Тема 3.5. Лексические группы слов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

План

1. Омонимы. Омофония.

2. Архаизмы, историзмы.

3. Неологизмы.

 

Задания для самостоятельной работы

Для овладения знаниями:

Изучить и законспектировать предложенный теоретический материал по данной теме.

Для закрепления и систематизации знаний:

1. Повторить изученный материал по данной теме (опираясь на самостоятельно изученный материал).

2. Составить и оформить тезисную схему изученного материала.

Для формирования умений:

1. Подготовить доклад на одну из тем согласно перечню вопросов, предложенных для рассмотрения на занятии.

2. Выполнить предложенные практические задания.

 

Как вы знаете, омонимами называются слова, отличающиеся по значению, но одинаковые по звучанию и написанию. Например: наряд — «одежда» и наряд — « распоряжение ».

Омонимы следует отличать от слов, которые оказываются одинаковыми только по одному признаку:

звучанию или написанию ср.: косит — косит и пруд — прут, браться — братца).

Слова, совпадающие по написанию, но различные по значению и звучанию, называются омографами (греч. homos — одинаковый, grapho — пишу). Например: гвоздики — гвоздики, дорога — дорога, вести — вести, пропасть — пропасть.

Слова, одинаковые по звучанию, но различные по значению и написанию, называются омофонами (греч.homos — одинаковый, phone — звук). Например: молод — молот, лезть — лесть, луг — лук, Орел — орел.

Совпадать по звучанию могут не только слова; но и словосочетания, предложные конструкции, например: носорог — нос о рог, крынку — к рынку, окошке — о кошке. Совпадение в звучании отдельных слов, частей слов, а также единиц больших, чем слово (словосочетаний), называется омофонией.

Задание 1. Найдите омонимы и определите их значение.

Молоко покрыла пеночка,

Варится в котле овсянка.

За окном щебечет пеночка,

Подпевает ей овсянка.

Снег сказал: — Когда я стаю,

Станет речка голубей,

Потечет, качая стаю

Отраженных голубей.

Сев в такси, Спросила такса:

— За проезд

Какая такса?

(Я. Козловский)

 

Задание 2. В каких формах будут одинаковыми по звучанию и написанию следующие слова? Суд и судно, день и дно, лететь и лечить.

Задание 3. Укажите в стихотворениях случаи омофонии.

Область рифм моя стихия,

И легко пишу стихи я;

Без раздумья, без отсрочки

Я к строке бегу от строчки.

Даже к финским скалам бурым

Обращаюсь с каламбуром.

(Д. Минаев)

 

Для справки.

Каламбур — шутка, основанная на комическом использовании сходно звучащих, но разных по значению слов и словосочетаний.

 

Я. Козловский в «Басне про медведя», высмеивая тупость и ограниченность, рифмует одинаково звучащие слова, словосочетания, предложные конструкции для усиления комического эффекта:

Медведь в бору, не зная правил,

Машиной персональной правил

И в елку врезался.

Смех смехом,

А Мишка-то едва остался с мехом.

И заревел он грозно:

— Надо ели

Срубить в бору! Они мне надоели!

 

Среди архаизмов и неологизмов, которые выполняют в основном номинативную функцию, существуют такие, которые имеют стилистическую или эмоционально-экспрессивную окраску и используются как выразительное средство. К ним, например, относятся архаизмы ланиты, перст, чело, врата, длань и другие. Включенные в текст, они придают повествованию торжественное, приподнятое звучание, усиливают выразительность. Таково назначение  архаизмов  в   четверостишии  из  стихотворения       «Нищий»

М.Ю. Лермонтова:

У врат обители святой

Стоял просящий поданья

бедняк, иссохший, чуть живой

от глада, жажды и страданья.

Или в отрывке из «Песни о вещем Олеге» А.С. Пушкина:

Грядущие годы таятся во мгле,

Но вижу твой жребий на светлом челе.

Запомни же ныне ты слово мое:

Воителю слава — отрада;

Победой прославлено имя твое;

Твой щит на вратах Цареграда,

И волны и суша покорны тебе;

Завидует недруг столь дивной судьбе.

