккейных поединков, которыми в эти дни обильно одаривает нас стремительно разбежавшийся по стране чемпионат, сердце болельщика выделяет те, которые в концентрированном виде доказывают несомненную истину, что «в хоккей играют настоящие мужчины». Захватывающая дуэль шахматных амазонок продлится завтра. Монтажники пересекли экватор монтажных работ. Депутат пришел на встречу с народными мстителями [бывшими партизанами]. Работник милиции имеет оружие и владеет приемами самбо, однако основная сила Анискиных – в другом. Мы испытываем острый дефицит рабочих рук: их у нас двадцать пять, а требуется еще столько же. Молодая поросль наших фигуристов вышла на лёд. Сегодня выясняют отношения столичные бойцы клинка. Человек – чистая доска, на которой внешнее окружение вышивает самые неожиданные узоры. Вернувшись домой, Логачева вместе с односельчанами начала залечивать шрамы войны: зарывала траншеи, блиндажи, воронки от бомб. Почему-то домой всегда корабль идёт быстрее, словно хочет поскорее прижаться к родной земле. Моторы, получаемые после капремонта, имеют очень короткую жизнь. Мэрия проявляет постоянную заботу о благоустройстве жилых кварталов – три четверти города занято зелёными друзьями. За стеклом стоят, прижавшись, Скотт, Горький, Бальзак, Моруа... Двое, имя которым – команды, вышли на ледяную сцену, чтобы в стремительном диалоге, на языке хоккея поспорить, кто из них сильнее, умнее, мужественнее, благороднее.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 862.