Экономический анализ деятельности библиотеки. Возможности экономического анализа как активного комплексного метода управления хозяйственной деятельностью библиотеки, целесообразность его применения на стадиях подготовки, принятия, выполнения и оценки последствий управленческих решений. Главные задачи экономического анализа в библиотеке: получение реальных данных о соотношении результатов профильной деятельности с ресурсными затратами на их достижение, определение степени эффективности использования финансовых, материально–технических и трудовых ресурсов, оценка результативности конкретных финансовых затрат. Предмет, объекты, цели и методика экономического анализа в библиотечно-информационной сфере.
Ведущие направления экономического анализа библиотечной деятельности: изучение уровня обеспеченности и степени эксплуатации материально–технической базы библиотеки, оснащенности труда библиотечных работников; анализ трудовых ресурсов; исследование технологии и организации рабочих мест в различных структурных подразделениях библиотеки (на отдельных участках библиотечной работы); анализ выполнения плановых заданий; изучение использования библиотечных фондов; анализ финансовой деятельности; определение эффективности управленческой работы.
Значение экономического анализа библиотечной практики, его ограниченность количественным подходом и условность отдельных результатов.
Понятия «эффект» и «эффективность», «показатель» и «критерий». Их интерпретация в современном отечественном библиотековедении и практическое применение. Основные виды эффективности библиотечных процессов: функциональная, экономическая, социальная.
Система показателей функциональной (технологической) эффективности как отражение результатов деятельности библиотеки (библиотечного подразделения) за определенный временной период по основным запланированным количественным параметрам. Показатели экономической эффективности работы библиотеки: общие экономические показатели, определение структурной (поэлементной) экономической эффективности. Социальная эффективность как главный критерий итоговой оценки результативности библиотечного обслуживания, сложность ее количественной характеристики. Социально–экономическая эффективность работы библиотеки – соответствие меры достижения конечных целей функционирования библиотечного учреждения и меры рациональности использования его ресурсной базы для получения, планируемого (ожидаемого) эффекта. Целесообразность определения формализованных показателей оценки социально–экономической эффективности библиотечной деятельности.
Возможные индикаторы качества библиотечно- информационного обслуживания. Перспективы комплексной оценки эффективности работы библиотечного учреждения: концепции отечественных и зарубежных специалистов. Современные подходы к моделированию сводного индекса эффективности библиотечной работы, возможность его использования для сравнительной оценки и сопоставительного анализа социально–экономической эффективности деятельности отдельных библиотек.
5. Перечень учебно-методического обеспечения
для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
Общие положения
Самостоятельная работа обучающихся – особый вид познавательной деятельности, в процессе которой происходит формирование оптимального для данного индивида стиля получения, обработки и усвоения учебной информации на основе интеграции его субъективного опыта с культурными образцами.
Самостоятельная работа может быть аудиторной и внеаудиторной.
Аудиторная самостоятельная работа осуществляется на практических и семинарских занятиях. Внеаудиторная самостоятельная работа может осуществляться:
– в контакте с преподавателем: на консультациях по учебным вопросам, при выполнении индивидуальных заданий и т. д.;
– без контакта с преподавателем: в библиотеке, дома, в общежитии и других местах при выполнении учебных и творческих заданий.
Внеаудиторная самостоятельная работа прежде всего включает повторение материала, изученного в ходе аудиторных занятий; работу с основной и дополнительной литературой и интернет-источниками; подготовку к семинарским, практическим занятиям; выполнение заданий, вынесенных преподавателем на самостоятельное изучение; научно-исследовательскую и творческую работу обучающегося.
Целью самостоятельной работы обучающегося является:
- формирование приверженности к будущей профессии;
- систематизация, закрепление, углубление и расширение полученных знаний умений, навыков и (или) опыта деятельности;
- формирование умений использовать различные виды изданий (официальные, научные, справочные, информационные и др.);
- развитие познавательных способностей и активности обучающегося (творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности);
- формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию, самореализации;
- развитие исследовательского и творческого мышления.
Самостоятельная работа является обязательной для каждого обучающегося, и ее объем по каждой дисциплине определяется учебным планом. Методика ее организации зависит от структуры, характера и особенностей изучаемой дисциплины, индивидуальных качеств и условий учебной деятельности.
Для эффективной организации самостоятельной работы обучающийся должен:
знать:
– систему форм и методов обучения в вузе;
– основы научной организации труда;
– методики самостоятельной работы;
– критерии оценки качества выполняемой самостоятельной работы;
уметь:
- проводить поиск в различных поисковых системах;
- использовать различные виды изданий;
- применять методики самостоятельной работы с учетом особенностей изучаемой дисциплины;
иметь следующие навыки и опыт деятельности:
– планирование самостоятельной работы;
– соотнесение планируемых целей и полученных результатов в ходе самостоятельной работы;
– проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности.
Методика самостоятельной работы предварительно разъясняется преподавателем и в последующем может уточняться с учетом индивидуальных особенностей обучающихся. Время и место самостоятельной работы выбираются обучающимися по своему усмотрению, но с учетом рекомендаций преподавателя.
Самостоятельную работу над дисциплиной следует начинать с изучения рабочей программы дисциплины, которая содержит основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучаемых. Обязательно следует помнить рекомендации преподавателя, данные в ходе установочного занятия, а затем – приступать к изучению отдельных разделов и тем в порядке, предусмотренном рабочей программой дисциплины.
5.2. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы
Таблица 5
5.2.1. Содержание самостоятельной работы
Наименование разделов, темы | Содержание самостоятельной работы | Кол-во часов с/р | Форма контроля |
Дата: 2018-11-18, просмотров: 1025.