Однако чаще устаревшие слова используются для стилизации прошлого, чтобы передать колорит описываемой эпохи. Такую функцию выполняют историзмы, архаизмы в романах «Арап Петра Великого» А.С. Пушкина, «Князе Серебряном» А.К. Толстого, «Степане Разине» А.Чапыгина и других.

 

Задание 4. В отрывке из романа «Арап Петра Великого» найдите устаревшие слова, объясните их значение, пользуясь в случае необходимости толковым словарем. Скажите, какую функцию они выполняют?

Между тем они подъехали ко дворцу. Множество длинных саней, старых колымаг и раззолоченных карет стояло на лугу. У крыльца толпились кучера в ливрее и в усах, скороходы, блистающие мишурою, в перьях и с булавами, гусары, пажи, неуклюжие гайдуки, навьюченные шубами и муфтами своих господ — свита необходимая, по понятиям бояр тогдашнего времени. При виде Ибрагима поднялся между ими общий шепот: «Арап, арап, царский арап!» Он поскорее провел Корсакова сквозь эту пеструю челядь. Придворный лакей отворил им двери настежь, и они вошли в залу. Корсаков остолбенел... В большой комнате, освещенной сальными свечами, которые тускло горели в облаках табачного дыма, вельможи с голубыми лентами через плечо, посланники, иностранные купцы, офицеры гвардии в зеленых мундирах, корабельные мастера в куртках и полосатых панталонах толпою двигались взад и вперед при беспрерывном звуке духовой музыки. Дамы сидели около стен: молодые блистали всею роскошью моды. Золото и серебро блистало на их робах; из пышных фижм возвышалась, как стебель, их узкая талия; алмазы блистали в ушах, в длинных локонах и около шеи. Они весело повертывались направо и налево, ожидая кавалеров и начала танцев. Барыни пожилые старались хитро сочетать новый образ одежды с гонимою стариною: чепцы сбивались на соболью шапочку царицы Натальи Кирилловны, а робронды и мантильи как-то напоминали сарафан и душегрейку.

 

Особый интерес как средство образности, выразительности представляют неологизмы. В большинстве случаев неологизмы называют новые явления, предметы, действия, состояния, качество. Так, в связи с развитием космонавтики словарь  «Новые слова и значения» (1971) фиксирует неологизмы: космос, космовидение, космодром, космодромный, космолетчик, космонавтика, космотполкование, космоплаватель, космопорт, космопроходец, космопсихолог, космофизик, космофизический, космохимик, космохимия, космоцентр. В следующем словаре ≪Новые слова и значения≫ (1984) находим еще два слова: космизация и космоснимок.

Приведенные слова в настоящее время уже не воспринимаются как неологизмы, они стали неотъемлемой частью словарного состава русского литературного языка.

Наряду с языковыми неологизмами существуют авторские неологизмы. Вот они-то в большинстве случаев и придают тексту выразительность, образность.

Мастером создания авторских неологизмов был В.В. Маяковский. Он писал:

Немало слов придумал вам,

взвешивая их,

одно хочу лишь,

чтобы стали

всех

моих

стихов слова

полновестными,

как слово ≪чуешь≫.

Известный лексикограф, профессор Н.П. Колесников, автор более десяти разнообразных словарей, из-дал ≪Словарь неологизмов В.В. Маяковского≫ (1994), многие их которых являются эпитетом, метафорой, метонимией, сравнением, заключают в себе оригинальный образ, обладают повышенной экспрессией: Например:

… от первой республики

крестьян и рабочих

отбросим

войны

штыкастые щупальцы.

 

… у города

страшный вид, —

город —

штыкастый еж.

 

… эскадры

верблюдокорабледраконьи.

Плывут.

 

… Провожая

рекрутов

молодолес,

провожая поя,

а не плача.

 

… вырастет из сына

свин,

если сын —

свиненок.

 

Как видно их приведенных цитат, авторские неологизмы придают речи особую выразительность. Они неповторимы, неожиданны, обладают прозрачностью смысла, словообразовательной структуры, эмоционально-экспрессивной окраской.

 

Задание 5. Выпишите из учебников 10 предложений с неологизмами, укажите в скобках их значение.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 453.